ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 658

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод: Каждая школа близка к пониманию живого механизма культуры, с разных сторон подходя к трансцендентному (бессознательному) феномену культуры, который помогает человеку познать истинное бытие. Тем более, что в возникшем пространстве виртуальностей, наблюдателей и персонажей культура стала пространством для существования этих виртуальных реалий. Нужен еще один шаг, который позволит культурологам освоить механизм «наблюдатель-—персонаж», знакомый человечеству с античности. Только повернуть его не на мир, а на человека, и тогда культура станет очевидной, то есть, видна очами, ее структура раскроется взгляду человека. И человек раскроется, как книга, в культуре и бытии, Собственно, ради этого писалась эта книга.
Вопросы по курсу лекции:

С ответами (ПРИМЕР)
1.Какие типы культур, исходя из двойственной психобиологической природы человека, выделял Сорокин?

Исходя из двойственной психобиологической природы человека — существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры:

1.чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждения;

2.идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу. )

3.идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией.
2.Какова роль Символической школы в культурологии?

Символическая школа, нередко претендует на монополизацию культурологии как своей «вотчины», объединяет, прежде всего, лингвистов, специалистов по семиотике, некоторых искусствоведов и специалистов по информатике. Символический подход в изучении культуры пытается решить проблему связи между реальным миром и его символическим удвоением.
3.Какие теоретико-методологические положения являются общими для структурализма?

Общими для структурализма можно назвать следующие теоретико-методологические положения:


1. Представление о культуре, как совокупности знаковых систем и культурных текстов и о культурном творчестве, как символотворчестве, языкотворчестве. Представление о наличии универсальных инвариантных психических структур, скрытых от сознания, но определяющих механизм реакции человека на весь комплекс воздействий внешней среды (как природной, так и культурной);

2. Представление о культурной динамике, как следствии постоянного изменения принципов и форм представлений человека об окружающем мире, и, как следствие, постоянное изменение принципов комбинаций этих представлений; представление о возможности выявления и научного познания этих структур путем сравнительного структурного анализа знаковых систем культурных текстов.
Этап культурной глобализации. Идеи новой космической культуры
1. Русский космизм как выход за пределы обыденности

2. Планетарные идеи Вернадского

3. Современная цивилизация и русский космизм. Чижевский

4. Глобализация коммуникативных процессов в современную эпоху
1.

Современная цивилизация всегда закладывается ещё в период развития культуры, который назван у Гегеля, а затем у Ясперса “осевым временем” (800-200 г.г. до н. э.). Именно тогда формировалась (по выражению К. Ясперса) матрица европейской культуры. Сегодня же сами основания “рациональной” культуры подвергаются сомнению из-за обилия глобальных проблем, поставивших под угрозу будущее всего человечества. Свидетельством может служить пересмотр традиционных просветительских концепций и популярность идей космизма, различного рода иррационалистических и оккультных учений.

Формирование нового планетарного мировоззрения построено на переосмыслении традиционных взглядов как современных, так и высказанных в прошлом. В России идея планетарной этики лежала в основе направления научной мысли, получившего название русского космизма.

Русский космизм может рассматриваться как некая попытка выхода за пределы обыденности. Космизм, в основном, чисто российское явление. Это направление в культуре, литературе, науке свидетельствует об оптимизме взгляда ученых на перспективу социального развития России.



К этому направлению относят В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, Н. Ф. Федорова, Н. А. Умова и др. мыслителей. Оно связано с поисками космического предназначения человека, идеей общности цивилизации, единства всего человечества. Вместе с тем в направление космизма следует включить и античного философа Платона (с его учением о врожденных идеях), и средневековых мистиков, концепции витализма4 и пантеизма, “врожденные идеи” Декарта и “жизненный поток” А. Бергсона. Все эти идеи, по существу, противостоят европейской, культурной традиции с ее культом рационализма, инструментальной эффективности науки и техники, захватнической стратегии в отношении природы; сознанием, игнорирующим космический процесс.

Возможно, мы вступаем в полосу нового мировоззрения, которое получило название космизма и за которым будущее. Суть его в том, что человечество рассматривается как закономерная ступень бытия, высшая точка космической эволюции, кристаллизация творческих сил Природы и Космоса.

Из философских мыслителей к этому направлению относят, прежде всего, Н.Ф. Федорова (1828-1903).

Н.Ф. Федоров – российский ученый-утопист, автор работы «Философия общего дела» (Т.1-2) - усматривал основное зло для человека в смерти, зависимости человека от слепой силы природы. Он выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель такой регуляции – воскрешение предков («отцов») Путь к нему лежит через овладение природой переустройства человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижение бессмертия мыслилось Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой вражды – разрыва ли между словом и делом, «учеными» и «неучеными»; богатством и бедностью; городом и деревней. Утверждая культ предков как основу истинной религии, Федоров разошелся с традиционным христианством. Христианскую идею «личного спасения» Федоров считал противоположной делу всеобщего спасения и потому – безнравственной. Социокультурная концепция Н.Федорова, основанная на идеализации патриархально-родовых отношений, противостояла «небратскому» состоянию современной цивилизации.

При всем идеализме и наивности идей Федорова, они получили распространение в России и за рубежом, в значительной мере повлияли на творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С. Соловьева.


Из представителей науки к этому направлению относится К.Э.Циолковский (1857-1935) – российский мыслитель и ученый, создавший новое научное направление, ракетодинамику и астронавтику. В своих философско-художественных эссе он разрабатывал тему «космической философии».

Размышляя о вселенских целях жизни, Циолковский строил доктрину вокруг идеи «атома». «Атом» в концепции Циолковского - это некое бессмертное элементарное существо, которое претерпевает различные судьбы, путешествуя от одного организма и конгломерата к другому.

Идеи Циолковского сопоставимы с индуизмом или теософией, с учениями о душепереселении. На них основана его «космическая этика»: обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке и к заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются и курсируют после исчезновения их обладателя. Объективным добром «космическая этика» признает процессы усложнения и стратификации во Вселенной, т.к. «блаженство атомов» обеспечивается их пребыванием в сложных, благоустроенных организмах.

Наличное состояние в космосе свидетельствует о торжестве творческих антиэнтропийных сил жизни и разума над уравнительными , энтропийными тенденциями и над тягой материи к абсолютной организации, что означало бы «конец мира». Космологический процесс – это бесконечный ряд усовершенствований бытия.

Циолковский - идеолог космического расселения человечества в Солнечной системе и других звездных мирах. В будущем, по его мысли, землян ждет полная биологическая перестройка, превращение их разумные «животно-растения», способные непосредственно перерабатывать вещество в энергию. Носители разума в будущем максимально эмансипируются от среды обитания.

Космическая утопия Н.Федорова, К.Циолковского, а также других ученых – это первая попытка средствами науки систематизировать научные теории, характерные для начала освоения космоса: о месте человеческого разума в мировом целом, о его ответственности за землю и Вселенную.

В художественной форме идеи космизма высказаны, главным образом, в произведениях Н. Рериха и Д. Андреева.

Н.Рерих (1874—1947)—русский художник и писатель, произведения которого навеяны древнерусскими памятниками культуры, индийской и тибетской мифологией.

С 1920-х гг. Н. Рерих жил в Индии. Вот некоторые из его размышлений о сотрудничестве человека с космосом путем мыслительной деятельности: “Трудно понять, что все мысли, являющиеся следствием нагнетания энергии, запечатлеваются в пространстве и подлежат общим физическим законам. Поэтому мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем космосом. Указывают, что мысль может изменить вес; человек, одаренный глубокой мыслью, теряет в весе. Для этого ...нужно иметь мысль, истинно сильную. Напряженная мысль имеет все качества магнита”. Вот его суждения об истинной ценности культуры: “Всякая корысть уже некультурна, но заработок и оплата труда есть законное право. Право на жизнь, право на знание, право на достоинство личности. Будут всегда колебаться условные ценности. Неизвестно, какой металл будет признаваем наиболее драгоценным. Но ценность труда духовно-творческого во всей истории человечества оставалась сокровищем незыблемым и всемирным”.


О сущности культуры он писал: “Культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества... Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий... Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа".5 Как видим, Н. Рерих придавал культуре вселенское, космическое значение. Подлинная культура, полагал он, уникальное явление, не имеющее ни границ, ни расовых или национальных отличий.

Д. Андреев (1906—1959)—писатель и поэт, автор поэмы “Роза Мира”.

Основные идеи его творчества: абсолютное отрицание насилия; космополитизм; идея Всемирной Федерации государств, основанной на планетарной нравственности; “интеррелигия” (“соцветие религий”, которое и есть “Роза Мира”) Д.. Андреев предложил универсальное учение, предполагающее союз всех религий на основе духовной культуры. Он писал: “Розу Мира можно сравнить с опрокинутым цветком, корни которого — в небе, лепестковая чаша — здесь, в человечестве, на земле. Ее стебель — откровение... сердцевина — ее собственное учение. Учение это не есть механическое сочетание наиболее высоких тезисов различных теософем6 прошлого: кроме нового отношения к религиозному наследию, Роза Мира осуществляет новое отношение к природе, к истории, к судьбам человеческим культур, к их задачам, к творчеству, к любви..."7

Кажется невероятным умозаключение Д. Андреева о важнейшей миссии гуманитарной культуры. Наблюдая порядки советской “исправительной” тюрьмы (где он находился по ложному обвинению), он пришел к идеям новой судебной реформы в будущем обществе, которое, как он полагал, станет иным. Исправление думал он, начнется не с принуждения к труду, а с гуманитарного образования. Ибо большинство преступников находятся на низком общекультурном уровне и, естественно, питают отвращение к труду. Нужно повысить их общекультурный уровень, тогда они захотят трудиться. Начинать следует, по мысли Андреева, с умственного труда. Прежде всего, человеку нужна культурность умственная, этическая, эстетическая, общественная, духовная. Только из людей, обладающих такой культурой, возможно, строить Всемирное государство8.

Итак, как мы видим, основная мысль русского космизма сводится к тому, что есть универсальные ценности человечества. При этом в качестве главного понятия используется термин универсум