ВУЗ: Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Категория: Книга
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 24794
Скачиваний: 28
Для оценки эффективности терапии в психогериатрической практике
используются как уже упоминавшиеся методы стандартизованной оценки,
так и разработанные специально для этих целей шкалы. Речь идет о таких
шкалах, как Clinical Global Impression Scale (CGI), Clinicians
Impression of Change
а также Clinical
Impression
и о некоторых комбинированных шкалах
CIBIC Plus,
Park-Davig CIBI и др.)
L.S.Schneider (1996).
ШКАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
В ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ
В детской психиатрии применяют шкалы, которые используются и в пси-
хиатрии взрослых, а также многие психологические тесты, которые отража-
ют нейропсихологическое развитие ребенка в целом и развитие отдельных
сфер психической деятельности и психомоторики. Они были частично изло-
жены в главе 5 "Психологические методики". К этой же группе относятся
шкалы M.Rutter (1985), Ж.Пиаже и Б.Инельдера (1963), упоминавшийся
ранее опросник MMPI и др. Следует лишь отметить, что в силу особеннос-
тей детского возраста обычно используются не полные версии соответству-
ющих инструментов, а отдельные их разделы и субтесты.
В детской психиатрии особенно большое значение имеет тест Векслера [Wech-
D., 1949, 1958], позволяющий количественно определить уровень психического
(интеллектуального) развития. Он выражается показателем
(Intelligence Quotient).
В детской психиатрии речь идет о двух вариантах теста для детей до 6 лет и
лет: "Wechsler preschool and primary scale of Intelligence" —
Intelli-
gence scale for children revisted" —
[Wechsler D., 1949, 1967, 1974]. Этот тест
имеет принципиально те же градации, что и у взрослых.
При определении степени интеллектуального развития и соответственно недо-
развития (умственной отсталости) используют следующие градации: выше 129 —
очень высокое развитие; 120—129 — высокое; 100—120 — выше среднего; 80—100 —
среднее; 70—80 — снижение на пограничном уровне; ниже 70 — психическое недо-
развитие (среднее неразвитие 40—45; тяжелое психическое недоразвитие — 25—40;
глубокое слабоумие — 0—25).
Из специальных тестов, ориентированных на специфику детской психической
патологии, может быть назван
психического развития" (Psychoeducational
profile — PEP), предназначенный для оценки психического состояния детей с аутиз-
мом.
Учитывая сложность оценки психического развития и психического
состояния детей до 3 лет, в детской психиатрии большое внимание уделяется
разработке инструментов, адекватных для обследования именно этого кон-
тингента пациентов.
Одним из них является разработанная в Научном центре психического здоровья
РАМН методика "График нервно-психического обследования младенца" — ГНОМ
[Козловская Г.В. и др., 1997]. Это стандартизированная клинико-психологическая
методика, предназначенная для оценки коэффициента психического развития ре-
бенка. Основу методики составляют адаптированные к возрастным особенностям
задания и вопросники, позволяющие сделать заключение о состоянии основных
нервно-психических сфер: сенсорной, моторной, эмоциональной, познавательной и
социально-коммуникативной (с оценкой их состояния в баллах). Методика сущест-
вует в обычном и компьютерном вариантах. Она доступна не только врачам, но и
249
среднему медицинскому персоналу, а также родителям (вопросники относятся, ес-
тественно, к взрослым, которые характеризуют способности и поведение ребенка).
Аналогичным, но значительно более упрощенным инструментом в зарубежной
психиатрии является "Поведенческий
опросник" (Behaviour screening
questionnaire)
и P.J.Graham (1971), в котором имеется 12 основных
параметров поведения детей в возрасте около 3 лет, включая пищевое поведение,
характер сна, особенности эмоционального реагирования и т.д.
*
Приведенные в настоящем разделе методы (шкалы, тесты, опросники)
далеко не исчерпывают существующие инструменты стандартизации и ко-
личественной оценки клинических психиатрических феноменов. Их многооб-
разие дает возможность врачу и исследователю использовать в соответствии с
задачей обследования больного и иные, более углубленные подходы к той или
иной форме психической патологии. Но во всех случаях они являются лишь
дополнением к традиционному клиническому психиатрическому обследова-
нию и в этом залог их правильного и адекватного применения.
7
ТЕРАПИЯ ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
Современное лечение психических заболеваний предполагает комплексное
применение различных методов. Биологическую терапию, как правило, со-
четают с психотерапией и мероприятиями по социально-трудовой реабили-
тации больных.
И ВИДЫ ТЕРАПИИ В ПСИХИАТРИИ
Соотношение указанных методов терапевтического воздействия изменяется
в зависимости от этапа заболевания. Если в период манифестации психоза
преобладают медикаментозные методы лечения, то по мере уменьшения
остроты состояния, обратного развития психопатологических расстройств и
становления ремиссии все большее значение приобретают психотерапевти-
ческие методы, меры социальной реадаптации и восстановление трудовых
навыков.
Успех терапии во многом зависит от возможности максимальной адап-
тации лечебных мероприятий к особенностям клинических проявлений бо-
лезни. Особое значение это положение приобретает при проведении меди-
каментозной, в частности психофармакологической, терапии. Ее дифферен-
цировка, выбор соответствующих психотропных средств и способов их вве-
дения, изменение терапии в зависимости от динамики клинической картины
позволяют создать благоприятные условия для редукции болезненных рас-
стройств.
Терапевтическая тактика в каждом случае должна быть клинически
250
обоснованной, т.е. соответствовать характеру и выраженности психопатоло-
гических проявлений и учитывать как индивидуальные особенности боль-
ного, так и общие закономерности течения болезни. Продолжительность
терапии должна быть достаточно длительной и "перекрывать" период кли-
нически выраженной психопатологической симптоматики.
Способ введения препаратов и темп наращивания доз определяются в
основном состоянием больного. Психотропные средства обычно назначают
внутрь (в таблетках, драже, каплях, сиропах, суспензии) и внутримышечно. Для
более мощного психофармакологического воздействия прибегают к внутривен-
ному введению лекарств. В резистентных к терапии случаях особенно эф-
фективным оказывается внутривенное капельное введение последних.
Суточную дозу препаратов увеличивают постепенно, с осторожностью.
Быстрое повышение доз до максимальных, вызывающих выраженные по-
бочные явления, чаще всего не оправдано, за исключением случаев тяжелого
психомоторного, бредового и других видов возбуждения. Лечение высокими
дозами может вызвать серьезные осложнения и привести (особенно при
относительно скудных позитивных расстройствах) к ухудшению состояния
больного. Увеличение суточных доз препарата показано при снижении чув-
ствительности к лекарственным средствам, обычно на более поздних этапах
ранее успешного лечения. Кроме повышения доз, в таких случаях целесо-
образен переход на препараты с другими механизмами действия или на
комбинированную терапию.
В острый период болезни лечение проводится непрерывно, так как
только постоянное лекарственное воздействие на ЦНС обеспечивает успех
терапии. Метод так называемого химиошока
R., 1959], интермит-
тирующая терапия и другие виды лечения с длительными перерывами во
введении психотропных средств при манифестации психоза, как правило,
не дают ожидаемых результатов.
При затяжном течении болезни, длительном и безрезультатном введе-
нии психотропных средств, сопровождающимся усилением вялости, апатии
и заторможенности, иногда эффективна одномоментная отмена лекарств,
применявшихся до этого в высоких дозах [Авруцкий Г.Я., Недува А.А., 1981].
После перерыва можно возобновить терапию с быстрым наращиванием доз —
метод "зигзага", или "зубца" [Зальцман Г.И. и др., 1963; Вартанян Ф.Е.,
1965; Campo
et
1997].
В связи с особенностями психических заболеваний большое значение
имеют преемственность и координация с т а ц и о н а р н о й и в н е б о л ь -
н и ч н о й терапии и помощи в целом. Современные методы лечения обыч-
но позволяют относительно быстро купировать острые проявления психи-
ческих расстройств, благодаря чему период пребывания больного в стацио-
наре может существенно сокращаться. В связи с этим особенное значение
приобретает организация лечения во внебольничных условиях — в ПНД,
полустационарах, специализированных кабинетах территориальных поли-
клиник. Нужно лишь иметь в виду, что недостаточно интенсивная амбула-
торная терапия может, по образному выражению
(1963), приводить
к формированию синдрома "вращающихся дверей", когда ранняя выписка
из стационара без регулярного внебольничного лечения приводит к повтор-
ной госпитализации.
Во внебольничных условиях обычно проводят поддерживающую тера-
пию. Ее задачи — стабилизация состояния больного, дальнейшая редукция
остаточной психопатологической симптоматики, углубление ремиссии и,
что не менее важно, адаптация больного к изменившимся в связи с болез-
251
нью условиям жизни. Часто поддерживающая терапия на всем протяжении
заболевания позволяет удерживать больного в привычных условиях и избе-
жать психотравмы, связанной с помещением его в психиатрический стаци-
онар. Во внебольничных условиях может проводиться первичная терапия,
которая также позволяет сохранить социальный статус больного (иногда боль-
ные могут продолжать обычную деятельность, т.е. работать, учиться и т.п.).
Возможность первичной амбулаторной терапии определяется индивидуальны-
ми особенностями заболевания и психическим состоянием пациента. В этих
случаях проводят в первую очередь медикаментозную терапию, но она
осуществляется более щадящими методами в связи с отсутствием ежеднев-
ного контроля за состоянием больных и их активным образом жизни.
По клиническому назначению и терапевтическим подходам внеболь-
ничную терапию можно разделить на купирующую, корригирующую и ста-
билизирующую .
Купирующая терапия применяется при психических расстройствах,
"чувствительных" к психотропным средствам. Лечение таких больных долж-
но быть направлено на полное устранение болезненных явлений и форми-
рование стойких ремиссий. Суточные дозы лекарственных средств могут
значительно превышать обычные поддерживающие дозы и приближаться к
применяемым в условиях стационара. К нозологическим формам психичес-
ких заболеваний, при которых может быть использована купирующая амбу-
латорная терапия, относятся реактивные психозы (когда госпитализации не
требуется в связи с умеренной выраженностью дезадаптации), аффективные
фазы в рамках личностных расстройств, тревожно-фобические, обсессивно-
компульсивные, соматоформные расстройства при пограничных состояниях,
нетяжелые эндогенные аффективные расстройства и некоторые формы при-
шизофрении. Купирующая терапия с исполь-
зованием повышенных доз применяется и при явлениях "привязанности"
[Жислин
1962] к психотропным средствам. Чаще всего они бывают у
больных с так называемым
течением шизофрении.
В этих случаях психические расстройства (синдром психического автоматиз-
ма, галлюциноз, парафренные и некоторые аффективно-бредовые состоя-
ния) полностью купируются в процессе терапии. Однако у этих пациентов
в отличие от большинства больных с
течением болезни всякая попытка прекратить лечение приводит к экзацер-
бации болезненного процесса.
Корригирующая терапия применяется в основном при затяжных неврас-
тенических состояниях, расстройствах личности астенического круга с тен-
денцией к частым декомпенсациям (зависимое расстройство личности,
истерическое расстройство с преобладанием ипохондрических и кон-
версионных нарушений,
расстройство личности —
сенситивная психастения, сенситивный вариант шизоидной психопатии и
др.). Она показана также при ремиссиях со стойкими психопатоподобными
изменениями преимущественно астенического типа у больных шизофре-
нией, когда наряду с астенией нередко отмечаются отчетливые черты ри-
гидности психических процессов, проявляющиеся, в частности, в чрезмер-
ном стремлении сохранять привычный уклад жизни. Последнее для органи-
зации терапии во внебольничных условиях имеет особое значение, так как
стереотипная схема приема лекарств становится частью привычного распо-
рядка дня — больные стремятся принимать одни и те же препараты в неиз-
менной дозе. Более того, они отказываются прекращать терапию даже тогда,
когда необходимость в ней отпала. В этих случаях показано плавное умень-
252
шение доз лекарств в сочетании с массивным психотерапевтическим воз-
действием.
Стабилизирующая терапия направлена не на полную редукцию психи-
ческих расстройств, а лишь на стабилизацию состояния больного на ранее
достигнутом уровне. Лечение в этом случае проводится средними и низкими
дозами психотропных средств. Такая методика целесообразна при затяжных
невротических и паранойяльных расстройствах пограничного уровня, мало-
прогредиентной шизофрении, а также в периоды стабилизации неблагопри-
ятно протекающего болезненного процесса. Следует, однако, иметь в виду,
что стремление в последнем случае
во что бы то ни стало" путем
применения высоких доз лекарств себя не оправдывает.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
Термином "биологическая терапия" традиционно обозначают методы лечеб-
ного воздействия на биологические процессы, лежащие в основе психичес-
ких нарушений. Биологическая терапия является основным методом лече-
ния эндогенных и органических психических заболеваний, в том числе
симптоматических и алкогольных психозов, эпилепсии; она используется
для купирования психических нарушений пограничного уровня — невроти-
ческих, дистимических и психосоматических расстройств, а также патоха-
девиаций, относящихся к кругу расстройств личности
(психопатий). Она, как правило, входит в комплекс мероприятий, направ-
ленных на восстановление здоровья и социальную реабилитацию психичес-
ки больных. В этот комплекс наряду с биологической терапией входят
различные формы психотерапии, в том числе психокоррекция, и другие
лечебные воздействия.
Биологическая терапия берет свое начало с маляриотерапии, применен-
ной
(1918) для лечения прогрессивного паралича и введе-
ния в практику метода наркотического сна J.Klaesi в 1922 г. Целую эпоху в
развитии биологической терапии составили шоковые методы — инсулино-
коматозная терапия
M., 1935], впервые примененная в России
и Э.Я.Штернбергом; медикаментозная судорожная
L., 1937] и электросудорожная терапия [Carletti H., 1938; Bini L.,
1938], распространению которой в России способствовали исследования
М.Я.Серейского и Г.Я.Ротштейна; атропинокоматозная терапия [Бажин Е.Ф.,
1984;
S, 1950].
В последние десятилетия интерес к шоковым методам (за исключением
электросудорожной терапии) значительно снизился. Они сейчас редко при-
меняются в клинической практике. Пирогенная терапия (маляриотерапия,
сульфозинотерапия, лечение с помощью пирогенала), используемая для
лечения психических расстройств на протяжении свыше 50 лет, в настоящее
время также почти не находит применения. Не вошли в широкую клини-
ческую практику и терапия сном (включая электросон), дието-разгрузочная
терапия, психохирургия. Но одновременно появились методы лечения
ярким светом (фототерапия), депривацией сна. Более всего биологическая
терапия связана с применением лекарственных средств — психотропных
препаратов, гормонов, витаминов и др.
Основным методом биологического лечения психических расстройств
является психофармакологическая терапия.
253