Файл: Отчет по практике (введение в профессию) Фамилия, имя, отчество студента Климко Юлия Владимировна.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фундаментальное ядро содержания общего образования определяет четыре группы универсальных учебных действий: личностные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.
Рассмотрим подробнее каждый вид УУД.
Личностные универсальные учебные действия включают в себя три группы действий.
Первая группа — это действия самоопределения: «В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение». Самоопределение при этом понимается как определение человеком своего места в обществе и жизни, выбор ценностных ориентиров и собственного «способа жизни».
Вторая группа — это действия смыслообразования: «...установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом - продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.
Третья группа — это действия нравственно- этического оценивания, «усваиваемого содержания на основе социальных и личностных ценностей». Нравственно- этическое оценивание предполагает как знание норм морали, этических и нравственных норм, так и умение соотносить с ними свои собственные поступки.
Видов регулятивных УУД больше, хотя они не образуют группы, как в предыдущем случае. Характеристика таких действий в рассматриваемом документе представлена в Таблице 2.
Таблица 2. Регулятивные универсальные учебные действия
Виды регулятивных УУД | Характеристика |
действия целеполагания | постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
действия планирования (составление плана и последовательности действий) | определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
прогнозирование | предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик |
действия контроля | форма сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
коррекция | внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта |
действия оценки | выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
действия саморегуляции | элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий |
Коммуникативные универсальные учебные действия связаны обеспечивают «социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми».
Коммуникативные универсальные учебные действия распределяются на три группы:
-
учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, -
действия разрешения конфликтов, -
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия – это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; знаково-символические действия (моделирование).
К логическим универсальным действиям относится анализ и синтез объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы подразумевает формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Что касается целей обучения по ФГОС, то развитие личности – смысл и цель современного образования. В разделах «Общие положения» ФГОС ООО и ФГОС СОО дается перечень качеств, которыми должен обладать выпускник основной или средней школы. Именно формирование таких качеств и составляет основную цель обучения сегодня.
Ниже представлен "портрет выпускника основной школы":
-
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, -
уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; -
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; -
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; -
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; -
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; -
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; -
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; -
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Требования ФГОС ООО к современному уроку
Современный урок – это урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект - мотивационно – целеполагающий. Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся. Такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока - деятельностный аспект. Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.
Главная задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Концепция ФГОС, позиции системно-деятельностного подхода и компетентностного подхода (достижение обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности) определяют систему требований к уроку:
1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сформулированной (желательно – обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения они освоят в процессе деятельности на уроке.
2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания.
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
4. Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока.
5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.
7. Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий.
8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося.
9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.
10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи. Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока.
11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
13.Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандартом.
15. Организация психологического комфорта и условий сбережения здоровья на уроке.
4. Анализ сайта образовательной организации ФГБОУ ВО «ЮУРГГПУ»
С развитием информационно-коммуникационной сети «Интернет» возникла потребность создания сайтов и порталов для множества учреждений и организаций. Также произошло законодательное оформление требований к сайтам, в том числе и к сайтам образовательных организаций.
Основными документами, регламентирующими структуру и содержание сайта образовательного учреждения, являются Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 28, 29, 54), а также вступивший в силу с 1 января 2021 г. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации» (действует до 31 декабря 2026 года).
В Ст.28 (пункт 3) Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» относится к компетенции образовательной организации. В статье 29 прописана основная информация, подлежащая опубликованию в сети «Интернет». В части 3 закреплены следующие положения насчет условий размещения информации: «Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации».