Файл: Применение языковых игр как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На уроке русского языка по теме: «Слово и его лексическое значение», целью которого было: создать условия для формирования умения объяснять лексическое значение слов, мы использовали несколько языковых игр. (Приложение 5) На актуализации провели игру «Слова и загадки» в стихотворном варианте. Классу читались стихи, а их задача- разгадать, что спрятано. Например:
Целый день пашу я в поле,
Но букву к в конце пристрой -
Бегаю в лесу, на воле,
Мой ночью можно слышать вой. (ВОЛ - ВОЛК)
Так мы решали развивающие задачи: пополняли словарный запас обучающихся, сравнивали, как одна буква может полностью изменить значение слова, развивали познавательный интерес у учеников. Через это задание обучающиеся поняли в чем заключается смыслоразличительная функция слова, так мы подвели их к теме.
Также на этапе первичного закрепления мы предложили игру «Кто составит быстрее?». Ученики получили карточки со слогами и буквами, из которых составляли слова. Затем слова были записаны в тетрадь и на них отработаны изученные орфограммы.
Материал для игры: мя, та, перь, я, здо, ро, вье, вью, нок, со, ло, вьи
Ещё один, наполненный языковыми играми, урок русского языка по теме: «Повторение. Части речи» был нацелен на организацию деятельности обучающихся по обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. (Приложение 6) На этапе актуализации мы вновь играли в игру «Группы слов», но компоновали их не по принципу частей речи, а по общему родовому понятию (Платье, юбка и рубашка? (Одежда). Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда), но теперь мы усложнили игру второй письменной частью: записать названия городов, рек и.т. Затем подбирали к ним имена прилагательные, составляли предложения. Мы отметили, что после игры дети активнее включались в познавательную деятельность, а соответственно, достигали цели урока.
На этапе первичное закрепление использовала игру «Кондитерская». Учащимся предлагалось помочь кондитеру и собрать рецепт его фирменного торта. На столах у учащихся лежали листы с рецептом, в них нужно добавить недостающие части речи, которые указаны в словах для справок. Полученный рецепт записывался в тетрадь. У каждого ряда был свой этап приготовления и своя часть речи. Итогом стало коллективное прослушивание рецепта. Это задание выполнили с увлечением, договаривались, нами оказывалась индивидуальная помощь.
Также в ходе прохождения преддипломной практики был проведён классный час на тему: «Секреты общения». (Приложение 7) Форма проведения этого классного часа – путешествие по станциям. Одним из этапов классного часа было прохождение заданий по разным станциям. В ходе прохождения у учащихся развивалась внимательность к самому себе и окружающим. Такая форма проведения разнообразила традиционные классные часы, а также вызывала активность даже у тех ребят, кто малоактивен в повседневной деятельности.
На заключительном этапе нашей опытно – педагогической деятельности мы снова организовали диагностику уровня формирования познавательных интересов младших школьников, применяя диагностический материал Н.Е.Елфимовой «Определение уровня сформированности познавательного интереса». Логика заключительного этапа повторяла логику начального.
Результаты исследования по определению уровня сформированности познавательного интереса по методике Н.Е. Елфимовой на заключительном этапе исследования представлены в диаграмме 2.2., в сравнении с начальными результатами.
Диаграмма 2.2.
«Сравнение уровня сформированности познавательного интереса у учащихся 2 «Г» класса МБОУ Веселовской СОШ № 1 на начальном и заключительном этапеах исследования».
Можно сделать вывод, что уровень познавательного интереса в исследуемом 2 «Г» классе МБОУ Веселовской СОШ № 1 – средний. Высокий уровень выявлен у 34%, средний у 56%, а низкий у 10%. Таким образом за время опытно-педагогической деятельности нам удалось достичь динамики в формировании познавательного интереса у обучающихся 2 «Г» класса. Стало больше обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности познавательного интереса, меньше- с низким, что говорит о верно выстроенной педагогической деятельности.
Итак, во 2 главе мы изучили и проанализировали опыт педагогов – практиков по исследуемой теме и сделали вывод о том, что языковая игра не очень широко представлена в опыте учителей начальной школы. Нам удалось найти интересный и значимый опыт Л.Е.Белосоховой и З.Н.Павловой. В практической деятельности мы опирались больше на комплекс игр, предложенный Л.Е.Белосоховой, так как он был актуален для выбранного нами 2го класса.
Далее мы организовали педагогическую деятельность по формированию познавательного интереса у второклассников. На начальном этапе мы провели анкетирование, выявили с помощью него актуальный уровень познавательного интереса в исследуемом классе. Затем приступили к проведению уроков русского языка с такими языковыми играми, как: «Группы слов», «Нужный предлог», «Кто где находится», «Отгадай словарное слово», «Где поставить запятую?», «Кто Больше?», «Слова и загадки», «Кто составит быстрее?», «Кондитерская» и др.
Проведя повторную диагностику с помощью анкеты Н.Е. Елфимовой, мы получили показатели, которые говорят о развитии познавательного интереса у второклассников. Таким образом, языковая игра позволяет не только активно включить обучающихся в учебную деятельность, но и развивать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки обучающихся. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование языковых игр необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка. В ходе проделанной нами работы мы заметили, что приемы языковой игры могут быть использованы на этапах актуализации знаний, повторения и закрепления знаний. Языковая игра особенно необходима в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста, так как благоприятно влияет на развитие обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития познавательного интереса младших школьников в процессе применения языковых игр на уроках русского языка является актуальной в наше время, и довольно полно разработана в изученной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по данной проблеме и сделать следующие выводы.
Целью нашего исследования являлось: теоретически обосновать и практически выявить педагогические условия применения языковых игр на уроках русского языка для развития познавательного интереса младших школьников.
Для достижения этой цели мы определили ряд задач, которые были выполнены при написании данной работы.
Решая первую задачу исследования, мы выяснили, что познавательный интерес является базовой компетентностью, необходимой каждому человеку для решения различных социально-значимых задач. Систематизируя компоненты познавательного интереса личности, можно выделить три группы коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих ее сформированность: речевые коммуникативные знания и умения; социально-психологические коммуникативные знания и умения; деятельностно - практические коммуникативные умения.
Решая вторую задачу, мы изучили психолого-педагогическую литературу и выявили психологические особенности развития познавательного интереса у младших школьников. Мы установили, что младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, усвоение познавательных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Решая третью задачу, мы раскрыли сущность языковой игры и методику применения языковых игр на уроках русского языка в начальной школе. Нами были изучены функции языковой игры, сформулированные М.Р.Львовым и В.Г.Санниковым. Мы выявили, что педагогические условия обеспечивают формирование познавательного интереса младших школьников с помощью языковых игр и включения учащихся начальных классов в познавательную деятельность.
Решая четвёртую задачу, мы обратились к периодической методической литературе и образовательных сайтам сети Интернет. Нас интересовал опыт педагогов-практиков по проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников посредством языковых игр. НО мы отметили, что опыт не представлен широко в ступени начального образования. Мы подробно изучили наработки Л.Е.Белосоховой и З.Н.Павловой, где отметили очень много языковых игр и применили их в собственной деятельности.
При решении пятой задачи, нами разработана и успешно апробирована система уроков, способствующих формированию познавательного интереса у младших школьников 2 класса МБОУ Весёловская СОШ № 1 в процессе их обучения русскому языку, основанная на результатах диагностики уровня познавательного интереса. Заключительное анкетирование по методике Н.Е.Елфимовой позволило заключить об успешности опытно-педагогической деятельности, так как мы добились повышения уровня познавательного интереса в исследуемом классе. На уроках мы проводили такие языковые игры, как: «Группы слов», «Нужный предлог», «Кто где находится», «Отгадай словарное слово», «Где поставить запятую?», «Кто Больше?», «Слова и загадки», «Кто составит быстрее?», «Кондитерская» и др.
Все вышеперечисленное даёт основание говорить о том, что гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка с применением языковых игр будет успешным, если учитель:
-
владеет теоретическими основами формирования познавательного интереса; -
владеет методикой проведения языковых игр; -
владеет методами диагностики уровня сформированности познавательного интереса младших школьников; -
систематически применяет языковые игры на уроках русского языка в начальной школе, - нашла своё подтверждение.
Так как задачи исследования решены, мы можем сказать, что цель исследования достигнута.
Данное исследование заинтересовало нас, и мы надеемся продолжить работу по использованию языковой игры на уроках в начальной школе в своей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах начальной школы/ А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская.-М.: Просвещение, 2018. -223с. – Текст: непосредственный -
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие / Г.И. Щукина [и др.]. - М.: Просвещение. 2012. - 354с. – Текст: непосредственный -
Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы./ Б.Г.Ананьев - СПб.: Питер,. 2016. - 254 с. – Текст: непосредственный -
Бабанский, Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения / Ю.К.Бабанский // РБК – 2015. - №.3 — С. 19-27,47. – Текст: непосредственный -
Белосохова, Л.Е. Лингвистические игры на уроках русского языка во втором классе/ Л.Е.Белосохова; ШЦВ, 1 сетября; 2020.– Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/624245 - (Дата обращения: 25.01.22) – Текст: электронный -
Вербицкий, A.A. Формирование познавательной и профессиональной мотивации / A.A.Вербицкий, Т.А.Платонова . - Высш. шк.: 2006. - №2 — С.14– Текст: непосредственный -
Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. / JI.C.Выготский.- Союз - №11 - 2007.-С. 67-69– Текст: непосредственный -
Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей». /И.В.Дубровина. – М.: Изд-во «Просвещение», 2012– 180с. – Текст: непосредственный -
Елфимова, Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.Е.Елфимова - М.: Просвещение, 2011. – 58 с. – Текст: непосредственный -
Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности/ И.А.Зайцева.– Ноябрьск, 2015. – 124с. – Текст: непосредственный -
Королёва, К.П. Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению / К.П.Королёва – Свердловск: Свердловский ГПИ, 2008. - 59 с. – Текст: непосредственный -
Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2007. – 464 с. – Текст: непосредственный -
Львов, М.Р. Виды речи. / М.Р.Львов. М.: Просвящение.– 2010. – c. 5. – Текст: непосредственный -
Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе /, Н.Г. Морозова.- М.: Диагностика и психология, 2009.— №2. - С. 5– Текст: непосредственный -
Павлова, З.Н. Языковые игры на уроках русского языка в начальной школе/ З.Н. Павлова; Учит. нач. классов; 2020.– Режим доступа: http://multiurok.ru/index.php/files/iazykovye-igry-v-nachalnoi-shkole.html?news/ - (Дата обращения: 27.10.21) – Текст: электронный -
Педагогика: Большая современная энциклопедия / подред. Е.С.Рапощевин - М.: «Современное слово», 2005. - 720 с. – Текст: непосредственный -
Педагогический энциклопедический словарь/ М.М.Безруких, В.А.Болотов, JI.C.Глебова; подред. Б.М.Бим-Бад - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528 с. – Текст: непосредственный -
Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К.Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича. 2009. - 267с. – Текст: непосредственный -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 47 с. Текст: непосредственный -
Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Г.И -Щукина. − М. : Учпедгиз, 2012 – 230 с. – Текст: непосредственный