Файл: Применение языковых игр как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Игра «Нужный предлог»

Учитель просит обучающихся взять из корзины нужные предлоги, которые употребляются с данными существительными.

 (из, у, до, без, от)

уехал . . . мамы

позвонил . . . города

доехал . . . деревни

пришёл . . . тетради

стоял . . . дороги

вышел . . . поезда

Вывод: предлог ставится после глагола перед существительным.

Педагог добавляет, что в некоторых языках предлоги стоят после слов, к которым они относятся. Например, в языке народов Коми русское выражение на дороге звучит так: "туй вылын" - дороге на.

Происходит формирование лексического мышления, понимание, что русский язык - один из многих языков, существующих в мире, и каждый язык живет по своим законам, что вызывает интерес его изучения. [5]

Итак, мы рассмотрели опыт работы педагогов – практиков по использованию языковых игр на уроках русского языка. Все педагоги были едины в том, что важнейшей задачей в процессе обучения является формирование познавательных интересов. Накопленный опыт З.Н.Павловой привлекает внимание своей универсальностью, возможностью широкого использования. Опыт Л.Е.Белосоховой очень полный, доступный, действенный. Его мы планируем внедрить в педагогическую деятельность по повышению познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка в начальной школе.

2.2. Организация работы по развитию познавательного интереса младших школьников с помощью языковой игры на уроках русского языка
Апробация исследования проводилась в МБОУ Весёловская СОШ № 1 во 2 «Г» классе, классный руководитель Кельник Ольга Михайловна. Данный класс обучается по программе «Школа России». Изучение русского языка во втором классе проводится на основе учебников «Русский язык» в двух частях, разработанных авторами Канакина В.П., Горецкий В.Г. Содержание учебника направлено на формирование функциональной грамотности и познавательного интереса, а успехи в его изучении способствуют лучшему усвоению других школьных дисциплин.

В результате беседы с классным руководителем и наблюдений мы выяснили, что в классе обучается 22 обучающихся. Все обучающиеся адаптированы к школьной обстановке, хорошо знакомы со школьными требованиями, ориентируются в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Класс отличается подвижностью, возбудимостью, но при этом дети вполне адекватно реагируют на предъявляемые требования к дисциплине, легко контактируют друг с другом. Обучающиеся стремятся адекватно использовать познавательные средства для решения познавательных интересов, строят монологическое высказывание, также владеют диалогической формой коммуникации. Продолжается работа по формированию ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей, так как ряд обучающихся в некоторых случаях демонстрирует повышенную или пониженную самооценку.

Проводя практическое исследование по выбранной теме, перед нами была поставлена задача – рассмотреть использование приёмов языковой игры на уроках русского языка как условие формирования познавательных интересов младших школьников. Опытно – педагогическая деятельность состояла из трёх этапов:

1 этап – начальный – первичная диагностика уровня познавательных интересов младших школьников

;

2 этап – основной – реализация условий развития познавательных интересов младших школьников;

3 этап – заключительный – повторная диагностика уровня познавательных интересов младших школьников.

Перед началом исследования учитель поделилась опытом использования приёмов языковой игры на уроках русского языка.

Ольга Михайловна считает, что языковая игра - это распространённое явление современной русской разговорной речи.  При использовании языковой игры становится очевидной работа языкового сознания носителей языка, при продуцировании или восприятии языковой игры человек демонстрирует осознание неканонического употребления языка.

На начальном этапе нашей опытно – педагогической деятельности мы организовали первичную диагностику уровня формирования познавательных интересов младших школьников, применяя диагностический материал Н.Е.Елфимовой «Определение уровня сформированности познавательного интереса» (Приложение 1).

Целью данной методики является определение уровня сформированности познавательного интереса. Данная методика представляет собой анкету, включающую 9 вопросов. [9;с.58]

Ученикам было предложено самостоятельно ответить на вопросы, поставив в графу ответов знаки «+» или «-», что соответствует ответам «да» или «нет». Затем проводится работа над выявлением результатов исследования. Каждый ответ «+» ребёнка оценивается в дальнейшем как 1 балл, а ответ «-» – 0 баллов. В итоге будет подсчитано общее количество баллов и найден процент, соответствующий уровню познавательного интереса, по формуле: суммарное количество баллов, разделённое на количество вопросов и умноженное на 100%.

Полученные в ходе анкетирования данные позволяют выделить три уровня сформированности познавательного интереса, которым соответствуют следующие проценты:

-высокий уровень - от 75% до 100% (8–9 положительных ответов);

-средний уровень - от 50 до 75%(от 5 до 7 положительных ответов);

-низкий уровень - менее 49 % (от 1 до 4 положительных ответов);

Результаты исследования по определению уровня сформированности познавательного интереса по методике Н.Е. Елфимовой на начальном этапе исследования представлены в диаграмме 2.2.

Диаграмма 2.2.

«Определение уровня сформированности познавательного интереса у учащихся 2 «Г» класса МБОУ Веселовской СОШ № 1 на начальном этапе исследования».



Можно сделать вывод, что уровень познавательного интереса в исследуемом 2 «Г» классе МБОУ Веселовской СОШ № 1 – средний. Высокий уровень выявлен у 33%, средний у 53%, а низкий у 14%.


Дальнейшая работа строилась по намеченному плану. На основном этапе нашей опытно – педагогической деятельности мы провели 5 уроков русского языка с использованием языковых игр, которые были направлены на формирование познавательного интереса младших школьников.

На уроке русского языка по теме «Предлоги» было запланирована цель: формирование представлений о предлогах как о части речи.

Задачи:

Дидактические:

- актуализировать знания о предлоге как части речи;

- формировать умение находить предлоги в словах, в тексте.

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь, память, внимание, умение определять предлоги в словах;

- формировать интерес к изучению родного языка.

Для достижения этих задач мы включили в урок языковые игры.

На этапе актуализации предложили обучающимся поиграть в языковую игру «Группы слов». Учитель называла группы слов, а учащимся надо было заменить их одним словом. (Приложение 2) Эта игра способствовала развитию словарного запаса, помогала освоить структуру языка, т.к. назывались только существительные, способствовала развитию способности к анализу и синтезу. В перечень групп слов были добавлены предлоги, с помощью этой группы была создана проблемная ситуация и выход на тему. Мы отметили, что в процессе игры Анна И., Илья С., Катя З., Сергей Ж. испытывали трудность в отгадывании названия группы слов одним словом, что свидетельствует о недостаточно хорошо отработанном учебном материале ими. На этих детей старались обращать больше внимания при выполнении упражнений.

На этапе целеполагания ввели игру «Нужный предлог». Эту игру мы взяли из опыта Л.Е.Белосоховой, но заменили корзину на письмо. Обучающихся мы просили взять из письма нужные предлоги, которые употребляются с данными существительными. Ниже помещён текст письма.

Дорогие дети!

нетерпением  жду встречи …вами!  Спешу … вам … цветами …легком облаке. Весна.

Так мы пришли к выводу о роли и функции предлога. Обучающимся очень понравилось это задание, они с интересов доставали из конверта слова и определяли их в предложение. На этом этапе работать мы пригласили обучающихся, испытывавших трудности на предыдущем этапе. Игра их увлекла, и всё получилось выполнить. Также, по опыту педагога-практика, мы сообщили информацию «Это интересно», что вызвало реакцию, отклик и удивление детей.


На этапе первичного закрепления использовала игру «Кто где находится»: обучающимся были розданы карточки с изображением животных и клеточками для обозначения предлога. Учащимся нужно было к каждой картинке подобрать свой предлог и записать в тетрадь.

Рисунок 1. Языковая игра «Кто где находится»



Затем мы составляли предложения и записывали у доски, прорабатывая орфограммы. Стоит отметить, что это задание выполнили верно почти все. Никита З., Катя З., Илья С. Испытывали трудность в выборе предлога «через». Урок достиг своей цели и мы стали наблюдать, что дети проявляют интерес к изучению темы.
На уроке русского языка по теме: «Текст. Типы текстов» мы поставили цель: формировать умение называть признаки текста и определять тип текста. Задачи урока указаны в приложении 3. На этапе открытия нового знания использовалась игра «Отгадай словарное слово». Был произведён рассказ о лексическом значении слова, истории его возникновения. Учащиеся задавали наводящие вопросы и отгадывали словарное слово, перечисляя его морфологические признаки. Далее обучающиеся записывали слово, подбирали к нему однокоренные слова и выделяли в них части слова.

На этапе закрепления был использован прием языковой игры «Где поставить запятую?». Обучающимся предлагалось прочитать то, что у них на карточках. На них мы поместили стихотворение Б.Заходера:

Очень – очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку.

Кот в очках читает книжку.

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая!

Учеников мы пригласили в страну Ошиблику и предложили, работая в парах, найти границы предложений, чтобы текст обрёл смысл. Так через языковую игру обучающиеся достигли предметных результатов (понимать, что такое текст), работали в паре, задание вызвало интерес и стремление с ним справиться, урок был запоминающимся, все дети работали увлеченно, правильно выполняли задания.

Урок русского языка по теме: «Предложение» проходил в форме путешествия. Цель урока: формирование умения называть признаки предложения, составлять собственные небольшие предложения. (приложение 4). На этапе актуализации знаний использовалась языковая игра «Кто Больше?». С помощью этой игры произвели проверку домашнего задания и актуализировали знания о грамматической основе, признаках существительного и глагола. Опишем ход игры: в игре участвуют 2 игрока. Первому игроку за 1 минуту нужно назвать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «кто?». Второму игроку запомнить слова – предметы и назвать за это же время как можно больше слов, отвечающих на вопрос «что делает?». Данный вид деятельности способствовал развитию познавательного интереса. Мы заметили, что обучающиеся с низким уровнем познавательного интереса, активно включались в деятельность. Некоторым детям, даже со средним уровнем познавательного интереса, было сложно придумывать слова. Для решения этой проблемы решено было заготавливать картинки, которые могли бы помочь таким ученикам.