Файл: Применение языковых игр как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие познавательного интереса — это процесс закономерного изменения личности в результате его стремления к знанию, активного отношения к предметам и явлениям действительности.
Большое значение ученые уделяют интересу в обучении. Интерес в обучении — это активное познавательное отношение учащихся к учению и труду, его воспитание и методическое использование. У младших школьников еще нет определившихся интересов к содержанию учебной работы — их больше привлекает самый процесс занятий. В дальнейшем интересы учащихся дифференцируются, все больше осмысливается предметное содержание обучения, складываются длительные и устойчивые познавательные интересы. [3; с.98]
Воспитательная работа школы в этом отношении заключается главным образом в создании у учащихся потребности в знаниях. Для этого применяются разнообразные средства активизации обучения, даются задания, требующие самостоятельности и умственного напряжения, мобилизации воли, творческого отношения к делу. Выполнение таких заданий вызывает глубокое удовлетворение учащихся своей деятельностью [11, с. 45].
Раскрытие перед учащимися смысла и значения изучаемого материала, тесная связь обучения с жизнью, практикой социалистического строительства, использование прошлого опыта и ранее усвоенных знаний, подведение к осознанию целостной системы знаний, поощрение проявляющихся склонностей в учении и труде — все это формирует интерес в обучении и превращает его в важный стимул учебной деятельности учащихся. [14, с. 8]
Следующий термин, который мы рассматриваем – языковая игра. Понятие «языковая игра» было введено австрийским философом Л. Витгенштейном, он называл языковой игрой любой вид деятельности, связанной с языком. [16, с. 98]
Языковая игра развивает языковое чутьё, умение логически мыслить, слушать и слышать, раскрепощённость в обращении с понятиями, лёгкость и радость от общения. Благодаря этому игра позволяет непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. В частности, языковые игры способствуют улучшению фонематического слуха ребенка, развития орфографической зоркости.
Языковые игры можно использовать с целью развития творческого воображения. Это могут быть такие задания как сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, описательный рассказ на основе обобщенных знаний, мини – сочинения, мини – изложения.[13; с.5]
В учебной литературе описывается множество видов языковых игр, направленных на развитие речи учащихся младших классов. Так, например, в пособие для родителей О. А. Белобрыкиной представлено множество игр, направленных на развитие коммуникативной компетентности младших школьников. Наиболее интересные из них такие игры, как «Объяснялки», в ходе которых дети «вживаются» в роль взрослого и сами дают определение понятиям, объясняя его; «Ролевые игры», в которых ученики сами выбирают роли, придумывают правила, развертывают сюжет и заканчивают по своему усмотрению. [17; с.20]
Итак, мы рассмотрели сущность понятий «познавательный интерес» и «языковая игра». Сделали анализ определения познавательный интерес и языковая игра. И отметили, что познавательный интерес – это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим.
Также отметили, что языковая игра - это любой вид деятельности, связанный с языком. Сделали вывод, что развитию познавательного интереса необходимо уделять большое внимание.
В следующем параграфе мы рассмотрим психологические особенности развития познавательного интереса младших школьников.
1.2. Психологические особенности развития познавательного интереса у младших школьников
Младший школьник находится в новых для него условиях - он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными - единицы. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.[8;с.87]
Многообразие взглядов на интерес уже в наше время отмечали многие, в том числе Морозова Н.Г., посвятившая психологическому феномену специальные главы в своих монографиях. Она отмечает, что одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, другие - к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. В свою очередь, Морозова Н.Г. замечает, что интерес предстает перед нами то в виде мимолетного состояния, то в виде свойства личности и его проявления в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности. При этом она предполагает, что за «веером» противоположных мнений об интересе кроются не заблуждения исследователей, а «схватывание» каждым из них тех или иных отдельных сторон и проявлений, частично совпадающих с явлениями других образований психики. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. [14, с.5]
Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания (поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес; но внимание - это только механизм проявления ситуативного интереса). Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.
Формирование познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьника чувства удовлетворения от своих достижений.
В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы.[10; c.65]
Познавательный интерес, как и творческая активность - сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование, также, могут делиться.
Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине её многофакторности. Королёва К.П. утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя. [11, с. 39]
При формировании познавательного интереса младших школьников при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия. Формирование интереса учащихся к изучению разных предметов – одна из главных задач учителя начальных классов.
По мнению Н.Г.Морозовой, развитие познавательного интереса происходит поэтапно: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Развитие познавательного интереса может происходить по двум направлениям: через содержание учебных предметов и через определённую организацию самой познавательной деятельности. [14 с. 5]
Итак, успех организации работы по развитию познавательного интереса младших школьников на основе их творчества в процессе обучения языковой игры зависит от профессиональной компетентности педагога, знания психологии младших школьников и уровня их коммуникативно-речевых, литературных способностей, дидактических условий, форм и методов организации работы, обеспечивающих эффективную речевую деятельность младших школьников. Таким образом, познавательный интерес в процессе развития детей младшего школьного возраста выполняет различные функции: он выступает как средство активного и увлекающего ребенка обучения, как весомый мотив к интеллектуальному и длительному по времени протекания познавательной деятельности, как предпосылка успешного формирования готовности личности к дальнейшему обучению.
В следующем параграфе мы рассмотрим языковую игру на уроках русского языка.
-
Языковая игра на уроках русского языка в начальной школе
Языковая игра привлекает тем, что встречается в речи каждого, она универсальна, так как мы используем элементы игры в своей речи (и в разговорной, и в деловой) не только в расчете на то, что украсим свою речь и привлечем собеседника или слушателя, но и «просто так», для собственного удовольствия. Но в современной филологии нет однозначного понимания феномена языковой игры. Одни исследователи полагают, что она нарушает языковые и речевые нормы, другие, напротив, считают, что языковая игра -это творческое варьирование языковых лингвистических норм.
В методике обучения русскому языку в начальной школе М.Р.Львова сказано, что игры в школе должны быть дидактическими, т. е. вести школьников по пути познания, развития. Рассмотрим их функции.
Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс , оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр. Вторая функция – «театрализация » учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент.
Третья функция – соревновательная . Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. [12; с.167]
Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре – увлечению познанием. Это высшая ступень – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
В трудах, посвященных языковой игре, кроме эстетической функции, выделяется ряд других функций. Например, В.З. Санников отмечает образовательную функцию. Он рассматривает языковую игру как «замечательный учитель словесности». Также он определяет маскировочную и психотерапевтическую функции (смех как «единственный общедоступный способ борьбы с окружающим злом»). Упоминает и об аспекте снижения, которую другие исследователи изучают как дискредитацию. Е.А. Земская отмечает применение языковой игры для осуществления эмотивной (экспрессивной) функции языка, когда говорящий выражает свою позицию к тому, о чем он говорит. [6; с.10]
Под языковой игрой мы видим модифицирование языковых знаков (плана выражения или плана содержания) на разных языковых ступенях (лексическом, грамматическом, фонетическом). Следует отметить, что детская адресация должна быть направлена на интересы детей. Предполагаются довольно широкие возможности осмысления текста и сравнительно незначительный словарный запас. Расширение и обогащение словарного запаса детей при помощи способов языковой игры обозначает в качестве основной проблемы именно словарный запас. Безусловно, внесение новых слов и терминов должно быть сцеплено с теми явлениями, окружающими детей, и могут быть понятыми ими в результате личного приобщения с миром; психологи обозначают этот период как «пору первоначального накопления знаний». Маленький читатель не только прилагает усилия понять текст – у него появляется готовность дать оценку, хорошо или плохо написано (сказано), правильно или неправильно то, о чем он прочитал (услышал) – так начинает развиваться духовный потенциал с системой оценочных признаков.[2; с.89]