Файл: Применение языковых игр как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ненавязчиво вовлекают их в учебную деятельность, дают начальное представление о лингвистике, соответственно повышают уровень познавательного интереса у младших школьников. Из множества подобных игр Людмила Евгеньевна в статье представляет лишь те, которые, по её опыту, вызывают наибольший интерес у детей. Все игры расположены в порядке изучения тем по русскому языку во 2 классе по учебнику А. В. Поляковой.

Как подчёркивает педагог, использовать игры можно на разных этапах урока.

При изучении темы: «Слово. Буквы и звуки» используется игра «Слова и загадки». Начинать предлагается с распространенной, увлекательной игры логогрифы. Содержание игры: даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

краска - каска

порт - спорт

клен - (лен)

рука - (рубка)

горсть - (гость)

стол - (ствол)

склон - (слон)

клад - (склад)

полк - (пол)

шар - (шарф)

тепло - (тело)

усы - (бусы)

беда - (еда)

утки - (сутки)

экран - (кран)

укус - (уксус)

Эта игра есть и в стихотворном варианте:

Целый день пашу я в поле,
Но букву к в конце пристрой -
Бегаю в лесу, на воле,
Мой ночью можно слышать вой. (ВОЛ - ВОЛК)

Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберем-
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый. (ГРОЗА - РОЗА)

По наблюдениям педагога, данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова, развивает познавательный интерес у учеников. Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции.


При изучении темы: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях» используется игра «Назови полное имя». Придя в школу, не все дети знают свои полные имена, а уж имена родителей, бабушек и дедушек тем более.

Учитель бросает мяч любому ученику каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).

В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.

Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.

  • Самое распространенное имя в мире - Иван (по-русски),

  • Иойннэс (по-греко-византийски),

  • Иоганн (по-немецки),

  • Юхан (по-фински и по-эстонски),

  • Джованни (по-итальянски),

  • Джон (по-английски),

  • Ян (по-польски),

  • Жан (по-французски),

  • Иванэ (по-грузински),

  • Ованес (по-армянски),

  • Жоан (по-португальски),

  • Он - (по-болгарски).

Учитель задаёт вопросы: «У нас в классе есть дети с одинаковыми именами?» (Да.) «Как различить таких людей?» (По фамилиям.) «А бывает ли, что фамилии у людей одинаковые, но при этом они не являются родственниками?» «Как таких людей называют?» (Однофамильцы.)

Подкрепляет интерес педагог информацией «это интересно»: одна из самых распространенных фамилий в нашей стране - Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей 'кузнец'. Например, самая частая английская фамилия - Смит, немецкая - Шмидт.

При изучении темы «Имена собственные» практик предлагает использование игры «Значение имени».

Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает "совенок". У древних греков встречаются имена Фока - "тюлень", Хризис - "золото". Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.

1. Предлагается объяснить значение имен:

Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.

2. Предлагается объяснить значение своего имени. (Дети не могут).

Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь - имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.



В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.

Как развивающее задание предлагается дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир:)

При изучении темы: «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения» можно применить игру «Узнай предложение».

Задача учащихся - по интонации определить тип предложения.

Учитель называет начало предложения, а дети должны топать ногами, если оно побудительное, разводить руками - если вопросительное, поднимать руки вверх - если повествовательное.

  • С кем вы, гости :(Вопросительное)

  • Однажды в студеную:(Повествовательное)

  • А ты сам ступай:(Побудительное)

  • На берегу пустынных волн:(Повествовательное)

  • А где мой:(Вопросительное)

  • Пусть построится:(Побудительное)

Данная игра развивает лингвистический слух, понимание предложения не по смыслу, а по интонации.

Также дети сами обращают внимание на слова, которые им помогли определить цель высказывания предложения.

При изучении темы: «Предложение» используется игра «Скажи по-разному».

В этой игре учитель подрабатывает интонацию и лексическое ударение в предложении.

На доске предложение – «Кошка поймала в саду мышку».

Учитель задаёт вопрос: «Какой знак мы можем поставить в конце этого предложения?» (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак)

Предлагается прочитать это предложение с разной интонацией.

При чтении вопросительного предложения обращается внимание на логическое ударение.

  • Кошка поймала в саду мышку?

  • Кошка поймала в саду мышку?

  • Кошка поймала в саду мышку?

  • Кошка поймала в саду мышку?

Данная игра показывает, что знаки препинания и интонация несут смысловую нагрузку в предложении.

При изучении темы: «Что такое существительное», которая является одной из сложных частей речи с точки зрения её значения - это имя существительное. Понятие имя существительное вводится через семантику слова. Имя существительное обозначает не только предмет, а то, что существует вокруг нас.

Людмила Евгеньевна применяет игру «Группы слов».

Учитель называет группы слов, а учащимся надо заменить их одним словом.

Задаётся вопрос: «Кто из вас играть готов?»

  • Пес, корова, кошка? (Животные)

  • Кукла, мячик и гармошка? (Игрушки)

  • Лук, редиска, огурцы? (Овощи)

  • Молоток, топор, щипцы? (Инструменты)

  • Платье, юбка и рубашка? (Одежда)

  • Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда)

  • Василек, ромашка, роза? (Цветы)

  • Ветер, дождик и морозы? (Явления природы)


Затем просит подобрать еще названия.

  • Овощей, одежды, тканей,

  • Фруктов, мебели, цветов,

  • Улиц, речек, городов.

(Первая часть игры проводится устно, вторая - письменно).

Эта игра хорошо развивает словарный запас, помогает освоить структуру языка, т.к. называются только существительные, развивает способность к анализу и синтезу.

При изучении темы: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» предлагаются в статье такие игры:

Игра «Кто? и Что?»

Учитель называет одушевленные имена существительные, а ученики образовывают однокоренные неодушевленные и наоборот.

Например:

Лес - (лесник)

Корова - (коровник)

Сад - (садовник)

Мясник - (мясо)

Печь - (печник)

Мудрец - (мудрость)

Лыжи - (лыжник)

Курица - (курятник)

В этой игре необходимо обратить внимание на то, что к однокоренному слову, обозначающему неодушевленный предмет, можно подобрать слово, обозначающее одушевленный предмет, т.е. надо соблюсти два условия.

По наблюдениям педагога, дети сами обращают внимание на то, что в новых словах в первом столбике добавили одинаковую часть слова.

Рассмотрим также языковые игры, применяемые в теме: «Род имен существительных».

Игра «Сложи тетрадки».

На доске развешиваются таблички в форме тетрадей со словами.

Задача играющих - разложить тетради (слова) по портфелям (по родам). С учетом психологических особенностей младших школьников, а они в большинстве своем кинестетики, следует отметить, что в этой игре учащиеся могут «пощупать» род и самостоятельно сделать вывод, что есть существительные во множественном числе, у которых нельзя определить род, не переведя их в единственное число.

В этой игре можно использовать и существительные общего рода.

Например: забияка, задира, плакса и т.п.

Игра «Собери букеты».

Собрать «цветы» (слова, близкие по значению, синонимы) в букеты и расставить слова-цветы по своим вазам.

Сначала ребята ищут синонимы, затем расставляют их по вазам.

Доброта- душевность, работа -занятие, родина -отечество, сражение-бой
.

В этой игре надо подвести учащихся к выводу, что существительные синонимы не обязательно относятся к одному роду. Здесь происходит сведение и разведение смыслового и грамматического пластов языка, и дети должны переключиться с одного на другой, происходит структурирование сознания.

Тема: «Имя существительное». Закрепление пройденного материала.

В сочетаниях букв найти слова и подчеркнуть их.

ТРОСГЕННАДИЙКЛОТАННААСТРО

СТАВКРОМЕСТОПЛЕДРАСУДАРЬ

- Выпишите слова по их грамматическим признакам.

1) Имя собственное, одушевленное, ж.р., ед.ч. (Анна)

2) Имя нарицательное, неодушевленное, ср.р., ед.ч. (Место)

3) Имя собственное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Геннадий)

4) Имя нарицательное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Сударь)

Эта игра интересна тем, что надо не просто найти слова, а выписать слова по их грамматическим признакам. Обычно мы делаем наоборот, указываем признаки данного слова. Это же задание требует от учащихся иного подхода; формирует структурность в сознании, в восприятии слова. Ребенок здесь идет от общего, абстрактного (грамматической категории) к частному (слову). Он должен держать в голове, накладывать одну за другой грамматические категории и только потом делать вывод.

Тема: «Имя прилагательное».

Игра «Кто о чем подумал?»

Интересная работа с лексическим значением многозначных имен прилагательных. Учитель называет прилагательное. Ученики подбирают подходящие по смыслу существительные.

Например: золотые - листья, кольца, зубы, очки, серьги, волосы, украшения, часы, монеты.

Никто не назвал слово «руки». Вывод: чтобы понять, о чем идет речь, прилагательное должно прилагаться к существительному.

Тема: «Части слова».

Игра «Кузовок».

Учитель берет корзинку и, передавая ребенку, говорит:

- Вот тебекузовок, клади в него все слова, что есть на «ок», обмолвишься -отдашь залог.

Корзинка передается по очереди друг другу со словами:

- Я положу в кузовок клубок.

- А я платок.

- А снежок. И т.д

Для игры можно брать и другие суффиксы. Эта игра помогает освоить структуру русского языка.

Тема: «Предлоги».

Предлог в переводе с греческого языка обозначает «перед словом».

Предлоги не несут смыслового значения. Так, может быть, можно обойтись без них? Для ответа на этот вопрос пытаемся прочитать и осознать смысл каждой пары слов в столбике. Дети делают вывод о том, что без предлога смысл теряется.