Файл: Программа курса внеурочной деятельности функциональная грамотность учимся для жизни (основное общее образование).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 353
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математич еские объекты, Моделировать ситуацию математически,
Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными,
Предлагать и обсуждать способы решения, Прикидывать, оценивать,
вычислять результат.
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ практическая работа/ игра, групповая работа, индивидуальная работа http://skiv.instrao.r u/
«Новая работа»
(2021, 9 класс)
«Налог на новую квартиру» (2021,
8 класс)
«Пособие на ребенка»
(8 класс, 2019/20)
Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными,
Предлагать и обсуждать способы решения, Прикидывать, оценивать,
вычислять результат.
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ практическая работа/ игра, групповая работа, индивидуальная работа http://skiv.instrao.r u/
«Новая работа»
(2021, 9 класс)
«Налог на новую квартиру» (2021,
8 класс)
«Пособие на ребенка»
(8 класс, 2019/20)
процентов,
Вычислени е процента от числа и числа по его проценту
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» (5 ч)
2 8.
Какое общение называют эффективн ым.
Расшифруе м «4к»
1
Межкульту рное взаимодейс твие: успешное и уважитель ное взаимодейс твие между людьми, действия в интересах обществен ного благополуч ия и устойчивог о развития.
Понятие об
«универсал ьных навыках»
(«мягких навыках»)
Как развивать критическо е и аналитичес кое мышление?
Как работать с информаци ей?
Приводить примеры «твердых» и
«мягких» навыков.
Объяснять причины возрастания значения «мягких навыков» в современной жизни.
Объяснять понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление».
Аргументировать свое мнение о значении «мягких навыков» в современном мире.
Объяснять, как определить достоверность информации, отличить факт и мнение.
Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия / игровая деятельность
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. Стр. 8–9, 45–47,
53–58
(тренировочное задание № 2).
Ситуация
«Интернет в современном мире». http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/globalnye- kompetentsii/
Ситуация «Ищем причины»
2 9
-
3 0.
Общаемся в сетевых сообщества х, сталкиваем ся со стереотипа ми, действуем сообща
2
Межкульту рное взаимодейс твие: успешное и уважитель ное взаимодейс твие между людьми в социальны
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, связанные со стереотипами.
Оценивать ситуации межкультурного общения с ценностных позиций.
Объяснять сложные ситуации и проблемы, возникающие в общении в
Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/globalnye- kompetentsii/
Ситуации
«Гендерное равенство и стереотипы»
Вычислени е процента от числа и числа по его проценту
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» (5 ч)
2 8.
Какое общение называют эффективн ым.
Расшифруе м «4к»
1
Межкульту рное взаимодейс твие: успешное и уважитель ное взаимодейс твие между людьми, действия в интересах обществен ного благополуч ия и устойчивог о развития.
Понятие об
«универсал ьных навыках»
(«мягких навыках»)
Как развивать критическо е и аналитичес кое мышление?
Как работать с информаци ей?
Приводить примеры «твердых» и
«мягких» навыков.
Объяснять причины возрастания значения «мягких навыков» в современной жизни.
Объяснять понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление».
Аргументировать свое мнение о значении «мягких навыков» в современном мире.
Объяснять, как определить достоверность информации, отличить факт и мнение.
Обсуждение информации, предложенной руководителем занятия / игровая деятельность
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. Стр. 8–9, 45–47,
53–58
(тренировочное задание № 2).
Ситуация
«Интернет в современном мире». http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/globalnye- kompetentsii/
Ситуация «Ищем причины»
2 9
-
3 0.
Общаемся в сетевых сообщества х, сталкиваем ся со стереотипа ми, действуем сообща
2
Межкульту рное взаимодейс твие: успешное и уважитель ное взаимодейс твие между людьми в социальны
Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, связанные со стереотипами.
Оценивать ситуации межкультурного общения с ценностных позиций.
Объяснять сложные ситуации и проблемы, возникающие в общении в
Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/globalnye- kompetentsii/
Ситуации
«Гендерное равенство и стереотипы»
х сетях, понимание роли стереотипо в в межкульту рном взаимодейс твии, роль ценностей в оценке различных взглядов, точек зрения и мировоззре ний. социальных сетях.
Аргументировать свое мнение о возможностях и рисках участия в сетевых сообществах
«Плюсы и минусы стереотипов»
«Сетикет»
«Сегодня у нас презентация»
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. Ситуация
«Новый ученик»
3 1
-
3 2.
Почему и для чего в современн ом мире нужно быть глобально компетентн ым?
Действуем для будущего: учитываем цели устойчивог о развития
2
Глобальны е проблемы: пути и возможнос ти их решения глобально компетентн ыми людьми в условиях динамично развивающ егося неопредел енного мира.
Объяснять сущность глобальных проблем и вызовов, которые они создают современному человечеству.
Оценивать действия по решению глобальных проблем в современном мире. Определять и обосновывать собственную стратегию поведения, связанную с участием в решении глобальных проблем.
Дискуссия / конференция / решение познавательных задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/globalnye- kompetentsii/
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. Стр. 6–11
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
3 3.
Подведени е итогов программы
Самооценк а результато в деятельнос ти на занятиях
1
Оценка
(самооценк а) уровня сформиров анности функциона льной грамотност и по шести составляю щим.
Обсуждени е возможных действий, направлен ных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в
Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Осуществлять сотрудничество со сверстниками.
Учитывать разные мнения.
Групповая работа
Для конкретизации проявления сформированност и отдельных уровне й ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ
(
http://skiv.instrao.
ru/
)
Аргументировать свое мнение о возможностях и рисках участия в сетевых сообществах
«Плюсы и минусы стереотипов»
«Сетикет»
«Сегодня у нас презентация»
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. Ситуация
«Новый ученик»
3 1
-
3 2.
Почему и для чего в современн ом мире нужно быть глобально компетентн ым?
Действуем для будущего: учитываем цели устойчивог о развития
2
Глобальны е проблемы: пути и возможнос ти их решения глобально компетентн ыми людьми в условиях динамично развивающ егося неопредел енного мира.
Объяснять сущность глобальных проблем и вызовов, которые они создают современному человечеству.
Оценивать действия по решению глобальных проблем в современном мире. Определять и обосновывать собственную стратегию поведения, связанную с участием в решении глобальных проблем.
Дискуссия / конференция / решение познавательных задач и разбор ситуаций http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/globalnye- kompetentsii/
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. Стр. 6–11
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
3 3.
Подведени е итогов программы
Самооценк а результато в деятельнос ти на занятиях
1
Оценка
(самооценк а) уровня сформиров анности функциона льной грамотност и по шести составляю щим.
Обсуждени е возможных действий, направлен ных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в
Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Осуществлять сотрудничество со сверстниками.
Учитывать разные мнения.
Групповая работа
Для конкретизации проявления сформированност и отдельных уровне й ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ
(
http://skiv.instrao.
ru/
)
целом.
3 4.
Итоговое занятие
1
Демонстра ция итогов внеурочны х занятий по ФГ
(открытое мероприят ие для школы и родителей)
Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.
Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий.
Благодарности друг другу за совместную работу.
Театрализованн ое представление, фестиваль, выставка работ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткие рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности по формированию
функциональной грамотности
Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности
(ФГ) необходимо в процессе их проведения получать обратную связь как по отдельным этапам программы (модулям по каждому направлению ФГ), так и в целом по проведению программы.
В качестве рекомендаций предлагается проведение двух занятий, назовем их рефлексивными, в середине и конце годовой программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон ФГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих занятиях или в следующем классе.
Для проведения рефлексивного занятия в середине программы предлагается методика «Сытый или голодный?», учитывающая подходы, разработанные белорусскими коллегами
[7]
. Основная цель этой методики получить обратную связь от каждого ученика.
Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием функциональной грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя «голодным», неуверенно себя чувствует при решении жизненных задач – по другую.
После разделения класса следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение, почему учащийся так думает. Рекомендуется начинать с
«сытых».
Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода», как помочь им насытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по функциональной грамотности).
3 4.
Итоговое занятие
1
Демонстра ция итогов внеурочны х занятий по ФГ
(открытое мероприят ие для школы и родителей)
Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.
Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий.
Благодарности друг другу за совместную работу.
Театрализованн ое представление, фестиваль, выставка работ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткие рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности по формированию
функциональной грамотности
Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности
(ФГ) необходимо в процессе их проведения получать обратную связь как по отдельным этапам программы (модулям по каждому направлению ФГ), так и в целом по проведению программы.
В качестве рекомендаций предлагается проведение двух занятий, назовем их рефлексивными, в середине и конце годовой программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон ФГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих занятиях или в следующем классе.
Для проведения рефлексивного занятия в середине программы предлагается методика «Сытый или голодный?», учитывающая подходы, разработанные белорусскими коллегами
[7]
. Основная цель этой методики получить обратную связь от каждого ученика.
Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием функциональной грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя «голодным», неуверенно себя чувствует при решении жизненных задач – по другую.
После разделения класса следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение, почему учащийся так думает. Рекомендуется начинать с
«сытых».
Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода», как помочь им насытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по функциональной грамотности).
В ходе рефлексии учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию. Учащиеся имеют возможность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности на будущих занятиях, и предлагают варианты решений поставленных проблем.
Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница самооценки». Основная цель данной методики - самооценка уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим и обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом.
Учащиеся разбиваются на 6 групп (по количеству составляющих ФГ). Ученики должны сами образовать группы, а назначение компонента необходимо делать случайным образом (например, используя принцип лотереи, когда ученик тянет бумажку с названием компонента функциональной грамотности из шляпы/непрозрачного пакета).
Каждой из шести команд даётся описание уровней сформированности той или иной составляющей ФГ.
Команда должна ответить на вопросы: 1) На каком уровне, по их мнению, находится класс по выпавшей им составляющей ФГ? 2) Что нужно делать в следующем году, чтобы перейти на следующий уровень?
Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ можно использовать примеры заданий разного уровня ФГ по всем шести составляющим (
http://skiv.instrao.ru/
).
На работу групп даётся 10-15 минут. За это время ведущий занятия рисует на доске пятиступенчатую лестницу, помечая каждую ступень цифрой от 1 до 5 (по числу уровней ФГ). После окончания групповой работы кто-то из группы выходит и приклеивает стикер (ставит магнит) на ту или иную ступень лестницы, нарисованной на доске. Учащиеся из каждой группы объясняют, почему они пришли именно к такому выводу, дают свои предложения по переходу на следующую ступень и обсуждают с классом пути перехода на следующую ступень (на выступление каждой группы отводится 5 минут).
В ходе проведения данной методики учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию, осуществляют сотрудничество со сверстниками, учитывают разные мнения.
Для получения обратной связи на разных этапах программы учителя могут использовать и другие методики, а также изменять предложенные методики, дополнять или усложнять их в соответствии с интересами и особенностями группы учащихся и их возрастом.
[1]
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.:
Баласс, 2003. С.35.
[2]
https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf
[3]
ПС – письменное самовыражение (здесь и далее)
[4]
ВС – визуальное самовыражение (здесь и далее)
[5]
СПр – решение социальных проблем (здесь и далее)
[6]
ЕНПр – решение естественнонаучных проблем (здесь и далее)
[7]
Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений
/Л.С. Кожуховская [и др.]; под общ. ред. Л.С. Кожуховской. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – 233 с. https://www.youthworker.by/images/_library/Kopilka_metodov_i_uprazhnenij.pdf