Файл: Программа курса внеурочной деятельности функциональная грамотность учимся для жизни (основное общее образование).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 354
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Модуль: Читательская грамотность: «Читаем, соединяя текстовую и графическую
информацию» (5 ч)
1.
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)
2.
Работаем над проектом (Школьная жизнь)
3.
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)
4.
По страницам биографий (Великие люди нашей страны)
5.
Мир моего города (Человек и технический прогресс)
Модуль: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (5 ч)
1.
Мои увлечения
2.
Растения и животные в нашей жизни
3.
Загадочные явления
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
1.
Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями
2.
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты.
Разные, похожие, одинаковые
3.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи
4.
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания
5.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
1.
Путешествия и отдых
2.
Транспорт
3.
Здоровье
4.
Домашнее хозяйство
Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
1.
Собираемся за покупками: что важно знать
2.
Делаем покупки: как правильно выбирать товары
3.
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем
4.
Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
1.
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч)
1.
Мы умеем дружить
2.
Общаемся с одноклассниками и живем интересно
3.
Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным?
4.
Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать.
Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с
финансовой грамотностью по теме «Покупки»
6 класс
Модуль: Читательская грамотность: «Читаем, различая факты и мнения» (5 ч)
1.
Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле)
2.
Открываем тайны планеты (Изучение планеты)
3.
Открываем мир науки (Человек и природа)
4.
По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны)
5.
Наши поступки (межличностные взаимодействия)
Модуль: Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (5 ч)
1.
Мои увлечения
2.
Растения и животные в нашей жизни
3.
Загадочные явления
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
1.
Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели и ситуации.
Модели заданий:
-названия и заголовки (ПС
[3]
)
-рисунки и формы, что скрыто за рисунком? (ВС
[4]
)
-межличностные отношения (СПр
[5]
)
-исследовательские вопросы (ЕНПр
[6]
)
2.
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. Разные образы и ассоциации
3.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность
Как вдохнуть в идею жизнь? Моделируем ситуацию: нужны оригинальные идеи
4.
От выдвижения до доработки идей. Выполнение проекта на основе комплексного задания
5.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
1.
Спорт
2.
Геометрические формы вокруг нас
3.
Здоровый образ жизни
4.
В школе и после школы (или Общение)
Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
1.
Семейный бюджет: по доходам - и расход
2.
Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений
3.
На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет
4.
Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
1.
«Копейка к копейке – проживет семейка»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу » (5 ч)
1.
Мы разные, но решаем общие задачи
2-3.
Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении
4.
Глобальные проблемы в нашей жизни
5.
Заботимся о природе
7 класс
Модуль: Читательская грамотность: «В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч)
1.
Смысл жизни (Я и моя жизнь)
2.
Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям»
3.
Человек и книга
4.
Будущее (Человек и технический прогресс)
5.
Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)
Модуль: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (5 ч)
1.
Наука и технологии
2.
Мир живого
3.
Вещества, которые нас окружают
4.
Мои увлечения
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни»
(5 ч)
1.
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
-сюжеты, сценарии (ПС),
-эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС),
-проблемы экологии (СПр),
-выдвижение гипотез (ЕНПр),
2.
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления.
Разные сюжеты.
3.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда возникает необходимость доработать идею?
Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.
4.
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания.
5.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
1.
В домашних делах: ремонт и обустройство дома
2.
В общественной жизни: спорт
3.
На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения
4.
В профессиях: сельское хозяйство
Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
1.
Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности
2.
Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься
3
Заходим в интернет: опасности для личных финансов
4
Самое главное о правилах безопасного финансового поведения
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
1.
«Покупать, но по сторонам не зевать»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы » (5 ч)
1.
С чем могут быть связаны проблемы в общении
2.
Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга.
Идея: на материале задания «Тихая дискотека» интеграция с читательской
грамотностью
3.
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем
4-5.
Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации. Выбираем профессию
8 класс
Модуль: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч)
1.
Смысл жизни (я и моя жизнь)
2.
Человек и книга
3.
Познание
Модуль: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (5 ч)
1.
Наука и технологии
2.
Мир живого
3.
Вещества, которые нас окружают
4.
Наше здоровье
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5
ч)
1.
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
-тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС),
-схемы, опорные конспекты (ВС),
-социальные инициативы и взаимодействия (СПр),
-изобретательство и рационализаторство (ЕНПр).
2.
Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении школьных проблем. Использование имеющихся знаний для креативного решения учебных проблем.
3.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда на уроке мне помогла креативность?
Моделируем учебную ситуацию: как можно проявить креативность при выполнении задания.
4.
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания
5.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
1.
В профессиях: книгоиздание
2.
В общественной жизни: общественное питание
3.
В общественной жизни: перевозка пассажиров
4.
В профессиях: строительство
Модуль: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч)
1.
Финансовые риски и взвешенные решения
2.
Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять
3.
Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать
4.
Самое главное о сбережениях и накоплениях
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
«Сосчитать – после не хлопотать»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч)
1.
Социальные нормы – основа общения
2-3.
Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и достигаем общих целей
4.
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем
5.
Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы
9 класс
Модуль: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (5 ч)
1.
Смысл жизни (я и моя жизнь)
2.
Самоопределение
3.
Смыслы, явные и скрытые
Модуль: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (5 ч)
1.
Наука и технологии
2.
Вещества, которые нас окружают
3.
Наше здоровье
4.
Заботимся о Земле
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5
ч)
1.
Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
-диалоги (ПС),
-инфографика (ВС),
-личностные действия и социальное проектирование (СПр),
-вопросы методологии научного познания (ЕНПр).
2.
Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении жизненных проблем.
3.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла креативность? Моделируем жизненную ситуацию: когда может понадобиться креативность
4.
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания.
5.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
1.
В общественной жизни: социальные опросы
2.
На отдыхе: измерения на местности
3.
В общественной жизни: интернет
4.
В домашних делах: коммунальные платежи
Модуль: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4ч)
1.
Мое образование- мое будущее
2.
Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор
3.
Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем
4.
Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и финансовая стабильность
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
«Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире. » (5 ч)
1.
Какое общение называют эффективным. Расшифруем 4к
2-3.
Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща
4-5.
Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным?
Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития
Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
· осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
· готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
· ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
· готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
· осознание ценности самостоятельности и инициативы;
· наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
· проявление интереса к способам познания;
· стремление к самоизменению;
· сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
· ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
· установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
· осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
· активное участие в жизни семьи;
· приобретение опыта успешного межличностного общения;
· готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно- исследовательских, проектных и других творческих работах;
· проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
· соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
· освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
· готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
· осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
· умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
· умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
· ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;;
· повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
· активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
· готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями.
· освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
· способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;