Файл: Программа курса внеурочной деятельности функциональная грамотность учимся для жизни (основное общее образование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 351

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема
Ко
л-
во
час
ов
Основное
содержан
ие
Основные виды деятельности
Формы
проведения
занятий
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 9 класса.
1. Введение
1
Знакомство участников программы
Обсуждени е понятий
«функцион альная грамотност ь»,
«составляю щие функциона льной грамотност и
(читательс кая, математиче ская, естественн о-научная, финансова я грамотност ь,
Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно- исследовательских, проектных и других творческих работах
Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия.
Беседа, работа в группах, планирование работы.
Портал
Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.re sh.edu.ru/
); портал ФГБНУ
ИСРО
РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской
Федерации в проекте «Монитор инг формирования функциональной грамотности учащихся»
(
http://skiv.instrao.
ru/
);
глобальны е компетенц ии, креативное мышление)
Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы.
Обсуждени е планов и организаци и работы в рамках программы материалы из пособий
«Функциональная грамотность.
Учимся для жизни» издательства
«Просвещение».
Модуль 1: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (5 ч)
2.
Смысл жизни (я и моя жизнь)
1
Авторский замысел и читательск ие установки
Интегрировать и интерпретировать информацию
Творческая лаборатория
«Зарок» http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/chitatelska ya-gramotnost/
3
-
5.
Самоопред еление
3
Альтернати вные точки зрения и их основания
Интегрировать и интерпретировать информацию, осмыслять содержание и форму текста
Дискуссия
«Киберспорт»
(Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. ‒
Москва, Санкт-
Петербург:
«Просвещение»,
2020).
«Походы» http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/chitatelska ya-gramotnost/
6.
Смыслы, явные и скрытые
1
Коммуника тивное намерение автора, манипуляц ия в коммуника
Осмыслять содержание и форму текста Игра- расследование
«Выигрыш»
(Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск
2. Учеб. пособие

ции для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. ‒
Москва, Санкт-
Петербург:
«Просвещение»,
2021).
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (5 ч)
7.
Наука и технологии 1
Выполнени е заданий
«Сесть на астероид» и
«Солнечны е панели»
Объяснение принципов действия технологий.
Выдвижение идей по использованию знаний для разработки и совершенствования технологий.
Работа индивидуально или в парах.
Обсуждение результатов выполнения заданий.
Портал РЭШ
(Российская электронная школа) https://fg.resh.edu.
ru
8.
Вещества, которые нас окружают
1
Выполнени е заданий
«Лекарства или яды» и
«Чай»
Объяснение происходящих процессов и воздействия различных веществ на органаизм человека.
Работа индивидуально или в парах.
Обсуждение результатов выполнения заданий.
· Портал РЭШ
(Российская электронная школа) https://fg.r esh.edu.ru
· Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской
Федерации в проекте «Монитор инг формирования функциональной грамотности учащихся» http://s kiv.instrao.ru
9.
Наше здоровье 1
Выполнени е заданий
«О чем расскажет анализ крови» и/или
«Вакцины»
Объяснение происходящих процессов.
Анализ методов исследования и интерпретация результатов
«экспериментов.
Работа индивидуально или в парах.
Обсуждение результатов выполнения заданий.
· Естественно-
научная грамотн ость. Сборник эталонных заданий. Выпуск
2: учеб. пособие для общеобразователь ных организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ;
СПб. :
Просвещение,
2021.
· Портал РЭШ
(Российская электронная школа) https://fg.r esh.edu.ru

1 0
-
1 1.
Заботимся о Земле
2
Выполнени е заданий
«Глобально е потепление
» и
«Красный прилив»
Получение выводов на основе нтерпретации данных (графиков, схем), построение рассуждений.
Проведение простых исследований и анализ их результатов.
Выдвижение идей по моделированию глобальных процессов.
Работа в парах или группах.
Мозговой штурм.
Презентация результатов выполнения заданий.
· Естественно-
научная грамотн ость. Сборник эталонных заданий. Выпуск
2: учеб. пособие для общеобразователь ных организаций / под ред. Г. С.
Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ;
СПб. :
Просвещение,
2021.
· Портал РЭШ
(Российская электронная школа) https://fg.r esh.edu.ru
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни»
(5 ч)
1 2.
Креативнос ть в учебных ситуациях, ситуациях личностног о роста и социальног о проектиров ания
1
Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
-диалоги,
- инфографи ка,
- личностны е действия и социальное проектиров ание,
-вопросы методологи и научного познания
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения главного.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.
Самостоятельное выдвижение идей и моделирование жизненных ситуаций:
-создания диалогов (на основе комиксов, рисунков, описания случаев и т.д.)
-создания инфографики (например, на основе текста параграфа),
-проектирования личностных действий
(самопознания, самооценки и др.),
-научного познания.
Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями.
Презентация результатов обсуждения и подведение итогов
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
Комплексные
задания
· 6 кл.,
Марафон чистоты, задание 2,
· 8 кл.,
Инфографика.
Солнечные дни,
· 9 кл.,
Помогите младшим школьникам полюбить чтение
· 9 кл.,
Утренние вопросы
· 9 кл.,
Вечное движение
1 3.
Выдвижени е разнообраз
1
Оригиналь ность и проработан
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения
Работа в парах и малых
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r

ных идей. ность.
Обсуждени е проблемы:
Когда на уроке мне помогла креативнос ть? основных требований.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций и проблем.
Моделирование жизненных ситуаций, требующих применения дивергентного мышления.
Примеры:
· Как поступить?
· Какое принять решение?
· Преобразование ситуации,
· Поиск альтернатив,
· Поиск связей и отношений
Подведение итогов:
-Когда в жизни может выручить гибкость и беглость мышления? группах.
Презентация результатов обсуждения и подведение итогов u
Комплексные
задания
(задания на
выдвижение
разнообразных
идей, оценку и
отбор идей)
· 9 кл.,
Фантастический мир,
· 9 кл.,
Социальная реклама,
· 9 кл., NB или Пометки на полях,
· 9 кл.,
Видеть глазами души,
· 9 кл., Как защищаться от манипуляций,
· 9 кл.,
Транспорт будущего
1 4.
Выдвижени е креативных идей и их доработка.
1
Оригиналь ность и проработан ность.
Обсуждени е проблемы:
В какой жизненной ситуации мне помогла креативнос ть?
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения основных требований.
Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций.
Моделируем ситуацию: когда в жизни может понадобиться креативность?
Подведение итогов:
-В каких ситуациях наилучшим решением проблемы является традиционное, а в каких -креативное?
Работа в малых группах по поиску аналогий, связей, ассоциаций
Работа в парах и малых группах по анализу и моделированию ситуаций, по подведению итогов.
Презентация результатов обсуждения
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
Комплексные
задания
(задания на
выдвижение
креативных
идей, доработку
идей)
· 9 кл.,
Фантастический мир,
· 9 кл.,
Социальная
реклама,
· 9 кл., NB или Пометки на полях,
· 9 кл.,
Видеть глазами души,
· 9 кл., Как защищаться от манипуляций,
· 9 кл.,
Транспорт будущего
1 5.
От выдвижени я до доработки идей
1
Использова ние навыков креативног о мышления для создания продукта.
Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя):
-Конкурс идей «Благодарим своих учителей»,
-Социальное проектирование. «Как я вижу своё будущее?»,
-Футуристическая выставка
-Подготовка и проведение социально значимого мероприятия (например, помощи людям с особенностями здоровья),
-Планирование и организация системы мероприятий по помощи в учёбе.
Работа в малых группах
Презентация результатов обсуждения
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
По выбору
учителя
· 9 кл.,
Благодарность,
· 7 кл.,
Нужный предмет,
· 9 кл.,
Фантастический мир,
· 9 кл.,
Транспорт будущего
· 9 кл.,
Вещества и материалы
· 9 кл.,
Рисунок
· 9 кл.,
Видеть глазами души,
· 9 кл.,
Солнечные дети
· 7 кл.,
Поможем друг

другу
1 6.
Диагностик а и рефлексия.
Самооценк а
1
Креативное мышление.
Диагностич еская работа для
9 класса.
Выполнение итоговой работы.
Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения
Индивидуальна я работа.
Работа в парах.
Портал
РЭШ https://fg.res h.edu.ru
Портал ИСРО
РАО http://skiv.inst rao.ru
Диагностическая работа для 9 класса.
Креативное мышление.
Вариант 1.
Экспедиция на
Марс.
Вариант 2.
Социальная инициатива
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
1 7.
Подведени е итогов первой части программы
Самооценк а результато в деятельнос ти на занятиях
1
Самооценк а уверенност и при решении жизненных проблем.
Обсуждени е результато в самооценк и с целью достижени я большей уверенност и при решении задач по функциона льной грамотност и.
Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Предлагать варианты решений поставленной проблемы.
Беседа
Приложение
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
1 8.
В обществен ной жизни: социальны е опросы и исследован ия
Комплексн
1
Статистиче ские характерис тики,
Представле ние информаци и
(диаграмм
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математич еские объекты, Описывать ход и результаты действий, Предлагать и
обсуждать способы решения, Прикидывать, оценивать,
вычислять результат, Устанавливат
ь и использовать зависимости между
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, исследование информационны х источников, опрос, http://skiv.instrao.r u/
9 класс, 2021:
«Домашние
ые задания
«Домашние животные»
,
«Здоровое питание» ы) величинами, данными,
Читать, записывать,
сравнивать математические объекты
(числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерпретировать ответ, данные,
Выдвигать и
обосновывать гипотезу, Формулиро
вать обобщения и выводы, Распознаватьистинные и ложные высказывания об объектах, Строить высказывания, При
водить примеры и контрпримеры, Выявлять сходства и различия объектов, Измерять объекты, Констру
ировать математические отношения,
Моделировать ситуацию математически, Наблюдать и
проводить аналогии презентация, круглый стол животные»,
«Здоровое питание»
1 9.
На отдыхе: измерения на местности
Комплексн ое задание
«Как измерить ширину реки»
1
Измерение геометриче ских величин,
Геометриче ские фигуры и их свойства,
Равенство и подобие
Групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа
(измерение на местности) http://skiv.instrao.r u/
9 класс, 2019/20:
«Как измерить ширину реки»
2 0.
В обществен ной жизни: интернет
Комплексн ое задание
«Покупка подарка в интернет- магазине»
1
Представле ние данных
(таблицы, диаграммы
),
Вероятност ь случайного события
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, изучение интернет- ресурсов, презентация http://skiv.instrao.r u/
9 класс, 2021:
«Покупка подарка в интернет- магазине»
2 1.
В домашних делах: коммуналь ные платежи
Комплексн ое задание
«Измерени е и оплата электроэне ргии»
1
Вычислени я с рациональ ными числами с использова нием электронн ых таблиц
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа
(вычисления с использованием электронных таблиц), презентация
(рекомендаций) http://skiv.instrao.r u/
«Измерение и оплата электроэнергии» - в Приложении
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч)
2 2.
Я - потребител ь.
1
Права потребител ей
Защита прав потребител ей
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Обосновывать финансовое решение.
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ практическая работа/ решение кейсов/ игра http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/finansovay a-gramotnost
Защита прав потребителей
(2020, 8 класс)
Опоздавший миксер (2021, 9 класс)
2 3.
Человек и работа: что учитываем, когда
1
Трудоустро йство: факторы выбора
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Решение ситуативных и проблемных http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/finansovay

делаем выбор профессии, факторы выбора места работы
Образован ие и самообразо вание как условия финансово й стабильнос ти
Успешное трудоустро йство- основной фактор финансово й стабильнос ти
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Обосновывать финансовое решение. задач
Беседа/ практическая работа/игра a-gramotnost
Заработная плата
(2021, 9 класс)
Первая работа
Издательство просвещение (вып
2 часть 2)
2 4.
Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем
1
Что такое налоги и зачем они нужны
Основные социальны е выплаты, предоставл яемые государств ом
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Обосновывать финансовое решение.
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ практическая работа/ решение кейсов/ игра http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/finansovay a-gramotnost
Ежегодные налоги
(2021, 9 класс)
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.r u
Транспортный налог (Просвещен ие вып 2, часть 2)
2 5.
Самое главное о профессио нальном выборе: образовани е, работа и финанс овая стабильнос ть
1
Образован ие, работа и финанс овая стабильнос ть
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Обосновывать финансовое решение
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ практическая работа/ решение кейсов/ дискуссия/ игра
«Агентство по трудоустройству
» http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/finansovay a-gramotnost
Зарплатная карта
(2020, 9 класс)
Работа для Миши
Издательство просвещение (вып
2 часть 2)
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)

Финансовая грамотность+ Математика + Естественно -научная(1 ч) – за
рамками выделенных 5 часов на финграмотность
2 6.
«Что посеешь, то и пожнешь
» //
«Землю уважай – пожнешь урожай»
1
Финансова я грамотност ь и социальна я ответствен ность
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Обосновывать финансовое решение.
Решение ситуативных и проблемных задач
Беседа/ практическая работа/ игра http://skiv.instrao.r u/bank- zadaniy/finansovay a-gramotnost
Климатический магазин – 9 класс
- 2021 2
7.
«Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»
2
Финансова я грамотност ь:
Образован ие, работа и финанс овая стабильнос ть
Определен ие факторов, влияющих на размер выплачива емой заработной платы
Налоговые выплаты
Социальны е пособия
Математич еская грамотност ь:
Зависимост ь «цена – количество
- стоимость»
,
Действия с числами и величинам и,
Вычислени е
Финансовая грамотность:
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Обосновывать финансовое решение.
Математическая грамотность:
1   2   3   4   5   6   7   8