Файл: 1 Методические принципы организации работы по развитию речи на уроках русского языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У нас канат.

У Насти нитки.

Нитки тонки,

А канат? Он….

То есть детям дается возможность самим дописать слово, тем самым сделать вывод "Какие же слова называются антонимами?"

Таким же образом данная работа ведется и по системе Л.В. Занкова (учебник Н. В. Нечаевой, Н. М. Бетельновой (УМК "Гармония"), Л. Е. Журовой, В. В. Репкина (система В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина).

При рассмотрении пособий по литературному чтению можно заметить, что очень глубоко ведется работа по обогащению и уточнению словарного запаса учеников, так как в них содержатся словари. Примером этому может послужить учебник для второго класса "Литературное чтение", автором которого является В. Ю. Свиридова. Он содержит в конце учебника словарь, где находятся слова, взятые из литературных текстов:

Стозвон - образ сильного, мощного звона в сто колоколов.

Омут - глубокая яма на дне реки или озера.

Теория - система научных знаний.

Лыко - внутренняя часть коры деревьев.

Куранты - башенные часы с музыкой.

Таким же словариком читателя обладает учебник Е. И. Матвеевой "Литературное чтение - 2". Но, следует отметить, что в данном словаре размещены не только слова из прочитанных текстов, но и литературоведческие термины, что способствует лучшему усвоению детьми литературного языка и средств выразительности. Например, это: Строфа - отрезок стихотворной речи, объединенный закономерным чередованием рифм.

Басня - литературное произведение (в стихах или прозе), которое в иносказательной форме описывает житейскую ситуацию и содержит поучение (мораль).

Поговорка - вошедшее в нашу речь образное выражение, один из видов фольклора и т.д.

Также немаловажную роль в обогащении и уточнении словаря учащихся начальной школы играют определенные сноски после художественных, поэтических текстов, то есть слова, сложные для детей по смыслу, по значению, выносятся после текста, где и подробно поясняется его значение. Например, в учебнике по литературному чтению Ефросининой Л. А., при работе со стихотворением В.Солоухина "Деревья", имеется сноска таких слов, встречающихся в тексте, как:

Лирик - человек, который чувствует красоту, поэт.

Тын - забор.

Потеха - радость, веселье.

Аналогично работа проходит и по стихотворению А. С. Пушкина "Гонимы вешними лучами…" Автор учебника, в данном случае, выносит следующие слова:


Вешние лучи - весенние лучи солнца.

Утро года - весна.

Потопленные луга - залитые водой луга .

Невозможно не выделить интересные, разнообразные, а самое главное активизирующие и уточняющие словарь школьника упражнения, которые приводит О. В. Кубасова в учебнике "Литературное чтение". К примеру, после изучения рассказа Б. Шергина "Рифмы", автор предлагает следующее задание: Поиграй в рифму. Кто дольше придумает рифм к словам:

Дочка -

Книжка -

Кошка -

Вода -

Каша -

Лист -

Воробей -

Ящик – [Кубасова 2002, 37].

Такое задание не только способствует уточнению словаря, но и побуждает детей к его активному обогащению, активизации, а так же к творческой деятельности подобной написанию стихов, басен и мн.др.

Таким образом, все учебники по литературному чтению, по русскому языку, имеют материал для организации лексической работы, много разнообразных упражнений по развитию связной речи, по обогащению, активизации и уточнению словарного запаса детей младшего школьного возраста. И задача учителя - внимательно изучить располагаемый на страницах пособий речевой материал и методически грамотно организовать с ним работу. Изучив теоретические основы организации лексической работы в начальной школе, был проанализирован педагогический опыт с целью определения наиболее эффективных приемов и упражнений со словом на разных этапах уроков русского языка и литературы в 1- 4 классах.

В программе начальных классов значительно больший, чем раньше, удельный вес приобрела лексическая работа. Слово рассматривается не только в фонетическом и грамматическом, но и лексическом аспектах. Программа предполагает практическое ознакомление учащихся в процессе занятий по грамматике и чтению с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимией и некоторыми другими понятиями. Однако, работая над словом, невозможно не показать детям разные его стороны: звучание, написание, смысл, употребление в речи. Поэтому занятия должны строиться комплексно. Несмотря на такой комплексный подход к изучению тех или иных явлений, в каждом классе начальной школы можно выделить ведущее направление: в I классе это наблюдение над звуковой стороной слова и тематическая группировка слов; во II классе основное внимание уделяется значению слова, способности слова иметь не одно, а несколько значений, словам, близким и противоположным по значению; ученики III класса знакомятся с происхождением некоторых слов, учатся выбору наиболее точного и яркого слова для выражения мысли, устранению однообразного употребления слов в связной речи. Для соблюдения

принципа преемственности при переходе учащихся из одного класса в другой желательно повторное проведение занятий по некоторым темам на более сложном материале. «Необходимость в учете преемственности в учебном процессе возникает на стыке концентров курса, ступеней его изучения, а также между учебными годами» [Архипова 1949, 109]. Осознание того общего и частного, что несет в себе каждый из этапов обучения русскому языку, представляется в настоящее время насущной задачей руководителей образования, ученых-методистов, учителей. В школу, как в начальную, так и в среднюю, пришло большое количество разнообразных программ по русскому языку, по новым предметам и факультативным курсам лингвистического цикла. Между тем ни в одной программе нет последовательной реализации важнейшего в данной ситуации принципа преемственности обучения между начальным и средним звеном школы. На первый взгляд это момент несущественный, тем более, что в стабильных программах (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба и др.) есть раздел «Повторение изученного в I-III(IV) классах». Однако содержание раздела не отражается в должной мере того уровня знаний и умений, который уже достигнут в начальной школе. Между тем, вопрос о повторении и, что очень важно, обобщение изученного в начальной школе на новом качественном уровне – это вопрос чрезвычайной важности, поскольку игнорирование достигнутого ребенком развития, его знаний и навыков приводит к снижению эффективности обучения, к потере учебного времени. Специалисты, работающие в начальной школе, все более ориентируются на положение, согласно которому начальная ступень образования – это не столько пропедевтический этап в обучении русскому языку, сколько важное звено общего, единого курса языка и речи с первого по выпускной класс. Три-четыре года, проведенные ребенком в начальной школе, не могут рассматриваться только как подготовительные – это отдельный возрастной этап в жизни растущего человека, со своими признаками и характеристиками. И он не может быть упущен в плане языкового и речевого развития учащихся. Поэтому представляется актуальной ориентированность современных программ на общее развитие ребенка и определенный уровень сложности материала для начальной школы, который затем, в средней школе, не должен быть «потерян». Таким образом, опираясь на программу начальной и средней школы, необходимо принимать во внимание все вышеизложенное, стремиться преодолевать возникающие трудности и, планируя работу на несколько лет, на год, на конкретное занятие, учитывать знания, полученные учащимися в предшествующих классах, а также включать в изучаемый материал сведения, с которыми учащиеся познакомятся значительно позднее. Как уже отмечалось, программа выделяет два взаимосвязанных направления в обучении русскому языку: ознакомление учащихся с основами языковой теории и на ее основе и в тесной связи с ней выработку у школьников навыков владения языком (как навыков правописания, так и пользования связной устной и письменной речью).

1.2. Пути эффективной организации работы по русскому языку на основе реализации принципа преемственности и перспективности

Фактором развития, формирования прочных умений и навыков являются системные воздействия. В связи с этим, необходимо рассмотреть, каким же образом в многообразии видов и форм работы обнаружить внутреннее единство, как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы деятельности определяли бы способ вхождения в мир слов. Выстраивая собственную систему работы, каждый учитель должен помнить о возрастной динамике в проявлении отношения школьников к различным видам деятельности. В 30-е гг. Л.С. Выгодским была высказана гипотеза: «Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества» [Выгодский Л.С. 1991,8]. 

Возраст, по определению Л.С. Выготского, - это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях "эпохи", равные одному году, трем, пяти годам. Выделяются хронологический и психологический возраст, и они не совпадают. Хронологический, или паспортный возраст - лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становления его личности.

В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л.С. Выгодский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

Этапы детства человека - это продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Каждый возрастной период, стабильный или критический, является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.


Характеристика возрастных особенностей современных школьников

Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями, учителями, родителями закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды [Выгодский Л.С. 1984,10]:

1) младенческий – от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц – период новорожденности;

2) преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет;

3) дошкольный возраст – от 3 до 7 лет;

4) младший школьный возраст – от 7 до 11 - 12 лет;

5) средний школьный возраст (подростковый) – от 12 до 15 лет;

6) старший школьный возраст (юношеский) – от 15 до 18 лет.

Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.

В младшем школьном возрасте – к 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу - все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их еще больше «стараться».