Файл: 1 Методические принципы организации работы по развитию речи на уроках русского языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Характерными особенностями юношеского возраста являются:

- Этический максимализм.

- Внутренняя свобода.

- Эстетический и этический идеализм.

- Художественный, творческий характер восприятия действительности.

- Бескорыстие в увлечениях.

- Стремление познать и переделать реальность.

- Благородство и доверчивость.

Это возраст установления эстетических критериев отношения к окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Восприятие характеризуется наличием этического барьера, который отбрасывает все воздействия, не согласующиеся с этическими нормами.

Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить адекватность развития индивида и коих касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного.


Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения.

Так, определенный вид деятельности на данном возрастном этапе оказывается ведущим, наиболее полно выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с другими видами деятельности и предполагающим их иерархию, и процесс этот объективен. Тот вид деятельности, который наиболее близок ребенку данного возраста, можно назвать актуальным. Про другие виды деятельности можно сказать, что они не достигли времени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагнули его черту. В условиях педагогически организованной деятельности различные виды работы реализуются в определенных формах. Младших школьников особенно привлекает игра. Ученики начальной школы отдают предпочтение сложно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам лингвистических сказок, стихов), играм-фантазиям. Особенности интересов младшего подростка, выявляемые в сопоставлении с интересами учеников I- III(IV) классов, - большая осознанность, устойчивость, активность, действенность, намечающаяся избирательность – должны учитываться при организации работы в этом звене. Этими особенностями обусловлен и выбор новых форм проведения уроков, приемов подачи материала, заданий для учащихся. На данном этапе важно сочетание широты и глубины содержания, предпочтения массовых форм работы, непродолжительных по времени, и учета индивидуальных особенностей учеников, разнообразия форм занятий и гибкости их использования. К этому обязывает также и то, что развертывание работы по русскому языку в I-III(IV) классах носит, в известной мере, агитационный характер. Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в VI классе становится очевидным особый интерес ребят к разнообразным подготовительным играм (например, воображаемые путешествия, предполагающие «роль» исследователя). К VII классу спектр форм познавательной деятельности значительно расширяется (обсуждение выставок, реферирование, экскурсии, конференции, устные журналы, турниры знатоков итак далее). Динамика постепенно усложняет – 

с учетом преемственности и перспективности – формы учебной деятельности школьников. Работа ведется таким образом, чтобы между работой разных классов соблюдалась определенная преемственность, а в содержании и видах работы – общедидактический принцип перехода от простого к сложному.


Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ гимназия № 114. Констатирующий этап эксперимента мы проводили в 1 классе. Нами были отобраны 10 детей. На констатирующем этапе эксперимента были сформированы экспериментальные и контрольные группы, состоящие из детей в количестве 5 человек в каждой.

Контрольная и экспериментальная группа формировались по принципу равномерного распределения в группы как более подготовленных детей с достаточным уровнем развития связного высказывания, так и менее подготовленных, с целью создания примерно одинаковых условий проведения эксперимента и соблюдение его чистоты и достоверности.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня сформированности образной речи у детей 6–7 лет.

С целью определения уровня сформированности образно-выразительных средств речи у детей 6–7 лет нами использовалась методика, предложенная Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.

Детям контрольной и экспериментальной групп были предложены задания для выявления особенностей образно-выразительных средств речи.

Диагностический этап состоял из двух блоков. Первый блок выявлял текстовосприятие образно-выразительных средств. Второй блок выявлял умение текстообразования с использованием образно-выразительных средств.

Критерии, показатели и методики диагностики сведены в таблицу 1.

Организация опытно-экспериментального изучения образно-выразительных средств речи.

Таблица 1

Критерии

Показатели

Методики диагностики

I блок

Общий уровень восприятия образно-выразительных средств

Выявление понимания жанровых отличий произведений (сказка, рассказ, стихотворение, пословица, загадка).

Методики:

«Что прочитали?»

Прослушивание нескольких литературных произведений (текстов) различного жанра, ответы на вопросы.

«О ком/о чём так можно сказать?»

«Что значит пословица?»

«Отгадай загадку»

II блок

Употребление образно-выразительных средств.

I серия заданий выявляет умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку, используя выразительные средства.

II серия заданий определяет понимание детьми значений пословиц, фразеологизмов; их адекватное употребление в речи.

III серия заданий выявляет умения детей сочинять и понимать образное содержание загадок, вычленять средства художественной выразительности из текста загадки.

Методики:

«Придумай сказку/рассказ и дай ей название»

«Подбери пословицу»

«Сочини загадку»


Уровни использования образно-выразительных средств в речи детьми 6–7 лет могут быть условно градуированы как высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется следующими параметрами: Ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; умеет правильно воспринимать и понимать художественную информацию, в логической последовательности излагать своё высказывание, точно передавать художественный замысел произведения; умеет правильно построить простые и сложные предложения в своем высказывании умеет использовать разнообразные средства связи; умеет правильно использовать в своем высказывании изобразительно-языковые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, эмоционально-оценочные слова);

Средний уровень характеризуется следующими параметрами: Ребенок в основном правильно умеет подбирать сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за помощью к педагогу; умеет без затруднений воспринимать и понимать художественную информацию, передавая самые общие представления о художественном замысле произведения, умеет правильно строить предложения в своем высказывании, умеет частично использовать разнообразные средства связи, умеет частично использовать в своем высказывании изобразительные языковые средства;

Низкий уровень характеризуется следующими параметрами: Ребенок затрудняется в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращается за помощью к педагогу. Ребенок не умеет правильно воспринимать художественную информацию, испытывает трудность в логической последовательности излагать своё высказывание. Не умеет передавать художественный замысел произведения; не умеет правильно строить предложения в своём высказывании; не умеет использовать средства связи; не умеет использовать изобразительные языковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.

Результаты анализа выполнения заданий детей позволили определить исходный уровень сформированности развитой речи у школьников: высокий уровень соответствует 10–12 баллам, средний уровень 9–6 балла, низкий уровень 4–5 балла. Результаты представлены на рисунке 1.

Результаты выполнения заданий в экспериментальной и контрольной группах выглядят следующим образом.

Таблица 2

Результаты сформированности у детей контрольной группы необходимых речевых умений