Файл: Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 415

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
служебных обязанностей медицинского работника, должен регламентировать его положениями статей 72 - 76 главы 12 "Изменение трудового договора" ТК РФ.
Как уже отмечалось, законодательно порядок внесения изменений в должностные инструкции не определен, однако возможно предположить следующий алгоритм действия
администрации учреждения здравоохранения:
1. Одновременное составление (изменение) должностной инструкции и дополнительного соглашения к трудовому договору по поводу его изменения.
2. Утверждение установленным порядком новой должностной инструкции (изменений в нее).
3. Ознакомление работника под роспись с новой должностной инструкцией и вышеуказанным дополнительным соглашением к трудовому договору с вручением последнему копий обоих документов.
Согласно положениям статьи 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а
также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан
уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом.
Следует заметить, что в правоприменительной практике Государственной инспекции труда иногда высказывается мнение об обязательности выполнения требований статьи 74 ТК РФ при любом изменении должностных обязанностей работника: "Так, дополнительным соглашением к трудовому договору N... с Б. установлено, что "трудовые функции работника изложены в должностной (производственной) инструкции, которая является неотъемлемой частью данного договора. Следовательно, в соответствии со статьей 74 ТК РФ работодатель обязан был уведомлять работников об изменении условий трудового договора не менее чем за два месяца" (из решения Октябрьского районного суда г. Архангельска от 30 мая 2017 года по делу N 2-2701/2017)
<101>.
--------------------------------
<101> Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 30.05.2017 по делу N 2-
2701/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения:
18.02.2018).
В случае если должностная инструкция утверждена как отдельный документ, руководителю медицинской организации рекомендуется выполнить следующую последовательность действий при внесении в нее изменений (написании новой инструкции):
1. Составить (внести изменения) в должностную инструкцию медицинского работника.
2. Утвердить установленным порядком новую должностную инструкцию (изменения в нее).
3. Ознакомить медицинского работника под роспись с новой должностной инструкцией с

вручением ее копии.
При разработке должностной инструкции администрации медицинской организации возможно принять во внимание практику некоторых судов о том, что "действующее законодательство не предусматривает обязанности работодателя согласовывать перечень должностных обязанностей с каждым работником. Изложенное в должностной инструкции не является обоюдной волей сторон трудового договора, а предписывает работнику круг обязанностей" (решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 11 мая
2017 года по делу N 2-811/2017) <102>.
--------------------------------
<102> Решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 11.05.2017 по делу N 2-811/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 15.03.2018).
Об использовании профессиональных стандартов
при составлении должностных инструкций
медицинских работников
Сегодня в различные сферы трудовой деятельности (в том числе и медицинской) внедряются так называемые профессиональные стандарты.
Законодателем они определены как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (статья 195.1 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с письмом Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 <103>
"профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения".
--------------------------------
<103> Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов
[Электронный ресурс]: письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 (вместе с
Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов).
Так, Минздравом РФ уже введены в действие следующие профессиональные стандарты
в сфере здравоохранительной деятельности:
- Приказ Минтруда России от 05.06.2017 N 470н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-офтальмолог" <104>;
- Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 227н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог" <105>;
- Приказ Минтруда России от 27.03.2017 N 306н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" <106>;
- другие профессиональные стандарты (врача-лечебника (врача-терапевта участкового) и т.д.).

--------------------------------
<104> Об утверждении Профессионального стандарта "Врач-офтальмолог" [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 05.06.2017 N 470н (зарегистрировано в Минюсте России
26.06.2017 N 47191).
<105> Об утверждении Профессионального стандарта "Врач-стоматолог" [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 227н (зарегистрирован в Минюсте России
02.06.2016 N 42399).
<106> Об утверждении Профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
[Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 27.03.2017 N 306н (зарегистрирован в
Минюсте России 17.04.2017 N 46397).
Помимо иной, в них содержится следующая информация:
- основная цель вида профессиональной деятельности;
- описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
- обобщенная трудовая функция и др. сведения.
Закономерным является вопрос о том, в каком случае требования профессиональных стандартов для медицинских работников обязательны для применения (в том числе путем включения их в соответствующие должностные инструкции).
В соответствии со статьей 195.3 ТК РФ, если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателям.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена законодательно, используются администрацией медицинской организации в качестве основы для определения требований к квалификации медицинских работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
В последнем случае (если обязательность применения характеристик квалификации не установлена законодательно) профессиональный стандарт фактически играет роль рекомендательного методического документа.
106>105>104>106>105>104>103>103>102>102>101>101>100>100>99>99>98>98>97>97>96>96>95>95>94>94>93>93>92>92>91>91>90>90>89>89>88>87>88>87>86>86>85>84>83>82>85>84>83>82>81>81>80>80>79>79>78>78>77>77>76>76>75>75>
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Глава 4. О РОЛИ ЮРИСКОНСУЛЬТОВ (ЮРИДИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ)
МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ (РАЗРЕШЕНИИ)
КОНФЛИКТОВ С ПАЦИЕНТАМИ
Кроме вышеуказанного, предупреждению (разрешению) конфликтов с пациентами во многом может способствовать надлежащая организация деятельности юрисконсульта
(юридической службы) учреждения здравоохранения.

Долгое время в медицинском сообществе не придавалось должного значения тщательной организации работы юридических служб (юрисконсультов) учреждений здравоохранения.
Это отчасти объяснялось:
- детальной регламентацией различных аспектов их функционирования;
- правовым нигилизмом некоторых медицинских работников, в том числе начальников структурных подразделений и даже руководителей отдельных медицинских организаций;
- инертностью значительной части пациентов в отношении защиты своих прав и законных интересов при получении медицинской помощи (услуг) и т.п.
Однако постепенно ситуация в сфере юридического обеспечения медицинской деятельности начала кардинальным образом меняться.
Подобный процесс был обусловлен сочетанием целого ряда разных факторов, среди
которых возможно выделить:
- расширение сферы оказания платных медицинских услуг (в том числе в государственном сегменте здравоохранения);
- принятие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации";
- распространение на пациентов действия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- рост претензий врачующихся на качество медицинской помощи (услуг) и их обращений по этому поводу в контролирующие, правоохранительные органы и суды и др.
Это обусловило существенное повышение роли правовых подразделений в деятельности медицинских учреждений, а также рост их авторитета.
В современном здравоохранении деятельность юристов перестала носить локальный характер, от квалифицированной работы правовых подразделений зачастую зависит экономическая эффективность работы медицинских учреждений и даже их существование на рынке медицинских услуг <107>.
--------------------------------
<107> Войтенков Е.А. Правовые подразделения в работе медицинских организаций: роль и значение на современном этапе // Медицинское право России: Материалы Всероссийской научно- практической конференции. М.: Национальный институт медицинского права, 2015. С. 40 - 44.
Возможно выделить следующие формы работы правовых подразделений при
обеспечении здравоохранительной деятельности:
- договорная работа: разработка типовой формы заключения договора оказания медицинских услуг применительно к конкретной сфере здравоохранительной деятельности;

систематизация массива заключенных договоров оказания медицинских услуг; организация правового контроля за каждым договором оказания медицинских услуг (с момента его заключения до фактического исполнения); контроль и учет поступающих претензий (как от юридических лиц, так и от пациентов);
- проведение мероприятий по предупреждению конфликтов между пациентами и
медицинской организацией:
- активное участие в работе по разрешению обращений граждан (пациентов); подготовка локальных нормативно-правовых документов учреждения здравоохранения, регламентирующих работу с обращениями пациентов (например, порядка разрешения обращений, типовой формы карточки личного приема граждан и др.); визирование адресованных гражданам (пациентам) ответов на обращения, подготовленных исполнителями (сотрудниками медицинской организации), на предмет проверки соответствия их нормам действующего законодательства;
- обеспечение своевременной, полной и качественной разработки должностных
инструкций сотрудников медицинского учреждения;
- участие в организации работы по поддержанию правовой грамотности медицинских работников, в т.ч. по изучению законодательства: в сфере медицинского права (например, норм ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации", подзаконных актов Минздрава РФ и т.п.); законодательства об обращениях граждан; положений законодательства, касающихся ведения медицинской документации.
Необходимо рассматривать на занятиях правильность заполнения с правовой точки зрения медицинской документации (карт амбулаторного (стационарного) больного, формы информированного добровольного согласия пациента и т.п.);
- по изучению иных нормативно-правовых актов, регламентирующих текущую деятельность медицинской организации (например, санитарно-эпидемиологического законодательства, положений трудового права и иных);
- контроль с правовой точки зрения за организацией работы по ознакомлению пациентов с медицинской документацией (участие в подготовке необходимых локальных документов (журнала предварительной записи посещений помещения для ознакомления с медицинской документацией, журнала учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией и др.));
- участие в организации работы врачебной комиссии учреждения здравоохранения.
Согласно пункту 4.24 Приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации"
<108> врачебная комиссия, помимо иных вопросов, производит рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации.


--------------------------------
<108> Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации [Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н
(редакция от 02.12.2013, зарегистрирован в Минюсте России 09.06.2012 за N 24516).
Эта работа очень важна, поскольку правильное и системное ее выполнение позволяет предупредить возникновение конфликта между медицинской организацией и пациентом
(облегчить его разрешение), избежать сложной судебной тяжбы.
Поэтому особое внимание следует уделить надлежащему изучению членами врачебной комиссии необходимых норм законодательства, правильному разрешению ими обращений граждан (пациентов) и подготовке проектов юридически грамотных ответов.
Участие в организации работы врачебной комиссии конкретной медицинской организации работников ее правовых подразделений, помимо иного, может заключаться в подготовке ряда локальных документов (положения о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), типового протокола комиссии и др.);
- деятельность по разрешению конфликтов между пациентами и медицинскими
организациями: системное получение информации о существующих в субъекте Федерации (области, ином административном образовании) центрах независимых экспертиз, центрах медиации, третейских судах и налаживание с ними деловых контактов; постоянное изучение (анализ) информации по вопросам альтернативного разрешения споров
(путем переговоров, медиации или третейским судом), существующей в свободном доступе;
- подготовка проекта приказа (положения) медицинской организации о порядке альтернативного (досудебного) разрешения споров;
- участие в организации и ведении переговоров как одной из форм досудебного урегулирования конфликтов (примирительных процедур);
- участие в организации проведения медиации;
- представление интересов медицинской организации при судебном разрешении гражданско- правовых споров;
- систематизация (кодификация) правовых норм, действующих в той или иной сфере
медицинской деятельности.
Как отмечают некоторые авторы, "именно построение оптимальной системы локальных правовых актов каждой медицинской организации фактически выступает базовым, первичным элементом ее надлежащего повседневного функционирования" <109>;
- визирование приказов медицинской организации на предмет соответствия их нормам
действующего законодательства;
- подготовка проектов ответов на адвокатские запросы, поступившие в медицинскую
организацию в порядке части 2 статьи 6.1 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в