Файл: Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 422

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу подобных деяний может быть отнесен, например, служебный подлог (статья 292 УК
РФ).
Под служебным подлогом понимается внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Подобные деяния наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 1 статьи 292 УК
РФ).
Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (часть 2 статьи 292 УК РФ).
Должностной подлог считается законченным преступлением с момента выполнения медицинским работником указанных действий, независимо от того, использовался ли данный документ.
Рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом - то есть медицинский работник осознает факт совершения должностного подлога и желает его совершить <141>.
--------------------------------
<141> Старчиков М.Ю. Юридически значимые медицинские документы: нормативные положения, типовые формы и судебная практика. М.: Инфотропик Медиа, 2018. С. 175.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" <142> под документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.
--------------------------------
<142> Об обязательном экземпляре документов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
Таким образом, в судебном заседании документами могут быть признаны не только карты амбулаторного (стационарного) больного в бумажном виде, но и электронная медицинская карта.


Объективная сторона данного преступления (т.е. конкретные действия, выполняемые медицинским работником), как отмечают некоторые авторы, может представлять собой "...изменение даты и времени обращения больного в медицинскую организацию, времени начала хирургического вмешательства, замену диагноза, поправки... фиктивные данные о проведении лабораторных и инструментальных исследований" <143>.
--------------------------------
<143> Китанина К.Ю., Рублевская И.В., Честнова Т.В., Хромушин В.А. Сборник медицинских документов (часть 1): Учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 7.
143>143>142>142>141>141>140>140>139>139>138>138>137>137>136>136>135>135>134>134>133>133>132>132>131>131>130>130>129>129>128>128>127>127>126>126>125>125>124>124>123>123>122>122>121>121>120>120>119>119>118>118>117>117>
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24

Глава 6. ИНФОРМИРОВАНИЕ ПАЦИЕНТА ПРИ ОКАЗАНИИ
ЕМУ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (УСЛУГ) КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО
ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
6.1. Информирование о праве пациента на выбор врача
и медицинской организации
Согласно данным некоторых исследований об информировании медицинскими работниками пациента о его правах "значительное большинство (73,6 +/- 3,9%) врачей предваряли обследование и лечение информированием пациента, тем не менее каждый пятый врач (20,8 +/- 3,6%) делал это уже непосредственно в процессе лечения, а незначительная часть врачей вообще не считала нужным исполнять данное требование" <144>.
--------------------------------
<144> Филиппов Ю.Н., Позднякова М.А., Каткова Н.Ю., Филиппов А.Ю. Результаты исследования по вопросам влияния уровня правовой грамотности врача и пациента на степень риска медицинского вмешательства в акушерско-гинекологическом стационаре // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. N 6(48). Часть 5. С. 72 - 74.
К сожалению, иногда врачи относятся к пациенту лишь как "к объекту профессиональной деятельности и средству осуществления экономически необходимой деятельности..." <145>.
--------------------------------
<145> Порох В.И., Катрунов В.А., Засыпкина Е.В. Основы концепции обеспечения прав пациента // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. N 1(27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-kontseptsii-obespecheniya-prav-patsienta
(дата обращения:
10.09.2018).
Все указанное отнюдь не способствует предупреждению конфликтов между учреждениями здравоохранения и пациентами, а, наоборот, лишь провоцирует их возникновение.
Среди иной информации, которую целесообразно довести до сведения врачующегося, следует выделить разъяснение ему права на выбор врача и медицинской организации.
Новацией в отечественном правотворчестве является право пациента (в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи) на выбор медицинской
организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача <146>.

--------------------------------
<146> Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача). М.: Гэотар-
Медиа, 2017. С. 55 - 56.
Для получения первичной медико-санитарной помощи пациент обладает правом не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина) выбрать медицинскую организацию, в том числе по территориально- участковому принципу.
В ней таким же образом (за исключением случаев замены медицинской организации) он вправе выбирать врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации (часть 2 статьи 21 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Помимо иных ситуаций, в случае если назревает конфликт между лечащим врачом и пациентом, последний вправе обратиться к руководителю медицинской организации (ее структурного подразделения) с требованием о замене врачевателя.
То, каким образом должна разрешаться подобная ситуация (по сути, речь идет о предупреждении конфликта с пациентом), детализировано в Порядке содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от
26.04.2012 N 407н <147> (далее - Порядок).
--------------------------------
<147> Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача
[Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 407н.
Так, в соответствии с пунктом 2 указанного Порядка в случае требования пациента о замене лечащего врача (за исключением случаев оказания специализированной медицинской помощи) пациент обращается к руководителю медицинской организации (ее подразделения) с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача.
Руководитель медицинской организации (ее подразделения) в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 2 настоящего Порядка, информирует пациента в письменной или устной форме (посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о врачах соответствующей специальности и сроках оказания медицинской помощи указанными врачами (пункт 3 Порядка).
На основании информации, представленной руководителем медицинской организации (ее подразделения) в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, пациент осуществляет выбор врача (пункт 4 Порядка).
Аналогичная процедура подлежит выполнению при требовании пациента о замене лечащего врача при оказании специализированной медицинской помощи (пункты 5 - 8 Порядка).
Поскольку типовые формы заявления пациента о выборе и замене лечащего врача не

закреплены нормативно, автором данной монографии предлагаются возможные варианты данных документов (Приложения N 17 и 18).
Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 21 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В настоящее время он определен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2012 N 770 "Об особенностях выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда" <148>
(далее - Постановление).
--------------------------------
<148> Об особенностях выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда
[Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 N 770.
В соответствии с положениями данного Постановления выбор медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, утверждаемый Правительством Российской Федерации, для получения ими медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется из числа федеральных медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, по месту их жительства и (или) работы.
В случае невозможности оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, указанные граждане и работники осуществляют выбор медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Однако судебная практика показывает, что вовсе не любое желание пациента о
прикреплении его к конкретной медицинской организации подлежит безоговорочному
удовлетворению.
Например, в соответствии с решением Королевского городского суда Московской области от
30 июня 2015 года по делу N 2-2370/15 "из материалов дела следует, что 13.11.2014 С. обратился к

начальнику ФГБУЗ МСЧ N... России с заявлением о прикреплении его к данной организации на медицинское обслуживание.
10.12.2014 С. было отказано в прикреплении его к данной организации на медицинское обслуживание, поскольку ФГБУЗ МСЧ N... России организует и обеспечивает оказание медицинской помощи за счет средств федерального бюджета и обязательного медицинского страхования только прикрепленному контингенту, являющемуся работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р...
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ФГБУЗ МСЧ N... России организует и обеспечивает оказание медицинской помощи за счет средств федерального бюджета и обязательного медицинского страхования только прикрепленному контингенту, являющемуся работниками организаций, включенных в указанный выше перечень.
Поскольку истец не является работником организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 N 1156-р, то он не может быть прикреплен к
ФГБУЗ МСЧ N... России на медицинское обслуживание..." <149>.
--------------------------------
<149> Решение Королевского городского суда Московской области от 30.06.2015 по делу N
2-2370/15 [Электронный ресурс] // СудебныеРешения.рф: специализированный информационный ресурс для публикации решений судов общей юрисдикции.
URL: http://судебныерешения.рф/bsr/case/7382157 (дата обращения: 15.01.2018).
Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.
Если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
(часть 4 статьи 21 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации (часть 7 статьи
21 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").