Файл: Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 425

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, порядок выбора пациентами медицинских организаций регламентирован рядом подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе:
1) Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 года N 406н "Об утверждении
Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" <150>;
2) Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 407н "Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача" <151>;
3) Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 года N 770 "Об особенностях выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно- территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда";
4) Приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 года N 1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи" (зарегистрирован в
Минюсте России 12 марта 2013 года N 27617) <152>.
--------------------------------
<150> Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития
России от 26.04.2012 N 406н (зарегистрирован в Минюсте России 21.05.2012 N 24278).
<151> Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача
[Электронный ресурс]: Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 407н.
<152> Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта
Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи
[Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1342н (зарегистрирован в
Минюсте России 12.03.2013 N 27617).
Проблемными вопросами в практической реализации пациентами права на выбор врача и медицинской организации, как считают некоторые авторы, является его реализация "в условиях кадрового дефицита, особенно врачей первичной медико-санитарной помощи; доступность медицинской помощи, в т.ч. на дому для пациентов, прикрепляемых по экстерриториальному принципу, в условиях неразвитой материально-технической базы, устаревших принципов нормирования труда..." <153>.


--------------------------------
<153> Чертухина О.Б., Бальзамова Л.А., Есина М.В. Инновационные аспекты реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. N 5-4. С. 1535.
В рамках практической реализации права пациента на выбор врача автору монографии представляется заслуживающей внимания зарубежная практика ведения реестра практикующих врачей.
В соответствии с § 27 Закона Австрии о врачах "...Австрийская Палата врачей совместно с
Земельными Палатами врачей обязана... вести реестр всех врачей, получивших право на ведение врачебной практики" <154>.
--------------------------------
<154> Гуцул Н.Б. Указ. соч. С. 95.
Доступ к этой информации возможен для пациентов, которые за установленную плату могут получить интересующую их выписку из реестра.
6.2. Информирование пациента
о планируемом медицинском вмешательстве
Выполнение требований закона в части должного информирования пациента о
медицинском вмешательстве следует считать одной из немаловажных предпосылок предупреждения возможных конфликтов в сфере врачевания <155>.
--------------------------------
<155> Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача). М.: Гэотар-
Медиа, 2017. С. 161.
Так, в одном из судебных решений усматривается, что "истец обосновала заявленные требования тем, что при исполнении вышеуказанного договора ненадлежащее информирование пациента повлекло за собой недостижение запланированного результата, причинило вред здоровью истца, что свидетельствует о существенном недостатке оказанной услуги" <156>.
--------------------------------
<156> Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 25.12.2017 по делу N
2-237/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения:
17.01.2018).
Таким образом, причиной данного конфликта и последующего обращения пациента в суд стали нарушения, допущенные медицинскими работниками в ходе его информирования перед медицинским вмешательством.
Как отмечается самими медиками в проводимых исследованиях взаимоотношений "врач - пациент", "исходя из требований, предъявляемых современным законодательством, необходимо подробно информировать пациента о предстоящем лечении, альтернативных методах лечения,
возможных осложнениях во время и после лечения, с записью больного о добровольном информационном согласии или отказе от предложенного лечения" <157>.
--------------------------------
<157> Харченко С.В. Медико-правовой анализ ошибок и осложнений в практике хирургической стоматологии [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. мед. наук: 14.00.21. М., 2005.
177 с. // URL: http://www.dissercat.com/content/mediko-pravovoi-analiz-oshibok-i-oslozhnenii-v- praktike-khirurgicheskoi-stomatologii-0 (дата обращения: 18.12.2017).
Информация о состоянии здоровья может быть предоставлена пациенту как лично лечащим врачом, так и другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении (часть 2 статьи 22 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Однако не совсем ясно, может ли предоставлять пациенту информацию о состоянии здоровья медицинский работник, на которого возложены функции лечащего врача.
Так, согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 N 252н "Об утверждении
Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты" <158> (далее - Порядок) отдельные функции лечащего врача могут быть делегированы должностным лицам, указанным в названном подзаконном акте.
--------------------------------
<158> Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты [Электронный ресурс]: Приказ
Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 N 252н.
Как следует из пунктов 2 - 3 Порядка, они 158>158>157>157>156>156>155>155>154>154>153>153>152>151>150>152>151>150>149>149>148>148>147>147>146>146>145>145>144>144>
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24

могут возлагаться приказом руководителя
медицинской организации:
1) при организации оказания первичной медико-санитарной помощи: а) на фельдшера фельдшерского здравпункта, фельдшера фельдшерско-акушерского пункта, акушерку фельдшерско-акушерского пункта, оказывающих первичную доврачебную медико- санитарную помощь; б) фельдшера, акушерку медицинской организации - при неукомплектованности либо недостаточной укомплектованности медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь, или ее подразделений медицинскими работниками из числа врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), а также в случае их временного
отсутствия;
2) при организации оказания скорой медицинской помощи: а) на фельдшера фельдшерской бригады скорой медицинской помощи; б) акушерку акушерской бригады скорой медицинской помощи.
Из части 1 статьи 22 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в
медицинской организации информацию о:
- состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования;
- наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания;
- методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске;
- возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях;
- результатах оказания медицинской помощи.
Согласно новой редакции части 5 статьи 22 ФЗ N 323 (вступила в действие с 1 января 2018 года на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" <159>) "пациент либо его законный представитель имеют право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".
--------------------------------
<159> О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.07.2017 N 242-ФЗ.
В качестве комментариев к этим изменениям возможно заметить следующее <160>:
1. Указанный порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и
выписок из них еще не установлены нормативно.
2. Кроме того, согласно пункту 2 Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, утвержденного Приказом Минздрава России от 29 июня 2016 года N 425н <161> (далее - Порядок ознакомления пациента) "основанием для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией является поступление в медицинскую организацию от пациента либо его законного представителя письменного запроса о предоставлении медицинской документации для ознакомления (далее - письменный запрос)".


--------------------------------
<160> Старчиков М.Ю. Юридически значимые медицинские документы: нормативные положения, типовые формы и судебная практика. М.: Инфотропик Медиа, 2018, С. 64 - 66.
<161> Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента [Электронный ресурс]:
Приказ Минздрава России от 29.06.2016 N 425н (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2016 N
44336). Российская газета: сайт. URL: https://rg.ru/2016/11/16/minzdrav-prikaz425-site-dok.html (дата обращения: 15.12.2017).
По мнению автора, в Приказе Минздрава России от 29 июня 2016 года N 425н целесообразно
установить возможность ознакомления пациента либо его законного представителя с
медицинской документацией не только по письменному запросу, но и по аналогичному
документу, направленному в электронной форме.
Как потребитель, пациент также обладает правом на получение информации об услугах
(статьи 8 - 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" <162>).
--------------------------------
<162> О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
Согласно подпункту "а" пункта 14 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации N 1006 от 4 октября 2012 года <163>, при заключении договора по требованию потребителя или заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о
платных медицинских услугах, содержащая в том числе сведения о порядках оказания
медицинской помощи и стандартах медицинской помощи, применяемых при
предоставлении платных медицинских услуг.
--------------------------------
<163> Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N
1006.
Недостатком этого пункта Приказа является неуказание в нем возможности получения пациентом информации о клинических рекомендациях (протоколах лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
Однако, согласно части 2 статьи 64 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации", именно на их основе в том числе формируются критерии оценки качества медицинской помощи.
Согласно данным Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на
2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (разработан Минэкономразвития России) <164> в сфере здравоохранения, кроме иных, ключевым направлением государственной политики является внедрение системы клинических рекомендаций (протоколов лечения).
--------------------------------


<164> Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (разработан Минэкономразвития России).
Доступность информации предполагает возможность обычного пациента, не имеющего пороков дееспособности, а также не обладающего специальными медицинскими познаниями, понять и усвоить ее содержание.
В соответствии со статьей 23 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации, в том числе о потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Достоверность информации подразумевает ее соответствие отражаемым в ней фактическим данным; критерий своевременности информации означает соблюдение определенных условий относительно момента доведения ее до сведения пациента <165>.
--------------------------------
<165> Старчиков М.Ю. Гражданско-правовая ответственность медицинских организаций за вред, причиненный жизни (здоровью) пациентов при оказании медицинских услуг: теоретические положения и судебная практика. М.: Инфотропик Медиа, 2016. С. 82.
Полная информация о содержании медицинской услуги должна стать известной пациенту еще до начала ее оказания, то есть предшествовать или, говоря иначе, предварять заключение соответствующего договора, и тем более начало его исполнения <166>.
--------------------------------
<166> Там же.
Принимая во внимание предоставленную ему информацию, пациент дает информированное
добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него (статья 20 ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Предварительным условием любого медицинского вмешательства является дача
информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на
медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи (часть 1 статьи 20 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В случае нарушения правил информирования пациента медицинская организация
(медицинский работник) может быть привлечена к различным формам юридической
ответственности.
Например, несоблюдение врачом правил получения информированного добровольного
согласия на медицинское вмешательство или на отказ от него, наряду с другими
нарушениями, может обусловить его дисциплинарную ответственность.
Так, в решении Дзержинского районного суда города Перми от 15 апреля 2013 года по делу