Файл: Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 433
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
медицинской помощи;
- показателях доступности и качества медицинской помощи, установленных в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год;
- сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь и имеющей прикрепленное население;
- правилах записи на первичный прием/консультацию/обследование;
- правилах подготовки к диагностическим исследованиям;
- правилах и сроках госпитализации;
- правилах предоставления платных медицинских услуг;
- перечне оказываемых платных медицинских услуг;
- ценах (тарифах) на медицинские услуги (с приложением электронного образа документов);
--------------------------------
<196> Решение Петушинского районного суда Владимирской области от 15.03.2017 по делу
N 12-17/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения:
22.02.2018).
6) о медицинских работниках медицинской организации, включая филиалы (при их
наличии):
- фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, занимаемая должность;
- сведения из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация);
- сведения из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия);
- график работы и часы приема медицинского работника;
7) о вакантных должностях;
8) иная информация, указанная в приказе.
В приложении N 2 определены общие требования к содержанию и форме информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Так, например, информация должна размещаться в доступной, наглядной, понятной форме, в том числе в форме открытых данных, при этом обеспечиваются открытость, актуальность, полнота, достоверность информации, простота и понятность восприятия информации, наличие
- показателях доступности и качества медицинской помощи, установленных в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год;
- сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь и имеющей прикрепленное население;
- правилах записи на первичный прием/консультацию/обследование;
- правилах подготовки к диагностическим исследованиям;
- правилах и сроках госпитализации;
- правилах предоставления платных медицинских услуг;
- перечне оказываемых платных медицинских услуг;
- ценах (тарифах) на медицинские услуги (с приложением электронного образа документов);
--------------------------------
<196> Решение Петушинского районного суда Владимирской области от 15.03.2017 по делу
N 12-17/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения:
22.02.2018).
6) о медицинских работниках медицинской организации, включая филиалы (при их
наличии):
- фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, занимаемая должность;
- сведения из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация);
- сведения из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия);
- график работы и часы приема медицинского работника;
7) о вакантных должностях;
8) иная информация, указанная в приказе.
В приложении N 2 определены общие требования к содержанию и форме информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Так, например, информация должна размещаться в доступной, наглядной, понятной форме, в том числе в форме открытых данных, при этом обеспечиваются открытость, актуальность, полнота, достоверность информации, простота и понятность восприятия информации, наличие
карты официального сайта для удобства навигации по сайту, работоспособного поиска по сайту, версии для слабовидящих, отсутствие ошибок, а также другие возможности для удобной работы пользователей сайта (пункт 3 приложения).
Информация на официальных сайтах размещается на русском языке, а также на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках (пункт 4 приложения).
Размещенная на официальных сайтах информация должна быть доступна пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений (пункт 5 приложения).
Юридическая ответственность медицинских работников за нарушение порядка
получения информированного добровольного согласия пациента.
Нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <197> непосредственно предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья в части получения информированного добровольного согласия лишь при проведении искусственного прерывания беременности <198>.
--------------------------------
<197> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001
N 195-ФЗ [Электронный ресурс].
<198> Статья 6.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности.
1. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
2. Нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Примечание. В целях настоящей статьи под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами.
Согласно данным судебной практики правонарушением в данной сфере, например, может являться ведение неустановленной формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности.
Так, из одного судебного решения усматривается, что "в судебном заседании установлено... что ООО "..." нарушает права граждан в сфере охраны здоровья...
В данном обществе используется неутвержденная форма информированного добровольного
Информация на официальных сайтах размещается на русском языке, а также на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и (или) на иностранных языках (пункт 4 приложения).
Размещенная на официальных сайтах информация должна быть доступна пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений (пункт 5 приложения).
Юридическая ответственность медицинских работников за нарушение порядка
получения информированного добровольного согласия пациента.
Нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <197> непосредственно предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья в части получения информированного добровольного согласия лишь при проведении искусственного прерывания беременности <198>.
--------------------------------
<197> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001
N 195-ФЗ [Электронный ресурс].
<198> Статья 6.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности.
1. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
2. Нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Примечание. В целях настоящей статьи под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами.
Согласно данным судебной практики правонарушением в данной сфере, например, может являться ведение неустановленной формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности.
Так, из одного судебного решения усматривается, что "в судебном заседании установлено... что ООО "..." нарушает права граждан в сфере охраны здоровья...
В данном обществе используется неутвержденная форма информированного добровольного
согласия на проведение искусственного прерывания беременности при сроке 12 недель.
Указанные выше требования закона... К. нарушены, поскольку он не предпринял всех возможных мер по недопущению указанных нарушений, в связи с чем его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <199>.
--------------------------------
<199> Решение Кировского районного суда г. Томска от 29.12.2016 по делу N 12-448/2016 //
Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 22.02.2018).
В ходе рассмотрения судом иного административного дела установлено, что постановлением
Управления Росздравнадзора по одной из областей главный врач медицинской организации признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей
6.32, частью 1, КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа.
Не согласившись с данным решением, главный врач обжаловал его в суд.
В судебном заседании установлено, что в больнице пациенткам искусственное прерывание беременности было проведено без оформления информированного добровольного согласия
женщины.
Как отмечено судом, "искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.
Указанные положения также содержатся и в пункте 102 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденного Приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года N 572н.
Указанные требования закона должностным лицом... нарушены, в связи с чем его действия... составляет объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
<200>.
--------------------------------
<200> Решение Ростовского областного суда от 17.02.2016 по делу N 11-250/16 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 22.02.2018).
Российским уголовным законодательством не предусмотрено ответственности за производство медицинского вмешательства с нарушениями порядка получения информированного добровольного согласия.
Однако существуют пограничные ситуации, когда именно нарушение этого правового аспекта медицинской деятельности может (или должно) повлечь уголовную ответственность
врачующих <201>.
--------------------------------
<201> Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача). М.: Гэотар-
Указанные выше требования закона... К. нарушены, поскольку он не предпринял всех возможных мер по недопущению указанных нарушений, в связи с чем его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <199>.
--------------------------------
<199> Решение Кировского районного суда г. Томска от 29.12.2016 по делу N 12-448/2016 //
Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 22.02.2018).
В ходе рассмотрения судом иного административного дела установлено, что постановлением
Управления Росздравнадзора по одной из областей главный врач медицинской организации признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей
6.32, частью 1, КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа.
Не согласившись с данным решением, главный врач обжаловал его в суд.
В судебном заседании установлено, что в больнице пациенткам искусственное прерывание беременности было проведено без оформления информированного добровольного согласия
женщины.
Как отмечено судом, "искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.
Указанные положения также содержатся и в пункте 102 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденного Приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года N 572н.
Указанные требования закона должностным лицом... нарушены, в связи с чем его действия... составляет объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
<200>.
--------------------------------
<200> Решение Ростовского областного суда от 17.02.2016 по делу N 11-250/16 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 22.02.2018).
Российским уголовным законодательством не предусмотрено ответственности за производство медицинского вмешательства с нарушениями порядка получения информированного добровольного согласия.
Однако существуют пограничные ситуации, когда именно нарушение этого правового аспекта медицинской деятельности может (или должно) повлечь уголовную ответственность
врачующих <201>.
--------------------------------
<201> Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача). М.: Гэотар-
Медиа, 2017. С. 164.
Так, изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред; трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента (части 2 и 3 статьи 1 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" <202>).
--------------------------------
<202> О трансплантации органов и (или) тканей человека [Электронный ресурс]: Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1.
Медицинское вмешательство в сфере трансплантологии, осуществленное вопреки требованиям закона, влечет за собой уголовную ответственность.
Согласно части 1 статьи 120 УК РФ принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, совершенное в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (часть 2 статьи 120
УК РФ).
Из пункта "м" части 2 статьи 105 УК РФ "Убийство" усматривается, что квалифицированным составом данного преступления является убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего.
Вместе с тем возможно ли руководствоваться положениями института крайней необходимости, когда принудительное изъятие медицинским работником парного органа донора
(например, почки) может предотвратить наступление неизбежной смерти реципиента? <203>
--------------------------------
<203> Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника (врача). М.: Гэотар-
Медиа, 2017. С. 164 - 165.
В цивилистике вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред (часть 1 статьи 1067 ГК РФ).
В соответствии с канонами уголовного права не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней
необходимости (пункт 1 статьи 39 УК РФ).
Однако в трансплантологии каждая операция "...может быть непредсказуемой и, даже проведенная квалифицированным хирургом... не дает стопроцентной гарантии от возможных осложнений, вплоть до летального исхода" <204>.
--------------------------------
<204> Огнерубов Н.А. Проблемы квалификации преступлений в сфере профессиональной деятельности в контексте детерминации обстоятельств, исключающих преступность // Социально- экономические явления и процессы. 2011. N 3-4. С. 388.
Поэтому при любых обстоятельствах добровольное информированное согласие донора есть и должно оставаться одним из основополагающих начал донорства. Принудительное изъятие какого-либо человеческого органа является недопустимым как с морально-этической, так и с правовой точек зрения <205>.
--------------------------------
<205> Старчиков М.Ю. Основания освобождения медицинских организаций от гражданско- правовой ответственности за вред, причиненный жизни (здоровью) пациентов при оказании медицинских услуг: теоретические положения и судебная практика. М.: Инфотропик Медиа, 2017.
С. 57.
Вместе с тем, как абсолютно верно подчеркивают многие авторы (например, Ю.Д. Сергеев,
С.Б. Базаров), "как бы ни был информирован и осведомлен пациент по поводу возможных осложнений медицинского вмешательства, ответственность за последствия медицинского вмешательства в виде причиненного вреда жизни и здоровью пациента всегда несет врач, и никогда - пациент, несмотря на данное им согласие" <206>.
--------------------------------
<206> Базаров С.Б. Оптимизация деятельности медицинских организаций по информированию пациентов при оказании медицинской помощи [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. мед. наук: 14.02.03. М., 2010. 141 с. // Dissercat: электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 08.01.2018).
Таким образом, тщательное соблюдение законодательных норм об информированном
добровольном согласии на медицинское вмешательство, помимо иных факторов, позволяет избежать не только возникновения возможных конфликтов в сфере врачевания между пациентами и медицинскими организациями, но и юридической ответственности для работников последних при причинении вреда жизни (здоровью) граждан.
6.3. Информирование пациента об оказании медицинской помощи
в рамках практической подготовки обучающихся
по профессиональным образовательным программам
медицинского образования
Своевременное информирование пациента об оказании медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования также может способствовать предупреждению возможных конфликтов
Однако в трансплантологии каждая операция "...может быть непредсказуемой и, даже проведенная квалифицированным хирургом... не дает стопроцентной гарантии от возможных осложнений, вплоть до летального исхода" <204>.
--------------------------------
<204> Огнерубов Н.А. Проблемы квалификации преступлений в сфере профессиональной деятельности в контексте детерминации обстоятельств, исключающих преступность // Социально- экономические явления и процессы. 2011. N 3-4. С. 388.
Поэтому при любых обстоятельствах добровольное информированное согласие донора есть и должно оставаться одним из основополагающих начал донорства. Принудительное изъятие какого-либо человеческого органа является недопустимым как с морально-этической, так и с правовой точек зрения <205>.
--------------------------------
<205> Старчиков М.Ю. Основания освобождения медицинских организаций от гражданско- правовой ответственности за вред, причиненный жизни (здоровью) пациентов при оказании медицинских услуг: теоретические положения и судебная практика. М.: Инфотропик Медиа, 2017.
С. 57.
Вместе с тем, как абсолютно верно подчеркивают многие авторы (например, Ю.Д. Сергеев,
С.Б. Базаров), "как бы ни был информирован и осведомлен пациент по поводу возможных осложнений медицинского вмешательства, ответственность за последствия медицинского вмешательства в виде причиненного вреда жизни и здоровью пациента всегда несет врач, и никогда - пациент, несмотря на данное им согласие" <206>.
--------------------------------
<206> Базаров С.Б. Оптимизация деятельности медицинских организаций по информированию пациентов при оказании медицинской помощи [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. мед. наук: 14.02.03. М., 2010. 141 с. // Dissercat: электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 08.01.2018).
Таким образом, тщательное соблюдение законодательных норм об информированном
добровольном согласии на медицинское вмешательство, помимо иных факторов, позволяет избежать не только возникновения возможных конфликтов в сфере врачевания между пациентами и медицинскими организациями, но и юридической ответственности для работников последних при причинении вреда жизни (здоровью) граждан.
6.3. Информирование пациента об оказании медицинской помощи
в рамках практической подготовки обучающихся
по профессиональным образовательным программам
медицинского образования
Своевременное информирование пациента об оказании медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования также может способствовать предупреждению возможных конфликтов
в здравоохранительной сфере.
Согласно части 9 статьи 21 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" при оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования
пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему
медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему
медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.
Порядок и форма информирования пациента об участии обучающихся в медицинском вмешательстве на уровне Минздрава России не разработаны, и потому автором предлагается для использования в практической деятельности примерная форма такого информирования
(Приложение N 22 к монографии).
Стоит заметить, что Приказом Минздрава России от 19.03.2014 N 114н <207> признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 N 30 "Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам" <208>.
--------------------------------
<207> О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 19.03.2014 N 114н (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2014 N 32313).
<208> Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам [Электронный ресурс]: Приказ
Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 N 30.
Вместе с тем согласно пункту 44 Постановления Европейского суда по права человека от
09.10.2014 (жалоба N 37873/04) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 N 30 содержал "...процессуальную гарантию в форме требования получения согласия пациентов на участие студентов-медиков в оказании медицинской помощи" <209>.
--------------------------------
<209> Дело "Коновалова (Konovalova) против Российской Федерации" (жалоба N 37873/04)
[Электронный ресурс]: Постановление ЕСПЧ от 09.10.2014.
Нетрудно заметить, что статьи 69 и 100 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" не содержат каких-либо изъятий, касающихся возможности осуществления медицинской деятельности (или участия в ней) лицами, не имеющими свидетельства об аккредитации специалиста или соответствующего сертификата (в том числе студентами высших и средних медицинских учебных заведений).
В связи с изложенным представляется необходимым регламентировать в ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок участия студентов высших и средних медицинских образовательных организаций в производстве медицинских вмешательств в целях обучения, а также их ответственность за вред, причиненный жизни (здоровью) пациента в данных ситуациях.
Согласно части 9 статьи 21 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" при оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования
пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему
медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему
медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.
Порядок и форма информирования пациента об участии обучающихся в медицинском вмешательстве на уровне Минздрава России не разработаны, и потому автором предлагается для использования в практической деятельности примерная форма такого информирования
(Приложение N 22 к монографии).
Стоит заметить, что Приказом Минздрава России от 19.03.2014 N 114н <207> признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 N 30 "Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам" <208>.
--------------------------------
<207> О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 19.03.2014 N 114н (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2014 N 32313).
<208> Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам [Электронный ресурс]: Приказ
Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 N 30.
Вместе с тем согласно пункту 44 Постановления Европейского суда по права человека от
09.10.2014 (жалоба N 37873/04) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007 N 30 содержал "...процессуальную гарантию в форме требования получения согласия пациентов на участие студентов-медиков в оказании медицинской помощи" <209>.
--------------------------------
<209> Дело "Коновалова (Konovalova) против Российской Федерации" (жалоба N 37873/04)
[Электронный ресурс]: Постановление ЕСПЧ от 09.10.2014.
Нетрудно заметить, что статьи 69 и 100 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" не содержат каких-либо изъятий, касающихся возможности осуществления медицинской деятельности (или участия в ней) лицами, не имеющими свидетельства об аккредитации специалиста или соответствующего сертификата (в том числе студентами высших и средних медицинских учебных заведений).
В связи с изложенным представляется необходимым регламентировать в ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок участия студентов высших и средних медицинских образовательных организаций в производстве медицинских вмешательств в целях обучения, а также их ответственность за вред, причиненный жизни (здоровью) пациента в данных ситуациях.