ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества


Тематические занятия по сквозным программам

«Семья», «По законам добра», «Будущее Черноземья», «Здоровье», «Истоки», «Отечество»
Автор: Лапенко Елена Витальевна,

методист ,

педагог дополнительного образования


Воронеж - 2017


В методическом пособии представлены тематические занятия по сквозным программам: «Семья», «По законам добра», «Будущее Черноземья», «Здоровье», «Истоки», «Отечество» для дошкольников студии комплексного развития «Гармония». Пособие адресовано педагогам дополнительного образования по изобразительной деятельности, работающим с детьми дошкольного возраста.
Введение
Художественное образование – один из важнейших способов  развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность интересна и увлекательна для ребенка, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувства радости, удивления. Объясняя детям, что художник «глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Занятия в рамках сквозной комплексной программы

«Будущее Черноземья»

Тема: «Листопад»

Цель: развивать эстетические чувства путем воспроизведения красок осени в своем рисунке с помощью предложенной техники. Учить создавать декоративную композицию, изображая по всей поверхности листа.


Задачи:

Образовательные

Продолжить знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, его характерными особенностями.

Отработать навыки рисования (печатания) листьями.

Закрепить умение детей создавать декоративную композицию из отпечатков листьев.

Закреплять умение детей работать кистью и гуашевыми красками.

Развивающие

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания.

Развивать творческие способности, интерес к изобразительной деятельности.

Воспитательные

Воспитывать уважение к труду, аккуратность, усидчивость.

Материалы и инструменты: альбом, гуашевые краски кисточки, вода, заготовленные листья разных деревьев, салфетки, коллекция репродукций пейзажа.

Ход занятия

1. Беседа.

2. Постановка задачи.

3. Физминутка.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

I этап. Организационно-подготовительный

Ребята, посмотрите репродукции картин на тему «Осень». Расскажите, какая погода ранней осенью? (нет дождей, небо голубое, погода теплая, а листья на деревьях разноцветные). Дети рассматривают пейзажи и, отвечая на вопросы педагога, вспоминают, какого цвета листья на деревьях осенью. Они перечисляют цвета красок, которые будут использовать для своих рисунков (желтый, красный, оранжевый, бордовый, коричневый.)

Педагог читает стихотворение З. Федоровой «Осень»:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем, только дуб зеленый.

Утешает осень: - Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

II этап. Основной

Ребята вы должны создать композицию на бумаге необычным способом - из отпечатков листьев.

Но прежде, чем начнем экспериментировать, проведем физминутку.

Физминутка

А сейчас мы с вами станем листочками.

Листопад, листопад, (руками сверху вниз)

Листья желтые кружат (кружатся на месте).

Листопад, листопад, (руками сверху вниз)

Листья по ветру летят (машут руками).

Покружились, покружились (кружатся на месте)

И на землю опустились (сели на место).

Практическая работа

Объяснение задания: покрыть листики (подготовленные заранее) красками разных цветов, затем приложить их поочередно к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.

В процессе работы листик необходимо прижимать аккуратно

, не сдвигая, чтобы изображение не получилось смазанным. Сверху на листик положить салфетку и аккуратно промокнуть. Затем убрать салфетку и листик. Далее берется следующий лист. Создается композиция. Черенки у листьев можно дорисовать кистью. (Напомнить о том, чтобы лишняя влага перед набором краски промокалась о салфетку).

III этап. Заключительный

Подведение итогов работы ребят на занятии.

Законченные рисунки рассматриваем все вместе, а юные художники дают им названия.
Тема: «Распустились кисти белой бахромой»

Цель: познакомить детей с особенностями монохромной гаммы; учить передавать прозрачными, нежными оттенками ощущение хрупкой заколдованной природы.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с особенностями монохромной гаммы.

Учить детей видеть образ и дорисовывать его.

Развивающие

Поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.

Воспитательные

Воспитывать любовь к родной природе.

Материалы и инструменты: альбомный лист, кисть №2,3, акварель, силикатный клей, стаканчики с водой, салфетки.

План занятия

  1. Беседа.

  2. Постановка задачи.

  3. Практическая работа.

  4. Физминутка.

  5. Подведение итогов.

I этап. Организационный-подготовительный

Если ветер злющий кружит,

Застеклились за ночь лужи,

А меня упаковали

В сто одёжек неуклюжих,

На деревьях, на карнизах

Кружева да бахрома,

Это значит - на снежинках

Опустилась к нам ЗИМА.

( В.Лунин)

Педагог (создает проблемную ситуацию): Ребята, как вы думаете «Если взять неразбавленный малиновый сок, он будет вкусным, сладким и по цвету насыщенным, малиновым. А если его разбавить пополам с водой, как изменится цвет?» Педагог проводит опыт. Сок стал не таким сладким и вкусным, цвет стал бледным, ненасыщенным — розовым. Такие цвета называются монохромными (светотеневая растяжка одного цвета).

Можно показать изменение цвета еще раз на примере синей краски. (Опыт проделывает ребенок.) Педагог сообщает детям о том, что все оттенки одного цвета называются монохромными.

II этап. Основной

Вы сейчас попробуете нарисовать зимний пейзаж нетрадиционным способом: с помощью силикатного клея и акварели.

Сначала надо прорисовать клеем деревья: ели, березы, дать высохнуть, затем нанести акварель в монохромной гамме. Рисовать зимний пейзаж надо в синей монохромной гамме.


Во время самостоятельной работы следите за правильным рисованием деревьев: носиком бутылочки наносим клей в форме деревьев, дать клею высохнуть, затем акварель должна наноситься способом размыва по всему листу.

А теперь, пока клей сохнет, физминутка:

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

Продолжаем рисовать пейзаж акварелью.

III этап. Заключительный

Педагог: Какие красивые рисунки у вас получились. Надеюсь, вам понравилось рисовать необычным способом.

Ребята, скажите:

- На каких рисунках зима получилась холодная? Снежная?

- Что бы вы делали, если бы оказались там?

- В какие бы игры вы играли?
Тема занятия: «Птичья столовая»

Цель: Формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное к ней отношение посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные

Учить рисовать птичку, сидящую на кормушке и отдельные детали – зернышки.

Развивающие

Дать представление о зимующих птицах, их приспособленности к питанию в разные сезоны.

Развивать способность распознавать птиц по внешнему облику (окраске, размеру),

Воспитательные

Убедить детей в необходимости подкармливать птиц.

Воспитывать желание помогать птицам и делать это регулярно.

Материалы к занятию: Конверт с телеграммой. Конверт с заготовками для каждого. Игра-пазлы «Собери картинку» для каждого ребенка. Кормушка с кормом для птиц. Аудио запись с пением птиц. Клей, цветные карандаши.

Методы и приемы: ИКТ, игровые, наглядные.

Ход занятия

I этап Организационно-подготовительный

Подготовка детей к работе на занятии, сообщение темы, беседа о птицах.

Педагог: Ребята послушайте запись. (В записи звучат голоса птиц)

Чьи голоса звучат? (голоса птиц).

Педагог: Правильно! Наше занятие сегодня будет посвящено птицам – нашим пернатым друзьям. Птицы сопровождают нас повсюду. «Стоит лишь оглянуться вокруг, вслушаться в тишину леса, и мир необычных, нередко волшебных звуков откроется нам».


Педагог: Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят птицы людям?

Ответы детей (спасают от вредителей деревья, поля, огороды, радуют песней, украшают природу, разносят и рассаживают семена деревьев).

Ребята, есть птицы перелетные и зимующие.

Почему перелетные птицы осенью улетают в теплые края? (птицы улетают в теплые края, т.к. с похолоданием для них не стало корма, они не выносят холода).

Какой корм едят эти птицы? ( насекомых).

Куда деваются насекомые? (зарываются в землю, деревья и впадают в спячку).

Педагог: Птицы, остающиеся на зиму это Зимующие птицы.

Что это за птицы смелые и выносливые?

Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетают в теплые края, а остались зимовать. Картинки птиц предварительно повесить на доске (воробей , ворона, сорока, синица, снегирь, дятел).

А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра-пазлы «Собери картинку»

У каждого из вас на столе конвертик в нем пазлы картинки зимующей птички. Достаньте их из конвертика и сложите. Каждый из вас назовет свою птичку.

Педагог: А теперь мы отдохнем и поиграем в игру: «Мы - птицы».

Физминутка:

Мальчики и девочки вокруг себя повернитесь

В зимних птичек превратитесь.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут - тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Быстро зимний день кончается

Птичьи игры прекращаются.

Зимующие птицы, вокруг себя повернитесь,

В мальчиков и девочек превратитесь.

(Дети присаживаются на места).

II этап. Основной

Мотивация учебной деятельности. Учить рисовать птичку, сидящую на кормушке, прорисовывая отдельные детали, отрабатывать навыки рисования красками.

Педагог: Ребята, нам пришла телеграмма.

Внимание! Внимание!

Наши маленькие друзья!

Срочно нужна помощь!

Живем рядом с вашим Центром.

Нам голодно!

Синички, воробьи, голуби и другие птицы.

Педагог: Как вы думаете, легко ли птицам найти корм зимой? Почему?

(все покрыто снегом, насекомых нет, поэтому птицы летят поближе к жилью человека, здесь легче найти корм)

Педагог: Ребята! Поможем птицам? Покормим их? (да)

Педагог: Что это? (дети отвечают - кормушки для птиц) Рассматривание кормушки для птиц.