ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 336
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса РФ социальное партнёрство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Целями социального партнерства являются: обеспечение согласования интересов работника и работодателя по вопросам регулирования отношений в сфере труда; предотвращение социальных конфликтов, недопущение их крайнего проявления — забастовок; сохранение социального мира в обществе.
Сторонами социального партнерства согласно ст. 25 ТК РФ являются работники и работодатели в лице уполномоченных представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут выступать в качестве стороны социального партнерства по общему правилу в случаях, когда они выступают работодателями, либо в случаях, предусмотренных законодательством.
Основными принципами социального партнерства по российскому законодательству (ст. 24 ТК РФ) являются: • равноправие сторон; • уважение и учет интересов сторон; • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства; • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; • добровольность принятия сторонами на себя обязательств; • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; • ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Сторонами социального партнерства в соответствии с п. 1 ст. 25 Трудового кодекса РФ являются: 1. работники в лице уполномоченных в установленном порядке представителей; 2. работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в 2 случаях (п. 2 ст. 25 Трудового кодекса РФ): f когда они выступают в качестве работодателей, f а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Система социального партнерства может быть раскрыта в двух координатах: по вертикали — через уровни социального партнерства и по горизонтали — через формы социального партнерства.
Статья 26 ТК РФ устанавливает шесть уровней социального партнерства, каждый из которых отличается совокупностью элементов: субъектами, видами и содержанием принимаемых правовых актов договорного характера.
Федеральный уровень объединяет таких субъектов, как общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профсоюзов, Правительство РФ. На федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда и заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.
На межрегиональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ, принимается межрегиональное соглашение.
На региональном уровне действуют региональные объединения профсоюзов, региональные объединения работодателей и региональные органы государственной власти (областные, краевые администрации, республиканские правительства и т.д.). Принимаются региональные соглашения, в которых устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне одного субъекта РФ. Могут также приниматься соглашения о минимальной заработной плате в субъекте РФ (ст. 133.1 ТК РФ).
На отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). Особенностью данного уровня социального партнерства является то, что в качестве представителя государства выступает отраслевое министерство (агентство, ведомство) или Минтруд России. Другими социальными партнерами являются
отраслевое объединение профсоюзов и отраслевое объединение работодателей. В отраслевых (межотраслевых) соглашениях устанавливаются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).
На территориальном уровне субъектами социального партнерства являются территориальные объединения профсоюзов, территориальные объединения работодателей и органы местного самоуправления. Они заключают территориальные соглашения, в которых устанавливаются общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
На локальном уровне, где в качестве социальных партнеров всегда выступают только два субъекта — работники и работодатель, устанавливаются их взаимные обязательства в сфере труда. Стороны заключают коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, у индивидуального предпринимателя.
Формы социального партнерства перечислены в ст. 27 ТК РФ: • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений; • участие работников, их представителей в управлении организацией; • участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры разрешаются в комиссии по трудовым спорам, которая создается непосредственно в организации на паритетных началах с участием представителей работников (ст. 384 ТК РФ). Порядок разрешения коллективных трудовых споров предусматривает обязательное участие сторон в примирительных процедурах
(ст. 401 ТК РФ). Трудовое законодательство предусматривает и иные формы социального партнерства. Например, в соответствии со ст. 20 Закона о занятости предусматривается создание координационных комитетов содействия занятости населения.
В соответствии со ст. 53 Трудового кодекса РФ, основными формами участия работников в управлении организацией являются: 1. учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором; 2. проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; 3. получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; 4. обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; 5. обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; 6. участие в разработке и принятии коллективных договоров; 7. иные формы, определенные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.
Общий порядок проведения коллективных переговоров: 1. направление представителями одной стороны социального партнерства представителям другой стороны предложения в письменной форме о начале коллективных переговоров; 2. направление второй стороной социального партнерства ответа инициатору в течение семи календарных дней с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий; 3. формирование комиссии по проведению коллективных переговоров; 4. обмен информацией между сторонами социального партнерства, разработка и обсуждение проекта коллективного договора, соглашения; 5. урегулирование разногласий; 6. подписание коллективного договора, соглашения.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 Трудового кодекса РФ).
Закон устанавливает общее требование к коллективным договорам и соглашениям — они не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Содержание и структура коллективного договора определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в коллективный договор. Примерный круг вопросов, по которым в коллективном договоре согласовываются взаимные обязательства, приведен в ст. 41 Трудового кодекса РФ: 1. формы, системы и размеры оплаты труда; 2. выплата пособий, компенсаций; 3. механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; 4. занятость, переобучение, условия высвобождения работников; 5. рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; 6. улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; 7. соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; 8. гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; 9. оздоровление и отдых работников и членов их семей; 10. частичная или полная оплата питания работников; 11. контроль выполнения коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора; 12. отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; 13. другие вопросы, определенные сторонами.
Процесс коллективных переговоров заканчивается подписанием правового акта социального партнерства — коллективного договора, соглашения. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора или соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами. Коллективные договоры и соглашения вступают в силу со дня их подписания сторонами или со дня, установленного этими правовыми актами. Коллективные договоры и соглашения согласно ст. 50 ТК РФ подлежат уведомительной регистрации в соответствующем органе по труду.
Срок действия коллективного договора определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 43 Трудового кодекса РФ). Следует учесть, что продление действия коллективного договора может осуществляться неограниченное количество раз.
Контроль за выполнением КД осуществляется сторонами соц.партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. Ответ на запрос предоставляется не позднее 1 месяца со дня поступления запроса.