Файл: Е. И. Вялкова Нормоконтролер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

61 конференция по проблемам и вопросам развития СО, форум по проблемам и вопросам развития СО, зарница студенческих отрядов, Школа лидера «Лидер
СО».
2.2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЛИЯНИЯ ДВИЖЕНИЯ
СТУДЕНЧЕСКИХ
ОТРЯДОВ
НА
ПОДГОТОВКУ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
В параграфе 1.3 настоящей работы определены исходные данные для проведения исследования по определению составляющих модели конкурентоспособного выпускника конкурентоспособного специалиста, основанные на исследованиях, проводимых ранее на кафедре организации работы с молодежью Пономаревым А.В. [66], Осипчуковой Е.В.,
Кагиевым А.М [63].
В исследовании приняли участие эксперты, являющиеся в организациях руководителями высшего звена. Опрошенные руководители организаций представляют различные сферы деятельности: транспортные услуги, страхование, образовательные учреждения, крупные торговые компании, услуги организации событий и мероприятий, металлургическое производство, производство строительных материалов, инжиниринговые компании, молодежная политика и общественные организации.
Экспертам предлагалось ответить на вопрос «выберите на ваш взгляд наиболее востребованные компетенции на современном рынке труда»
(Приложение 1), результаты опроса приведены в таблице 2.1.

62
Таблица 2.1
Результаты опроса экспертов «Наиболее востребованные компетенции на современном рынке труда»
Компетенции
Степень востребо- ванности,
%
Умеет мобилизовать и организовать группу на успешное решение групповой задачи
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

66,7
Умеет работать в команде
100,0
Умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели
80,0
Стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства
86,7
Умеет ориентироваться в быстроменяющихся условиях
93,3
Способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность
66,7
Использует нормативно-правовые документы в своей профессиональной деятельности
40,0
Владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
26,7
Владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного
53,3
Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
86,7
Способен к восприятию информации, готов к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации
73,3
Осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
26,7

63
Продолжение таблицы 2.1
Компетенции
Степень востребо- ванности,
%
Владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
20,0
Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков
73,3
Готов к соблюдению прав и обязанностей гражданина
Российской Федерации, ответственному участию в жизни страны
26,7
Уважительно относится к историческому наследию и культурным традициям
13,3
Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
86,7
Обладает способностью использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
13,3
Способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления
66,7
Владеет технологией проведения основных видов делового общения
66,7
Имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению, саморазвитию и самореализации
86,7
Умеет ориентироваться в современной культурной среде
20,0
Осознает меру своей ответственности, свои функции как участник политического процесса
20,0
По результатам исследования мы выбрали 14 компетенций в модель конкурентоспособного специалиста, которые выбрали более 50% работодателей:
1.
Умеет мобилизовать и организовать группу на успешное решение групповой задачи.
2.
Умеет работать в команде.
3.
Умеет планировать и координировать свои и чужие действия для достижения цели.


64 4.
Стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.
5.
Умеет ориентироваться в быстроменяющихся условиях.
6.
Способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность.
7.
Владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного.
8.
Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
9.
Способен к восприятию информации, готов к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации.
10.
Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.
11.
Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
12.
Способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить результаты мышления.
13.
Владеет технологией проведения основных видов делового общения.
14.
Имеет высокий уровень самоорганизации, проявляет активность, стремится к самоутверждению, саморазвитию и самореализации.
В модель конкурентоспособного специалиста включены
10 системообразующих качеств личности, выделенных в работах В.И. Андреева
[59] и исследованных в дальнейшем Пономаревым А.В. [18] с точки зрения востребованности работодателями:
1.
Четкость целей и ценностных ориентаций.
2.
Трудолюбие.

65 3.
Креативность, способность к творчеству.
4.
Способность идти на риск.
5.
Способность принимать самостоятельные решения, независимость.
6.
Способность вести за собой людей, быть лидером.
7.
Способность к непрерывному саморазвитию.
8.
Стрессоустойчивость.
9.
Способность к непрерывному профессиональному росту.
10.
Стремление к высокому качеству конечного продукта.
Дальнейшие исследования проводились по исходному набору компетенций, т.к. формировать необходимо не только компетенции необходимые работодателям, но и компетенции предусмотренные ФГОС.
Необходимо отметить, что общепризнанной методики измерения уровня конкурентоспособности на сегодняшний день не существует. Использование социологического инструментария обусловлено в большей степени спецификой обследуемой аудитории – студенческой. Объективно, не имеющие достаточного опыта организаторской и управленческой деятельности, студенты не способны к обоснованной и многоплановой рефлексии по поводу развития у них тех или иных качеств, связанных с этими видами деятельности.
Для проверки гипотезы данной работы в 2014 году было проведено анкетирование студентов, составивших пять групп респондентов: представители профкома студентов и профбюро институтов, представители студенческих отрядов, представители советов студенческих корпусов
(общежитий), представители других студенческих организаций и студенты, не участвующие в работе органов ССУ. Также была опрошена группа экспертов, в которую вошли проректоры, заместители директоров институтов по воспитательной деятельности, сотрудники воспитательной структуры университета, преподаватели.
Общее количество опрошенных составило 618 человек, из них 588 студентов из 100 ВУЗов 34 городов РФ и 30 экспертов. Инструментарий


66 опроса исследования приведен в приложении 2, 3, 4. Результаты распределения респондентов по городам и ВУЗам представлены в приложении 5, 6.
Таблица 2.2
Распределение респондентов по категориям
Категория респондентов
Количество человек
Представители студенческих отрядов
308
Представители профсоюза и профбюро институтов
125
Студенты, не участвующие в работе органов ССУ
124
Представители студенческих советов корпусов
(общежитий)
18
Представители других студенческих организаций
13
Эксперты
30
Итого:
618
Распределение респондентов в процентах представлено на рис. 2.1
Рис. 2.1. Распределение респондентов по категориям.
Представители
студенческих
отрядов
50%
Представители
профсоюза и
профбюро
институтов
20%
Студенты, не
участвующие в
работе органов ССУ
20%
Представители
студенческих
советов корпусов
(общежитий)
3%
Представители
других
студенческих
организаций
2%
Эксперты
5%

67
Участникам студенческих отрядов задавался вопрос о количестве лет в движении СО, результаты представлены в таблице 2.3:
Таблица 2.3
Количество лет в движении СО
Количество человек
1 87 2
70 3
42 4
42 5
37 6
13 7
5 8 и более
12
Итого:
308
Процентное распределение представлено на рис 2.2.
Рис. 2.2. Распределение респондентов по количеству лет в движении СО.
1 год
28%
2 года
23%
3 года
14%
4 года
14%
5 лет
12%
6 лет
4%
7 лет
1%
8 лет и более
4%

68
Наличие широкого диапазона возрастных групп среди бойцов СО позволяет подчеркнуть объективность исследования. Также об этом свидетельствует наличие большого спектра статусов участников движения СО, распределение представлено в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Распределение респондентов по статусам в студенческом отряде
Статус в студенческом отряде
Количество человек
Командир
34
Комиссар
32
Мастер/Методист
20
Медик
12
Боец
94
Старик/Ветеран
73
Другое
39
Итого:
308
Тоже, в процентном соотношении представлено на диаграмме ниже:
Рис. 2.3. Распределение респондентов по статусам.
Командир
11%
Комиссар
10%
Мастер/Методист
7%
Медик
4%
Боец
32%
Старик/Ветеран
24%
Другой
12%
Распределение по статусам


69
В дальнейшем мы будем рассматривать только три категории респондентов: представители профкома студентов и профбюро институтов, представители студенческих отрядов и студенты, не участвующие в работе органов ССУ. Ограничение обусловлено низким количеством респондентов других групп, что ведет к нерепрезентативности выборок.
Для оценки уровня конкурентоспособности мы использовали методику
В.И. Андреева. Результаты оценки конкурентоспособности, а также их сравнение с результатами 2006 года, проведенными А.В. Пономаревым и
М.А. Бердниковым по данной методике, представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Вопрос по анкете
Представители профкома и профбюро факультетов (%)
Представители студенческих отрядов
(%)
Студенты не участвующие в работе органов
ССУ (%)
2006 2014 2006 2014 2006 2014
Я знаю, чего хочу добиться в ближайшие 2-3 года
67 87 56 86 51 81
Я ценю деловых, предприимчивых, практичных людей
82 99 86 95 75 91
Я знаю в какой сфере можно получить стабильный и высокий заработок
78 65 79 66 74 66
У меня хватает энергии довести начатое до конца
79 73 89 74 76 62
Всегда или сравнительно часто, казалось бы, при неразрешимой проблеме мне удается найти неожиданно простое и даже оригинальное решение
68 66 54 65 46 64
Я быстро осваиваю новые виды деятельности
83 86 84 89 73 77
В нашем коллективе я всегда или часто являюсь инициатором нововведений
61 61 51 55 38 45
Я часто способен идти на риск
59 52 54 49 51 51
Я способен высказать свое мнение, даже если оно кому-то не нравится
77 86 68 83 53 81
В дискуссиях или спорах мне всегда или часто удается настоять на своем
69 74 70 72 61 73

70
Продолжение таблицы 2.5
Вопрос по анкете
Представители профкома и профбюро факультетов (%)
Представители студенческих отрядов
(%)
Студенты не участвующие в работе органов
ССУ (%)
Принимая ответственное решение я всегда или чаще всего полагаюсь лишь на себя
46 71 37 66 32 74
В кругу друзей мне нравится и удается быть «душой компании»
73 72 75 74 54 59
Мне легко установить контакт с новыми людьми
88 74 81 72 76 59
Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководить людьми
73 69 67 67 58 54
Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств
42 73 32 69 36 67
Я регулярно веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки
14 15 9
18 7
13
Я стремлюсь и мне удается не втягивать себя в конфликты
67 73 71 73 61 81
Часто по своей личной инициативе я участвую в дискуссиях, семинарах, конференциях
60 50 52 38 46 31
Я считаю, что работу нужно делать качественно или вообще не делать
54 90 60 92 48 85
Я способен неоднократно вносить качественные улучшения и дополнения в одну и ту же работу
59 82 53 81 49 81
Полученные результаты демонстрируют, что по большинству показателей наблюдается рост по всем группам респондентов. Сводная обобщенная характеристика представлена на рис. 2.4 :