Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 877

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

73
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Сейчас мы свидетели двух крайностей: цветобоязни – робкого при- менения невыразительных нечистых тонов или пестрой полихромии, далекой от требований эстетики. Французский цветовед Морис Дери- бере пишет по этому поводу: «...Архитектурная полихромия не должна быть предлогом для использования повсюду резких цветов, она должна искать гармонию между конструкциями, пейзажем и функциональным назначением здания».
Примеры из нашей и зарубежной практики применения цвета в архитек- туре жилых зданий убеждают в том, что цвет может стать союзником архи- тектуры, выявляя и подчеркивая правдивость, конструктивную схему здания, и, наоборот, цвет при неумелом его использовании сводит на нет усилия архитектора, стремящегося к цельности и ясности замысла и к достижению единства комплексной застройки. Нередко цвет разрушает то единство, ка- кое было достигнуто напряженным и нелегким творческим поиском.
У Пензенских архитекторов, несмотря на рекомендации в выборе цвета здания нет таких четких ориентиров, и действуют они, опираясь в основ- ном на собственное видение и вкус. Возникает вопрос, насколько удачны оказались окрашенные по личным вкусам архитекторов жилые постройки в новых кварталах Пензы. Мы нередко забываем о роли фактуры – этого постоянного спутника цвета. Ведь существует самостоятельный термин
«цветофактура», подчеркивающий эту неразрывность.
Поэтому цветовое решение отдельного здания и комплекса зданий, как результат изучения среды, в которой они располагаются, диктует конкрет- ный общий колористический прием, обязательный для его реализации.
К сожалению, в нашей практике цветовое решение жилой застройки
Пензы часто является случайным и последующим, т. е. осуществляемым после сооружения здания или группы зданий.
На примере новых жилых районов г. Пензы можно проследить фор- мирование основных приемов цветового решения:
А. цветовое и пластическое решения находятся в единстве;
Б. частичное или полное не соответствие цветового решения пла- стике фасада.
При использовании первого приема подчеркивается тектоника фасада, выделяются цветом балконы и лоджии, лестничные узлы, торцы зданий, входы. Однако повсеместное применение одних и тех же цветов, частая повторяемость самого приема приводят к однообразию цветовой ком- позиции. Монотонность провоцирует дискомфорт в восприятии среды.
Разнообразная цветовая гамма и тщательная цветовая проработка эле- ментов фасада при использовании этого приема вносят вариабельность в полихромное решение застройки (рис. 1, а, цветная вкладка). Некото- рые из приведенных примеров указывают на целесообразность выявле- ния индивидуальной характеристики зданий, в которых общий тон стен согласуется с балконными и лоджийными ограждениями, контрастируя и одновременно не нарушая единства архитектурного приема. Резкое вы- деление балконных ограждений, а также разрушающее единство объема здания – многоцветное его членение – представляется в этом отношении


74
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin менее приемлемым. Цвет в торцовых фасадах нередко способствует выра- зительности общей композиции. Применение цветных полос природного камня или облицовка торцов цветовыми панелями, не нарушая общего цветового приема, создает светлотный или цветовой контраст – неотъем- лемую прерогативу архитектурной композиции.
Значит если архитектура застройки, ее внешний облик самодостаточен в пластике, то применяются цвета, которые позволяют вывести на первое место пластику фасадов.
Второй прием, заключающийся в частичной или полной самостоятель- ности цвета относительно тектоники фасада, применен в цветовом реше- нии застройки жилого района «Спутник» (рис. 1, б, цветная вкладка). Что касается цвета типовой многоэтажной застройки этого района, то пластика здесь относительная. Поэтому архитекторы комплексно разрабатывают си- стему цветов и применяют более контрастные, пестрые, насыщенные вари- анты. Оттенки могут использоваться такие, которые в застройке, например, исторического центра не применяются. Полихромия яркая, используется цветовое разнообразие, пестрят чаще всего фасады социального жилья – эконом-класса, оперирование ритмикой контрастных цветов или тональ- ными переходами одного или нескольких близких друг другу. При этом не всегда учитывается цветовая система всей улицы или квартала, а работать нужно в унисон или на контрасте с окружающей природной средой.
Анализ практики цветовых решений новых жилых районов Пензы по- зволил выявить ряд недостатков, характерных для обоих приемов. Это обусловлено недостаточной проработкой таких вопросов, как ориентация внутри жилого района при помощи цвета, масштаб цветовых поверхно- стей при решении наружных и внутренних пространств, цветовая компо- зиция магистралей и панорамных раскрытий (рис. 2, цветная вкладка). Не в полной мере учитываются особенности зрительного восприятия. Цве- товые композиции, в основном, создаются локально, только на уровне жилого дома, жилой группы.
Причины выявленных недостатков различны. Одной из основных яв- ляется решение полихромной среды только для конкретной жилой груп- пы, отдельного дома, не учитывая общего контекста окружающей среды.
В последнее время в градостроительной практике наметилась тенден- ция проведения комплексной оценки цветовой среды города, в результате которой вырабатываются рекомендации по созданию цветовой компози- ции как в проектируемых жилых районах, так и в существующей жилой застройке. Ей предшествует предпроектный анализ, позволяющий разра- ботать принципы цветового зонирования и планомерного развития цвето- вой среды на основе изучения факторов, влияющих на ее формирование.
К сожалению, комплексная оценка регулирования цветового клима- та Пензы не выполнена. Хотя она позволила бы выработать требования, определяющие идейно-художественную тематику и цветовую организацию города, предпочтительное распределение цвета по направлениям и темам его идейно-художественной организации, а также выявить и систематизи- ровать факторы, определяющие цветовую организацию художественного


75
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина оформления города, и провести его геоморфологическое функциональ- но-тематическое и культурно-историческое зонирование. В результате должна быть разработана комплексная программа архитектурно-художе- ственного оформления общественной и жилой застройки Пензы с учетом пространственно-цветовой организации городской среды.
Вопросы планомерного и последовательного развития цветовой среды города, рассматриваемые в различных аспектах цветового решения жилой застройки, диктует необходимость поэтапного подхода к формированию цветового решения.
На начальном этапе рекомендуется производить предпроектный анализ цветовой среды города, в процессе которого решаются задачи преемственно- сти цветовой палитры существующего окружения, культурно-исторических традиций, вырабатываются принципы цветового зонирования города. Не- обходимо определять основные композиционные узлы цветового решения, систему цветовых доминант, цветовые композиции панорамных раскрытий.
Далее необходимо последовательно формировать цветовые компози- ции всех структурных элементов, определять масштаб цветовых поверхно- стей для фасадов, расположенных на городских магистралях, на главной улице жилого района, а также на фасадах внутриквартальных пространств жилой застройки.
Несмотря на то, что многие вопросы поэтапного цветового решения жилой застройки уже разработаны, встречаются трудности при формиро- вании разнообразной и гармоничной цветовой среды жилого района и го- рода в целом (отсутствуют комплексная оценка и дифференцированный подход при учете влияния планировочной структуры жилого района и его окружения на цветовую композицию). Если комплексное исследование цветовой среды города не производилось, необходимо разработать схему цветового решения жилых районов города, которая поможет проектиров- щику выбрать цветовую палитру для проектируемого района, отличаю- щуюся набором цветов и их количественным соотношением. Для этого следует подсчитать приблизительно соотношение площадей, занимаемых каждым цветом, относительно общей площади фасадов построенных до- мов. На основании этого составляется диаграмма выкрасок, характерных для каждого осуществленного жилого района. Такая диаграмма наносится на схему цветового решения новой жилой застройки города, что позволит выбрать цветовую гамму для проектируемого района, не повторяющуюся как в количественном отношении, так и в наборе цветов с учетом всех количественных характеристик цвета.
При определении цветового решения проектируемого жилого района рекомендуется дифференцированный учет его планировочной структуры
(удаленность элементов цветовой композиции от центра жилого района, композиционные оси и узлы застройки) и окружения.
Для создания гармоничной цветовой среды и улучшения ориентации внутри жилого района следует учитывать цветовые особенности его зо- нирования в центральной, срединной и периферийной зонах. Цветовая гамма центральной зоны по насыщенности, тону, светлоте, набору цветов


76
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin и приемов их применения не должна дублироваться в периферийной зоне жилого района. Средняя зона является переходной и испытывает влияние окружающих ее зон.
Могут быть намечены два основных приема цветового решения цвето- вой среды жилой застройки.
Первый основан на полихромном решении зданий, формирующих за- стройку, в которой находит отражение сочетание теплых и холодных то- нов с преобладанием одного из них. Цветовая контрастность строится на принципе объединения застройки.
Второй прием рассчитан на четко выраженный монохромный единый колористический характер комплекса, объединяющий застройку (только теплые или только холодные тона). И для первого, и для второго при- ема главным является обобщенно-единый цветовой фон, не разрушаемый цветом деталей (лоджий, балконов, поясов и пр.).
Представляется, что одним из приемов цветового решения зданий комплексной застройки может быть придание каждому из этих комплек- сов общего цветового колорита (голубой, желтый, палевый, зеленый) пре- имущественно мягких пастельных тонов с выделением активных цветовых пятен – общественных зданий, а в пределах одного здания – входов, поясов, лоджий и т. д. Здесь также, придерживаясь принципа «фона» (жи- лые здания) и выразительных «ударных» акцентов (общественные здания), кажется необходимым разработать ряд приемов с научно-эксперименталь- ной их проверкой в натуре. Общественный центр можно рассматривать как объединяющее начало, с которым визуально и эмоционально связаны все цветовые темы жилого района.
Композиционные узлы – общественный центр, комплексы обществен- ных зданий, узлы въездов и пересечения архитектурно-планировочных осей, рассматриваемые ниже, по их композиционной значимости относи- тельно жилого района являются его опорными точками.
Узлы въездов также несут большую эмоциональную нагрузку. Они формируют в значительной степени цветовую панораму и являются ее цветовыми доминантами. Поэтому здесь необходимо крупномас- штабное цветовое решение, воспринимаемое с больших расстояний, а также мелкомасштабное – в нижнем и среднем ярусе восприятия.
Тона в этих случаях должны быть интенсивными, а их сочетания – контрастными.
Узлы пересечения архитектурно-планировочных осей являются местом пересечения структурных уровней разного масштаба. Их цветовая компо- зиция должна содержать в себе усредненное полихромное решение ус- редненного масштаба
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

цветовых поверхностей. Цветовое решение центров микрорайонов рекомендуется композиционно подчинить и взаимоувязать с полихромией общественного центра жилого района, что необходимо для улучшения условий ориентации в застройке
Разнообразию цветового решения жилого района способствует диффе- ренциация узлов по их композиционной значимости на городские, рай- онные, местные.

77
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Узлами цветовой композиции можно считать также элементы ланд- шафта (небольшая роща или группа деревьев внутри застройки, неболь- шой водоем холмы), гармоничное включение которых в цветовую компо- зицию придает ей своеобразие и живописность.
Масштаб цветовых поверхностей и выбор гаммы определяются не только классом магистрали и значимостью композиционных узлов, но и типом природного окружения.
Для того чтобы подчеркнуть оригинальный архитектурный и функцио- нальный характер формы окрашиваемого объекта, возможно использование дополнительной палитры содержащей более яркие и насыщенные цвета.
Следует пользоваться дополнительной палитрой аргументированно и взвешенно, чтобы не создать ярких раздражающих пятен, выпадаю- щих из целостной картины визуального восприятия городского кластера и создающих атмосферу раздражения, негативно влияющих на восприятие колористической атмосферы города.
Элементы мощения имеют преимущественно ахроматичные серые от- тенки. На влажной поверхности в отражении повторяются цвета объек- тов окружения, поэтому при выборе цвета мощения следует учитывать характер поверхностей, отражающую способность покрытия и влияние мощения на восприятие цветов фасадов.
При отсутствии растительности и естественных водоемов цветовое ре- шение должно восполнять эти недостатки ландшафта яркими красочными сочетаниями и насыщенными тонами. Локальные группы зелени, нахо- дящиеся внутри застройки, целесообразно композиционно поддерживать цветом, создавая камерную композицию с мелкомасштабными цветовыми членениями и нюансными цветосочетаниями (рис. 3, а, цветная вкладка), а во внешнем пространстве жилого района они диктуют крупномасштаб- ную цветовую композицию (рис. 3, б, цветная вкладка), которая должна подчеркнуть взаимосвязь окружения и застройки, например, повторить ритм природного окружения.
Разнообразие цветовой среды новых жилых районов может быть до- стигнуто только путем поэтапной разработки полихромных решений.
Поэтапный дифференцированный учет архитектурно-планировочных особенностей жилой застройки и ее окружения, а также заранее вы- бранная цветовая гамма с определенным количеством каждого цвета в значительной степени помогут созданию своеобразной полихромной композиции города.
Для создания комфортной визуальной цветовой среды в городе Пензе необходимо:
– повысить информативность и гибкую структуру цветовой среды:
– выделить цветом пространственные ориентиры;
– цветовую среду, характерную для ряда новых жилых районов, нужно заменить научно обоснованными и практически проверенными приема- ми использования цвета, учитывающими целый ряд факторов и в пер- вую очередь законы зрительного восприятия цвета, масштабность зданий, природную среду и многие другие условия;