Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 874

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

54
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
5. Быстрова Т.Ю. Архитектурно-градостроительное наследие индустриальных городов Урала в контексте устойчивого развития (Ч. 1) / Т.Ю. Быстрова // Акаде- мический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. № 1. С. 45–51.
6. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель // Логос. 2002.
7. Лотарева Р.М. Города-заводы России. XVIII – первая половина XIX века /
Р.М. Лотарева. Екатеринбург: Сократ, 2011. 288 с.
8. Сайт Уральской архитектурной биеннале [Электронный ресурс]. – URL: https://uralbiennale.bm.digital/article/750420957458883248 (дата обращения: 21.10.2022).
УДК 7.71
Н. С. Алимханова (Н. С. Әлімханова)
Научный руководитель – Н. Ж. Козбагарова
Международная образовательная корпорация «Казахская головная архитектурно-строительная академия», Алматы, Казахстан
ИСТОРИОГРАФИЯ МИРОВОГО ФЕСТИВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Праздник как специфический аспект деятельности человека существу- ет с момента зарождения человеческой культуры. Данный феномен на- блюдался на всех стадиях развития человеческой цивилизации, в любых географических, экономических и культурных условиях. Возникновение праздника связано с отправлением обрядов, посвященных обожествля- емым силам природы, с тотемизмом, анимизмом, магией. Праздничная культура видоизменялась по мере развития человечества в соответствии с возлагаемыми на нее задачами и функциями. Статья посвящена анализу развития только одной из форм праздника – фестиваля, так как в совре- менных социокультурных условиях это наиболее восстребованный способ проведения массовых торжеств.
Принципиальные изменения в формах, характере и функционирова- нии праздничной культуры произошли в XIX – начале XX века в пределах всего европейского культурного ареала, что было связано с процветавши- ми в то время идеями модернизма и авангардизма, заключавшимися в по- рывании «с соответствующими нормами и традициями предшествующей эпохи» [1]. Причиной, вызвавшей появление таких новых течений в ху- дожественной культуре, явились кардинальные перемены в привычном укладе жизни и во всем мировоззрении европейского общества. Они были обусловлены революциями в Германии, Франции, Венгрии и борьбой за независимость в других европейских странах, завершением промышлен- ного переворота, достижениями во всех отраслях научного знания [1].
Термин «фестиваль» применялся в Европе для обозначения формы массового праздника еще в XVIII веке. Известно, что подобное торже- ство состоялось в Лондоне в 1709 году, однако детальных сведений о нем не сохранилось. Во второй половине XVIII – начале XIX века фестиваль получил распространение во многих странах Центральной Европы. В на- чале XIX века интерес романтиков к средневековью косвенно повлиял


55
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина на идею проведения музыкальных и театральных фестивалей как культур- ного праздника [1]. В начале ХХ века в фестивальное движение «входит» садовое искусство и сортовые растительные элементы как представители культурного ландшафта.
Поскольку дизайн сада становится все более популярным и демон- стрируется по телевидению, постоянно растет число фестивалей сада: постоянных и временных, официальных и неофициальных. Один из самых известных – это Международный фестиваль садов, который проводится на постоянной площадке замка в Шомон-на-Луаре во
Франции. Несмотря на название, данное мероприятие не подпадает под определение международного фестиваля BIE (Bureau International des Expositions). Другие шоу посвящены дизайну сада, но их заявляли как «цветочные шоу». Самый известный пример в этой категории,
RHS (RHS – Королевское садоводческое общество – общество, ос- нованное в Великобритании в 1804 году для улучшения цветоводства и ответственное за выставку цветов в Челси) Chelsea Flower Show, демонстрирует новые, модные сорта цветов и подчеркивает дизайн сада. В 2012 году параллельно Chelsea Flower Show по всему Лондону было организовывано праздничное мероприятие Chelsea Fringe, на котором также проводились цветочные выставки [2].
Корнями Chelsea Flower Show уходит в Викторианскую Англию.
Королевское общество садоводов проводило цветочные выставки еще в середине XIX века: сначала в Чизвике, затем в Кенсингтоне.
В 1912 году ежегодная Большая весенняя выставка переехала в Темпл-
Гарден на берегу Темзы, но быстро стало очевидным, что для нее требуется новое место. В мае 1913 года выставка впервые состоялась на территории Королевского госпиталя в Челси, где для нее выделили участок площадью 4 га. Мероприятие имело грандиозный успех и ста- ло проводиться с данной локацией ежегодно. Трехдневное событие стало главным в светской жизни Лондона. В десяти шатровых пави- льонах 244 участника представили выращенные цветы, а рядом было разбито 17 садов (рис. 1, 2) [2].
Рис. 1, 2. Chelsea Flower Show, Англия 1913 г. и план выставочной палатки 1921 г.

56
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Мировые и локальные военные действия не способствовали раз- витию ландшафтной архитектуры и фестивального садового движения.
И на несколько десятилетий организация фестивалей была приостанов- лена (рис. 3) [2].
Рис. 3. Королева Мария на довоенном шоу с сопровождающими лицами
Наступление 1960-х годов было встречено в Челси самой большой экс- позицией орхидей, когда-либо представленной на выставке. Было сфор- мировано 5000 квадратных футов стендов и дисплеев с орхидеями. По- пулярность альпинариев, чрезвычайно актуальных на первых выставках, пошла на убыль в 60-х годах, пока в 1965 году представительство данной композиции не было «сведено» до одного экземпляра (рис. 4) [2]. Они были заменены садами из деревьев и кустарников, пользующимися по- пулярностью у публики. Деревья в стиле бонсай также впервые появи- лись в Челси в 1960-х годах на выставке Лондонского японского обще- ства [3]. Постепенно масштаб Chelsea Flower Show стал восстанавливаться.
В 70-е годы произошли изменения в садоводстве. Вместо того, чтобы выращивать растения из семян, люди перешли к покупке растений, выра- щенных в контейнерах. Это десятилетие также ознаменовалось появлени- ем знаменитых дизайнеров садов. Легендарная женщина-растениевод Бет
Чатто впервые появилась в 1976 году, а в следующем году она выиграла первую из 10 золотых медалей «Челси» подряд.
В 1980 году в Челси было всего восемь выставочных садов, а к 1985 году этот показатель увеличился более чем вдвое. Количество посетителей так- же росло, и после переполненности в 1987 году количество проданных билетов в следующем году было ограничено до 40 000 в день. В 90-х годах появились «концептуальные сады», композиционное решение которых формируется на принципе выражения определенной темы: съедобный, динамический и прочие темы садов. В профессиональной литературе


57
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина по данному типу садов вводится понятие «арт-ландшафты» – это не сады в буквальном, традиционном понимании, а скорее инсталяции, «говоря- щие» со зрителем на языке садовых знаков и символов.
Рис. 4. Посетители выстраиваются в очередь чтобы увидеть экспозиции
В 2020 году выставка впервые стала цифровой, на ней были представле- ны вдохновляющие статьи, а также веселые и информативные видеоролики, созданные дизайнерами, судьями, экспертами по растениям и RHS Garden
Advice [3]. В 2022 году садовое шоу открылось после пандемии COVID-19.
Общая тема года – «дикая природа». Тематика выставочных садов подраз- делялась на: устойчивость, изменение климата, социальные преимущества садов, а также прославление британских учреждений («Ледяной сад Плант- мана», сад Виверса Картера, Восстанавливающий британский пейзаж и др.)
(рис. 5, 6, цветная вкладка) [4]. Центральное место занимают сады, в которых в изобилии представлены местные растения, приносящие пользу дикой при- роде. Уже более 100 лет данное мероприятие считается обязательным еже- годным светским мероприятием весеннего сезона в столице Великобритании.
Сегодня выставка цветов RHS Chelsea Flower Show, спонсируемая The
Newt в Сомерсете, сохраняет свой непревзойденный статус главного со- бытия в садоводстве. Для садовых и ландшафтных дизайнеров и их спон- соров, специализированных питомников, флористов и специализирован- ных продавцов она по-прежнему остается самой престижной цветочной выставкой в мире.
В табл. 1 представлен список некоторых международных садовых фести- валей, имеющих более длительную историю и признанных BIE, учрежден- ным международной дипломатической конвенцией, подписанной в Париже в 1928 году [2]. Кроме этого выставки садоводства также могут быть призна- ны Международной ассоциацией производителей садоводства (IAHP / AIPH), дифференцирующей садоводческие фестивали по категориям (табл. 2) [5].

58
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Т а б л и ц а 1
Список международных садовых фестивалей (признанных BIE)
Страна
Город
Название
Год
Тема
Нидерланды Роттердам Международная выставка садовод- ства Флорида 1960 1960
Международная выставка садоводства
Германия
Гамбург
IGA 63 – Interna- tionale Gartenbau- ausstellung Hamburg
1963 1963
Садоводство всех кате- горий с точки зрения эко- номики и культуры
Австрия
Вена
WIG 64 – Wiener
Internationale Gar- tenschau
1964
International Horticulture
Франция
Париж
Floralies Interna- tionales Paris 1969 1969
Цветы Франции и цветы мира
Германия
Гамбург
Internationale Gar- tenbauausstellung 73 1973
International Horticulture
Канада
Монреаль Floralies Interna- tionales de Montrйal
1980
Взаимосвязь между со- циально-культурной дея- тельностью человека и его физическим окружением
Великобри- тания
Ливерпуль Internati onal
Garden Festival
Liverpool ‘84 1984
Прогресс, достигнутый международным и нацио- нальным садоводством
Т а б л и ц а 2
Основные характеристики пяти категорий садоводческих выставок
Катего- рии
Официальное название
Продолжи- тельность
Min вы- ставочная площадь
А1
Крупные международные садоводческие выставки
3–6 месяцев
50 га
А2
Международные садоводческие выставки – кратковременные
8–20 дней
1,5 га
В1
Выставки садоводства с международным участием – длительные
3–6 месяцев
25 га
В2
Выставки садоводства с международным участием – кратковременные
8–20 дней
0,6 га
А2 / В1 Выставка садоводства с международным участием – длительная
3–6 месяцев
25 га
Заключение
1. С 1960 года в разных странах прошло 23 выставки садоводства меж- дународного уровня, признанных BIE. Все они способствуют сотрудниче- ству, обмену знаниями и решениями между странами. Решают проблемы устойчивого образа жизни, образования и инноваций.


59
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
2. Международные садовые, цветочные фестивали становятся законо- дателями моды в ландшафтном проектировании.
3. Исследователи на этих примерах проводят анализ по формирую- щимся тенденциям, развивают теоретическую базу профессии.
Список литературы
1. Николаева П.В. Фестиваль как этап эволюции праздничной культуры / Куль- турная жизнь Юга России //Ежеквартальный российский научный журнал. 2008.
№ 2 (27). С. 144–146.
2. Кононова С. Chelsea Flower Show: 100 лет красоты [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа URL: https://houses.ru/homegarden-magazine/articles/world- gardens/669/ – Дата обращения 10.02.2023.
3. https://www.rhs.org.uk/shows-events/rhs-chelsea-flower-show/history.
4. https://wiki5.ru/wiki/Garden_festival.
5. https://wiki5.ru/wiki/AIPH.
УДК 711.4
Аль Хелу Наджва
Научный руководитель – Т. Р. Забалуева
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва, Россия
ВЛИЯНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ СИСТЕМ
НА ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ
ВОКЗАЛОВ В АРАБСКОМ МИРЕ
В настоящее время в общественных зданиях концепция конструк- тивной системы преобразовалась от системы, которая обеспечивает жесткость и долговечность здания к системе, которая взаимосвязы- вает с архитектурным решением и определяет внутренние простран- ства, подходящие для собраний людей и их передвижения. Важность конструктивной системы также заключается в определении архи- тектурного характера этих зданий и их собственной архитектурной идентичности.
Железнодорожные вокзалы считаются одними из наиболее важных общественных зданий, в которых нужно учитывать используемую кон- структивную систему. В этих зданиях важность конструктивной системы реализуется за счет возможности формирования больших, оптимально освещенных зон ожидания и широких коридоров без препятствий для постоянного передвижения пассажиров [1].
Железнодорожные вокзалы в арабских странах
В арабском мире можно выделить два основных периода применения различных конструктивных систем при строительстве железнодорожных вокзалов. Начало двадцатого века и начало двадцать первого века.

60
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Вокзалы в арабском мире в начале ХХ века:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Железнодорожный вокзал Хиджаз в Сирии
Возведение железнодорожных вокзалов в начале двадцатого века ос- новывалось на каркасных и бескаркасных системах. Эти системы уста- навливают ограничение в формировании пространств здания этого типа и ограничение их площадью.
Таким образом, во вокзале Хиджаз из-за применяемого бескаркасной системы можно отметить небольшие пространства. Эти пространства се- годня не подходят для размещения большого количества пассажиров [2].
Рис. 1. План 1-го этажа железнодорожного вокзала Аль Хиджаз
Рис. 2. Разрез железнодорожного вокзала Аль Хиджаз
Таким образом, можно определить характеристики построенных же- лезнодорожных вокзалов с использованием каркасных и бескаркасных систем следующим пунктам:
1. Ограничения в размещение внутренних пространств здания.
2. Ограничение при формировании внешних фасадов.
3. Отсутствие гибкости расширения здания в будущем.
4. Недостаточное естественное освещение и вентиляция внутренних пространств вокзала.

61
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
После развития технологий и увеличения скорости поездов, железно- дорожные вокзалы преобразованы из служебных зданий, которые распо- ложены на окраинах городов, в многофункианальные комплексы которые расположены в центрах городов. В итоге возникла необходимость про- ектировать эти здания и комплексы чтобы отвечать требованиям времени и потребностям пассажиров в ностоящие время.
Учитывая взаимосвязь между архитектурным решением и конструк- тивными системами, влияние большепролетных конструктивных систем сыграло основную роль при строительстве железнодорожных вокзалов в соответствии с различными тенденциями [3].
Вокзалы в настоящие время
Железнодорожный вокзал Касабланки в Марокко
Выбор большепролетной системы типа гипара позволил реализовать свободу в планировочном решении железнодорожного вокзала Касабланки.
Между опорами было применено расстояние в 18 м, что привело к дости- жению гибкости при формировании функциональных пространств здания [4].
Рис. 3. План железнодорожного вокзала Касабланки

62
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Рис. 4. Разрез железнодорожного вокзала Касабланки
Рис. 5. Вокзал Касабланки
Эти опоры использовались в качестве коллекторов дождевой воды, и они также содержат фотоэлектрические элементы для поглощения и хранения солнечного света, которому подвергается крыша здания.
Железнодорожный вокзал Кенитра в Марокко
При проектировании вокзала был принят принцип гибкости путем от- каза от использования традиционных конструктивных систем и принятия пространственной конструктивной системы, состоящей из опор и покры- тия стальной решетки. Наружные стены представляли собой двухслойный фасад (внутренний слой – стекла, а наружный – машрабия – была при- нята чтобы защитить от солнечного света) [5]. Внутренние стены пред- ставляют собой перегородки из стекла или гипсокартона, чтобы облегчить управление внутренними пространствами и возможность преобразования нескольких помещений в местах ожидания при необходимости.