Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 881

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

78
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
– чаще использовать классический колорит, который составляют цве- та, которые мы привыкли видеть в природе, такие цветовые решения гармоничны и приятны для восприятия;
– выбор основного и акцентных цветов должен обеспечивать их гар- моничное сочетание с архитектурой объекта и не препятствовать зритель- ному восприятию достопримечательных видов и панорам;
– выделение в зоне визуального восприятия объекта в качестве доми- нант объектов особой исторической, архитектурной, общественной и ком- позиционной значимости;
– использование в проектных решениях цветов, не диссонирующих с застройкой, архитектурой зданий и между собой.
Бесспорно, в этом вопросе нет и не может быть рецептов, годных для всех случаев, однако выработка каких-то общих установок по примене- нию цвета во внешнем облике городской архитектурной среды – одна из важных задач комфортного облика города.
Всякое цветовое решение проектируемого или реконструируемого отдельно- го здания или городского пространства в первую очередь будет обусловливаться от контекста среды. При всем этом необходимо существенно обдумывать ряд объективных факторов: природно-климатические условия, градостроительная ситуация, региональные традиции цветовой культуры, цветокомпозиционное построение исторически сложившегося «места», прогрессивные направленно- сти цветового дизайна, наличие строительных и декоративных материалов.
Список литературы
1. Грибер Ю., Йошизава Й. Доминанты цветовых выборов в городском про- странстве (опыт экспериментального исследования) // Известия Смоленского го- сударственного университета. 2011. № 1 (13). С. 270-283.
2. Михалчева С.Г. Колористические взаимосвязи архитектурной и природной среды жилого комплекса // Образование и наука в современном мире (ПГУАС).
2018. № 6 (19). [Электронный ресурс]. http://www.pguas.ru/
3. Михалчева С.Г. Проблемы колористики городской среды города Пензы //
Образование и наука в современном мире (ПГУАС). 2019. № 1 (20). С. 220–232.
[Электронный ресурс]. http://www.pguas.ru.
4. Михалчева С.Г. Колористическая среда исторической улицы города. Пенза, ул. Московская: монография. Пенза: Изд-во ПГУАС, 2016.
5. Робежник Л.В. Колористическая среда современного города. Тенденции и принципы формирования // Творчество и современность. Новосибирск, 2018.
УДК 72
Д. Р. Ахметова
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
ОСОБЕННОСТИ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ИНТЕРЬЕРА
И ЭКСТЕРЬЕРА СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
Детские школы искусств являются местом, где происходит ознаком- ление с разными направлениями творчества, давая возможность реализо- вать себя в одной из сфер. Тем самым ребенок раскрывает свой потенциал


79
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина и лучше узнает себя [1]. Параллельно с этим он приобретает такие важные качества, как критическое осмысление искусства, гибкость восприятия окру- жающего мира и мобильность в применении собственных навыков в практи- ческой деятельности. Для некоторых детей выбранное направление становить- ся основным в профессиональном плане, что также является неоспоримым основанием в пользу посещения детьми данного вида учреждения.
Оптимизация образовательной среды является важной задачей. Одной из основных составляющих служат цветовые решения интерьера и экс- терьера, которые непосредственно окружают ребенка. По исследованиям, проведенным на основе экспериментальных работ, было подтверждено, что цвет влияет на эмоциональное состояние человека, а также на активизацию процессов, имеющих прямую связь с восприятием новой информации [2].
Цвет способен вызывать различные эмоции различного спектра: как поло- жительные, так и отрицательные. Они в свою очередь являются составля- ющими настроения и непосредственно влияют на самочувствие человека.
Использование грамотного планирования цветового оформления мо- жет увеличить на 12–17 % производительность труда обучающихся [3].
Проанализируем цветовые решения существующих зданий детских школ искусств, которые были построены за несколько лет.
Московская детская школа искусств имени М.И. Глинки была по- строена в рамках проекта «Искусство – детям» в 2021 году. Здание было запроектировано в соответствие с единым фирменным стилем, который был презентован и утвержден для города в 2018 году. Экстерьерное ре- шение выполнено в нейтральном стиле. При облицовке использовалась керамическая плитка светло- и темно-коричневого цвета (рис. 1, цветная вкладка). Для оформления стен были использованы различные цвета пре- имущественно светлых оттенков. Они не только задают настроение, но и помогают ученикам ориентироваться в структуре здания. Каждому эта- жу соответствует свой цвет (рис. 2–3, цветная вкладка).
Центр детского творчества на озере Синлун, построенный в 2022 году в городе Чэнду (Китай), представляет собой белое здания с элементами геометрии. Дизайн был вдохновлен творчеством Малевича, при этом вы- бор ярких цветов обосновывается желанием ввести положительную атмос- феру и тепло в детский мир. Красный является символом восторга, синяя крыша повторяет образ неба, белый отражает невинность. Выбранные цвета используются, как и для внутренних решений, так и для внешних
(рис. 4–6, цветная вкладка).
Музыкальная школа Королевского колледжа в Уимблдоне открыла свои двери в 2018 году. Одной из первостепенных задач при проектиро- вании стояла необходимость вписать новое здание в местный контекст искусства. Для её решения были выбраны деревянные материалы. Они не только имеют требуемые звукопоглощающие свойства, которые важны для правильной настройки акустики в помещениях для музыкальных классов, но и создают теплую атмосферу традиционного декоративно-прикладного искусства. Кирпичная кладка акустически разделяет помещения школы и гармонично дополняет общий дизайн (рис. 7–9, цветная вкладка).


80
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Рассмотренные примеры дают нам понимание актуальной в современ- ное время картины относительно цветовых решений в учреждениях, где дети изучают различные сферы искусства. Преимущественно используют- ся светлые спокойные оттенки. Однако, не исключается использование ярких цветовых акцентов для придания атмосфере большей позитивно- сти, которая легче воспринимается детьми. При этом если в решениях экстерьера применение ярких элементов необязательно, то в интерьере допустимо активное их использование.
Список литературы
1. Рекомендации по проектированию детских школ искусств / ЦНИИЭП учеб, зданий Госгражданстроя. М.: Стройиздат, 1984. 76 с.
2. Егоров А.С. Цвет как фактор активизации процесса обучения учащих- ся // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 1–2 (69). С. 61–65.
3. Бондаренко Н.И. Особенности проектирования интерьера для детских школ искусств (ДШИ) // Аспирант. 2021. № 10 (67). С. 31–34.
УДК 378.1
В. С. Бакина
Научный руководитель – Н. В. Бирюкова член Союза архитекторов России, Пензенский колледж архитектуры и строительства, Пенза, Россия
БИОНИКА В АРХИТЕКТУРЕ
Актуальность темы обусловлена развитием использования бионических форм в предметной среде, окружающей человека. Всё больше и больше биологические формы оказывают влияние на всё, что создаётся человеком от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов.
Цель творческого проекта – разработать собственное эскизное пред-
ложение.
Задачи творческого проекта:
– рассмотреть способы реализации знаний о живой природе в архи- тектурной деятельности;
– учиться находить связи между живой природой и деятельностью че- ловека;
– выполнить эскиз здания в стиле бионика;
– определить свое отношение к данному архитектурному стилю.
Методы, используемые для написания проекта: теоретический: изуче- ние и обобщение научной литературы; практический: создание модели здания в стиле бионики.
Теоретическая значимость нашей исследовательской работы заключает- ся в привлечении интереса студентов к современной архитектуре.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано студентами для повышения образовательного уровня, учителем при проведении уроков искусства.


81
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Развитие бионической методологии пошло в последние годы по пути перехода от изучения элементов биологических систем к более сложным исследованиям их комбинаций, связей и взаимодействия.
Действительно, в последние годы перед бионикой возникли принци- пиально новые задачи по изучению свойств биологических объектов с це- лью их адекватного сопряжения с техническими устройствами в единые биотехнические системы.
В связи с тем, что внешняя среда существенно влияет на поведение биологических систем регулирования, при постановке исследований необ- ходимо уделять особое внимание нормализации и стандартизации внеш- них условий, т. е. созданию так называемой нулевой среды. Кроме того, внедрение любого постороннего предмета вносит искажения в функцио- нирование исследуемого объекта. Из сказанного следует, что основным методом бионики было и остается моделирование.
Биотехнологии во многом зависят от климата. Постройки в биостиле больше подходят для летнего отдыха и теплых регионов. Пензенская об- ласть находится в умеренном географическом поясе, на стыке лесной, ле- состепной и степной природных зон. Климат умеренно континентальный, поэтому с реализацией данного проекта не должно возникнуть трудностей.
Так же важно, где мы будем предлагать размещение данного эскизного предложения.
Идеальным местом служит Сурское водохранилище.
При слиянии рек Узы и Суры в 1976–1978 гг. образовалось Сурское водохранилище. Оно находится в 10,5 км к юго-востоку от г. Пензы, по- этому также называется Пензенским. Это крупнейший водоём Пензен- ской области и Сурского бассейна. Там красивая природа, которая отлич- но подходит для концепции эскизного предложения и поможет привлечь больше туристов в Пензенскую область.
Проведя изучение окружающей среды для реализации эскизного пред- ложения, мы решили, что Пенза и Пензенская область идеально подходят для реализации эскизного предложения в стиле Бионической архитектуры.
Эскизное предложение – это прежде всего возможность качественно организовать презентацию будущего объекта строительства. С его помо- щью можно тщательно изучить целесообразность инвестиций, апроби- ровать и оценить его экономические и технические характеристик. Мы представляем вам свое собственное эскизное предложение по благо- устройству Сурского водохранилища «ANIHOUSE».
Архитекторы, дизайнеры и ученые подходят к бионическому дизайну и технологиям гибко: это не только набор правил или стиль, но и улуч- шение качества жизни. Мы создали свой проект, основываясь на трёх принципах.
Принцип 1. Экономия ресурсов.
Принцип 2. Экологичность.
Принцип 3. Контакт с природой
Формообразование в живой природе характеризуется пластичностью и комбинаторностью, разнообразием как правильных геометрических


82
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin форм и фигур – окружностей, овалов, ромбов, кубов, треугольников, квадратов, различного рода многоугольников, так и бесконечным мно- жеством чрезвычайно сложных и удивительно красивых, легких, прочных и экономичных конструкций, созданных в результате комбинирования этих элементов (рисунок, цветная вкладка). Подобные структуры отража- ют сложность и многоэтапность эволюции развития живых организмов.
Жизнеспособность таких систем – результат эволюции многих миллионов лет. Раскрывая секреты устройства живых организмов, можно получить новые возможности в архитектуре сооружений.
Из всего вышесказанного, решили, что, мы должны создать что-то изящное и подходящее для нашего региона. После изучения статей по фауне Пензенской области, мы решили, что при создании эскиза за ос- нову будет взята раковина улитки. Уникальной особенностью улитки яв- ляется наличие полой раковины, которая служит этому животному до- мом. У большинства улиток раковина соответствует золотому сечению, т. е. идеальной пропорции, что значительно укрепляет конструкцию зда- ния. Идеальная пропорциональность делает архитектурные объекты запо- минающимися. Многие древние здания, которые сохранились до наших времен, подтверждают мнение, что они были построены по правилам иде- альной пропорции.
Таким образом мы можем выделить преимущества и недостатки дан- ного эскизного предложения.
Преимущества данного проекта:
– Бионоческая архитектура развивается в России. Появляются новые архитекторы, производители материалов вкладывают деньги в исследо- вания, в описаниях жилых комплексов появляются слова «органический дизайн» и «биоархитектура». Альтернативные источники энергии и орга- нические материалы для строительства могут стать приоритетными в ус- ловиях экологического кризиса.
Недостатки:
– Здания в бионическом стиле – пока еще непризнанный товар на
Российском рынке. На стоимость строительства влияет форма здания и используемые материалы: сложные объемы и панорамное остекление значительно повышают стоимость дома, увеличивают расход строитель- ных материалов. Холодный климат тоже усложняет строительство и экс- плуатацию здания.
Мы провели анализ и обобщение принципов архитектурной биони- ки в применении к различным строительным, техническим сооруже- ниям и средствам и разработали собственное эскизное предложение по благоустройству Сурского водохранилища. Бионическая архитектура создает гармонию зданий с окружающим ландшафтом и снижает вред строительства на окружающий мир, ее архитекторы вдохновляются миром природы.
Сейчас это дорогостоящий и сложный в воплощении стиль, но ар- хитекторы и дизайнеры современности стараются внедрять Био-формы в повседневность.