Файл: Е. Г. Лапшина (главный редактор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 895

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

420
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin формируя депрессивные территории. Появляется запрос на заполнение таких территорий жильем и общественно-досуговыми объектами. Ненуж- ными оказываются и предприятия, чьи технологические карты перестают отвечать современным требованиям и иногда реставрации, подразумева- ющей сохранение наследия с минимальными преобразования, недоста- точно. В таком случае в зависимости от ситуации объекту предстоит либо ревитализация по масштабу не меньшая, чем при полной смене функций, либо реконструкция, либо реновация.
Ревитализация – в контексте урбанистики обозначает процесс воссоз- дания и оживления городского пространства. Основной принцип ревита- лизации заключается в раскрытии новых возможностей старых территорий и построек. Реконструкция отличается от ревитализации тем, что главной своей задачей ставит повышение основных технико-экономических показа- телей любыми методами изменения объемно-пространственной структуры.
Реновация в строительстве — комплекс мер, нацеленных на возрождение экономического и социального потенциала территорий в современных ус- ловиях. Непременным атрибутом реновации старопромышленной террито- рии является адаптация индустриальных ландшафтов и объектов, исклю- чающая их необдуманную ликвидацию или стихийное использование. Это путь, исключающий точечные проекты. Реновация промышленных терри- торий предполагает сохранение, адаптацию и экономически эффективное использование индустриального наследия в самом широком смысле.
Развитие портовых зон в мировой практике – актуальная задача для многих городов.
Масштабным удачным проектом по урбанизации целой части города мож- но считать ревитализацию упадочной портовой территории Хафенсити в Гам- бурге. Новая застройка увеличила селитебные территории центра города на
40 %. Территория в 157 га бывшего порта стала новым многофункциональным районом с офисами, жильем, общественными и досуговыми пространства- ми. Изначально архитектурной компанией была разработана функциональ- ная концепция реконструкции кварталов исходя из общей рентабельности территории. В последствии основное строительство вели инвесторы с учетом высотных и стилевых регламентов города. Например, красный кирпич был определен как основной материал для фоновых жилых зданий, и это требова- ние было соблюдено всеми застройщиками (рис. 1, цветная вкладка).
В столице Норвегии, в Осло историческая портовая зона с течени- ем времени перестала отвечать современным технологическим требова- ниям, поэтому функции порта были перенесены на другие территории.
Появилась необходимость реализовывать потенциал заброшенных земель.
Прибрежная территория по проекту «Город у фьорда» была превращена в набережную, к которой примкнул главный культурный и коммерческий район. Это повысило престиж прилегающих территорий поспособствова- ло его дальнейшему экономическому и архитектурно-градостроительному развитию данной части города. Проект ревитализации территории сло- жен и многослоен, в нем принимают участие все желающие инвесторы, но только с обязанностью соблюдать строгие требования относительно


421
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина проектирования общественных пространств и доступа к ним (рис. 2, цвет- ная вкладка). Обновленная территория включает в себя:
– реновацию смешанного жилого и коммерческого района, который был поделен на сегменты для формирования эффектных перспектив на фьорд;
– преобразование старой верфи в оживленный коммерческий и жилой район с магазинами;
– перенос наземного шоссе в подводный туннель, на освободившихся территориях разместился общественный центр;
– реконструкцию оперного театра;
– формирование девятикилометровой пешеходной линии набережной с оригинальной инфраструктурой, которая подчеркивает слияние истори- ческой идентичности с новым строительством.
Реновация портовых территорий является актуальным вопросом и для многих больших городов России.
В Гавани Васильевского острова в Санкт-Петербурге на прибрежной территории и на месте зданий завода Севкабель был разработан проект нового многофункционального пространства. Комплекс зданий с различ- ными функциональными зонами обладает ключевыми аспектами:
– реновация существующей застройки и поэтапное развитие инфра- структуры;
– сохранение исторического контекста территории и её промышлен- ного стиля;
– полифункциональный город в городе с перспективой долгосрочного развития;
– развитие новой морской набережной города (рис. 3, цветная вкладка).
В последнее время в Казани активно обсуждается развитие порто- вой зоны. Ее считают ключевой точкой развития города. На террито- рии располагаются промышленные предприятия, по большей части не функционирующие, гаражи и другие объекты. Проектом ревитализации планируется увеличить жилищный фонд города, создать офисно-обще- ственные кластеры, сформировать пешеходный маршрут к р. Волге с озе- лененными пространствами и т. п. Таким образом на месте бывшей про- мышленной территории возникнет самодостаточный район с развитой инфраструктурой (рис. 4, цветная вкладка).
В Нижнем Новгороде реализован проект смелой реконструкции пак- гаузов нижегородской Стрелки. Исторические «кружевные» металличе- ские каркасы были оставлены открытыми, а внутри них встроили простые объемы со скатными кровлями и фасадами из зеркально полированной стали. Это отличный пример работы именно над образной составляющей: ощущение металлического скелета, суперграфики в пространстве, руини- рованной и устойчивой, гигантской и хрупкой – сохранено и пересказано новым языком (рис. 5, 6, цветная вкладка).
Основываясь на рассмотренных примерах,реновация портовых террито- рий с функциональной точки зрения может развиваться по трем сценариям:
1. Сохранение функций порта. Предполагается реставрация зданий и сооружений с сохранением первоначального облика и внедрение новых технологий. Особенно актуально для работы с памятниками архитектуры.


422
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
2. Частичное включение дополнительных функций в портовый ком- плекс. Допустимо изменение планировочной структуры, включение в ком- плекс новых функций таких, как музейная, общественная, деловая, жилая.
3. Полное замещение старых функций на новые. При проектировании функциональная наполненность определяется социально-экономическими и архитектурно-градостроительными предпосылками.
На формирование проекта реконструкции порта основополагающе влияют городская транспортно-пешеходная сеть, природный каркас и ха- рактер акватории. Сложность заключается в поиске рационального сосед- ства антропогенной среды и природы, которую можно при необходимости развить на бывших производственных территориях, что поспособствует оздоровлению городской среды.
Правильное функциональное зонирование портовых территории не может исключать и предварительного обследования территорий. Множе- ство бывших производственных зон не допустимы для размещения жилья исходя из соображений техногенности грунтов, требующих санации.
Можно выделить следующие архитектурные и объемно-пространствен- ные концепции (методы и приемы) адаптации портовых территорий в ус- ловиях городской среды:
1. Сохранение масштаба исторических зданий. Пропорциональные из- менения в облике новой архитектуры. Индивидуальный подход к форми- рованию архитектурного облика.
2. Сочетание новых конструкций и материалов с существующими.
3. Поддержание связи с акваторией. Выбор доминантных точек при- тяжения в комплексе.
4. Исключение конфликта старой и новой архитектуры.
5. Взаимодействие с городской транспортно-пешеходной инфраструктурой.
Определение направления формирования проектного предложения по реновации портовых территорий требует комплексного обоснования.
Такие проекты как правило соответствуют общим закономерностям раз- вития общества и в тоже время обладают региональными особенностями.
Общие архитектурно-градостроительные и функциональные концепции преобразования портовых территорий основываются на общих социаль- но-экономических предпосылках, которые в частном случае дополняются локальными особенностями города.
Реновация портовых территорий может развить городскую среду, в от- дельных случаях укрепить природный каркас города, экономически вы- годно адаптировать промышленное предприятие и сохранить историче- скую среду города.
Список литературы
1. Авдотьин Л.Н. и др. Градостроительное проектирование: учеб. для вузов
[Текст] /Л.Н. Авдотьин, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр. М.: Стройиздат, 1989. 432 с., ил.
2. Чекаев Ф.М. Проблемы развития архитектуры в начале ХХ века (на примере Аста- ны) [Текст] / Ф.М. Чекаев // Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. 2006. № 3 (49). С. 313–321.
3. Самарский двор / Йорн Шиманн [и др.]. Екатеринбург: TATLIN, 2020. 448 с.
4. Кияненко, К.В. Архитектура и социальное моделирование жилища: дис. … канд. арх.: 18.00.02 / Кияненко Константин Васильевич. М., 2005. С. 177.


423
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
УДК 72.017.6
Д. А. Титенкова
Научный руководитель – О. В. Королева
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Архитектура имеет сильное влияние на настроение, работоспособность и здоровье человека. Может вызывать различный спектр эмоций: тревогу, радость, чувство общности. На бессознательном уровне каждый человек бу- дет отдавать предпочтение более благоустроенной и интересной среде. Объ- яснить почему так происходит иногда бывает затруднительно. Важная за- дача в профессии дизайнера и архитектора создать продукт (пространство, элементы среды), вызывающий эмоциональный отклик у других людей.
Необходимо учитывать, что впечатление не может разделяться всем обще- ством одинаково. Существуют закономерности, основанные на исторических и физиологических факторах влияния тех или иных архитектурных форм и пространств на психоэмоциональное состояние большего числа людей.
Целью исследования является выявление основных факторов влияния архитектурной среды на психоэмоциональное состояние человека и опи- сание необходимых качеств пространства для вызова определенных эмо- ций. Проанализировать свойства пространства и их разнообразие, найти научные обоснования этих свойств.
Намеренное создание определенных эмоций-необходимый навык в со- временном мире. Если дизайн архитектурной среды подразумевает сце- нарий поведения людей, то должен прописываться и сценарий их ощу- щений. Наиболее важно точно задавать эмоциональный фон в дизайне социальных учреждений (центры реабилитации, больницы, детские сады, школы, дома престарелых, детские дома и др.), игровых пространств, мест для театрализованных представлений и т. д. Чтобы выявить эти за- кономерности в формировании эмоционального дизайна пространства, необходимо исследовать его отдельные характеристики: размер, форму, уровень освещенности, цвет, фактуру.
Размер пространства и его габариты характеризуются сомасштабностью человеку. Пространство может быть открытым и безграничным, камерным и доступным, замкнутым и тесным. В пустом и открытом пространстве че- ловек чувствует себя уязвимым и незащищенным. Для создания комфорт- ной атмосферы необходимо наличие своеобразных «укрытий», небольших навесов, углублений, ограждений, изолирующих от людских глаз. Это свя- зано с нашим историческим прошлым, когда люди искали убежище в виде пещер, деревьев, шалашей, чтобы спрятаться от хищников. Камерное про- странство, сомасштабное человеку, является самым комфортным – мож- но без лишних физических затрат дотянуться до всего необходимого, все пространство находится в поле зрения, можно легко и быстро продумать


424
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin план дальнейших действий. Человек чувствует полный контроль над ситуа- цией и уверенность. Замкнутое, узкое пространство вызывает напряжение, чувство беззащитности. Подсознательно человек ощущает невозможность отступления в случае опасности, скованность своих действий.
Любая объемная форма структурирует вокруг себя пространство, влияя тем самым на другие формы, в том числе, на биологические объекты. От- ношение к разным формам может отличаться в разных странах [1].
Различные геометрические фигуры и орнаменты несли свой сакральный смысл, их наносили на свое жилье, одежду, культовые сооружения, а неко- торые и на собственные тела. Так, круг обозначал вечность, бесконечность, треугольник – восхождение, благополучие, квадрат – истину, мудрость, ра- венство. Спустя века эти ассоциации ослабли, но все же некоторые формы вызывают схожие чувства и желания у разных людей. Опираясь на резуль- таты опросов, были выявлены закономерности влияния пространственных архитектурных форм на психику человека. Помещения с кругом в плане вызывают желание танцевать, красиво двигаться, побыть наедине с собой, чувство гармонии мира. Купольные и арочные формы создают состояние расслабленности, творческий подъем, желание общаться с близкими людь- ми, высшие духовные переживания. Пирамида, конус, тетраэдр стимулиру- ют к сосредоточению внутренних сил для рывка, умственной работе. Тун- нельные формы с круглым разрезом вызывают ощущение гармонии мира, спокойные положительные эмоции, а с прямыми гранями – сосредоточен- ность, напряженность, умственную деятельность.
Уровень освещенности и разное распределение света может визу- ально изменять и искажать пространство. Так, помещение с наиболее освещенным потолком и темными стенами вызывает ощущение от- крытости и глубины, но если освещение сильнее на полу, простран- ство становится визуально закрытым. Самым открытым и прозрачным кажется помещение с освещенными стенами и темным полом, а са- мым закрытым и замкнутым – с темным потолком и светлым полом.
Тень в труднодоступных местах вызывает чувство тревожности перед неизвестным. Ритмичная светотень, различный уровень освещенности вызывает любопытство, желание исследовать. А полная темнота в со- четании со знакомыми образами ужасов вызывает панический страх, усиливаемый собственным воображением и фобиями.
Воспринимаемые человеком цвета могут вызывать определенные эмоции, ассоциации и чувства. Реакции формировались тысячелетиями в рамках этнических культур и хранятся в подсознании [2]. Восприятие цвета может зависеть от разных факторов: от окружающей среды, народ- ных обычаев, устоев общества и индивидуальных особенностей организма.
Традиционные ассоциации сформировались в результате взаимодействия человека с природой, когда жизнь древних людей зависела от времени су- ток, солнечный светлый день и присущие ему цвета (желтый, оранжевый, голубой) подразумевали активность и поиск пищи, а ночь и ее оттенки
(синий, черный) ассоциировались с временем отдыха, сна. Красный цвет ассоциировался с огнем, кровью, битвой, которые требовали большого