ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 890
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
425
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина количества жизненных сил. Не меньшую роль в восприятии цветов играет физиологическая составляющая [3].
Цвет – это излучение с разными длинами волн и разной степенью отражения и поглощения. Яркие теплые цвета имеют самую большую длину волны, и их восприятие требует наибольшего количества энергии, что учащает сердцебиение и частоту дыхания. Холодные цвета имеют наи- меньшую длину волны, что отзывается в расслаблении организма.
Фактура – одно из свойств предметного мира, помогающее ориенти- роваться в пространстве. Прикоснувшись к какой-либо фактуре однажды, мы надолго запоминаем ощущение от ее поверхности. Ассоциации, вы- званные этой фактурой, могут оставаться в памяти на всю жизнь. Фактура имеет физические характеристики и обладает эстетической выразительно- стью [4]. Можно выделить агрессивные фактуры – блестящие, колючие, холодные, как металл, бетон; спокойные и тихие – мягкие, шероховатые ткани, шерсть; теплые – дерево, натуральная ткань, различные плетения
(шерстяное, берестяное, рогожное, льняное), кожа, мех, глина, керамика, кость, кованный и чеканный металл, камень, стекло – все то, что издавна украшало человеческое жилище.
Если обратиться к истории архитектуры, можно выявить характери- стики объектов разных эпох, соотнести их с их назначением и понять принципы, которыми руководствовались авторы.
Египетские пирамиды – один из мощнейших древних символов са- кральной геометрии. Считается, что в форме и расположении пирамид закодирована информация о строении Вселенной, Солнечной системы и человека. Как известно, пирамиды служили гробницами фараонов. Пи- рамидальные формы в сакральном смысле символизируют сосредоточение внутренних сил для рывка, треугольник обозначает гармонию, благопо- лучие, власть, божественную милость. Внутри пирамиды выкрашивались в синий цвет – символ бесконечности, мира, гармонии, чистоты и по- рядка. Из этого становится очевидным, что такие гробницы возводились с целью благополучно отправить душу фараона в загробный мир и ни- спослать на землю благо.
Ярким примером античной архитектуры является храм богини Афи- ны – Парфенон архитектора Иктина. Несмотря на масштабы сооружения, храм отличается стройностью и изяществом пропорций. Парфенон имеет прямоугольный план – символ рациональности и правильности, по все- му периметру окружен колоннами, что создает ощущение прозрачности, проницаемости. Ритмичность и игра светотени, создаваемая колоннами, подсознательно вызывает у человека любопытство и желание исследовать.
Храм целиком построен из мрамора – гладкая поверхность, светлые от- тенки. Это вызывает ощущение правильности, чистоты и величия [4].
Наиболее известным примером средневековой архитектуры является архитектура Андреа Палладио, а в частности вилла Ротонда. Вилла по- строена в форме античного храма – идеально симметричная, увенчана куполом, имеет четыре фасада с лестницами. В плане можно выявить четыре основные формы: квадрат – символ простоты, правильности,
426
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin справедливости; вписанный в него круг – символ вечности и совершен- ства, вызывает чувство красоты и гармонии; внешний крест – стремление к Богу и вечности, единство жизни и смерти, высшие духовные ценности.
Купол, венчающий конструкцию, символизирует гармонию с природой и космосом, связь с Богом. Таким образом, вся конструкция здания на- правлена на духовное равновесие, получение жителями виллы ощущения гармонии, совершенства и душевного спокойствия [4].
Примером современной выразительной архитектуры может послужить творчество Тадао Андо. Музей современного искусства в Форт-Уэрте пред- ставляет собой взаимодействие пяти прямоугольных блоков, создающих эффект ритмичности. Андо пропустил свет через оболочку из стекла и про- емы в бетоне. Кроме того, свет отражается в огромном бассейне воды, порождая красивую игру реальных образов и их отражений. Стеклянные стены музея в Форт-Уэрте создают холодный эффект. Когда бетонная кон- струкция скрывается за стеклянной оболочкой, она мгновенно становится неподвижной, как будто скованной льдом. Стены из стекла словно замора- живают пространство и время, то есть, останавливая время, они превраща- ют мгновение в вечность. Такое сооружение создает ощущение легкости, прямоугольные формы являются интуитивно понятными и близкими чело- веку, но их взаимодействие предает сложности пространству. Игра ритма, света и отражений в воде возбуждают интерес, а прозрачные стеклянные объекты задают ощущение понятности, открытости и доступности [4].
Совокупность значений характеристик пространства можно разде- лить на шесть основных эмоций: страх, неприязнь, грусть, умиротворе- ние, удивление, радость [5]. Таким образом, составляется описание про- странств, вызывающих определенные ощущения у большинства людей:
1. Страх – открытое незащищенное панорамное либо узкое замкнутое пространство туннельной формы с прямыми гранями или в форме куба; слабо освещено или не имеет освещения вообще; преимущественные цве- та – насыщенный красный, черный или темно коричневый; фактура бле- стящая, колючая, холодная (металл, бетон, битый кирпич, рваный камень).
2. Неприязнь – открытое панорамное пустое пространство, глухое тес- ное пространство, многоплановое и бессистемное пространство; форма куба или туннеля, сумеречное освещение; преимущественные цвета – на- сыщенный красный, обильный желтый, болотно-зеленый, обильный ко- ричневый, серый; фактура колючая, холодная, рельефная, вязкая, скольз- кая (рваный камень, штукатурка, бетон, скользкая плитка, глина, резина).
3. Грусть – тесное, глухое, замкнутое пространство, низкие потолки; форма куба, цилиндра, туннеля, тетраэдра; слабая освещенность; преиму- щественные цвета – синий, темно-коричневый, серый, черный, белый; фактура: блестящая, холодная, твердая, монотонная (металл, камень, бе- тон, темное дерево).
4. Умиротворение – досягаемое пространство, широкий обзор, углу- бление в рельефе; купольные и арочные формы, обильный мягкий свет; спокойные, не кричащие цвета: зеленый, синий, бирюзовый, фиолето- вый, светло-коричневый, белый; мягкие, шероховатые фактуры: шерсть,
427
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина рельефное дерево, плетение, ткани, глина, керамика, кость, кованный металл, кирпич.
5. Удивление – высокое помещение с панорамными видами и четкой ритмикой форм, купольные формы; неравномерное затемнение, ритмично падающие тени; цвета, преимущественно, синий, фиолетовые, розовые, белые оттенки; блестящие и неестественные фактуры: металл. пластик, стекло, зеркало.
6. Радость – досягаемое пространство, панорамный обзор, высота, ритмика, динамичность, купольные формы, высокие колонны, арки; яр- кий солнечный свет, четкие контрастные тени либо множество маленьких огней в полумраке; цвета: красный, оранжевый, желтый, бирюзовый, ро- зовый; наличие блестящих, пушистых, переливающихся и матовых фактур
(металлы, в т. ч., мех, шерсть, зеркала, цветное стекло, цветная керамика).
В ходе исследования были изучены факторы, влияющие на психоэмо- циональное состояние человека. Архитекторам и дизайнерам необходимы знания о влиянии цвета, формы и фактуры в архитектуре, для создания эмоционально комфортной среды для поддержания психологического здоровья человека в условиях быстрого темпа жизни.
Список литературы
1. Вольф П.С., Кошелева С.В., Зимич В.В. Проект реорганизации пространства под выставочно-образовательное помещение // Архитектура, градостроительство и дизайн. 2020. С. 2620–2018. [https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46289145] (дата обращения: 14.11.22; 11:20).
2. Прокопенко И. Сакральная геометрия. Энергетические коды гармо- нии. – Litres, 2022. [https://www.litres.ru/iolanta-prokopenko/sakralnaya-geometriya- energeticheskie-kody-garmonii-2/] (Дата обращения: 15.11.22; 15:50).
3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. –
1983. [https://djvu.online/file/anGAGAxisyqtw] (дата обращения: 28.11.22; 18:30)
4. Стармер А. Цвет. Энциклопедия, Арт-родник. С. 2005–255. [https://www.
labirint.ru/books/82131/] (дата обращения: 22.11.22; 10:20).
5. Гропиус В. Круг тотальной архитектуры. – Ad Marginem, 2017. [https://
dmitriikuchev.ru/blog/all/gropius/] (дата обращения: 02.11.22; 13:30).
УДК 72.036
М. И. Троицкая
Научный руководитель – О. И. Явейн
Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
О КЛЮЧЕВЫХ ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА
В АРХИТЕКТУРЕ ЛЕ КОРБЮЗЬЕ
Изобретатель выражения «дом – машина для жизни» Ле Корбюзье
(1887–1965) – один из плеяды архитекторов, которые воспринимали про- странство как нечто живое, развивающееся, влияющее на человека, и соз- дающееся под воздействием окружающей среды. Ле Корбюзье телесно ощущал феномен пространства и сопереживал ему. Он посвятил большую часть своей творческой карьеры созданию измерительного инструмента,
428
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin основанного на пропорциях человеческого тела и органицизма
1
, поддер- живающего композицию его проектов, и стремящегося к совершенству идеального пространства. Тело человека и архитектура у Ле Корбюзье ме- ханизированы, что свидетельствует о его глубоко дуалистическом образе мышления. Впервые осознание влияния пространства на тело человека и на его деятельность пришло к нему во время его путешествия на Восток в 1910–1911 гг. Взаимодействие с окружающим он ощущает физически:
«Я вошел в храм через ось. И вдруг обернувшись, почувствовал поцелуй от этого места, когда-то предназначенного для богов и жрецов, для всего моря и Пелопоннеса [...] и вдруг две тысячи лет будут упразднены, су- ровая поэзия захватит вас; уткнувшись головой в ладонь, сгорбившись на одной из ступенек храма, вы подвергаетесь жестокому потрясению и начинаете вибрировать» [4]. Пережитые эмоции сопровождали его всю жизнь. Он принимает во внимание то, как человек воспринимает про- странство, которое больше не состоит из череды фиктивных плоскостей, упорядоченных в соответствии с перспективистской идеологией эпохи
Возрождения. Витрувианский человек классической эпохи уступает место современному человеку. Ле Корбюзье обратил внимание на это новое ис- следование восприятия.
За более чем 50 лет творческого пути Ле Корбюзье открыл и развил несколько приемов и концепций создания пространства, принципов по- строения объема на этом базисе, и применил их на реальных объектах.
При этом открывая для себя новый или следующий подход, он не отка- зывался от предыдущих, но развивал новое видение и совершенствовал его. Принципы построения пространства протянулись белой нитью сквозь все его периоды творчества, видоизменяясь и подстраиваясь под новые жизненные и социальные реалии.
Один из первых манифестов в карьере Ле Корбюзье, связанный с построением пространства для жизни человека, прозвучал в 1920- е годы. Он известен как «дом – машина для жилья». В оригинале Une maison est une machine а habiter означает «машину для жизни /обита- ния». Если «жилье» определяется в словарях русского языка как «ме- сто, где живут люди», то «жизнь» – более глубокое и философское по- нятие, в своих трудах архитектор рассуждает об органике человеческой жизни. Перевод знаменитого высказывания на английский имеет куда более близкое к оригиналу значение – «Machine for Living» (жизнь, образ жизни). Та же ситуация обстоит и со словом machine, которое во французском имеет значение «устройства» или «механизма». Если соединить воедино элементы концепции с более точным переводом, получится «Дом – это устройство для жизни», выражение с более поло- жительной коннотацией и эмоциональным откликом. Слово «машина» толкуется в словаре как происходящее от латинского и греческого со
1
Органици
́зм – методологический принцип, в соответствии с которым те или иные со- циальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями живой природы, разъясняет специфику публичных процессов и отношений ссылками на закономерности природных яв- лений.
429
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина значением искусства, и хитрости: «устройство, объединенное для полу- чения определенных эффектов».
Корбюзье будет возвращаться к духовному измерению «дома», кото- рый должен быть дворцом повседневности, настаивая на его фундамен- тальном антропологическом смысле убежища. Человеку предоставляется благотворная основа для осуществления не только повседневных дел, но и медитативных. В 1925 году Ле Корбюзье подробно описывает свое видение дома, становится ясно, насколько распространенная трактовка его враждебного отношения к окружающей природе и человеку, ока- зывается, далекой от истины и базовой идеи архитектора. «У дома два предназначения. Это прежде всего устройство для жизни, т. е. маши- на, предназначенная для того, чтобы оказать нам эффективную помощь в быстроте и точности в работе, прилежная и внимательная машина для удовлетворения потребностей тела: комфорт. Но это также полезное ме- сто для медитации и, наконец, место, где существует красота и приносит духу необходимое для него спокойствие. Все, что касается практических целей дома, привносит инженер; что касается медитации, духа красоты, царящего порядка (и который будет опорой этой красоты), привнесет архитектор», – Ле Корбюзье подчеркивает, задача архитектора – создать комфортное пространство для человека, который будет проводить в жи- лище много времени [1].
Позже, в 1948 году, Корбюзье возвращается к идее 20-х – комфортной рутине в течение суток, машинизирования жилища не во враждебном смысле, а в виде оптимизации процессов и возможности человека по- свящать больше времени любимым делам. «Речь идет о поведении чело- века в окружающей его среде, созданной космическими и природными законами, которая является подлинным ключом к нашему поведению: хочу сказать о «24-часовом солнечном дне», эта альтернатива, обеспечи- вающая меру всех наших дел. Если планы, которые мы разрабатываем, не будут удовлетворяющими в течение этого часового периода, недомогание начнется на следующий день, вся жизнь будет поглощена дисбалансом, это приведет к прогрессирующему дефициту, жертвой которого снача- ла станет моральное существо, а затем физическое существо, постепенно склоняющееся к разочарованию и вырождению, что приведет к потере энергии у общества».
В 1950 году он опубликовал книгу под названием Le Modulor, где описал исследования по созданию универсальной системы измерения, основанной на пропорциях тела человека ростом 1,83 метра. Модулор – инструмент, который определяет подходящие размеры для проектирова- ния архитектурных пространств: 2,26 метра (человек с поднятой рукой),
1,13 метра (высота на уровне солнечного сплетения) и т. д. Если «овладе- ние пространством – первичный жест живого, людей и зверей, растений и облаков, фундаментальное проявление равновесия и длительности. Пер- вое доказательство существования – занимать место», то создание идеаль- ного корбюзианского человека – оптимальная возможность генерировать будущие пространства [3].