ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 891
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
430
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Для него это вопрос привязки пропорций архитектурных пространств к пропорциям человеческого тела. С помощью Модулора, Корбюзье избегает чисто интеллектуального выбора для проектирования про- странств, размеры которых оцениваются телесно – руками, телом, взгля- дом [5]. Связывая архитектурное пространство и человеческий масштаб,
«Модулор удерживает меня в продолжении моих конечностей, я остаюсь в своей вселенной» [5]. Целью Ле Корбюзье является создание гармонич- ных пространств и достижение совершенства того, что он называет «не- сказанным пространством»: «Пропорция – вещь невыразимая. Я изобре- татель выражения «несказанное пространство», являющееся реальностью, которую я открыл по пути. Когда работа достигает максимальной интен- сивности, пропорции, качества исполнения, совершенства, возникает фе- номен несказанного пространства: места начинают сиять, физически, они сияют. Они определяют то, что я называю «несказанным пространством», то есть, зависящее не от размеров, а от качества совершенства: оно на- ходится в области невыразимого» [5].
Очищение тела до состояния машины перекликается с очищением архи- тектурных пространств, за которое выступал Ле Корбюзье, особенно в начале карьеры. Функциональность архитектуры позволяет архитектору освободить жителей от материальных ограничений. Он убирает лишнее и освобождает тело от лишних действий. Повседневные жесты ограничиваются необходи- мым: «Жесты будут быстрыми и точными [...] Это сэкономленные минуты каждый день; драгоценные минуты [1]. Очищенное архитектурное простран- ство способствует ясности ума и побуждает к медитации и поэзии».
У Ле Корбюзье дистанция между телом и окружающей средой слож- нее, чем кажется. Более конкретно, к обнаружению дуализма можно до- бавить два нюанса. Во-первых, хотя Ле Корбюзье и машинизировал тело, он предусматривал тело в движении, которое связало его с архитектурным пространством. Способ постижения пространства колеблется у Ле Кор- бюзье между восприятием и чувством и стремится выйти за пределы объ- ективации между субъектом и объектом. Отношения между телом и про- странством не ограничиваются ни метрическими, ни математическими отношениями. Через движение тело вступает в связь с пространством.
Тема «архитектурной прогулки» известна в творчестве Ле Корбюзье и по- казывает важность маршрута и пространственно-временного измерения для архитектора. Его реализованные объекты непонятны без рассмотрения движения тела в архитектуре. Второй нюанс, который остается добавить к этому дуализму, относится к способу восприятия пространства телом.
Корбюзианское тело находится в напряжении с пространством. Преоб- ладание визуального, таким образом, уравновешивается другими чувства- ми, которые занимают все больше места на протяжении всей карьеры
Ле Корбюзье, например, тактильным измерением руки, а также акусти- ческим измерением архитектуры. В его так называемый «акустический» период 50-х гг. Корбюзье все чаще изображает на полотнах большие уши, которые становятся навязчивым мотивом, потому что «он хочет, чтобы пространство резонировало».
431
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Понятие «несказанного пространства», впервые упомянутое в 1945 году, описывает явление, тесно связанное с «визуальной акусти- кой» и интуицией. Оно направлено на осмысление вершины эстетиче- ского, духовного опыта, которому подвержена архитектура. Выбранное для будущего объекта место обладает эмоциональным потенциалом, кото- рый нуждается в проявлении архитектурой. Окружающая среда участвует в процессе формирования объекта, как поэтическое явление, как база непроявленных архитектурных начинаний. Объект тоже влияет на про- странство, происходит взаимовлияние. В «несказанном пространстве» соединились поиски архитектора, начавшиеся с посещения Акрополя и длившиеся на протяжении десятилетий, и ключевые явления, влияющие на создание будущих архитектурных объектов.
«Несказанное пространство» – вершина архитектурного искусства как поэзии отношений, которые мы переживаем во время «архитектурной про- гулки». Ле Корбюзье очарован отношениями между архитектурой и местом, построенной реальностью и ее средой. Одной из констант, которые от- личали его архитектуру с наибольшей интенсивностью, была, несомненно, его безусловная любовь к природе и ландшафту. Его работа представляет собой один из самых трогательных и глубоких диалогов между архитекту- рой и природой, и достаточно посетить здания Ле Корбюзье, чтобы с без- упречной точностью ощутить красоту мест, в которых эти здания располо- жены. Если архитектура является «машиной для жизни» в той же степени, что и «машиной для движения», отсылка к «машинизации» никогда не противоречит центральному месту, отводимому природе. Архитектура не противостоит и не отличается от своего места, напротив, природная среда кажется частью архитектуры и участвует в эмоциях, испытываемых при столкновении с произведениями невыразимого совершенства.
Из взаимоотношений окружающей природы и процесса создания архи- тектурного объекта выявляется еще один важный феномен, помогающий
Ле Корбюзье выстроить пространство – «четыре горизонта». Для архитек- тора опорные точки пространства выражаются в линии горизонта. Под
«горизонтами», влияющими на формы сооружений, понимаются четыре природных вектора, находящихся в природе и сжимающие пространства своей энергией. В процессе «сдавливания» и борьбы внешнего и внутрен- него природа создает архитектурный объект. К 1950-м гг. Ле Корбюзье выбирает принцип «четырех горизонтов» для построения пространства как один из основных. Двумя главными постройками, созданными че- рез проекции окружающего мира, становятся капелла в Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1955) и монастырь Ля Туретт (1961). Реконструкция капеллы стала первой религиозной постройкой Ле Корбюзье. Будучи атеистом, он согласился, очарованный красотой места: «Я никогда не строил ниче- го религиозного, но, когда оказался перед этими четырьмя горизонта- ми, я не мог больше колебаться». Корбюзье будто отдал самой природе весь процесс зарождения архитектурной мысли: «Абсолютно свободная архитектура. Единственная программа – организация мессы. Обязатель- ный элемент этого архитектурного решения – пейзаж, раскрывающийся
432
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin на четыре горизонта. И именно он влияет на архитектуру. Истинное чудо
«зрительной акустики». Зрительная акустика, выраженная в формах. Фор- мы как бы излучают звуки или тишину; одни говорят, другие слушают».
Архитектор придает акустическое измерение виду на горизонт: «Роншан – ответ на ландшафт, на четыре горизонта. Это акустический феномен, ви- зуальный феномен акустики или визуальной акустики» [3] (рисунок).
Схема воздействия 4-х горизонтов на фасады часовни в Роншане, схема автора
В работе над монастырем Ля Туретт горизонт описан архитектором как инструмент процесса проектирования. «Как и в Роншане, речь шла о программе для сердца и тела в человеческом масштабе. Места дикто- вали архитектуру. Местность была сложной: крутой склон, спускающий- ся к открытой равнине, окруженной лесами. Здание спроектировано на верхней кромке склона: композиция начинается линией крыши, большой общей горизонтальной линией, заканчивается уклоном земли, на который конструкция опирается с помощью свай. От горизонтали вершины зда- ние определяет свою организацию по спуску: сверху вниз», – описывает
Ле Корбюзье главную идею здания.
Ощутив впервые мощь воздействия пространства на состояние чело- века в 1911 году в Акрополе, Корбюзье посвятил свой творческий путь осознанию пространства как основы построения архитектуры. В 1920-е гг.
433
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина он предложил «машинизацию» и «оптимизацию» жилища с целью улуч- шения жизни человека и повышению уровня комфорта и счастья про- живающих в нем. В 1940-е он увлекается поиском внеземного, сложно объяснимого – концепции более сложной, нежели просто «красота» архи- тектуры, – феномена «несказанного пространства». Оно играет централь- ную роль в теоретическом устройстве Корбюзье, поскольку концепция синтезирует все его духовные устремления в архитектуре. Модулор, впер- вые описанный в 1950-м году, становится одной из главных концепций и базисом построения пространств сооружений. Капелла в Роншане и мо- настырь Ля Туретт становятся результатом квинтэссенции всех найденных
Ле Корбюзье методов построения пространства.
Список литературы
1. Le Corbusier. Almanach d’architecture moderne. Paris: Crиs, Collection de l’Esprit
Nouveau, 1925. 101, 132 p.
2. Le Corbusier. L’espace indicible, Paris, L’architecture d’aujourd’hui, 1945.
3. Le Corbusier. Le Modulor. Paris: Denoлl Gonthier, 1977. 18, 32, 63, 204 p.
4. Le Corbusier. Le Voyage d’Orient. Paris: Les Йditions Forces Vives, 1966. 42, 45 p.
5. Le Corbusier. Un couvent de Le Corbusier. Paris: Les Йditions Forces Vives, 1961. 54 p.
УДК 72.01:502
О. А. Трыханова
Научный руководитель – Т. Б. Ефимова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
Пенза, Россия
БИОНИКА В АРХИТЕКТУРЕ
Введение
Природа – это мир, который нас окружает, все, что мы видим, слы- шим, используем в процессе жизни и труда. Природа находит способ при- способиться к изменениям окружающей среды, в том числе вызванным изменением климата. Природа – источник силы, здоровья и вдохновения.
Искусство – одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствоз- нания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения вну- треннего и внешнего мира. Следовательно, искусство – творческая деятель- ность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей.
Архитектура – это древнее искусство проектирования и строительства разнообразных зданий. Она одновременно является сложной научной дисциплиной, которая решает задачи создания пространственной среды для комфортного проживания людей. Построенные объекты должны со- ответствовать прямому назначению и приносить пользу человеку. К зда- ниям и сооружениям также предъявляются многочисленные технические и эстетические требования. Они должны быть прочными, долговечными и иметь красивый внешний вид.
Эти три определения можно объединить одним словом-бионика.
434
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Архитектурная бионика
Архитектурная бионика – новое явление в архитектурной науке и прак- тике. Имеющийся практический опыт в этом направлении у нас и за ру- бежом открывает широкие горизонты решения различных интересных архитектурных проблем с помощью патентов живой природы. Здесь и воз- можности поиска новых, функционально оправданных архитектурных форм, отличающихся красотой и гармонией, и создание новых рациональных кон- струкций с одновременным использованием удивительных свойств строи- тельного материала живой природы, и открытие путей реализации единства конструирования и создания архитектурных средств с использованием энер- гии солнца, ветра, космических лучей. Но, пожалуй, наиболее важным ее результатом может быть активное участие в создании условий сохранения живой природы и формировании гармоничного ее единства с архитектурой.
Потребность человека в природной гармоничной среде особенно очевид- на в архитектуре, где многие конструктивно-тектонические системы: балки, колонны, плиты, рамы, складки, оболочки-скорлупы напоминают корни, ветви, стволы, листья растений, скелеты и панцири животных, строение че- ловеческого тела. Появилось новое направление в архитектуре – «природ- ное» проектирование, где природный ландшафт остается нетронутым, а само здание подстраивается под климатические и естественные условия.
Бионика проявляется в нескольких аспектах:
● конструктивно-тектоническом (изучении конструктивных систем и принципов устройства живых организмов и растений);
● климатическом (изучении реакции природных форм на климат и ис- пользовании их в архитектуре);
● эстетическом (исследовании эстетических свойств природных и ар- хитектурных форм) и других.
В архитектуре бионическая практика породила новые конструктивные формы, целесообразные в функционально-утилитарном отношении, также оригинальные по своим эстетическим качествам.
Архитектор Фрэнк Ллойд Райт
Известным представителем данного направления считается американ- ский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. В постройки Райта производят впе- чатление буквально рожденных местностью. Он считал, что здание долж- но быть рождено местностью, на которой оно строится, что архитектор должен проектировать, учитывая конкретные условия участка, его разме- ры и рельеф, ориентацию, климат, геолого-почвенные данные, раститель- ность, водоемы, а также эмоциональный фактор – ассоциации и образы, вызываемые данной местностью.
Одно из знаменитых его зданий – Дом над водопадом (рис.1, цветная вкладка).
Особое расположение здания создает впечатление, будто оно парит над бурлящим водопадом. Архитектор стремился к тому, чтобы будущий дом стал частью ландшафта, и, чтобы не было срублено ни одного дерева при строительстве дома.
435
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
В этом проекте Райт сделал акцент на взаимопроникающих простран- ствах дома, которые символизируют гармонию человека с природой. Цве- товая гамма дома имеет светлые тона. Как и в других своих проектах, Райт избегал глухих стен и установил прозрачные ширмы, благодаря которым из любой точки дома открывается живописный вид на местные красоты.
Кроме того, Райт не использовал штукатурку внутри дома, а чтобы скрыть каменные стены и железобетон, применил обшивку из дерева.
Примеры зданий
Существует множество примеров «природного» проектирования.
Например, в Великобритании находится комплекс «Эдем» (рис.2, цвет- ная вкладка). Каждая полусфера состоит из отдельных фрагментов – правильных многоугольников, что со стороны напоминает пчелиные соты. В основном, использованы шестиугольные фрагменты – гекса- гоны, но есть пятиугольные – они необходимы для создания сфери- ческого закругления – и треугольные в нижней части сфер. В верхней части куполов предусмотрены автоматически открывающиеся окна для проветривания.
Купола крытых биомов построены по совершенно новому принципу.
Каркас куполов выполнен из полых металлических труб диаметром 193 мм.
Он оплетает купол подобно паучьей сети. Покрытие полусфер – многослой- ная прозрачная фольга из сополимера этилена и тетрафторэтилена (ETFE), экологически чистый материал, который по окончании срока службы быстро разлагается и не загрязняет почву. Пленочное покрытие ETFE пропускает полезный для растений ультрафиолет, при этом весит в 100 раз меньше стек- ла и вдвое дешевле него. Применение этого материала позволило облегчить каркас и снизить вес всей конструкции в десятки раз.
Для создания оранжерей недостаточно было построить купола. Вы- работанный карьер представлял собой пустошь без плодородного слоя.
С целью создания плодородной почвы в старый карьер было завезено
2 млн тонн компоста. Внутри куполов создан рельеф, имитирующий естественную среду климатической зоны. Проект «Эдем» – это не про- сто сад или оранжерея для выращивания растений. В биомах созданы естественные условия для растений из разных уголков планеты, включая температуру и влажность, освещенность и состав воздуха. Микроклимат поддерживается в автоматическом режиме.
Также в качестве примера можно представить башню в Лондоне –
абашня «Мэри-Экс, 30». Ироничные лондонцы считают, что она напо- минает больше огурец или корнишон – за характерную форму и зелено- ватый оттенок стекла, отсюда и появилось название.
Само здание было вдохновлено совсем другим природным объектом – морской губкой, которая называется – корзина Венеры.
Подобно морской губке, которая пропускает морскую воду через свое тело, «Огурец» использует аналогичную систему естественной вентиля- ции, где свежий воздух движется по спирали, уменьшая необходимость пользоваться кондиционерами и центральной системой отопления.