ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 873
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Примеры существующих объектов офисных зданий с применением принципов устойчивости
Назва- ния объ- ектов
Бизнес центр
Trinity Place,
Россия,
Санкт – Петер- бург. Архитек- торы: бюро John
McAslan
3
Обществен- но- деловой комплекс
«Лахта центр»,
Россия,
Санкт-
Петербург.
Архитекторы: бюро RMJM
4
ELES,
Любляны,
Словения.
Архитекторы: бюро Ofis
5
Штаб-квартира
Siemens,
Германия,
Мюнхен.
Архитекто- ры: бюро
Henning Larsen
Architects
6
Изобра- жения
Рассматривая зарубежную архитектуру, можно привести пример исполь- зования принципов устойчивости в проекте ELES (Любляны, Словения) выполненным бюро Ofis. Инженерные системы здания функционируют на альтернативных и возобновляемых источниках, крыша здания – панели, служащие для солнечных батарей, также присутствуют системы ветряной энергии, дождя и грунтовых вод. В данном объекте применен принцип энергоэффективности и используются устойчивые и возобновляемые мате- риалы (рисунок c, схема применения альтернативных источников).
Еще одним примером из зарубежного опыта может служить Штаб- квартира Siemens (Германия, Мюнхен) спроектированная бюро Henning
Larsen Architects. Использование естественного освещения; датчиков, считы- вающих параметры здания; установлены светодиодные светильники; систе- мы сбора дождевой воды; солнечные батареи на крыше; точки подзарядки электромобилей и велосипедов с электромотором на подземной парковке, озелененные фрагменты кровли – это наглядно демонстрирует, как работает принцип энергоэффективности и применение устойчивых и возобновляемых материалов (рисунок d, схема применения альтернативных источников).
Обобщая опыт рассмотренных примеров можно сделать вывод, что в современном проектировании офисных зданий с применением прин- ципов устойчивости в большинстве случаев используется остекление фа- садов, как способ увеличения проникновения естественного освещения в помещения, реже используют солнечные батареи, встроенные в кон- струкцию здания. Также для экономии энергии прибегают к различным
3
https://www.admagazine.ru/real-estate/petrogradskaya-storona-kompleks-one-trinity-place-v- sankt-peterburge.
4
https://archi.ru/tech/95526/lakhta-centr-vyzovy-i-otvety-samogo-severnogo-neboskreba-v-mire.
5
http://www.ofis.si/eng/projects/office/solar_power_offices.html#carousel3.
6
https://www.archdaily.com/148202/siemens-headquarters-henning-larsen-architects.
49
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина датчикам, выбору электрооборудования, которое меньше расходует элек- троэнергию. Использование систем, получающих энергию за счет ветра, не так распространено, как применение солнечных панелей. Набирает популярность использование грунтовых вод и дождевой воды для техни- ческого обслуживания, а также озеленение различных участков зданий.
а b c
d
Фрагменты объектов, демонстрирующие принципы устойчивости
50
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin
Выводы
Исходя из изученной информации по теме и рассмотренных приме- ров, можно сделать вывод, что проектирование по принципам устойчивой архитектуры применяется в мире довольно часто, однако стоит заметить, что в России пока данные принципы используются недостаточно, но не- смотря на это, страна уже выходит в число лидирующих по проектиро- ванию устойчивой архитектуры, приспосабливая принципы, описанные в данной статье.
В заключение вышесказанного хочется добавить, что разработки ма- териалов соответствующих требованиям «зеленой архитектуры» только начинают внедряться в процесс проектирования, это можно проследить в представленных примерах, поскольку самым популярным методом яв- ляется сплошное остекление фасада (иногда со специальным напылением на поверхность солнечных батарей), использование грунтовых и дождевых вод, а также применение датчиков регулирующих потребление энергии.
Список литературы
1. Есаулов Г.В. Устойчивая архитектура как проектная парадигма (к вопросу опре- деления) // «Устойчивая архитектура: настоящее и будущее». Труды международного симпозиума. 17–18 ноября 2011 г. Научные труды Московского архитектурного инсти- тута (государственной академии) и группы КНАУФ СНГ. М., 2012. С. 76–79.
2. Сухинина Е.А. Концептуальные предложения для национальной версии эко- логического стандарта // Architecture and Modern Information Technologies. 2017.
№ 4 (41). С. 231–241.
3. «Устойчивый город: гипотеза градостроительного поворота в Европе» Сирия
Емельянова, в географической информации. 2007/3. (том 71). С. 48-65.
4. Бродач, М.М. Бизнесу зеленый свет / М.М. Бродач // АВОК. 2009. № 6. С. 6.
5. Дианова-Клокова, И.В. Устойчивая архитектура и пространство иннова- ций / И.В. Дианова-Клокова, Д.А. Метаньев Архитектура и строительство России
(АСР) // Научно-практический и культурно-просветительский журнал. М., 2015.
№ 7 (211). С. 16–31.
УДК 725
Д. А. Алендеева
Научный руководитель – И. М. Ястребова
Московский Архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия
ПУТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ
СРЕДНЕГО УРАЛА
С XV века освоение Урала происходило путем создания поселений, большинство из которых позже стали городами. Первоначальные посе- ления формировались внутри крепостей-острогов и выполняли исключи- тельно оборонительную функцию. Затем, благодаря открытию полезных ископаемых, оборонительная функция дополняется и постепенно замеща- ется производственной. В это время происходит формирование поселений вокруг заводов на берегах рек (в будущем такие города как Боровск, Со- ликамск, Усолье). В конце XVI – начале XVII века после присоединения
51
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина
Сибири, формируется устойчивое положение Урала в структуре страны, и дальнейшее развитие дорожной сети. Урал становится торгово-транс- портным узлом, вокруг основных дорог формируются поселения тамо- женной (Верхотурье) и торговой функции (Ирбит, Кунгур, Камышлов).
В XVII веке колонизация территории Урала приобретает массовый характер из-за усиления крестьянской миграции с европейской стороны
Российского государства. В это время активно начинают использовать- ся природные ресурсы Урала, возникают поселения, основной функцией которых становится земледелие, например город Камышлов. Также важ- ным фактором формирования поселений становится появление частных производств. Например, город Талица был основан как поселение при небольшой частной винокуренной пивоварне.
С начала XVIII века по XIX век на территории Урала формируется но- вая типология города – город-завод. Под данным термином подразумевает- ся поселение, в котором градостроительная структура, архитектура и образ жизни людей подчинены интересам металлургического производства и тя- жёлой промышленности. Появляются такие города как: Невьянск, Алапа- евск, Полевской, Нижний Тагил, Екатеринбург, Сысерть и другие. Основой для формирования данного типа поселений стали такие природные факторы как: наличие производственных ресурсов, реки для организации плотины, лесных ресурсов. Благодаря равномерному распределению природных ресур- сов, а соответственно и городов-заводов, на Урале сформировалась уникаль- ная система расселения, дополненная городами, сформированными ранее.
Система расселения является важнейшим элементом историко-культурного наследия региона, обуславливающим культурные, социальные, ментальные особенности жителей. Компактно расположенное и обладающее четкими стилевыми качествами историко-архитектурное наследие в виде плотин, за- водских корпусов и цехов, зданий заводоуправления может играть решаю- щую роль в процессах модернизации малых индустриальных городов Урала и способствовать их социально-экономическому развитию [4].
Возникновение новой структуры расселения и дальнейшее развитие стра- ны на Восток повлияло на смещение основных транспортных путей на сотни километров на Юг, где в будущем пройдёт Транссибирская магистраль. Это явление спровоцировало развитие новых центров городской агломерации, таких как Пермь и Екатеринбург, тем самым приостановив развитие старых:
Чердынь, Соликамск, Верхотурье. При этом, благодаря замедлению разви- тия, историческим городам удалось избежать внедрения современных струк- тур, что позволило им в полной мере сохранить свой первоначальный исто- рический облик и культуру. Несмотря на то, что настоящее время эти города не связаны между собой напрямую единой дорожной сетью, на уровне куль- турного ландшафта они образуют своеобразную историко-географическую линию – невидимую нить, объединяющую и сосредотачивающую разные аспекты материальных ценностей и духовной культуры [1].
Таким образом, основными факторами формирования малых исто- рических городов Среднего Урала являлись: оборонительная, таможен- ная, торговая, аграрная и производственная функции. Часто, с развитием
52
Part 1. Architecture and townplaning
ХIX International scientific and practical conference of V. Tatlin поселения, функции заменялись или дополнялись другими. Например, го- род Верхотурье, после смещения транспортных путей, потерял значение таможенного пункта и стал религиозным центром. Разнообразие градоо- бразующих функций является фактором устойчивости системы расселения
Урала. Теоретические основы этого взгляда на критерии гармоничного ре- гионального развития можно проследить до концепции поляризованного ландшафта, введенной российским географом Борисом Родоманом. Он предложил идеальную модель культурного ландшафта региона или отдель- ного населенного пункта, основанную на принципе пропорционального че- редования различных функциональных зон (административных, промыш- ленных, исторических, культурных, жилых, рекреационных и т. д.), которые не только идеально дополняют, но и «работают» друг на друга. Как отметил
Родоман: «То, как любой важный природный или культурный ресурс от- личается от места к месту, само по себе является важным ресурсом, так же, как и его доступность». При таком подходе становится очевидным, что ключом к сбалансированной и гармоничной региональной жизни является разнообразие ценностей в культурном ландшафте региона, которое уси- ливается наличием как разветвленной сети транспортных «артерий», так и “нервной системы”, состоящей из сети культурных коммуникаций [4].
В настоящее время из-за сосредоточения основной инфраструктуры и транспортной сети в южной части Среднего Урала, население малых исторических городов стремительно сокращается. Такие города нуждаются в формировании комфортной городской среды, однако, внедрение новых архитектурно-планировочных решений в структуру малых исторических го- родов Среднего Урала невозможно без выявления уникальных для каждого города приёмов, учитывающих исторические факторы формирования, ха- рактерные особенности развития, положение в системе расселения, вместе составляющих культурный код города. Также, особенность малых поселе- ний заключается в том, что они сочетают классический индустриальный формат с личным характером отношений. Как отмечает Георг Зиммель:
«Совершенно противоположен характер людских отношений в маленьких кругах; здесь обязательное знание индивидуальностей неизбежно делает от- ношения более проникнутыми чувством, отвлекает до известной степени от чисто объективной оценки людей по тому, что от них можно получить и чего они требуют в возмездие за свои услуги» [6]. Именно поэтому про- цесс регенерации малых городов должен происходить на уровне местных жителей, основываться на принципах соучастного проектирования.
На сегодняшний день существуют проекты, освещающие проблемы наследия малых городов. Уральская индустриальная биеннале — круп- нейший международный проект в сфере современного искусства на территории Российской Федерации. Биеннале организована в 2010 году по инициативе Уральского филиала Государственного центра современ- ного искусства и проходит каждые два года в Екатеринбурге и городах
Уральского региона. Уральская биеннале работает с индустриальной спецификой региона и исследует индустриальность как историческое на- следие и актуальную практику, в которую вовлечено множество людей
53
Секция 1. Архитектура и градостроительство
ХIX Международная научно-практическая конференция им. В. Татлина и пространств. Через призму современного искусства проект анализирует текущие глобальные изменения и интегрирует регион в мировой художе- ственный контекст. Всякий раз находя новые грани осмысления феномена индустриальности, биеннале сама становится своего рода индустрией — индустрией смыслов. Главные выставки Уральской биеннале проходят на территории памятников индустриальной культуры. Создавая условия для взаимодействия художников и зрителей с промышленными территориями, биеннале предлагает новую оптику для осмысления проблематики инду- стриального и символического производства, производительного и худо- жественного труда, индустриальности и постиндустриальности. Помимо основного проекта и программы арт-резиденций в структуру биеннале входят специальные проекты — выставки и произведения, создаваемые как местными, так и приглашенными кураторами и художниками. Биен- нале вовлекает в процесс местные музеи и художественные институции: проекты, организованные по их инициативе, составляют параллельную программу. За время существования биеннале были выработаны новые сценарии взаимодействия с партнерами, в рамках которых бизнес не про- сто спонсирует разные направления деятельности проекта, а выступает активным соучастником создания программ социокультурного развития.
Большое внимание биеннале уделяет работе с аудиторией. Она включает в себя программу арт-медиации и множество образовательных и дискус- сионных форматов, которые делают современное искусство понятным для разных категорий зрителей [8]. Используя территории объектов индустри- ального наследия в своих проектах, биеннале привлекает внимание обще- ственности к проблемам развития индустриальных территорий.
Малые исторические города Среднего Урала обладают ресурсом для развития, благодаря большому количеству сохранившихся памятников исторического и промышленного наследия, формирующих уникальный культурный ландшафт. Культурные ландшафты многих исторических городов Урала, утратившие свою экономическую ценность, сегодня со- храняют множество выдающихся традиций культурного наследия. Вы- явление, сохранение и актуализация памятников историко-культурного наследия – первый шаг к регенерации городской среды малых историче- ских городов и повышению значения малых городов в общей структуре
Среднего Урала.
Список литературы
1. Fedorov R. Genesis of the cultural landscape of Urals and Siberia // J. of Eurasian
Studies. 2013. Vol. 4. Iss. 2. P. 207–216 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.
sciencedirect.com/science/article/pii/S1879366513000201 (дата обращения: 12.11.2022).
2. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала / Н.С. Алферов. Свердловск: Свердл. кн. изд-во, 1960. 215 с.
3. Быстрова Т.Ю. Малые индустриальные города: актуализация наследия. Ека- теринбург: Tatlin, 2022.
4. Быстрова Т.Ю. Система расселения Урала как объект наследия и фактор раз- вития региона (Ч. 1) / Т.Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект
РААСН. 2018. № 3. С. 45–51.