Файл: Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования московский технологический.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 526

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условно начисленная стоимость. Сюда относятся товары и услуги, которые не имеют рыночной цены и не продаются на рынке. Но нельзя исключить их из учета в ВНП. Допустим, человек снимает жилье у домовладельца и платит ему определенную сумму – арендную плату. В этом случае арендная плата входит в состав ВНП как доход домовладельца и как расход человека, который снимает жилье.
Кроме показателя ВНП в экономике существует целый ряд взаимосвязанных показателей национальных счетов, которые могут быть рассчитаны на основе ВНП.
Чистый национальный продукт (ЧНП) — представляет собой показатель дохода, исключающий стоимость износа основного капитала (амортизацию).
Если из ЧНП вычесть косвенные налоги на бизнес, то получается национальный доход (НД). Это показатель совокупных доходов всего населения страны.
Личный доход (ЛД) – это реально полученный населением доход. Сюда входят: заработная плата, пенсии, пособия, соц. помощь, рента и т. д.
Личный располагаемый доход (ЛРД) – та часть личного дохода, которая остается у населения после выплат индивидуальных налогов государству. Это реальная сумма, которой могут распоряжаться домохозяйства. Этот показатель особенно важен:
для анализа уровня жизни в стране;
изучения эффективного выполнения государством своих функций;
при анализе покупательной способности населения.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) отражает уровень цен в стране. ИПЦ это отношение потребительской корзины к ее цене в базисном году. Повышение ИПЦ в текущем году по сравнению с предыдущем свидетельствует о возникновении инфляции.
Инфляция – это процесс повышения общего уровня цен в стране.
где– уровень инфляции;
— средний уровень цен в текущем году;
— средний уровень цен в предыдущем году
В странах, где темп инфляции низкий, ВВП растет высокими темпами. Инфляция тормозит экономический рост.
Безработица – это когда предложение рабочей силы превышает спрос на рабочую силу при полной занятости населения. Равновесие на рынке труда означает равенство спроса и предложения труда.
Уровень безработицы – это отношение безработных к общей численности рабочей силы, рассчитанный в процентах. А рабочая сила определяется суммой количества занятых и безработных. В любой стране существует естественный уровень безработицы – это неполная занятость населения в следствии многих причин, например, неполная осведомленность населения о рабочих местах, демографические изменения и др.
На рынке труда существует несколько видов безработицы:

Фрикционная безработица связана с коротким периодом времени, необходимого для эффективного распределения свободных вакансий среди людей, которые заняты поиском новой работы.
Структурная безработица происходит при структурных сдвигах.
Циклическая (сезонная) безработица.
Безработица ожидания связана с поддержкой жесткой минимальной заработной платы. Причинами жесткости заработной платы являются: монопольная власть профсоюзов; стимулирующая заработная плата; принятие закона о минимальной заработной плате.
Закон Оукена гласит: чем выше уровень безработицы, тем ниже уровень ВВП.
Таким образом, на основании вышеизложенных изученных основных макроэкономических показателей уровня жизни населения можно сделать вывод, что все они очень тесно связаны друг с другом, и изменение одного из них ведет к изменению другого. Однако, наиболее важное влияние на экономику страны оказывает инфляция. Поэтому если государству удается контролировать темп инфляции, то последующее управление макроэкономическими показателями окажется гораздо проще.

  1. Законы спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения.

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщёнными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых, прежде всего, следует выделить объём или величину спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период в определённом ценовом диапазоне.
Величина спроса — количество товара или услуг определённого вида и качества, которое покупатель желает купить по определённой цене за определённый период. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.


Неценовые характеристики товара
Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
Уровень доходов в обществе;
Размеры рынка;
Мода, сезонность;
Наличие товаров-субститутов (заменителей);
Инфляционные ожидания.
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.
Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.
Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен.
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.
Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, не эластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно не эластичным.
Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
K o — коэффициент эластичности спроса
Q — процент изменения количества продажи
P — процент изменения цены
Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.
Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.
Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающим этот же товар дешевле.
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.
Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…
Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения на товар при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
Наличие товаров-заменителей.
Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
Уровень технологий.
Объём и доступность ресурсов.
Налоги и дотации.
Природные условия.
Ожидания (инфляционные, социально-политические).
Размеры рынка.
Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен, последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое не эластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменения их цен.
Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:
K m — коэффициент эластичности предложения
G — процент изменения количества предлагаемого товара
F — процент изменения цены
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и способность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.
Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является не эластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.