Файл: Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования московский технологический.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 525

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хотя связь между пакетами работ в СРР и элементами органи­зационной структуры на практике никогда не бывает такой же ясной, как на блок-схеме, важно, чтобы права и обязанности участников проекта были четко определены.

Матрица ответственности обеспечивает описание и согласование структуры ответственности за выполнение пакетов работ. Она представляет собой форму описания распределения ответственности за реализацию работ по проекту, с указанием роли каждого из подразделений в их выполнении. Матрица содержит список пакетов работ СРР по одной оси, список подразделений и исполнителей, принимающих участие в выполнении работ, — другой. Элементами матрицы являются коды видов деятельности (из заранее определенного списка) и(или) стоимость работ.

Количество видов ответственности может быть различным в зависимости от специфики проекта и его организации, но в любом случае рекомендуется ограничиться небольшим набором легких для описания и понимания видов участия в выполнении работ. Например, наиболее важную роль в выполнении любой детальной работы играет непосредственно ответственный за ее выполнение, но в матрице должны быть отображены и те люди или организации, кото­рые обеспечивают поддержку работ непосредственного исполните­ля, а также те, кто будет осуществлять оценку и приемку работ.

В табл. 13.5.1 показан пример матрицы ответственности. Роли в примере указывают вид участия подразделения в работе: О — ответственный исполнитель, И — исполнитель, П — приемка работ, К — консультации.

Таблица 135.1

Матрица ответственности

Задачи

Исполнители




Менеджер проекта

Администратор проекта

Планово-финансовый отдел

Отдел сбыта

Согласование целей

О







К

План по вехам

О

И




К

Бюджет проекта

О

И

К




План проекта

П

О







Утверждение плана

О




К

К


Матрица может также отображать виды ответственности конкрет­ных руководителей за те или иные работы. Кроме того, в матрице могут быть отображены роли людей, не задействованных непосредственно в проекте, но которые могут оказывать поддержку в работе команды.

Тщательно подготовленная и продуманная матрица является тем инструментом, который обеспечивает успешную поддержку проек­та как в рамках команды проекта, так и внешними организациями.

Назначение ответственных происходит на этапе планирования, так как необходимо иметь точное представление не только о зат­ратах, но и об имеющихся доступных ресурсах до того, когда план начнет выполняться. После того как все ресурсы будут оп­ределены, необходимо выяснить, каким образом их можно по­лучить, в особенности это касается трудовых ресурсов с требуе­мой квалификацией. Исполнители конкретных работ по проекту должны быть доставлены в нужное место и в определенное время и иметь при этом все необходимое для их выполнения.

Назначение проводится поэтапно от рабочей группы к команде проекта. Рабочая (инициативная) группа служит ядром будущей команды проекта, которая и доведет его до успешного окончания. Состав рабочей группы определяется целями и задачами проекта и, как правило, включает менеджеров (управляющих), участников проекта, имеющих существенное влияние или инте­рес и основной персонал. Рабочая группа участвует в инициации и планировании проекта. На этой фазе невозможно определиться с ресурсами, так как есть только наиболее общая информация, а вся необходимая может быть получена только из детальных работ и СРР. Окончательное назначение исполнителей и распределе­ние их прав и обязанностей происходит лишь тогда, когда проект реализуется, а его план разработан и утвержден.

Определение затрат

Структура статей затрат является дополнительным средством планирования работ проекта (гл. 14). Основное отличие ста­тей затрат от бухгалтерских счетов заключается в том, что по статьям классифицируется и собирается информация, вообще говоря, не подтвержденная к моменту сбора документально уп­равленческая информация (нет документов, подтверждающих факт затрат, но есть предварительная информация о выполнен­ных работах, использованных ресурсах и т. д.); эта информация нужна и может использоваться только для принятия управлен­ческих решений. Необходимые документы появятся только к оп­ределенным требованиями бухгалтерского учета календарным датам, а не к текущим датам проекта.



Статьи затрат представляют собой инструмент управления, применяемый для сбора информации о фактических затратах вы­полненных работ и сравнения с их плановыми затратами. Кроме того, статьи затрат используются при планировании и контроле времени и стоимости, так как содержат и аккумулируют инфор­мацию о работах, назначенных организационным подразделени­ям в соответствии с СРР. На рис 13.5.2 представлен пример опре­деления статей затрат по пакетам работ, за выполнение которых отвечают конкретные подразделения в соответствии с СРР.

В статьях затрат может аккумулироваться информация по раз­личным пакетам работ, сформированным по различным основа­ниям (отобранным по фильтрам): по содержанию; по срокам выполнения; по структуре счетов, субсчетов; по ответственным исполнителям. Таким образом, статьи затрат помогают формировать и отсле­живать бюджет проекта, осуществлять текущий управленческий учет и оценивать возможные затраты по завершении работ про­екта.

При планировании крупных проектов число отдельных статей затрат может достигать нескольких тысяч. Это может привести к определенным трудностям и с их описанием на стадии планирования, и с учетом фактической информации по ним на стадии выполнения проекта. В качестве одного из решений этой проблемы используется подход по формированию многофункциональных проектных команд. Его суть заключается в том, что статья затрат назначается не отдельно взятому организационному подразделе­нию, а так называемой многофункциональной команде. Такая статья охватывает большое количество работ и соответствует бо­лее высокому уровню СРР. Общее количество статей затрат при этом сокращается.

Определение основных вех

Определение основных вех следует непосредственно после построения СРР и ССО. Вехи удобно использовать для согласования основных стадий, этапов, фаз и т. д., разработки и реализации проекта, а также для анализа и контроля хода реализации проекта на соответствующих этим вехам уровнях управления. Так как для определения вех необходима минимальная, доступная в начале проекта информация, их можно использовать на самых ранних стадиях процесса планирования.

При определении вех используется информация о ключевых точках, стадиях и состояниях, через которые проходит проект в течение своего жизненного цикла. Вехи отмечают существенные, определяющие дальнейший ход развития проекта точки перехо­да. Поэтому вехи позволяют решать проблемы контроля, предос­тавляя набор естественных контрольных точек.


Типичные ошибки планирования и их последствия

Планирование с использованием ошибочных целей. Любой проект по своему содержанию предназначен для решения проблемы, удовлетворения конкретной потребности и т. д. В зависимости от этого формулируются те или иные конкретные цели. Если про­блема непонятна и недостаточно четко сформулирована, то можно столкнуться с существенными ошибками.

Планирование на основе неполных данных. Подобная ситуация характерна для инжиниринговых проектов, для которых на ре­зультаты планирования существенно влияют будущие результа­ты тестирования или результаты поисковых работ смежных на­правлений. При этом приходится планировать работы, начало которых, а возможно, и сам факт выполнения которых зависит от результатов тестовых испытаний или успехов/неудач в сосед­них подразделениях.

Планирование осуществляется с привлечением только планови­ков. Хотя по многим причинам это оправдано, подобная органи­зация планирования может привести к существенным потерям из-за отсутствия учета важных факторов. Поэтому должны также привлекаться для планирования ответственные исполнители по конкретным работам проекта, ответственные за проектное фи­нансирование, за поставки и т. д.

Планирование без учета предыдущего опыта. Даже при нали­чии самой лучшей сметы, без использования предыдущего опы­та реализации аналогичных проектов, можно допустить серьез­ные ошибки в планировании.

Планирование ресурсов без учета их доступности. Это касается, Прежде всего, трудовых ресурсов, обладающих определенной квалификацией и возможностью прибыть к заданному сроку в за­данное место для выполнения работ по проекту.

Планирование без учета координации. Любой достаточно боль­шой проект разбивается на относительно независимые части, за реализацию которых отвечают самостоятельные подразделения При отсутствии координирующих воздействий со стороны руко­водителя проекта они могут действовать, преследуя исключитель­но свои частные, локальные цели, что приводит к хаосу и срыву реализации проекта в целом.

Планирование без учета мотиваций. Как правило, для работ по проектам привлекаются исполнители из функциональных подраз­делений, у которых есть свое руководство, свои цели и специфи­ческие задачи и, разумеется, своя форма оплаты труда, которые обычно никак не связаны с целями и задачами проекта. Поэтому исполнители не чувствуют ответственности и важности работ по проекту без надлежащего стимулирования за результаты их дея­тельности. А руководитель проекта не наделен достаточными пра­вами по стимулированию исполнителей и не может формировать бюджет материального стимулирования по результатам в проекте.


Планирование с излишней детализацией. Когда проект плани­руется слишком детально, возникают проблемы при анализе, планировании и контроле его состояния — например, что вы­полнено и в чем задержка. Более того, трудно эффективно управ­лять большим количеством ресурсов, определять задержки по времени, оценивать затраты, разрабатывать реальные, приемле­мые для целей управления графики. Однако излишнее укрупне­ние тоже может привести к проблемам потери управляемости. Необходима золотая середина, когда в проекте планируются толь­ко те параметры, которыми можно и нужно управлять.

Планирование не для отслеживания. К сожалению, это наибо­лее распространенная ошибка, когда планирование выполняет­ся ради того, чтобы был план. Все ошибки планирования могут стать причиной негативного отношения к плану, когда он пере­стает быть реальным инструментом управления работами по проекту.

Детальное планирование

Детальное планирование связано с разработкой детальных гра­фиков для оперативного управления на уровне ответственных исполнителей. Наличие и сопровождение детального графика работ является одним из главных требований для управления проектом. Команда проекта полностью отвечает за составление графиков работ, если работы не являются излишне комплекс­ными.

Уровень детализации графика зависит от сложности и разме­ров проекта. Приведенные выше рекомендации справедливы для любых проектов и нуждаются в уточнении в каждом конкретном случае. Поэтому прежде чем приступать к построению детального графика, необходимо ответить на вопросы:

  • сколько событий или работ необходимо включить в гра­фик?

  • насколько детально надо описывать технологию выполне­ния работ?

  • для кого этот график предназначается?

Методы и средства разработки графиков могут отличаться, но все графики в обязательном порядке проходят утверждение у ру­ководителя проекта. Форма представления графика должна быть удобной и наглядной как для заказчика, так и для исполнителей. График должен стать рабочим инструментом как для управления и согласования позиций на совещаниях, так и для сдачи работ, особенно когда сроки были сорваны, а бюджет превышен по независящим от команды проекта причинам.

Сетевое планирование

Сетевая диаграмма (сеть, граф сети,PERT-диаграмма) — графическое отображение работ проекта и зависимостей между ними. В планировании и управлении проектами под термином «сеть» понимается полный комплекс работ и вех проекта с уста­новленными между ними зависимостями.