ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок № 82.
Тема: К.И.Чуковский. «Путаница». Небылица. Особенности стихотворения-небылицы.
Цель: развивать речь, навыки выразительного чтения, умение пересказывать прочитанное.
Ход урока:
Этап урока | Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. | ФУУД у учащихся |
| Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. | Л1. Учащиеся настраиваются на работу. |
| Фронтальная работа Игра «Наоборот». Надо подобрать к словам антонимы. Первые буквы найденных слов, если их прочитать по вертикали и добавить в конце мягкий знак, составят слова, обозначающие очень хорошее качество, так необходимое всем. Проверка домашнего задания (по желанию). Прослушивание заученного наизусть отрывка «Телефон», читаемого учениками. Самооценка учащихся. | Л1, 4; Р1; П1, 3, 4, 7; К 4. Грязный – … (чистый) Искусственный – … (естественный) Трусливый – … (смелый) Мягкий – … (твердый) Грубый – … (нежный) Замкнутый – … (открытый) Слабый – … (сильный) Светлый – … (темный) (Ответ: честност + ь.) |
| Фронтальная работа Слово учителя. Продолжаем знакомиться с творчеством К. И. Чуковского. Сегодня вы услышите его произведение «Путаница». – Как вы понимаете это слово? (Ответы детей.) | Л1, 4; Р1; П1, 2; К2. Рассматривать представленную выставку книг К. Чуковского. Определять самостоятельно, в какой из книг есть сказка в стихах «Путаница». Доказывать, почему в этой книге содержится эта сказка. Дети рассматривают портрет К. И Чуковского (может быть иллюстрации к его произведениям). Читать наизусть известные отрывки сказки. |
| Фронтальная работа Учитель читает текст полностью. Работа с текстом. Вопросы: – Кто герои произведения? (Животные.) – Что хотели делать котята, утята, свинки, курочки? – Кто замычал коровой? – Кто кукарекал? – Кто лаял? – Кто хотел всех вразумить? Получилось ли у него? Почему? – Что подожгли лисички? – Чем тушили море синее? – Кто затушил море?
_ _ _ _ _ ж _ _ 1. Избушка, в которой живет сторож. _ _ _ _ ж _ _ 2. Украшение в ушах. _ _ _ ж _ _ 3. Твердая застежка на поясе. _ _ ж _ _ 4. Часть стола или стула.
Обратить внимание на правильное чтение восклицательных предложений. Иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского. | Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2. Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Соотносить книги и рисунки, книги и текст. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем Ответ: сторожка, сережка, пряжка, ножка. Читать самостоятельно текст стихотворения. Вычитать из текста стихотворения, как неправильно разговаривают герои. Прочитать, как надо разговаривать героям. Читать стихотворения наизусть, изображая с помощью мимики и жестов монологи героев |
| - Понравился ли вам рассказ? - Интересно ли было самим читать? - Выучить отрывок из сказки наизусть (по желанию учащихся) | К2. Отвечать на итоговые вопросы урока. |
| - Оцените свою работу на уроке. | Р3. Оценивать свои достижения. Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов». |
Урок № 83.
Тема: В.В.Бианки. «Первая охота». Самостоятельное озаглавливание текста.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством В. В. Бианки ; формировать естественный интерес детей к братьям нашим меньшим. Расширять и углублять знания детей о природе. Развивать речь, память, логическое мышление.
Этап урока | Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. | ФУУД у учащихся |
| Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. | Л1. Учащиеся настраиваются на работу. |
| Фронтальная работа
Четыре дракона _ _ дра Этот дра по реке плывет. Ко _ _ н _ Этот кон только вниз растет. Д _ р _ _ а Этот дра от села к селу. Ко _ _ _ н В этот кон положи стрелу. _ _ д _ ра Этот дра обижает всех. К _ о _ н Этот кон вызывает смех. Др _ _ а Эти дра – штабельком в бору. Кон _ _ Этот кон завершил игру!
Придумайте по пять слов по следующим моделям: В _ _ (вал, вол, воз, вар, вор) _ _ в (зов, лев, лов, ров, сев) | Л1, 4; Р1; П1, 3, 4, 7; К 4. Ответ: выдра, корень, дорога, колчан, задира, клоун, дрова, конец. |
| Фронтальная работа 1. Беседа о жизни и творчестве В. В. Бианки. В. В. Бианки родился в 1894 г. в г. Петербурге, в семье ученого-орнитолога, хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина Львовича Бианки. В семье было три сына: Лев, Анатолий и Виталий. В квартире, где жили Бианки, был настоящий музей: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе. В. В. Бианки создал много интересных книг для детей. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья». Также выходят его книги «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок», «Лис и мышонок», «Красная горка», «Сова» и другие. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть. Произведения Бианки – прекрасный материал для чтения, воспитания и развития детей. 2. Выставка книг В. В. Бианки. Сегодня вы прочтете короткий рассказ «Первая охота». | Л1, 4; Р1; П1, 2; К2. Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию. Дополнять информацию об авторе на основе рассматривания выставки книг. Дети рассматривают портрет В. В. Бианки. Находить на выставке нужную книгу. Рассказывать об этой книге (название, тема, герои). |
| Фронтальная работа, с.98
Работа над текстом. Вопросы: – Кто сидел на камне? Что она делала? – Кто к ней подкрался? Что он сделал? – Что произошло? – Можете ли вы объяснить это явление?
3. Рассматривание рисунка на с. 99. – Назовите знакомых вам зверей и птиц. | Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2. Читать самостоятельно текст. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Пересказывать текст на основе опорных слов. Придумывать свои заголовки; соотносить заголовки с содержанием текста. |
| - Понравился ли вам рассказ? - Интересно ли было самим читать? | К2. Отвечать на итоговые вопросы урока. |
| - Оцените свою работу на уроке. | Р3. Оценивать свои достижения. Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов». |
Урок № 84 – 90.
Тема: Стихи С.Михалкова, А.Барто, Б. Заходера, В. Берестова, С. Маршака. Произведения М. Пришвина.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством А. Л. Барто, С.Михалкова; развивать речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление.
Ход урока:
Ход урока:
Урок 91, 92. ПРОЕКТ: «ЖИВАЯ АЗБУКА». НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
Цель: познакомить с жизнью и творчеством А. Л. Барто, С.Михалкова; развивать речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление.
Ход урока:
Этап урока | Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. | ФУУД у учащихся |
| Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. | Л1. Учащиеся настраиваются на работу. |
| Фронтальная работа Игра «Головоломка». Крокодил – музыкант Крок…дил живет в пещере, Запирает на …очь двери, Зажигает во…емь свечек И стрекоче…, как кузн…чик. Почему же днем тогда Не …трекочет …икогда? Друзь…, из букв, которых н…т, Легко сос…авит… ответ! Текст записывается на доске заранее. Игра «Дополните слово». Музыкальные слова. Добавьте к нотам буквы, чтобы получились новые слова. _ _ до _ _ ре _ _ ми _ _ _ _ фа _ _ соль _ _ ля _ _ си _ _ | Л1, 4; Р1; П1, 3, 4, 7; К 4. Ответ: Он стесняется. Вариант ответа: чудо, море, домино, арфа, фасоль, воля, лисица. |
| Фронтальная работа 1.Знакомство с жизнью и творчеством А. Л. Барто. А. Л. Барто родилась в 1906 г. в Москве. Одна из известнейших советских детских поэтов. Автор большого количества детских стихотворений; кроме того, писала прозу, киносценарии, пьесы, поэмы. Стихи начала писать еще в гимназии и продолжила в балетном училище. В 1936 г. издан цикл миниатюр «Игрушки», позже цикл «Я расту». Издается сборник «За цветами в зимний лес» (за который автор получила Ленинскую премию в 1972 г.). Книга «Записки детского поэта» – обобщающий многолетний творческий опыт поэтессы. 2. Дети рассматривают портрет А. Л. Барто, выставку книг, иллюстрации к стихотворениям. | Л1, 4; Р1; П1, 2; К2. |
| Работа по учебнику, с. 104 - 105
Вопросы. – Какие же дела были у Тани? – От чего она так устала? – Что она обещала сделать завтра? – Почему стихотворение называется «Помощница»?
Работа над текстом. Вопросы: – Почему так названо стихотворение? – Какие слова произносятся? Прочтите. – Что видим, когда произносим слово «листопад»? – О каком ключе говорится в стихотворении?
| Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2. Заучивание наизусть (дети хором повторяют стихотворение за одним из учеников). |
Физминутка | ||
| Фронтальная работа 1.Знакомство с творчеством С. В. Михалкова. С. В. Михалков родился в 1913 г. в г. Москве. Автор стихов для детей «Дядя Степа», «А что у вас?», пьес «Красный галстук», «Дорогой мальчик», басен, сатирических комедий «Пена», «Все могут короли…», «Что написано пером…», книг, статей «Все начинается с детства», «Приметы времени». Автор текста гимна России после распада Советского Союза. 2. Сегодня вы познакомитесь со стихотворением «Котята».
Обратить внимание на правильное чтение вопросительных и восклицательных предложений. Вопросы: – О чем автор хочет рассказать ребятам? – Сколько родилось котят? – Как их назвали? – Какими они были? Опишите каждого.
Заучивание стихотворения наизусть. 3. Расскажите о своих домашних питомцах. Как вы о них заботитесь? | Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2. Рассматривать выставку книг. Находить нужную книгу. Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). |
| - Понравился ли вам рассказ? - Интересно ли было самим читать? | К2. Отвечать на итоговые вопросы урока. |
| - Оцените свою работу на уроке. | Р3. Оценивать свои достижения. Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов». |
Ход урока:
Этап урока | Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. | ФУУД у учащихся |
| Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. | Л1. Учащиеся настраиваются на работу. |
| Фронтальная работа Игра «Отнимаем по букве». – Со мною вы знакомы близко, Моя племянница – сосиска. _ _ _ _ _ с _ – Поверьте мне: когда сажусь, Я выше ростом становлюсь. с _ _ _ _ _ – Не выдам я своих примет, Но знай: в меня замок продет. с _ _ _ _ – Сошлись бойцы в упорной схватке, Друг друга бьют, надев перчатки. _ _ _ с Вишневый, яблочный, томатный, Я и полезный и приятный. с _ _. Примечание. В каждом последующем слове те же буквы, что и в предыдущем, но только на одну меньше. Для подсказки можно использовать предметные картинки. | Л1, 4; Р1; П1, 3, 4, 7; К 4. Ответ: колбаса, собака, скоба, бокс, сок. |
| Фронтальная работа Знакомство с творчеством Б. В. Заходера. Б. В. Заходер родился в 1918 г. в Кагуле (Молдавия), детство его прошло в Москве. Заходер был ребенком «тихоней», страстным любителем чтения. Одно из первых увлечений – животные; настольной книгой в детстве была «Жизнь животных» Брэма. Автор сборников детских произведений: «Мартышкино завтра», «Буква Я», «Четвероногие помощники», «Кто на кого похож?», «Товарищам детям», «Кит и кот», «Считалия», «Моя Вообразилия», «Про всех на свете» и другие. Заходер известен и как переводчик европейской детской классики: «Винни-Пух» А. Милна, «Приключения Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла, «Питер Пэн» Дж. Барри и «Мэри Поппинс» П. Трэверс и другие. | Л1, 4; Р1; П1, 2; К2. Рассматривать выставку книг. Находить нужную книгу. Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). |
| Фронтальная работа
Обратить внимание на правильное чтение диалога. Словарная работа. Мудрец – (устар.) человек, обладающий высшим знанием; мыслитель. Человек большого ума; мудрый человек. Мудрец – (шутл. и ирон.) о том, кто мудрит. Пари – спор. Курносый нос – короткий и вздернутый нос.
Вопросы: – О ком говорится в стихотворении? – Какой спор произошел между героями? – Кто выиграл? Инсценировка стихотворения. Роли дети выбирают сами. | Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Определять настроение стихотворения. Находить слова, которые помогают передать настроение. Читать стихотворение, отражая настроение. |
Физминутка | ||
| Фронтальная работа Знакомство с творчеством В. Д. Берестова. На доске портрет В. Б. Берестова (1928–1998 гг.). Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны. Открыть малышам поэта Берестова, наверное, можно только приняв его кредо: мы должны постичь разные эпохи детства. Поэзия Берестова рождается детским взглядом на мир: «Веселое лето», «Знакомый», «Картинки в лужах», «Тропинка», «Снегопад», «Гололедица», «Прощание с другом». Трагические, веселые, грустные, волшебные истории. Мелодия речи ребенка о себе и мире. Стихотворения В. Берестова с удовольствием читают и взрослые.
Вопросы: – Почему стихотворение имеет такое название? – Когда лают собаки? – Что похитили грабители? – Что хотят сделать собаки с грабителями?
Ученики читают стихотворение «цепочкой».
Вопросы: – О каком друге говорится в стихотворении? – Каким был ёжик? Опишите. – Куда отправился ёжик?
| Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2. Рассматривать выставку книг. Находить нужную книгу. Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). |
| - Интересно ли было самим читать? Дети по выбору (по желанию) заучивают наизусть одно из стихотворений, иллюстрируют понравившееся стихотворение. | К2. Отвечать на итоговые вопросы урока. |
| - Оцените свою работу на уроке. | Р3. Оценивать свои достижения. Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов». |
Урок 91, 92. ПРОЕКТ: «ЖИВАЯ АЗБУКА». НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ,
Цели: вспомнить, чему учились с «Азбукой»; выразительно читать стихотворения о школе и учебе.
Ход урока
Звучит мелодия песни «Куда уходит детство».
Ученики проходят в класс, садятся за парты, звенит звонок.
Учитель. Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
Ты сегодня первый раз пришел в класс.
Посмотри, как интересно здесь у нас!
Посмотри вокруг, сколько друзей!
Вместе нам учиться будет веселей.
И сегодня приглашаю всех я вас,
Только вам открою тайну я сейчас.
За высокими горами, за дремучими лесами
Есть волшебная страна…
И сегодня в этот час я возьму с собою вас,
Мы идем в страну под названием «Азбука».
Только вход лишь тем открыт,
Кто хочет узнать алфавит.
Кто хочет учиться читать,
Кто любит играть и мечтать,
Кто может смеяться
И трудностям не поддаваться.
Кто любит учиться,
А главное – хочет учиться!
Дети (хором). Мы хотим!
Весь класс поет песню «Учат в школе».
1-й ученик. Вот так мы начинали:
А сейчас мы можем
Прочитать стихи для вас.
2-й ученик. Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший 1 класс.
3-й ученик. Как встретил у дверей учитель
Наш верный друг на много дней.
И шумная семья большая –
Подружек новых и друзей.
4-й ученик. Садясь за парту осторожно,
Чтоб формы школьной не измять,
Мы «Азбуку» раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
5-й ученик. Позабыли мы про мячик
И про игры во дворе.
Мы теперь уж первоклассники
У нас учеба на уме.
6-й ученик. Вот проходят день за днем,
Изучаем «Азбуку»
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слое слышим звуки.
Звуки эти разные…
Гласные, согласные.
7-й ученик. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
8-й ученик. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ученики (хором). С-с-с – кипит чайник,
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат,
Р-р-р – моторы тарахтят.
9-й ученик. Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
Ма и Ша – запомни, Маша
К нам явилась на урок.
10-й ученик. Если слоги станут рядом,
Получаются слова.
Ты и ква, а вместе ТЫКВА,
Со и ва, итак, СОВА.
11-й ученик. Ми-ла мы-ла ру-ки мы-лом,
Ма-ша ка-шу ва-рит нам.
Чтоб скорей и легче было,
Вы читайте по слогам.
12-й ученик. Соединим мы два слова –
И предложение готово:
Дождь идет. Гремит гроза. Улетела стрекоза.
4 ученика поют частушки и приплясывают.
– Мы с тобою день за днем
Ходим в школу с «Азбукой».
Мы с тобой ее читали,
Все о буквах мы узнали.
А теперь настал тот час,
И уходит она от нас.
– Буквы с вами изучали,
Много нового узнали.
Например, что буква е
Это звуки [й] и [э].
Сколько информации с вами получили
Как же это в голове все мы уместили?
– Еле-еле слог читал,
Смысла слов не понимал,
А теперь могу я сам
Прочитать для пап и мам.
– Быстро время пролетело,
С вами «Азбуку» прошли.
Стали мы уже большими,
Книжки в руки взяли мы,
И теперь уже мы с вами
Их читаем дружно сами.
(Входит Азбука.)
Учитель. А вот к нам пришла гостья дорогая.
Азбука. Я книга школьная – «Азбука»,
Учились все по мне и встарь.
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря,
Не обойтись здесь без меня.
13-й ученик. Прощай, дорогая «Азбука»,
Расставаться с тобою жаль.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
За все огромное спасибо тебе,
Дорогая «Азбука».
14-й ученик. Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало
В нашей «Азбуке» родной.
15-й ученик. Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те, что были в «Азбуке».
16-й ученик. Тридцать три родные буквы
Мы узнали благодаря
Нашей «Азбуке».
(Все берутся за руки и поют.)
Нагружать все больше нас
Стали почему-то,
Нынче в школе 1 класс
Вроде института.
Нам учитель задает
С иксами задачи,
Кандидат наук и тот
Над задачей плачет.
Припев: То ли еще будет (3 раза)
Ой, ой, ой.
«Азбуку» закончили
Вам все это знакомо
Расставаться с ней нам жаль,
Не вынесем такого.
Мы все буковки прошли
И читаем сами.
Не вернуть уж эти дни,
Взрослыми мы стали.
Припев: (тот же).
17-й ученик. «Азбуку» прочли до корки,
Нам по чтению – пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения,
Нам сегодня выдают
Удостоверения!
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Учитель. Мой дружок, дорогой!
День сегодня такой…
Ты закончил «Азбуку».
И ты гордо и важно скажешь:
– Я – ученик!
И когда ты уйдешь
В ту неведомую даль,
Ты поймешь, что во всем
Тебе помогла лишь «Азбука».
Так что в путь!
Не робей!
Не грусти, не жалей,
Что закончил «Азбуку».
Я желаю тебе унестись в эту даль,
Научиться решать, научиться дружить.
И в беде помогать, и решительным быть.
(Ученикам вручаются удостоверения и памятные подарки.)
(Вариант удостоверения)