Файл: Урок азбука первая учебная книга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок № 78.

Тема: А.С.Пушкин. «Только месяц показался…» Сказки.

Цель: развивать речь, память, логическое мышление, навыки выразительного чтения.

Ход урока:


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация опорных знаний

Фронтальная работа

  • Назовите профессию.

Трактор водит… (тракторист),

Электричку… (машинист),

Стены выкрасил… (маляр),

Доску выстругал… (столяр),

В доме свет провел… (монтер),

В шахте трудится… (шахтер),

В жаркой кузнице… (кузнец),

Кто все знает… (молодец).


Л1, 4; Р1; П1, 3, 4, 7; К 4.



  1. Мотивация к деятельности

Фронтальная работа

Игра «Угадай сказку».

Учитель зачитывает отрывок из сказки, дети узнают сказку, находят на доске иллюстрацию к ней.

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана…

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

День за днем идет, мелькая,

А царевна молодая

Все в лесу, не скучно ей

У семи богатырей.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

– Иллюстрации к каким сказкам Пушкина встречались в букваре? («Сказка о мертвой царевне… » «Сказка о рыбаке и рыбке… », «Сказка о царе Салтане…, «Сказка о золотом петушке… ».

- С произведениями какого писателя мы сегодня познакомимся?




  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику: с. 92 – 93.

На доске портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к его сказкам.

1. Беседа о творчестве А. С. Пушкина.

Слово учителя.

А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в городе Москве. Окончил Царскосельский лицей. Большую роль в воспитании маленького Саши сыграла его няня – Арина Родионовна.

Пушкин – автор не только произведений в стихах, но и прозы. В 30-е годы создал свои сказки «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о золотом петушке».

Вопрос:

– Какие из этих сказок вы знаете?

2. Чтение отрывка, с. 93

3. Беседа по иллюстрации, с. 93

4. Работа с выставкой книг

5. Викторина по сказкам Пушкина (при наличии времени)

  • Назовите сказки Пушкина (можно только три: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».)

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов.)

  • Игра «Допишите словечко».

Команды одновременно вытягивают карточки-задания, читают, дописывают недостающие слова в четверостишиях. (Если смогут назвать произведение, плюс 1 балл.)

1. Жил старик со своею …

У самого синего …

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три …

2. Белка песенки …

Да орешки все …,

А орешки не простые,

Все скорлупки …

3. Пошел старик к синему …;

Стал он кликать золотую … .

Приплыла к нему …, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

4. У лукоморья … зеленый;

Златая … на дубе том;

И днем, и ночью … ученый

Все ходит по цепи кругом.

5. Ветер на море …

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в …

На раздутых …

6.Я сегодня поймал было …

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила …

Домой в … синее просилась.

  • Игра «Узнай сказку».

Командам предлагаются предметные картинки с изображением яблока, зеркальца, петушка, рыбки, лебеди, белочки, корыта, шмеля.

Капитаны команд подходят к столу и, по очереди переворачивая рисунок, по предмету, изображенному на нем, определяют, в какой сказке он встречается. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)

  • Конкурс «Пантомима».

Предложенный отрывок обыгрывается без слов.

Один из членов команды читает вслух текст, а другие изображают действия. (Для оригинального исполнения заранее приготовить атрибутику: платки, шапку-ушанку, сарафаны и кокошники для девиц, клубки пряжи, спицы и пр.)

1.Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир».

– «Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

– Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

(Можно взять еще и второй столбик, до слов

«… Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха».)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод; –

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, –

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, – золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

(Можно взять до слов:

«Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось).

Учитель сам определяет размер отрывка, это зависит от качества чтения учащихся.

На табло выставляются баллы, набранные командами. Выигравшая команда награждается, «утешительный» приз получает и проигравшая команда.

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.
Рассматривать портрет А.С. Пушкина.

Рассматривать выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбирать из представленных на выставке книгах знакомые.

Соотносить иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке.

Определить название сказки на основе иллюстрации.

Читать самостоятельно отрывок из сказки.

Определить, из какой книги прочитанный отрывок.

Выбрать, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу

  1. Итог урока

- Понравился ли вам рассказ?

- Интересно ли было самим читать?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.


  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».


Урок № 79.

Тема: Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка.

Цель: развивать речь, память, логическое мышление, навыки выразительного чтения.

Ход урока:


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация опорных знаний

Фронтальная работа

  • Игра «Магическая буква». (Одна буква на два слова.)

ЗАЛ ? ОВОД

Д Р

У Е

ТЕ ? ЛО ЩЕ ? КА

Л К

О А

(Буква П: тепло, дупло; щепка, репка.)

  • Прочитайте слово. (Путешествие буквы П.



Буква П плывет на лодке по реке. Останавливаясь у пристани, образует слова. В узких местах реки слова образуются сразу с двух пристаней.

Л1, 4; Р1; П1, 3, 4, 7; К 4.
Буква П: залп, повод.

Ответ: пласт, пушки, почки, пирог, плуг, спор, липа, щепка, шапка.


  1. Мотивация к деятельности

Фронтальная работа

Беседа о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. (На доске портрет писателя. Выставка книг).

Л. Н. Толстой родился в 1812 году в Ясной Поляне – родовом имении недалеко от Тулы. В семье Толстого было пятеро детей: четыре брата и сестра. Когда мальчику не было еще и двух лет, умерла мать. Воспитывала детей тетя. Л. Н. Толстой окончил Казанский университет. Он открыл в Ясной Поляне школу, в которой учил крестьянских детей и писал для них книги. Результатом творческой работы Толстого в школе стала книга «Азбука».

Л. Н. Толстой написал такие произведения, как «Детство», «Прыжок», «Акула», «Черемуха», «Муравей и голубка», «Два товарища», «Обезьяна и горох», «Лев и собачка», «Мильтон и Булька». (Если есть эти книги, сделать выставку). Еще очень много произведений создал Л. Н. Толстой, но о них вы узнаете в старших классах.

Л1, 4; Р1; П1, 2; К2.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.


  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа, с. 94

  • Чтение рассказов Л. Н. Толстого.

1) Работа с первым текстом.

Вопросы:

– У кого был конь?

– Что произошло между Петей и Мишей?

– Кто решил их спор?

  • Чтение текста по ролям.

2) Работа со вторым текстом.

Вопросы.

– Что дала тетка девочке?

–Что сшила девочка?

– Чем была горда девочка?

  • Повторное чтение текста. Пересказ.

  • Учитель по выбору детей (из выставки книг) читает или пересказывает содержание рассказов Л. Н. Толстого. (Желательно «Лев и собачка», «Два товарища», «Косточка», «Акула» или другие.)

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.
Читать самостоятельно рассказы Л. Толстого.

Определять смысл поступка героев.

Соотносить поступки героев со своими поступками.

Придумывать свои рассказы на определенные жизненные ситуации.

Знать другие рассказы из азбуки Л. Толстого.

Находить рассказы из азбуки Л. Толстого в учебнике.

Находить книгу Л. Толстого на выставке

  1. Итог урока

- Понравился ли вам рассказ?

- Интересно ли было самим читать?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.


  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».


Урок № 80.


Тема: К.Д.Ушинский. Поучительные рассказы для детей.

Цель: развивать речь, навыки выразительного чтения, умение пересказывать прочитанное.

Ход урока:


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация опорных знаний

Фронтальная работа

Игра «Лесенка»

Р _ _

Р _ _ _

Р _ _ _ _

Р _ _ _ _ _

Р _ _ _ _ _ _

Игра «Слоговое лото».

1) Составьте как можно больше слов со слогами ра и ро.

2) Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [т], [т′].

Л1, 4; Р1; П1, 3, 4, 7; К 4.
рог (рок), рысь (рыба), рыбак, родина, радость.

Радуга, рама, гора, бараны, нора, барабан;

рота, дорога, ворота, перо, розы, ведро.

Стол, стул, цветок, картина, парта.


  1. Мотивация к деятельности

Фронтальная работа

– Сегодня вы прочтете небольшие рассказы К. Д. Ушинского.

С творчеством К. Д. Ушинского вы уже познакомились, когда читали текст «Наше отечество».

Ушинский написал для детей учебники «Детский мир» и «Родное слово». В них много интересных рассказов. Сегодня вы прочтете два из них.

Л1, 4; Р1; П1, 2; К2.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.


  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа, с. 95

Выразительное чтение текста «Худо тому, кто добра не делает никому» (учитель).

Обратить внимание на заголовок текста. Выяснить, как дети понимают его смысл.

Объяснить значение слова «худо» – плохо.

  • Чтение текста по ролям.

  • Повторное чтение про себя.

Вопросы:

– Что попросили у Гриши?

– Что он ответил?

– Какую помощь попросили оказать Гришу?

– Что он ответил?

Выразительное чтение текста.

Чтение текста «Вместе тесно, а врозь скучно»

Выясняется, как дети понимают смысл заголовка текста.

  • Чтение текста по ролям.

Дети рассказывают о похожих случаях, произошедших с ними.

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.
Читать названия рассказов К. Ушинского.

Объяснять смысл названия рассказов.

Читать самостоятельно рассказы.

Соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа.

Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций

  1. Итог урока

- Понравился ли вам рассказ?

- Интересно ли было самим читать?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.


  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».




Урок № 81.

Тема: К.И.Чуковский. «У меня зазвонил телефон». Инсценирование.

Цель: развивать речь, навыки выразительного чтения, умение пересказывать прочитанное.
Ход урока:


Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Актуализация опорных знаний

Фронтальная работа

Игра «Наоборот».

Подберите к словам пропущенные антонимы. Первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к тебе. Попробуй отгадать, кто ты.

Игра «Слово убежало».

Мы начинаем поиск слов.

Из этих слов сбежало слово.

Вы беглеца должный найти,

В слова обратно привести.

Р…ьё, л…а, кр…ка, стр…ка, ст…а, пр…ина, кр…ево, м…чина.

Л1, 4; Р1; П1, 3, 4, 7; К 4.
Широкий – … (узкий)

Твердый – … (мягкий)

Старый – … (новый)

Скучный – … (интересный)

Бесполезный – … (ценный)

Неряшливый – … (аккуратный)

(Ответ: умница.)

Ответ: из всех этих слов сбежало маленькое словечко уж.

  1. Мотивация к деятельности

Фронтальная работа

1.Рассматривание выставки книг К.Чуковского

Беседа о жизни и творчестве К. И. Чуковского.

Чуковский родился в Петербурге в 1882 г. Детство его прошло в Одессе. Печатался в «Одесских новостях», был корреспондентом в Лондоне, затем вернулся в Россию.

К. И. Чуковский – автор многих замечательных произведений, в том числе для детей: «Крокодил», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Путаница», «Телефон» и многих других.

Сегодня вы познакомитесь с произведением К. И. Чуковского «Телефон».

Л1, 4; Р1; П1, 2; К2.

Рассматривать представленную выставку книг К. Чуковского.

Определять самостоятельно, в какой из книг есть сказка в стихах «Телефон».

Доказывать, почему в этой книге содержится эта сказка.


Дети рассматривают портрет К. И Чуковского (может быть иллюстрации к его произведениям).

Читать наизусть известные отрывки сказки.


  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Чтение учителем текста (весь)

Работа над текстом.

Вопросы:

– Кто звонил по телефону? (Слон, крокодил, зайчатки, медведь, цапли, свинья, газели, кенгуру.)

– О чем просил слон? Крокодил?

– О чем просили зайчатки и цапли?

– О чем попросила свинья?

– Что интересовало газелей?

– Кто провалился в болото? Кто об этом сообщил?

Самостоятельная работа (с. 96)

Выразительное чтение учениками отрывка из текста «Телефон».

Работа в парах

Чтение текста по ролям

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.
Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке.

Соотносить книги и рисунки, книги и текст.

Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем

  1. Итог урока

- Понравился ли вам рассказ?

- Интересно ли было самим читать?

- Выучить отрывок из сказки наизусть (по желанию учащихся)

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.


  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».