Файл: Международный научный журнал 13 (408) Издается с декабря 2008 г. Выходит еженедельно.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 367
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Миронова Анастасия Алексеевна, студент магистратуры
Новосибирский юридический институт (филиал) Национального исследовательского Томского государственного университета
Под криминалистической характеристикой преступления
Колесниченко АН. понимал система сведений о криминали- стически значимых признаках преступлений одного определенного вида, которая отражает закономерные связи между ними и служит для построения и проверки следственных версий В криминалистической характеристике серийных убийств особое внимание уделяется личности жертвы. Обладая сведениями о физических, психологических и социальных признаках жертвы, можно составить психологический портрет преступника, также предположить его пол, возраст, род занятий и т. д.
Это, в свою очередь, приводит к выдвижению обоснованных версий об обстоятельствах совершения преступления, а также к выявлению мотивов совершения убийства.
Только через взаимосвязь с жертвой, мы можешь понять глубину мотивационных механизмов поведения лиц, совершающих серийные убийства.
Среди жертв серийных убийц лица женского пола составляют большинство. Если говорить о детях — лица мужского пола.
Многие преступники выбирают лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Сними просто найти общий язык, увезти в любое место, их никто не будет искать.
Представителями таких серийных убийц, например, являются:
Шумко Константин, лидер банды Магия крови. Вместе с четырьмя сообщниками-подростками Шумков убил 5 бездомных в Иркутске с января по июнь 2008 года, а также причинил вред другим людям.
Александр Бычков так ненавидел алкоголиков и бомжей, что мечтал истребить их всех. Назвав себя «Рэмбо», заманили убил по меньшей мере девять несчастных жертв.
Войтов Павел, лидер неонацистской банды, который убивал бродяг-алкоголиков и попрошаек в Подмосковье и Ярославская области
“Young Scientist” . # 13 (408) . April Стоит отметить, что многие убийцы, как в России, таки в других странах, совершая убийство маргиналов, считали, что избавляют людей от «мусора».
Обычно, поведение преступника и жертвы взаимосвязано. Именно поэтому так важно исследовать личность потерпевшего, его действия перед убийством и т. д.
В учебном пособии Ю. В. Чуфаровского Психология опе- ративно-розыскной и следственной деятельности — описана схема изучения конкретной личности жертвы преступника.
Эти показатели могут помочь в составлении психологического портрета не только субъекта, но и самой жертвы, что станет основой выявления персонализации субъекта (виктимы).
Внешние признаки жертвы лицо (общее впечатление, словесный портрет, особенности строения рост телосложение внешний вид поведение походка отличительные черты строения тела голос.
Такие признаки сильно интересуют убийц дезорганизованного асоциального типа.
Следующий признак — жизнь жертвы взаимоотношения с родителями, сестрами и братьями как проходило детство отношения со сверстниками и противоположным полом профессиональная деятельность.
Говоря об этом, автор отмечает интересна информация именно о взаимоотношениях жертвы и её окружения, в особенности с родителями, сверстниками и противоположным полом. Это обусловлено тем, что многие убийцы пытаются найти в жертве те черты и особенности личности, которые есть у них самих, в том числе и связанные с полученными ранее преступниками психологическими травмами Третий признак — поведение уровень эмоциональности проявление самодисциплины, настойчивости, смелости поведение экстренных ситуациях нравственность в поведении личности.
Еще один немаловажный признак-темперамент и характер умение коммуницировать с людьми личностные свойства.
Когда мы строим портрет виктимы, нам необходимо знание о ее состоянии вовремя встречи с убийцей, неважно, был ли контакт. Это даст нам понимание, при каких жизненных ситуация жертва более уязвима и привлекательна для субъекта.
Телешова Л. Впишет связь между жертвой и преступником есть и её необходимо устанавливать, особенно если такая связь не- очевидна. Если способы и критерии выбора жертвы нетипичны, то и личность преступника — нетипична. Это свидетельствует о том, что в таком случае круг подозреваемых может значительно сузиться. Информация о жертве преступления дает достаточно большое количество криминалистически значимой информации об убийце, об образе жизни и, возможно, социальном статусе Если же мы будем упускать момент персонализации со стороны субъекта, или же мы будем считать, что все посягательства спотанны, то интерес будет вызывать лишь способность виктимы противостоять убийце и его реакция на это противостояние.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что выделение особенностей в серийных убийствах крайне важно, так как от них зависит скорейшее отыскание правильных путей раскрытия этих преступлений.
Литература:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации. — Консультант плюс — (по состоянию на 17 марта 2022 г. Колесниченко, АН. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений специальность юриспруденция автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Колесниченко АН Харьк. юрид. ин-т. — Харьков, 1967. — 28 c. — Текст непосредственный. Образцов, В. А. Криминалистическая психология / В. А. Образцов, С. Н. Богомолова. — Москва Юнити-Дана, Закон и право, 2002. — 448 c. — Текст непосредственный. Протопопов, А. Л. Расследование серийных убийств / А. Л. Протопопов. — Санкт-Петербург: Изд. дом СанктПетербург- ского гос. унта, 2006. — 208 c. — Текст непосредственный. Джон, Дуглас Психологический портрет убийцы. Методики ФБР перевод с английского / Дуглас Джон, Олшейкер Марк. — Москва Алгоритм, 2016. — 432 c. — Текст непосредственный. Антонян, Ю. М. Криминология. Избранные лекции / Ю. М. Антонян. — Москва Логос, 2004. — 448 c. — Текст непосредственный. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология. Учебное пособие / Ю. В. Чуфаровский. — Москва Право и закон, 1997. —
320 c. — Текст непосредственный. Чуфаровский, Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности учеб. пособие. / Ю. В. Чуфаров- ский. — Москва Проспект, ТК Велби, 2006. — 208 c. — Текст непосредственный. Телешова, Л. В. Взаимосвязь особенностей личности серийного убийцы с выбором жертвы преступления / Л. В. Теле- шова. — Текст непосредственный // Виктимология. — 2016. — № 2(8). — С. 12–15.
10. Проничкина, ТА. Некоторые аспекты изучения личности потерпевшего по делам о серийных убийствах / ТА. Пронич- кина. — Текст непосредственный // Право современные тенденции материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г. — Краснодар Новация, 2018. — С. 56–57. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14519/
Молодой учёный» . № 13 (408) . Апрель 2022 г.
220
Юриспруденция
Реализация права на судебную защиту местного самоуправления
Муравьева Анастасия Анатольевна, студент магистратуры
Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола)
Конституционные основы судебной защиты в порядке конституционного судопроизводства дают защиту от судебного самоуправства и несправедливости правосудия. Важнейшей конституционной гарантией местного самоуправления является его судебная защита. В статье анализируются особенности реализации права на судебную защиту граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления в порядке конституционного судопроизводства.
Ключевые слова судебная защита, местное самоуправление, конституционное право.
К
онституция Российской Федерации в статье 18 закрепляет положение о том, что права и свободы человека Российской Федерации действуют с самого рождения ив течение всей его жизни [1]. Именно права и свободы человека обуславливают сущность и возможность реализации российских законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления на благо человека.
В связи с этим, целью судебных органов выступает защита прав и свобод человека. Статья 46 Конституции РФ провозглашает право каждого российского гражданина на судебную защиту, однако на практике это право не всегда соблюдается, поэтому рассматриваемый вопрос требует более детального рассмотрения. Отметим также, что доверие граждан к судебной власти не всегда является безусловным, поскольку некоторые категории граждан выражают сомнение в объективности и эффективности сегодняшнего правосудия, даже в тех случаях, когда их оппонентами выступают государственные органы, учреждения и организации. Одной из причин такого недоверия можно назвать юридическую безграмотность населения, что не может не тревожить специалистов правовой сферы.
Гарантируемое Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту каждого российского гражданина обязывает органы правосудия и связанные сними ведомства стремиться к соблюдению правовых и демократических основ своей деятельности, сохранению беспристрастности и независимости, что и характеризует их как самостоятельную ветвь власти в российском государстве.
Посредством судебного судопроизводства защищаются нарушенные права органов и должностных лиц местного самоуправления, что не является единичным явлением со стороны органов государственной власти [2, с. В Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) целый ряд статей, устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, которые предусматривают в механизме привлечения их к ответственности предварительное судебное решение. Как пример, отзыв депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления согласно статье 24 названного закона возможен лишь в случае подтверждения в судебном порядке их противоправных решений или действий
(бездействий) [3]. Поручая решение вопросов местного значения специально создаваемым органам, граждане вправе требовать от них качества и эффективности [4, с. По мнению Е. С. Шугриной, в Федеральном законе № 131-ФЗ, отсутствует специальная статья, посвященная судебной защите местного самоуправления. Законодатель посчитал достаточным включение в текст закона статьи 78, предусматривающей возможность обжалования в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления. Вместе стем анализ текста закона свидетельствует о фактическом усилении роли суда. Большое количество процедур может быть реализовано только при наличии судебного решения [5, с. Между тем Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Российской Федерацией, также содержит статью 11, предусматривающую право органов местного самоуправления на судебную защиту для обеспечения ими свободного осуществления своих полномочий и соблюдения, закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления При сравнении данной нормы со статьей 133 Конституции Российской Федерации становится очевидным, что последняя предоставляет более широкие гарантии судебной защиты, чем Европейская хартия. По смыслу указанной статьи 133 право на судебную защиту распространяется на все местное самоуправление, то есть больший круг субъектов население, гражданина, органы и должностные лица местного самоуправления и т. д. Конституция Российской Федерации не выделяет какой-либо единственный субъект местного самоуправления, подлежащий судебной защите, как это закреплено в Европейской хартии, делающей акцент лишь на органы местного самоуправления. Д. С. Михеев справедливо в этой части отмечает, что местная власть осуществляется для удовлетворения потребностей населения, проживающего на муниципальной территории [7, с. Ярким примером в этой связи является обращение граждан А. А. Минервина и АН. Соколова на нарушение их активного избирательного права представительным органом муниципального образования, избравшим главу муниципального образования из своего состава, и неконституционность статей 36 и 40 Федерального закона № 131-ФЗ. Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении отметил, что Конституция Российской Федерации прямо не называет главу муниципального образования в числе избираемых населением напрямую органов и должностных лиц публичной власти и не определяет какой-либо конкретный порядок замещения этой должности, что предполагает необходимость законодательного регулирования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда решение представительного органа об избрании главы муниципального образования из своего состава является самостоятельным способом осуществления местного самоуправления и не может отождествляться с упомянутым в части 2 статьи 130 Конституции России выборами как формой прямого волеизъявления граждан, и потому не затрагивает реализацию активного избирательного права, гарантированного названной статьей Конституции Таким образом, судебная защита является одной из наиболее эффективных форм защиты права на местное самоуправление. Справедливым в этой части представляется мнение Е. С. Шу- гриной, согласно которому для граждан такая защита является конституционным правом, а для органов и должностных лиц — конституционной обязанностью. Граждане, осуществляя свое право на местное самоуправление, одновременно имеют право на судебную защиту такого права, а органы и должностные лица местного самоуправления непросто имеют право, а обязаны защищать право граждан всеми легитимными способами, в том числе в судебном порядке [9, с. Литература. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными входе общероссийского голосования 01.07.2020) Электронный ресурс. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс дата обновления 20.03.2022).
2. Баканова ОБ. Реализация права на судебную защиту мсестного самоуправления в порядке конституционного судопроизводства Образование и право. — 2020. — № 2. — С. 198.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822 4. Михеев Д. С, Михеева Т. Н. Роль гласности в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне Вестник Российского университета кооперации. — 2016. — № 2 (23). — С. 120.
5. Шугрина Е. С. Контроль, ответственность и судебная защита местного самоуправления. М Изд. дом Дело, РАНХиГС. —
2016. — С. 105.
6. Европейская хартия местного самоуправления (принятая странами-членами Совета Европы 15 октября 1985 года СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
7. Михеев Д. С. Гласность и информированность населения о работе органов местного самоуправления конституцион- но-правовой аспект Марийский юридический вестник. — 2014. — № 11. — С. 18.
8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года № О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Минервина А. Аи Соколова АН. на нарушения их конституционных прав положениями статей 128, 218 и 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также положениями статей 36 и 40 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации СПС КонсультантПлюс.
9. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации под ред. Е. С. Шугриной. М Проспект. — 2015. — С. Цифровая трансформация плюсы и минусы внедрения. Взаимосвязь с областью права
Орлова Алена Александровна, студент магистратуры
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Н
и для кого не секрет, что мы живем вовремя больших перемен. Одной из отличительных черт развития современного общества является уход от традиционных форм взаимодействия. В настоящее время оцифрованы практически все сферы жизнедеятельности создаются электронные библиотеки, кредиты оформляются через личный кабинет клиента банка в онлайн-режиме, билеты на пригородные поезда и поезда дальнего следования приобретаются на сайте перевозчика, а товары — в два клика на сайтах интернет-магазинов. В условии пандемии учащиеся школ и студенты переходят в дистанционный режим обучения, а все больше работодателей переводят своих сотрудников на удаленный режим работы.
В данной статье попытаемся определить преимущества и проблемы внедрения цифровой трансформации, а также то, каким образом происходит соприкосновение цифровых отношений с областью права.
Цифровизация, по нашему мнению, — это процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных во всех сферах человеческой деятельности. Цифровизация и политиками, и учеными, и экономистами определяется в качестве одной из основных тенденций развития экономики и общества в целом. Поданной проблематике с каждым годом публикуется все большее количество научных и публицистических работ. И внимание к этому феномену постоянно увеличивается.
В 2018 году в Российской газете опубликована статья Валерия Дмитриевича Зорькина, председателя Конституционного суда Российской Федерации, в которой он отметил, что за
220
Юриспруденция
Реализация права на судебную защиту местного самоуправления
Муравьева Анастасия Анатольевна, студент магистратуры
Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола)
Конституционные основы судебной защиты в порядке конституционного судопроизводства дают защиту от судебного самоуправства и несправедливости правосудия. Важнейшей конституционной гарантией местного самоуправления является его судебная защита. В статье анализируются особенности реализации права на судебную защиту граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления в порядке конституционного судопроизводства.
Ключевые слова судебная защита, местное самоуправление, конституционное право.
К
онституция Российской Федерации в статье 18 закрепляет положение о том, что права и свободы человека Российской Федерации действуют с самого рождения ив течение всей его жизни [1]. Именно права и свободы человека обуславливают сущность и возможность реализации российских законов, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления на благо человека.
В связи с этим, целью судебных органов выступает защита прав и свобод человека. Статья 46 Конституции РФ провозглашает право каждого российского гражданина на судебную защиту, однако на практике это право не всегда соблюдается, поэтому рассматриваемый вопрос требует более детального рассмотрения. Отметим также, что доверие граждан к судебной власти не всегда является безусловным, поскольку некоторые категории граждан выражают сомнение в объективности и эффективности сегодняшнего правосудия, даже в тех случаях, когда их оппонентами выступают государственные органы, учреждения и организации. Одной из причин такого недоверия можно назвать юридическую безграмотность населения, что не может не тревожить специалистов правовой сферы.
Гарантируемое Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту каждого российского гражданина обязывает органы правосудия и связанные сними ведомства стремиться к соблюдению правовых и демократических основ своей деятельности, сохранению беспристрастности и независимости, что и характеризует их как самостоятельную ветвь власти в российском государстве.
Посредством судебного судопроизводства защищаются нарушенные права органов и должностных лиц местного самоуправления, что не является единичным явлением со стороны органов государственной власти [2, с. В Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) целый ряд статей, устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, которые предусматривают в механизме привлечения их к ответственности предварительное судебное решение. Как пример, отзыв депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления согласно статье 24 названного закона возможен лишь в случае подтверждения в судебном порядке их противоправных решений или действий
(бездействий) [3]. Поручая решение вопросов местного значения специально создаваемым органам, граждане вправе требовать от них качества и эффективности [4, с. По мнению Е. С. Шугриной, в Федеральном законе № 131-ФЗ, отсутствует специальная статья, посвященная судебной защите местного самоуправления. Законодатель посчитал достаточным включение в текст закона статьи 78, предусматривающей возможность обжалования в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления. Вместе стем анализ текста закона свидетельствует о фактическом усилении роли суда. Большое количество процедур может быть реализовано только при наличии судебного решения [5, с. Между тем Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Российской Федерацией, также содержит статью 11, предусматривающую право органов местного самоуправления на судебную защиту для обеспечения ими свободного осуществления своих полномочий и соблюдения, закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления При сравнении данной нормы со статьей 133 Конституции Российской Федерации становится очевидным, что последняя предоставляет более широкие гарантии судебной защиты, чем Европейская хартия. По смыслу указанной статьи 133 право на судебную защиту распространяется на все местное самоуправление, то есть больший круг субъектов население, гражданина, органы и должностные лица местного самоуправления и т. д. Конституция Российской Федерации не выделяет какой-либо единственный субъект местного самоуправления, подлежащий судебной защите, как это закреплено в Европейской хартии, делающей акцент лишь на органы местного самоуправления. Д. С. Михеев справедливо в этой части отмечает, что местная власть осуществляется для удовлетворения потребностей населения, проживающего на муниципальной территории [7, с. Ярким примером в этой связи является обращение граждан А. А. Минервина и АН. Соколова на нарушение их активного избирательного права представительным органом муниципального образования, избравшим главу муниципального образования из своего состава, и неконституционность статей 36 и 40 Федерального закона № 131-ФЗ. Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении отметил, что Конституция Российской Федерации прямо не называет главу муниципального образования в числе избираемых населением напрямую органов и должностных лиц публичной власти и не определяет какой-либо конкретный порядок замещения этой должности, что предполагает необходимость законодательного регулирования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда решение представительного органа об избрании главы муниципального образования из своего состава является самостоятельным способом осуществления местного самоуправления и не может отождествляться с упомянутым в части 2 статьи 130 Конституции России выборами как формой прямого волеизъявления граждан, и потому не затрагивает реализацию активного избирательного права, гарантированного названной статьей Конституции Таким образом, судебная защита является одной из наиболее эффективных форм защиты права на местное самоуправление. Справедливым в этой части представляется мнение Е. С. Шу- гриной, согласно которому для граждан такая защита является конституционным правом, а для органов и должностных лиц — конституционной обязанностью. Граждане, осуществляя свое право на местное самоуправление, одновременно имеют право на судебную защиту такого права, а органы и должностные лица местного самоуправления непросто имеют право, а обязаны защищать право граждан всеми легитимными способами, в том числе в судебном порядке [9, с. Литература. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными входе общероссийского голосования 01.07.2020) Электронный ресурс. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс дата обновления 20.03.2022).
2. Баканова ОБ. Реализация права на судебную защиту мсестного самоуправления в порядке конституционного судопроизводства Образование и право. — 2020. — № 2. — С. 198.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822 4. Михеев Д. С, Михеева Т. Н. Роль гласности в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне Вестник Российского университета кооперации. — 2016. — № 2 (23). — С. 120.
5. Шугрина Е. С. Контроль, ответственность и судебная защита местного самоуправления. М Изд. дом Дело, РАНХиГС. —
2016. — С. 105.
6. Европейская хартия местного самоуправления (принятая странами-членами Совета Европы 15 октября 1985 года СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
7. Михеев Д. С. Гласность и информированность населения о работе органов местного самоуправления конституцион- но-правовой аспект Марийский юридический вестник. — 2014. — № 11. — С. 18.
8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года № О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Минервина А. Аи Соколова АН. на нарушения их конституционных прав положениями статей 128, 218 и 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также положениями статей 36 и 40 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации СПС КонсультантПлюс.
9. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации под ред. Е. С. Шугриной. М Проспект. — 2015. — С. Цифровая трансформация плюсы и минусы внедрения. Взаимосвязь с областью права
Орлова Алена Александровна, студент магистратуры
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Н
и для кого не секрет, что мы живем вовремя больших перемен. Одной из отличительных черт развития современного общества является уход от традиционных форм взаимодействия. В настоящее время оцифрованы практически все сферы жизнедеятельности создаются электронные библиотеки, кредиты оформляются через личный кабинет клиента банка в онлайн-режиме, билеты на пригородные поезда и поезда дальнего следования приобретаются на сайте перевозчика, а товары — в два клика на сайтах интернет-магазинов. В условии пандемии учащиеся школ и студенты переходят в дистанционный режим обучения, а все больше работодателей переводят своих сотрудников на удаленный режим работы.
В данной статье попытаемся определить преимущества и проблемы внедрения цифровой трансформации, а также то, каким образом происходит соприкосновение цифровых отношений с областью права.
Цифровизация, по нашему мнению, — это процесс внедрения цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации данных во всех сферах человеческой деятельности. Цифровизация и политиками, и учеными, и экономистами определяется в качестве одной из основных тенденций развития экономики и общества в целом. Поданной проблематике с каждым годом публикуется все большее количество научных и публицистических работ. И внимание к этому феномену постоянно увеличивается.
В 2018 году в Российской газете опубликована статья Валерия Дмитриевича Зорькина, председателя Конституционного суда Российской Федерации, в которой он отметил, что за
Молодой учёный»
. № 13 (408) . Апрель 2022 г.
222
Юриспруденция
рождается новое право, регулирующее отношения в контексте мира цифр и искусственного интеллекта. В. Д. Зорькин считает, что под цифровыми правами понимаются права людей на доступ, использование, создание и публикацию цифровых произведений, на доступ и использование компьютеров и иных электронных устройства также коммуникационных сетей, в частности к сети интернет, право свободно общаться и выражать мнения в Сети и право на неприкосновенность частной информационной сферы, включая право на конфиденциальность, анонимность (обезличенность) его уже оцифрованной персональной информации».
По мнению В. Д. Зорькина, признавать и защищать цифровые права граждан от всевозможных нарушений — задача государства. Однако, существующее законодательство далеко не в полной мере отвечает потребностям времени».
Поэтому в последние годы в Российской Федерации все больше внимания уделяется созданию и развитию цифрового общества. Так, 2017 году указом Президента РФ утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, реализуется мощная государственная программа Информационное общество. Вступил в действие федеральный закон Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации, в конце 2021 года распоряжениями Правительства РФ утверждены Стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления, основаниями к разработке которых послужили Указ Президента РФ О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации, а также перечень поручений Президента РФ по итогам конференции по искусственному интеллекту. И это неокончательный перечень стратегий и разработок. Данные направления ориентированы на повышение качества и системность исполнения государственных функций, обеспечение безопасности государства в целом и граждан в частности, развитие человеческого потенциала, повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве, развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, формирование цифровой экономики, улучшение уровня жизни граждан и другие.
Безусловно, с приходом цифровой трансформации мы может наблюдать изменение уровня жизни населения, удешевление многих процессов и увеличение доступности товаров и услуг для широких слоев населения.
Примерами удачных процессов цифровизации являются возможность проведения удаленной диагностики пациентов в здравоохранении (Сингапур, система умных светофоров и организация дорожного движения (Япония, использование мобильных приложений для мониторинга распространения ко- ронавирусной инфекции и, как следствие, избежание введения карантина (Сингапур, использование аппаратно-программ- ного комплекса Безопасный город (Российская Федерация, Тюменская область, в рамках которого организована передача видеоизображений с камер видеонаблюдения, расположенных в местах массового скопления граждан на территории всей Тюменской области, в Центр обработки данных правительства Тюменской области, где расположено ядро системы видео- наблюдения. Система предназначена для консолидации данных систем общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в единое информационное пространство.
Как один из положительным примеров цифровой трансформации можно рассмотреть деятельность интернет-мага- зинов. Для большинства компаний сферы торговли в связи с быстрым развитием технологий использование традиционных методов продажи товаров и услуг ушло в прошлое. В настоящее время сложно представить серьезную торговую организацию без сайта, на котором можно было бы заказать и оплатить покупки. Основными преимуществами такой торговли для покупателя является отсутствие давления со стороны продавцов-консультантов, экономия времени, облегчение поиска товара, возможность сравнивать цены у разных продавцов, осуществление покупок круглосуточно, наличие скидок, акций и т. д. Преимущества продавца также очевидны аренда торговых точек сведена к минимуму, отсутствие большого штата сотрудников, экономия средств на зарплату, большой охват интернет-аудитории, возможность анализа действия покупателей, использование которого дает большие преимущества, практически полная автоматизация всего процесса покупки начиная от добавления нового товара на сайт, и заканчивая подтверждением покупки.
Цифровизация экономики и других областей современного общества — процесс неизбежный, как была неизбежна промышленная революция XX века и связанные с нею масштабные изменения. Но как бы мы ни говорили, что цифровизация — это хорошо, есть ряд минусов, которые также необходимо учитывать.
Серьезной проблемой цифровизации может стать низкая цифровая зрелость, причем не только на уровне государства, но и на уровне бизнеса. Необходимо повышать цифровую грамотность на всех уровнях от исполнителя и топ-менеджера до простого обывателя. Нехватка квалифицированных кадров также влияет на процессы в формировании цифрового пространства.
Хотелось бы отметить, что, держа курс на цифровизацию во всех сферах жизнедеятельности общества, нельзя забывать о той категории населения, которая не умеет пользоваться сетью Интернет, про представителей старших поколений. В случае полного ухода от традиционных форм данная категория граждан останется за бортом».
Также, для успешного развития процесса цифровизации необходимо оснастить не только все отрасли экономики, но и население, с учетом географического признака, средствами связи, высокоскоростным Интернетом и другим техническим обору- дованием.
Известной проблемой цифровизации являются вопросы, связанные с кибербезопасностью, как на уровне предприятий, компаний и стран, таки на уровне личных данных. Ошибки в системах безопасности могут привести к массовой утечке персональных данных, что поставит под угрозу личную безопасность граждан и их благополучие, а также приведет к финансовым потерям. В современной реальности не будет большой
“Young Scientist” . # 13 (408) . April проблемой организовать круглосуточное наблюдение без согласования с объектом наблюдения по передвижению его телефона, автомобиля, видеозаписи городских камер, по оплате транспортной или банковской картой в городском транспорте, что нарушит гражданские права объекта наблюдения.
Большой проблемой во внедрении цифровых технологий является коррупция во всех ее проявлениях и на всех уровнях. Грамотная цифровизация значительно повышает прозрачность процессов, что затрудняет проведение серых схем, и увеличивает сопротивляемость противников процесса внедрения цифровой трансформации.
Кроме того, повсеместная цифровизация может способствовать исключению большого числа работоспособных граждан из привычных для них процессов, в особенности при общем низком уровне образования и его ориентированности на рабочие специальности, а неспособность людей адаптироваться к новой реальности может стать причиной роста безработицы, что может привести к катастрофическим последствиям.
Причем проблема невостребованности может коснуться не только рабочих профессий. Выступая 26 ноября 2020 года на конференции Цифровое будущее адвокатуры и уголовного судопроизводства в контексте конституционных новелл, президент ФПА РФ, дюн, профессор кафедры адвокатуры МГЮА Юрий Пилипенко не стал скрывать своего отношения к циф- ровизации, отметив не только положительные, но и отрицательные стороны этого глобального процесса. Ю. Пилипенко напомнило возникшем в Англии впервой четверти XIX века движении луддитов, которые ломали заменившие их машины в надежде вернуться на фабрики. Это движение не увенчалось успехом, машины стали наступать все дальше и дальше, все перешло в сферу цифровизации, и отсюда возникает закономерный вопроса когда мы в вами столкнемся стем, что нас с вами машины, алгоритмы, цифровые технологии начнут выбрасывать из жизни. По мнению Ю. Пилипенко, несмотря на то что такая опасность пока не очевидна, она все же существует. Например, очень многие юридические действия легко цифро- визуются. Сейчас нет необходимости задавать юристу вопрос средней сложности — можно с помощью поисковой системы найти ответ, чаще всего соответствующий потенциальному среднему ответу, который может дать средний адвокат. И мы должны понимать, что неизбежно во весь рост встанет вопрос о потребности в юристах, адвокатах. То, что мы пока обсуждаем как удобство, рано или поздно поставит вопрос о необходимости нашего с вами существования не только как профессии, но и на этой планете».
На протяжении многих столетий институт права отличался определённым консерватизмом, в связи с чем являлся одним из самых мощных социальных институтов. Однако, данное обстоятельство породило медленное реагирование активное развитие технологий во всех сферах общества. Информационные технологии стали неотъемлемой частью современной жизни, а цифровая реальность все больше влияет направо и правовую политику, становясь причиной серьезных изменений в механизмах образования и действия права.
Роль информационного права в процессах цифровизации и цифровой трансформации могла бы стать системообразующей, но до недавнего времени этого не происходило. Активное развитие информационных технологий оказывает непосредственное влияние на гражданское право, на необходимость разработки и утверждения новелл в законодательстве. Так, появление новых объектов порождает необходимость пересмотра устоявшихся подходов и выработки новых решений как в теории, таки на практике. Так, например, в мае 2018 года постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда криптова- люта была впервые признана имуществом, отнесена к категории иного имущества. Суд указал на отсутствие в гражданском законодательстве закрытого перечня объектов гражданских прав и возможность широкого толкования понятия иное имущество с учетом современных реалий. Уже с 1 октября 2019 года вступает в силу новая редакция статьи 128 Гражданского кодекса РФ, указывающая среди объектов гражданских прав, наряду с вещами (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе, безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги и цифровые права. Кроме того, глава 6 Гражданского кодекса РФ дополнена новеллой о цифровых правах (статья 141.1 Гражданского кодекса РФ, которыми признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
Новая редакция статьи 160, 309 и пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса РФ допускают применение цифровых технологий при совершении сделок, заключении гражданско-пра- вовых договоров.
Новые формы Гражданского кодекса РФ формируют правовой фундамент для экономического, гражданского оборота активно используемых в настоящее время новых цифровых технологий и цифровых объектов, а также новых видов цифровых услуг (сервисов), таких, как облачные компьютерные сервисы.
В своей статье мы постарались определить основные преимущества и проблемы, возникающие в процессе цифрови- зации. Реальность не оставляет выбора использовать цифровые решения или нет. Это необходимый и неизбежный путь развития, и мы пока находимся вначале этого пути.
Литература:
1. Тихомирова Ю. А, Кичигин Н. В, Цомартова Ф. В, Бальхаева С. Б. Право и цифровизация информации//Право. Журнал Высшей школы экономики № 2 с. 4–23.
2. Зорькин В. Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума Российская газета. Столичный выпуск. № 7578(115).
Молодой учёный» . № 13 (408) . Апрель 2022 г.
224
Юриспруденция
3. Тумаков А. В, Петраков НА. развитие цифровых правоотношений в современных реалиях. Вестник московского университета МВД России. 2019;(2)6121–122.
4. Проблемы и вызовы цифрового общества тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций сб.науч.тр. по матер. I междунар. Науч.-практич. Конф. (Саратов, 17–18 октября 2019 г под ред. Н. Н. Ковалевой; ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия. — Саратов Изд-во ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, с. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.2018 № Ф по делу № А СПС Консультант Плюс. Карцхия А. А. Цифровые права и правоприменения. // Мониторинг правоприменения № 2 (31)-2019.
7. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ О внесении изменений в части первую, вторую и статьи 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации СПС Консультант Плюс. Плюсы и минусы цифровизации. // Адвокатская газета. Выпуск № 23 (328) 1–15.12.2020 г. Наумов В. Б. Право в эпоху цифровой трансформации в поисках решений. Журнал Российской право образование, практика, наука № 6, ноябрь-декабрь 2018 гс. Кобышева МС. Риски и угрозы экономической безопасности России в условиях цифровой трансформации Журнал Вестник Алтайской академии экономики и права № 2 (часть 1), февраль 2021 год, с. 53–60 11. Сахненко Е. А. Регулирование применения цифровых технологий вправе. Умная цифровая экономика. 2022 Т. 2 № 1, с. 48–51 12. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы СПС Консультант Плюс. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации СПС Консультант Плюс. Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации СПС Консультант Плюс. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 Об утверждении государственной программы Российской Федерации Информационное общество СПС Консультант Плюс. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.10.2021 № р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления СПС Консультант Плюс. Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2021 гр Об утверждении Стратегического направления в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Минтруда России //СПС Консультант Плюс.
Уголовно-процессуальные механизмы противодействия терроризму в СССР и современной России
Осипов Владислав Вадимович, студент магистратуры
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
Статья посвящена проблеме терроризма в России с периода СССР и до наших дней. В ней рассматриваются уголовно-процессу-
альные механизмы противодействия терроризму, приводятся исторические факты присутствия данной проблемы в царской и современной России, а также даётся оценка деятельности по противодействию терроризму.
Ключевые слова антитеррористическая политика, терроризм в СССР, терроризм в современной России, механизмы противодействия терроризму, контртеррористические операции.
Т
ерроризм — это проблема, которая несёт угрозу государственной безопасности. На сегодняшний день уголов- но-процессуальное противодействие преступности является слабо разработанным направлением.
Основная проблема совершенствования антитеррористической деятельности — это обеспечение её единства, системности и упорядоченности в государстве. О том, как это достигается, свидетельствует история. Вот почему приведенные далее исторические данные способны помочь в совершенствовании антитеррористической деятельности в современной России.
В двадцать первом веке также, как ив период СССР, противодействуют терроризму правоохранительные органы. ФСБ РФ и МВД РФ применяют такие уголовно-процессуальные механизмы как оперативно-розыскные мероприятия. Принимаются меры по выявлению проявлений терроризма и его нейтрализации на стадии подготовки к совершению преступления. Сегодня террористы привлекаются к ответственности с помощью производства предварительного расследования преступлений террористического характера. Именно следователи СК РФ и ФСБ РФ противодействуют терроризму. Расследуя преступление, они
224
Юриспруденция
3. Тумаков А. В, Петраков НА. развитие цифровых правоотношений в современных реалиях. Вестник московского университета МВД России. 2019;(2)6121–122.
4. Проблемы и вызовы цифрового общества тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций сб.науч.тр. по матер. I междунар. Науч.-практич. Конф. (Саратов, 17–18 октября 2019 г под ред. Н. Н. Ковалевой; ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия. — Саратов Изд-во ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, с. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.01.2018 № Ф по делу № А СПС Консультант Плюс. Карцхия А. А. Цифровые права и правоприменения. // Мониторинг правоприменения № 2 (31)-2019.
7. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ О внесении изменений в части первую, вторую и статьи 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации СПС Консультант Плюс. Плюсы и минусы цифровизации. // Адвокатская газета. Выпуск № 23 (328) 1–15.12.2020 г. Наумов В. Б. Право в эпоху цифровой трансформации в поисках решений. Журнал Российской право образование, практика, наука № 6, ноябрь-декабрь 2018 гс. Кобышева МС. Риски и угрозы экономической безопасности России в условиях цифровой трансформации Журнал Вестник Алтайской академии экономики и права № 2 (часть 1), февраль 2021 год, с. 53–60 11. Сахненко Е. А. Регулирование применения цифровых технологий вправе. Умная цифровая экономика. 2022 Т. 2 № 1, с. 48–51 12. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы СПС Консультант Плюс. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации СПС Консультант Плюс. Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации СПС Консультант Плюс. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 Об утверждении государственной программы Российской Федерации Информационное общество СПС Консультант Плюс. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.10.2021 № р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления СПС Консультант Плюс. Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2021 гр Об утверждении Стратегического направления в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Минтруда России //СПС Консультант Плюс.
Уголовно-процессуальные механизмы противодействия терроризму в СССР и современной России
Осипов Владислав Вадимович, студент магистратуры
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
Статья посвящена проблеме терроризма в России с периода СССР и до наших дней. В ней рассматриваются уголовно-процессу-
альные механизмы противодействия терроризму, приводятся исторические факты присутствия данной проблемы в царской и современной России, а также даётся оценка деятельности по противодействию терроризму.
Ключевые слова антитеррористическая политика, терроризм в СССР, терроризм в современной России, механизмы противодействия терроризму, контртеррористические операции.
Т
ерроризм — это проблема, которая несёт угрозу государственной безопасности. На сегодняшний день уголов- но-процессуальное противодействие преступности является слабо разработанным направлением.
Основная проблема совершенствования антитеррористической деятельности — это обеспечение её единства, системности и упорядоченности в государстве. О том, как это достигается, свидетельствует история. Вот почему приведенные далее исторические данные способны помочь в совершенствовании антитеррористической деятельности в современной России.
В двадцать первом веке также, как ив период СССР, противодействуют терроризму правоохранительные органы. ФСБ РФ и МВД РФ применяют такие уголовно-процессуальные механизмы как оперативно-розыскные мероприятия. Принимаются меры по выявлению проявлений терроризма и его нейтрализации на стадии подготовки к совершению преступления. Сегодня террористы привлекаются к ответственности с помощью производства предварительного расследования преступлений террористического характера. Именно следователи СК РФ и ФСБ РФ противодействуют терроризму. Расследуя преступление, они
“Young Scientist” . # 13 (408) . April применяют такие уголовно-процессуальные механизмы противодействия, как следствие, заключение под стражу, а также сбор доказательственной базы по уголовному делу. На завершающем этапе следователем составляется обвинительное заключение. Прокуратура противодействует терроризму, осуществляя общий надзор за антитеррористической защищенностью объектов. В суде прокуратура, поддерживая государственное обвинение против террористов, осуществляет противодействие терроризму. Суд выносит приговор, который позволяет привлечь к ответственности террористов, и тем самым осуществляет деятельность по противодействию терроризму. Министерство обороны оказывает противодействие через деятельность органов военной юстиции. Также вооруженные силы противодействуют терроризму путем проведения оперативно-боевых мероприятий в рамках контртеррористических операций и проведения специальных военных операций, таких как в Сирии и на Украине.
Необходимо отметить, что терроризм присутствовал в политических кругах Российской империи на протяжении значительного промежутка времени. Множество покушений на семью Романовых было совершено бомбистами, многие из них были удачными. Александр II стал жертвой такого покушения
13 марта 1881 г. В результате взрыва бомбы террориста-наро- довольца И. Гриневицкого император получил тяжелые травмы обеих ног. Эти ранения стали причиной его смерти. [1, с. Противостояли таким бомбистам офицеры царской охранки. Вначале существования СССР велось противостояние между
ИНО ВЧК и РОВС. По сути, белая эмиграция вела борьбу с новой советской властью путём совершения террористических актов. В ответ ИНО ВЧК осуществлял террористические акты против
РОВС, но гораздо успешнее своих противников. В последние десятилетия существования СССР угроза терроризма возросла. Для нейтрализации отдельных проявлений терроризма 29 июля
1974 г. по приказу Ю. В. Андропова в седьмом управлении КГБ была создана группа Альфа по борьбе с терроризмом. Решение о создании подразделения было неслучайным, толчком к созданию группы стал террористический акт вовремя проведения Олимпиады в Мюнхене в 1972 г. Тогда жертвами террористов стали 11 членов израильской сборной. В 1980 году ожидались Олимпийские игры в Москве, необходимо было обеспечить безопасность проведения игр. Именно Альфа стала самым боеспособным звеном по борьбе с террористической угрозой. Основные задачи Альфы были таковы борьба стер- рористическими проявлениями, освобождение захваченных заложников, охрана транспортных объектов, обеспечение безопасности правительственных объектов от террористической угрозы как на территории СССР, таки за ее пределами.
Сотрудники Альфы приняли непосредственное участие в боевых операциях на территории дружественной Республики Афганистан. Именно на этой территории началось формирование террористических группировок, которые исповедовали радикальный ислам. Данные группировки управлялись и снабжались американскими спецслужбами. Главной задачей, которая стояла перед политическими силами Запада, была дестабилизация органов управления СССР посредством воздействия террористических группировок. Подобные механизмы поде- стабилизации ситуации в странах СНГ мы наблюдаем и сегодня. Жертвой такой дестабилизации стал политический лидер Ливии
Муаммар Каддафи. В Сирии боевики, поддерживаемые Западом, были близки к уничтожению её государственного строя, под угрозой была жизнь её политического лидера Башара Асада.
Хочется напомнить, что американские спецслужбы производили финансирование и снабжение бандформирований вовремя войны СССР в Афганистане. Именно ПЗРК «Стингер» сбивались наши военные вертолеты. Последствием такой политической игры западных государств стала война на Кавказе. Сейчас проводится спецоперация на Украине, которая направлена также на уничтожение террористических проявлений. Было проведено большое количество специальных операций по борьбе с терроризмом. Наиболее знаковыми являются Бу- дённовск (июнь 1995), Норд-Ост (октябрь 2002), Беслан сентябрь. Сегодня управление ФСБ А борется с терроризмом в Сирии. Центр специального назначения ФСБ был создан 8 октября 1998 года, инициатором создания центра являлся В. В. Путин, основой центра стали управления Аи В. Позже были созданы Силы Специальных Операций (ССО) Министерства обороны РФ. Также для обеспечения безопасности зарубежных дипломатических объектов, дипломатических сотрудников и членов их семей на базе Службы Внешней Разведки действует отряд специального назначения Заслон. Террористические группировки набрали силу на территории дестабилизированного Востока. Результатом этого явилось образование террористического государства ИГИЛ. Террористы, несомненно, являются политическим оружием в руках западных политиков. Исторических примеров достаточно. Скажем, в 1817–
1864 Российская империя вела Кавказскую войну. Английским политикам очень не нравилось, что Российская империя набирала силу на Востоке, разгорелась борьба за Персию. В 1828 году Николай I направил АС. Грибоедова дипломатом в Тегеран, где
30 января 1829 гон погиб. Толпа религиозных фанатиков перебила всех находившихся в российском посольстве. [4, с. Ключевая роль в противодействии терроризму в СССР отведена закону СССР от 16.05.1991 N2159–1 Об органах государственной безопасности в СССР. Сегодня антитеррористическая деятельность в РФ регулируется ФЗ № 35 от 06.03.2006 года О противодействии терроризму и указом президента РФ
№ 116 от 15.02.2006 года О мерах по противодействию терроризму. В настоящее время противодействие терроризму в РФ осуществляет Национальный антитеррористический комитет.
Именно уголовно-процессуальные механизмы противодействия терроризму, которые применяют государственные органы, позволяют обеспечивать национальную безопасность РФ от террористической преступности. При совершенствовании этих механизмов следует учесть описанный исторический опыт.
Литература:
1. Молин Ю. А. Судебно-медицинские аспекты убийства Александра II // Пробелы экспертизы в медицине. 2001. № 3. С. 43.
Молодой учёный»
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18
. № 13 (408) . Апрель 2022 г.
226
Юриспруденция
2. Андропов Ю. В. Приказ № 0089/ОВ (особая важность) об изменении в штатах Седьмого управления и утверждении положения о группе А. 28 июля, 1974.
3. ФСБ РФ, 2008: Суворов А. ЦСН ФСБ России 1998–2008 10 лет на рубеже мужества, 2008 Электронный ресурс. URL: http://
www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10434748@fsbMessage.html
4. Базиленко ИВ. Тегеранская трагедия 1829 г. в истории российско-иранских отношений // Христианское чтение. 2017. № 5. С. Роль контролирующих органов кредитного потребительского кооператива в делах о банкротстве
Петросова Кристина Михайловна, студент;
Федорова Ирина Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (г. Москва)
Автор исследует юридические аспекты взаимодействия контролирующих органов кредитного потребительского кооператива в процессе выявления признаков банкротства, применения мер по предупреждению банкротства, а также в самих процедурах банкротства. В статье делается вывод, что ввиду выделения кредитного потребительского кооператива в качестве отдельной категории должников, привлечение внешних контролирующих органов, как-то Банка России, саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов и временной администрации является необходимой мерой для сохранения финансовой стабильности организации в добанкротный период и защиты участников процесса в период ее банкротства. Также, автор замечает четко урегулированную нормативно-правовую базу, в том числе включение в нее актов, издаваемы ЦБ РФ как главенствующего контролирующего органа. Подотчетность и подконтрольность саморегулируемых организаций и временных администраций Банку России дает возможность избежать злоупотребления полномочиями участников данных органов или недобросовестности как со стороны участников кооператива, таки со стороны самих контролирующих органов. Автором проанализированы нормы российских законов о банкротстве, о кредитном потребительском кооперативе, Банке России и о саморегулируемых организациях, и иных, в том числе подзаконных нормативных актов. В процессе исследования установлено, что Банком России издаются инструкции и указы, регулирующие его взаимодействие с временными администрациями и саморегулируемыми организациями кооперативов, а также устанавливающие определенны стандарты деятельности самих кредитных потребительских кооперативов. Однако, несмотря на наличие объемной правовой базы, на практике не всегда удается избежать правовых споров, затрагивающих вопросы обоснованности тех или иных действий контролирующих органов в отношении кредитных потребительских кооперативов.
Ключевые слова временная администрация, банкротство, Банк России, кредитный кооператив, финансовая организация, са-
морегулируемая организация
К
редитные потребительские кооперативы (далее — КПК) как вид микрофинансовой организации за долгую историю существования твердо заняли свое место на российском рынке финансовых услуг. Популярность кооперативов объясняется выгодностью условий выдачи займов, а также обособленностью и ограниченностью круга кредитуемых лиц. Однако, опираясь на статистику, приведенную Банком России (далее — ЦБ РФ) в годовых отчетах, можно сделать вывод, что в последнее время, замечается общее ухудшение положения КПК. Так, поданным годового отчета Банка России за 2015 год [17] совокупный портфель займов, выданных КПК, по состоянию на начало 2015 года оценивался в 50 млрд рублей, а под конец года вырос на 10% и составил 55 млрд. Поданным Годового отчета Банка России за 2020 год [18] профильные активы уменьшились на 13% и наконец года составили 46,5 млрд рублей. Финансовая нестабильность отразилась на количестве КПК: если в годовом отчете Банка России за 2015 год указывалось, что снижение количества
КПК не превышало 1%, а общее количество поданным реестра составляло 3500 организаций, тов отчете за 2020 год Банк России отметил снижение по состоянию на 01.01.2021 на целые 4,2% (те. до 1971 организации. Несомненно, на эти изменения отчасти повлияло общее состояние экономики, пошатнувшееся в результате пандемии коронавируса. Одним из следствием ухудшения экономического положения и последствием снижения численности КПК является увеличение количества банкротств, что отражается на судебной статистике. Так, поданным интернет-жур- нала Вопросы кредитной кооперации, число дело банкротстве кредитных потребительских кооперативов в судах за те же пять лет возросло в 3 раза. Если 2015 году было подано 45 заявлений, то уже 2019 году — 88 заявлений [19], сообщает источника соответственно возросло количество открытых конкурсных производств. В связи с этим, возросла и активность Банка России как контролирующего органа. Поданным того же журнала, в 2014 и 2015 годах регулятор подал всего по одному заявлению в суд, когда в 2019 их количество достигло 20. При этом каждое второе заявление Банка России о банкротстве КПК приводит к введению наблюдения или конкурсного производства. В связи с этим, повысилась актуальность вопросов, связанных с особенностями процесса банкротства при участии Банка России и иных контролирующих КПК органов
“Young Scientist” . # 13 (408) . April Кредитный потребительский кооператив является разновидностью микрофинансовой организации, и выполняет ссудосберегательные функции на финансовом рынке. Деятельность КПК регулируется в большей части Федеральным законом от 18.07.2009 N190-ФЗ О кредитной кооперации [5] (далее — закон о кредитной кооперации. Положения о КПК содержаться в Гражданском кодексе Российской Федерации (частью первой от 30.11.1994 N51-ФЗ [1] (далее — ГК РФ) и Федеральном законе О потребительском кредите (займе от 21.12.2013 N353-ФЗ далее — закон о потребительском займе. Дополнительное регулирование производится актами, выпускаемыми ЦБ РФ и внутренними документами организации, составленными в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В соответствии с Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве от 26.10.2002 N127-ФЗ [2] (далее — закон о банкротстве) КПК относятся к отдельной категорий должников. В соответствии с законом о кредитной кооперации ст. 1), кредитный потребительский кооператив представляет собой основанное на членстве добровольное объединение физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков. Таким образом, КПК является некоммерческой структурой, созданной группой граждан для осуществления финансовой поддержки каждого из его участников (пайщиков. Несмотря на осуществление кооперативом кредитной деятельности, кредитной организацией он не является. т.к во-первых представляется некоммерческой организацией и создается с целью взаимопомощи, во-вторых, уполномочен выдавать займы ограниченному кругу лиц (только пайщикам, входящих в него и вносящих паи, в-третьих, не требует обязательной лицензии и, наконец, не участвует в государственной программе страхования вкладов, что подразумевает полную его самостоятельность и самоконтролируемость.
При этом контроль за деятельностью КПК все-таки ведется. Так, в соответствии со статьей 5 закона о кооперации, регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. В соответствии сост Закона о кредитной кооперации, контроль за деятельностью кооперативов осуществляется саморегулируемыми организациями кредитных кооперативов в случаях, если они являются их членами. Таким образом, постоянную контролирующую функцию выполняют ЦБ РФ и саморегулируемые организации, в которых состоят кредитные потребительские кооперативы. Однако, существует временный орган, в чьи полномочия также входит контроль за деятельностью внутренних органов кооператива. Им является временная администрация, назначаемая ЦБ РФ в случаях обнаружения им нарушений в деятельности финансовой организации. Важность всех перечисленных органов возрастает в случае банкротства кредитного кооператива. В связи с этим, предлагаем подробнее разобрать их взаимодействие в процедурах банкротства КПК.
В соответствии с законом, важную роль в банкротстве финансовых организаций играют меры применяемые для предупреждения их неплатежеспособности. Как верно отмечают С. П. Иванова, ДН. Земляков и А. Л. Баранников, Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки В соответствии сост закона О несостоятельности банкротстве финансовая организация считается неплатежеспособной при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства) сумма требований по денежным обязательствам в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения) наличие неисполненных в течение четырнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов) стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей) платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной админи- страции.
Соответственно, по общему правилу, в случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан включить сведения о наличии таких обстоятельств в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение десяти рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении, а также в разумный срок предпринять все зависящие от него разумные необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства должника (ст. 30 Закона о банкротстве. Статья 15 Закона о кредитной кооперации выделяет следующие органы входящие в структуру КПК: общее собрание членов кооператива (пайщиков, правление кооператива, единоличный исполнительный орган, контрольно-ревизионный орган (наблюдательный совет, ревизионная комиссия или ревизор. Данные органы должника обязаны принимать меры по предупреждению банкротства, тем самым гарантировать отсутствие недобросовестного умысла, те. преднамеренного банкротства.
Применительно к КПК, статьей 189.2 закона о банкротстве установлены дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства. Во-первых, неоднократное нарушение финансовых нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого такого нарушения. В данном случае упомянутые финансовые нормативы устанавливаются ЦБ РФ. В качестве примера можно привести Указание Банка России от 28 декабря
2015 года У О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов, которое, что важно для предупреждения несостоятельности, устанавливает граничные значения рисков фи
Молодой учёный» . № 13 (408) . Апрель 2022 г.
228
Юриспруденция
нансовой неустойчивости кооператива и формулы их расчета.
Во-вторых, вынесение контрольным органом предписания о запрете кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов. Данный запрет должен быть опубликован официальном сайте Центрального банка. В качестве примера такового можно привести предписание № То запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов, выданное Банком России 17.09.2020 КПК «ФКПП» При возникновении оснований для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива уполномоченный орган направляет план восстановления своей платежеспособности в ЦБ РФ или в СРО, членом которой является кооператив. Таким образом, ответственность за своевременное выявление сложностей и реагирование на них ложится на Банк России и саморегулируемые организации. В связи с этим, стоит подробнее рассмотреть порядок взаимодействия двух этих ор- ганов.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007
N315-ФЗ О саморегулируемых организациях [3] (далее — закон о СРО), под саморегулируемой организацией (далее — СРО) понимается некоммерческая организация, созданная в целях, предусмотренных законом о саморегулируемых организациях и законами, регулирующих деятельность лиц и организаций, состоящих в ней. Саморегулируемые организации основаны на членстве и объединяют субъекты предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяют субъекты профессиональной деятельности определенного вида. В случае с кредитными кооперативами, последние, за исключением кооперативов второго уровняв обязательном порядке вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N223-ФЗ О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка [4] и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России (статья 35 закона о кредитной кооперации).
В данном случае, стоит отметить, что саморегулируемые организации активно взаимодействуют с Банком Росси во многих вопросах, не относящихся к несостоятельности. Так, Банк России принимает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы. Соответственно, саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением состоящими в ней кредитными кооперативами требований, установленных законом о кредитной кооперации, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Банк России осуществляет контролирующие функции только в случае, когда КК не входит в СРО (п. 4 статьи 35 закона о кредитной кооперации. ЦБ РФ ведет реестр кооперативов, состоящих в СРО, и имеет право направлять им, а также их само- регулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в его компетенции. В качестве примера акта, адресованного саморегулируемой организации, можно привести Информационное письмо о взаимодействии саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка с Банком России от 02.12.2021 ИНВ нем также указывается на разграничение надзорных икон- трольных функций, осуществляемых Банком России и само- регулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими субъекты рынка микрофинансирования. В данном письме ЦБ дает рекомендации саморегулируемым организациям в действиях при выявлении нарушений в деятельности своих членов, в том числе и кредитных потребительских кооперативов. Так, Указание Банка России от 4 апреля 2019 г. У О требованиях к мерам (включая размеры штрафов, применяемым саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы (сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы) [11], в отношении своих членов включает разъяснения относительно действий СРО в случаях выявления нарушений со стороны КПК.
Говоря о нарушениях, происходящих в кооперативах, стоит выделить прямую взаимосвязь между такими обстоятельствами и приобретением организацией статуса банкрота. Как отмечают в своей научной статье Добрыднев СИ. и Добрыднева Т. Св работе кредитных кооперативов нередко допускаются, на первый взгляд, несерьезные нарушения, которые незаметно практически программируют нарастание финансовых трудностей кооператива по мере его роста вплоть до неплатёжеспособ- ности» [16]. Главной причиной авторы выделяют часто появляющуюся разницу между объёмами получаемых вкладов и выдаваемых займов, которую связывают со специфическим механизмом движения средств. Сложность в разрешении проблемы вызывает обособленность кооперативов от банковской системы и существующий запрет на получение кредитов в банках. Создание резервного фонда сможет помочь только в небольших финансовых затруднениях. Еще одной причиной утечки средств являются расходы, возникающие в связи с обеспечением деятельности кооперативов. В отдельный блок можно выделить причины, связанные с неграмотным или недобросовестным управлением кооперативом, в том числе, намеренным нарушением законодательства и иных нормативных актов, злоупотребление своими полномочиями руководителями, превращение кредитных кооперативов в нелегальные организационно-правовые формы (финансовые пирамиды. При таких обстоятельствах банкротство организации становится неизбежным.
Ввиду растущего количества нарушений ЦБ РФ в своем Информационном письме от 02.12.2021 № ИН-015–44/92 рекомендует саморегулируемым организациям, в которых числится несостоятельный кооператив, информировать его о всех нарушениях законодательства со стороны КПК. В свою очередь, Банк России также обязан направлять информацию о возможных нарушениях со стороны руководства кооператива в саморегу- лируемую организацию, если общее число членов КПК не превышает три тысячи юридических лица размер активов не превышает миллионов рублей хотя бы водном из отчетных периодов Банка России значение (п. 4.1 ст. 35 Закона о кредитной кооперации. Таким образом, КПК с размером активов
228
Юриспруденция
нансовой неустойчивости кооператива и формулы их расчета.
Во-вторых, вынесение контрольным органом предписания о запрете кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов. Данный запрет должен быть опубликован официальном сайте Центрального банка. В качестве примера такового можно привести предписание № То запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов, выданное Банком России 17.09.2020 КПК «ФКПП» При возникновении оснований для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива уполномоченный орган направляет план восстановления своей платежеспособности в ЦБ РФ или в СРО, членом которой является кооператив. Таким образом, ответственность за своевременное выявление сложностей и реагирование на них ложится на Банк России и саморегулируемые организации. В связи с этим, стоит подробнее рассмотреть порядок взаимодействия двух этих ор- ганов.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007
N315-ФЗ О саморегулируемых организациях [3] (далее — закон о СРО), под саморегулируемой организацией (далее — СРО) понимается некоммерческая организация, созданная в целях, предусмотренных законом о саморегулируемых организациях и законами, регулирующих деятельность лиц и организаций, состоящих в ней. Саморегулируемые организации основаны на членстве и объединяют субъекты предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяют субъекты профессиональной деятельности определенного вида. В случае с кредитными кооперативами, последние, за исключением кооперативов второго уровняв обязательном порядке вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N223-ФЗ О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка [4] и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России (статья 35 закона о кредитной кооперации).
В данном случае, стоит отметить, что саморегулируемые организации активно взаимодействуют с Банком Росси во многих вопросах, не относящихся к несостоятельности. Так, Банк России принимает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы. Соответственно, саморегулируемая организация осуществляет контроль за соблюдением состоящими в ней кредитными кооперативами требований, установленных законом о кредитной кооперации, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Банк России осуществляет контролирующие функции только в случае, когда КК не входит в СРО (п. 4 статьи 35 закона о кредитной кооперации. ЦБ РФ ведет реестр кооперативов, состоящих в СРО, и имеет право направлять им, а также их само- регулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в его компетенции. В качестве примера акта, адресованного саморегулируемой организации, можно привести Информационное письмо о взаимодействии саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка с Банком России от 02.12.2021 ИНВ нем также указывается на разграничение надзорных икон- трольных функций, осуществляемых Банком России и само- регулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими субъекты рынка микрофинансирования. В данном письме ЦБ дает рекомендации саморегулируемым организациям в действиях при выявлении нарушений в деятельности своих членов, в том числе и кредитных потребительских кооперативов. Так, Указание Банка России от 4 апреля 2019 г. У О требованиях к мерам (включая размеры штрафов, применяемым саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы (сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы) [11], в отношении своих членов включает разъяснения относительно действий СРО в случаях выявления нарушений со стороны КПК.
Говоря о нарушениях, происходящих в кооперативах, стоит выделить прямую взаимосвязь между такими обстоятельствами и приобретением организацией статуса банкрота. Как отмечают в своей научной статье Добрыднев СИ. и Добрыднева Т. Св работе кредитных кооперативов нередко допускаются, на первый взгляд, несерьезные нарушения, которые незаметно практически программируют нарастание финансовых трудностей кооператива по мере его роста вплоть до неплатёжеспособ- ности» [16]. Главной причиной авторы выделяют часто появляющуюся разницу между объёмами получаемых вкладов и выдаваемых займов, которую связывают со специфическим механизмом движения средств. Сложность в разрешении проблемы вызывает обособленность кооперативов от банковской системы и существующий запрет на получение кредитов в банках. Создание резервного фонда сможет помочь только в небольших финансовых затруднениях. Еще одной причиной утечки средств являются расходы, возникающие в связи с обеспечением деятельности кооперативов. В отдельный блок можно выделить причины, связанные с неграмотным или недобросовестным управлением кооперативом, в том числе, намеренным нарушением законодательства и иных нормативных актов, злоупотребление своими полномочиями руководителями, превращение кредитных кооперативов в нелегальные организационно-правовые формы (финансовые пирамиды. При таких обстоятельствах банкротство организации становится неизбежным.
Ввиду растущего количества нарушений ЦБ РФ в своем Информационном письме от 02.12.2021 № ИН-015–44/92 рекомендует саморегулируемым организациям, в которых числится несостоятельный кооператив, информировать его о всех нарушениях законодательства со стороны КПК. В свою очередь, Банк России также обязан направлять информацию о возможных нарушениях со стороны руководства кооператива в саморегу- лируемую организацию, если общее число членов КПК не превышает три тысячи юридических лица размер активов не превышает миллионов рублей хотя бы водном из отчетных периодов Банка России значение (п. 4.1 ст. 35 Закона о кредитной кооперации. Таким образом, КПК с размером активов
“Young Scientist” . # 13 (408) . April свыше 100 млн руб. находятся под надзором Банка России. Деятельность остальных кооперативов контролируется СРО. Требование об информировании Банка России саморегулируемой организацией распространяется и на случаи, когда последней выявляются основания для исключения КПК из реестра или основания для направления в суд заявления о ликвидации КПК.
Соответственно, своевременное выявление контролирующими органами нарушений играет главенствующую роль в предупреждении несостоятельности кредитного потребительского кооператива. Однако, в случаях, когда принятые меры не помогают предотвратить несостоятельность организации, у контролирующих органов возникает право на подачу заявления о банкротстве КПК. При возникновении оснований для признания КПК банкротом, заявление о признании лица несостоятельным в Арбитражный суд подает ЦБ РФ (ст. 189.1 Закона о банкротстве, либо по собственному решению, либо по ходатайству СРО. В соответствии с Указанием Банка России от 29 декабря 2014 г. У О порядке подачи Банком России заявления о признании кредитного потребительского кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов [10], в полномочия СРО, в котором состоит КПК входит подача в территориальный орган Банка России соответствующего ходатайства. Рассмотрим взаимодействие органов на примере банкротства
КПК Народная казна, Дело № А. В данном деле ЦБ РФ был представлен Отделением по Челябинской области Уральского главного управления ЦБ РФ (далее — Отделение Челябинск. К нему поступило ходатайство Саморегу- лируемой организации Межрегиональный союз кредитных кооперативов о признании кредитного потребительского кооператива Народная казна банкротом. Отделение Челябинск входе оценки финансового состояния КПК Народная казна, с учетом анализа приложенных к Ходатайству материалов установил наличие ряда исполнительных производств в отношении
КПК. В подкрепление своего ходатайства Отделение ссылалось на данные Банка исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, в соответствии с которыми требования указанных исполнительных листов, выданных на основании вступивших в законную силуре- шений Правобережного районного суда г. Магнитогорска, КПК Народная казна небыли исполнены в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу судебных актов о взыскании. Суд, рассмотрев заявление контрольного органа и приложенные к нему документы, пришел к выводу об обоснованности требования о признании КПК Народная казна бан- кротом.
Однако, не всегда выводы о финансовом состоянии КПК, сделанные СРО достоверны, а следовательно, не всегда у СРО имеются основания для подачи ходатайства в ЦБ РФ. Так, у СРО Содействие в деле Дело № Ане было оснований для направления ходатайства в Банк России о назначении временной администрации кооператива. Как установил суд, план восстановления платежеспособности кооперативом не разрабатывался и не был представлен в СРО, что подтверждало отсутствие оснований для направления в Банк России ходатайства о назначении временной администрации кооператива. Кроме того, в судебном акте отсутствовали выводы о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности. В актах проверки СРО неоднократно фиксировался факт превышения доходов над расходами и угроза возникновения убытков, однако само по себе это никак не было связано с основаниями для применения мер по предупреждению банкротства или с признаками банкротства кредитного кооператива. СРО акцентировала это обстоятельство, в целях предупреждения пайщиков кооператива о возможном наступлении их солидарной ответственности в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из пайщиков (т. к. текущие убытки, непокрытые в течение года, должны были быть погашены пайщиками кооператива путем внесения дополнительных взносов, как это предусмотрено ст. 123.3 ГК РФ и ч. 3, ст. 26 Закона о кредитной кооперации. Соответственно, факт испытываемых кооперативом убытков был безосновательно определен арбитражным судом как основание для применения мер по предупреждению банкротства.
Следовательно, можно сделать вывод, что возложение на
ЦБ РФ и его территориальные органы обязанностей по перепроверке сведений СРО усложняет процесс подачи заявления в судно носит вынужденный характер. В случае банкротства
КПК слабозащищенным звеном становятся участники кооператива банкрота, а потому повторный анализ обстоятельств гарантирует отсутствие недобросовестного умысла. СРО, в данном случае являются вспомогательным органом, целью которых является разгрузка Банка России в плане осуществления анализа экономического состояния КПК. Объединяя множество кредитных коопераций, СРО имеет возможность осуществлять своевременный контроль и выявлять нарушения или признаки несостоятельности на ранней стадии.
Помимо СРО и ЦБ РФ, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании КПК банкротом, в соответствии сост закона о банкротстве, возникает у временной администрации как контролирующего кооператив органа. Такое полномочие возникает в случаях, когда контроль за деятельностью кредитного кооператива не осуществляется непосредственно контрольным органом.
В целом, временная администрация является специальным контрольным органом, который назначается по решению Банка России, в том числе по ходатайству СРО КПК. В соответствии с Указанием Банка России от 12 января 2015 г. У О временной администрации кредитного потребительского кооператива, в случаях, когда основания для назначения временной администрации выявляются саморегулируемой организацией, она направляет ходатайство в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее контроль и надзор за кредитными кооперативами по месту нахождения указанного входа- тайстве кредитного кооператива. К ходатайству прикладываются (при наличии) заверенные руководителем и скрепленные печатью саморегулируемой организации кредитных кооперативов документы, подтверждающие наличие соответствующих оснований для направления ходатайства. В ходатайстве указываются сведения о кооперативе, доказательства наличия оснований, возможный по усмотрению организации срок действия временной администрации и иные существенные сведения.
Молодой учёный»