Файл: В xviii веке начинаются стычки. Но это не мешает наладить отношения между двумя странами.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Методика изучения темы «Русско-китайские отношения в XVIII веке»

Под «международными отношениями» понимается целый комплекс политических, экономических, культурных, правовых, идеологических и других связей и взаимодействий между государственными институтами, политическими и неполитическими, организациями и общественными движениями, действующими на международной арене.23Политические отношения и международная политика, следовательно, представляют лишь часть общей совокупности международных связей, занимая в этой совокупности ключевоеположение.

В свою очередь, направление и содержание мировых политических взаимосвязей определяет внешняя политикагосударств и их правительств. Различные историки по-разному, одни, восхищаясь, отодвигают на второй план недостатки и неудачи; другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все пороки, обвинить в неправильном выборе и преступных деяниях.

Изучение отношений между двумя странами является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Перед учителем стоит проблема методической организации работы с историей отношений двух стран.

Почему необходимо изучать международные отношения в курсе истории? На мой взгляд, можно выделить несколько причин: во-первых, торговые договоры существуют до сих пор, поэтому надо знать их историю; во-вторых, в истории много выдающихся и известных деятелей, которые отличились в формировании отношений; в-третьих, история именно в школьном возрасте лучше усваивается через сравнения политики и других действий стран.

При изучении отношений между странами не должно быть только восхваления или уничижения какой-либо страны. Работа со странами станет плодотворной, если будет носить оптимально организованные и методически разнообразные варианты деятельности обучаемых. Как же изучать отношения между странами в курсе школьной истории. Я хочу предложить несколько вариантов.

Вариант 1: изучение личности, сыгравшей важную роль в установлении взаимоотношений между государства, по пятиэтапному алгоритму: 1) определение стран, чьи отношения мы будем изучать; 2) ознакомление класс этапами и периодами взаимодействий двух стран; 3) изучение политических и экономических связей; 4) изучение боевых действий (если такие были); 5) изучение оценок, воспоминаний современниками и современными историками.

Вариант 2: учитель может дать на самостоятельное изучение дома тексты (документальные, научные или художественные), освещающие отношения между двумя странами. К ним можно добавить просмотр фильма, чтение параграфа учебных книг или пособий и др.


Вариант 3: учитель может провести игру, в которой половина ребят будет выступать на стороне одной страны, а другая половина - на другой.

Таким образом, какой бы путь изучения отношений двух стран в курсе истории ни был учителями и учащимися избран, каждый из них должен понимать, что полностью объективную оценку может дать только время. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что изучение международных отношений в школьной истории играет огромную роль. Учащиеся должны знать, как на протяжении всей истории складывались отношения между странами.

Я проанализировал все учебники школьного курса, начиная с 7 класса и заканчивая 11 классом. Каждый учебник затрагивает основные события, в которых участвовала наша страна. В большинстве случаев оно направленно на север и юго-запад.

Проанализируем учебник 7 класса А.Я.Юдовская П.А.Баранов Л.М.Ванюшкина 2017, «Всеобщая история» 24 Обратимся к параграфу 28. Он называется «Государства Востока: Начало колонизации». В этом параграфе затрагивается Маньчжурское завоевание Китая, и как Китай закрывался от всех. Это всё что там говорится.

Проанализируем содержание учебника А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России XX - начало XXI века», для 9 класса (М.: «Просвещение», 2009).25 Обратимся к § 4, тема: «Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.». Лишь на страницах 29-30 упоминается о взаимоотношениях России с Китаем. Говорится о том, что в 1896 г. Россия и Китай заключили секретный договор об оборонительном союзе, о решении Китая разрешил построить КВЖД из Забайкалья до Владивостока. В целом, речь идет о начале Русско-Японской войны.

Учебник А.Н. Сахарова, А.Н. Боханов «История России XIX век»: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова (М.: ООО «Русское Слово-учебник», 2012).26 Рассмотрим в этом учебнике параграфы 37 «Внешняя политика в конце XIX века». В параграфе 37 на стр. 234 предоставлен документ, в котором говорится, о договоре между Россией и Китаем во время нападения Японии. Если Япония нападает, то обе стороны обязуются поддержать друг друга.

В 10-11 классе мало информации, потому что там идёт подготовка к экзаменам и информация дублируется.

Как показал проведенный анализ свыше, в школьном курсе русско-китайские отношения в период XVII-XX века не встречаются или встречаются крайне фрагментарно, информации очень мало, поэтому невозможно составить целостного представления о данной проблеме. Необходимо спланировать работу и создать такой параграф (текст для учебника или сборник документов), чтобы на основе полученных знаний (из разных исторических источников) старшеклассник смог узнать о взаимоотношениях двух стран.



Тема данной работы охватывает четыре века. Так как я вёл историю у учеников 8 класса (чей период составляет XVIII век), я предоставлю информацию о данном периоде. Целью дальнейшей работы будет демонстрация таких методических стратегий, которые позволят эффективно показать историю развития Российско-Китайских отношений именно в период XVIII века.

Примерное название параграфа: «Русско-китайские отношения в XVIII веке» (для учебника истории России 8 класса).

Пункт 1. «Начало отношений между двумя державами». История российско-китайских отношений насчитывает 400 лет. Китай является одним из самых «давних соседей» нашей страны. В обеих странах менялись династии и режимы правления, изменялись баланс силы в мире и система международного сотрудничества. Эти причины играли очень важную роль во взаимоотношении между Россией и Китаем: были конфликты и противостояния, но также были периоды дружбы и сотрудничества.

Торгово-экономические отношения между обеими странами являлись главным фактором в их развитии, потому что эти двусторонние отношения определялись историческими и географическими факторами. Успехи во внутренней и внешней политики Россия и Китая во многом зависели от состояния их взаимоотношений. Это общее состояние обеих стран обуславливало баланс сил, как в Восточной Азии, так и во всем мире в целом, что оказывало большое влияние на развитие международных отношений.

Одним из первых документов, заключенных между Россией и Китаем, стал Нерчинский договор (1689 г.). По тематической карте «Нерчинский договор» можно определить территориальные изменения, произошедшие после заключения договора.

Рисунок 1. Тематическая карта «Нерчинский договор»



Итак: к территориальным изменениям относятся: граница была проведена по рекам Горбица и Чёрная, полоса земель к северу от Амура признавалась нейтральной, а также по Хинганскому хребту до реки Уды. Участок по реке Уде до её впадения в Тихий океан оставался не разграниченным.

Пункт 2. Развитие русско-китайских отношений в XIII веке.

Почти 30 лет спустя, в 1719 году Петр I отправил чрезвычайным посла в Китай. Им стал капитан лейб-гвардии Преображенского полка Лев Измайлов. К этому времени Петр победоносно завершал Северную войну, реформировал русскую армию, строил флот, модернизировал экономику и в целом выводил страну на качественно новый уровень. Известия об этом явно дошли и до императорского двора в Пекине: Измайлов был принят гораздо с большим почетом, нежели его предшественники. Российская сторона тоже сделала определенные выводы из истории предыдущих переговоров: в грамоте Петра значился титул только императора, сам же Петр свои титулы не упоминал. Китайцы в свою очередь не требовали, чтобы посол отдал оригинал грамоты, довольствуясь латинским переводом; более того, Канси заявил, что ради дружественного русского царя Петра преступает древние законы и принимает грамоту непосредственно из рук посла. Иезуиты традиционно выполняли роль посредников, получая за это от русских подарки. Но от коленопреклонения Измайлов освобожден не был.


На втором приёме Канси выдал свою теорию развития русско-китайских отношений: «…царское величество – такой великий и славный монарх, владение имеет большое, и слышал я, что изволит ходить против неприятеля своего на кораблях, а море – махина великая, и бывают на том море волны огромные, и оттого бывает страх немалый; так чтоб изволил свое здоровье хранить, потому что есть у него добрые воины и верные слуги, и изволил бы их посылать, а сам был бы в покое, ибо я желаю быть с его величеством в великой дружбе; не в указ говорю, чтоб неприятелям своим не противился, но жалея об особе его величества. Хотя из России уходят в нашу сторону человек по 20 и по 30, также из моих владений в Россию, но от таких бездельников дружба наша никогда не повредится. Из-за чего нам ссориться? Россия – государство холодное и дальнее: если б я послал свои войска, то все померзли бы, и хотя бы чем-нибудь и завладели, то какая в том прибыль? А наша сторона жаркая, и если императорское величество 16 пошлет против меня свои войска, то могут напрасно помереть, потому что к жару непривычны, и хотя бы и завладели чем-нибудь – невеликая прибыль, потому что в обоих государствах земли множество».

Измайлов наткнулся на непробиваемую китайскую бюрократию. Нам посол добивался свободной и беспошлинной торговли торговли, чтобы русские имели свою православную церковь в Китае, а так же постоянного присутствия русского дипломата в Пекине. В итоге Китай не ответил взаимностью, и послал на русскую землю, под видом беглецов, монголов. Это был повод остановить переговоры.

После смерти Канси, преемник Инчжень решил продолжить переговоры. В Китай был послан Граф С.Л. Владиславич-Рагузинский.

Рисунок 1: Граф С.Л. Владиславич-Рагузинский


Са́вваЛуки́чРагузи́нский-ВладиславичграфРагузинскийилиИллирийский (1668 —1738) — выдающийсяроссийский дипломат.

ПонациональностисербпотомокгерцеговинскихкнязейВладиславичейродилсявгородеХерцег-Нови (сейчасЧерногория), неподалекуотРагузы (нынешнийДубровник).

РоссийскуюдипломатическуюслужбуначалвКонстантинополе
гдевыполнялнеофициальныепорученияВВГолицинаиЕИУкраинцеваВ1703впервыепосетилМосквуобосновалсявМосквев1708В1711представительРоссиивЧерногориииМолдавииВ17161722вкачествепредставителяПетраIвелпереговорывРимеиВенеции.

В1725назначенполномочнымпосломРоссиивКитаевыполнилсвоюмиссиюизвестнуюкак «ПосольствоВладиславича», свысокимискусствомзаключиввначалеБуринскийдоговор (Буринскийтрактат), азатемнаегооснованииКяхтинскийдоговор.

Повозвращениив1728вПетербургсоставилдляроссийскогоправительстваподробнуюзапискуоцинскомКитаеПозднееучаствовалвразличныхпереговорахиобсужденияхпроблемроссийско-китайскойторговли.

Он в свою очередь выяснил, что камнем преткновения стал выпуск беглых монголов на нашу страну. Рагузинский пытался найти в Сибири списки перебежчиков, чтобы было о чем говорить с китайцами, но списков не нашлось; не нашлось и толковых карт, поэтому Рагузинский сам отправил геодезистов исследовать местность. Проехав всю Сибирь и оказавшись у китайской границы, Рагузинский писал: «Сибирская провинция… не губерния, но империя, всякими обильными местами и плодами украшена… такого преславного угодья на свете нет, только очень запустела за многими причинами, особенно от превеликого расстояния, от малолюдства, глупости прежних управителей и непорядков пограничных». Рагузинский не слишком высоко оценил китайскую военную мощь и, следовательно, исходящую от них военную угрозу, но в вопросах торговли китайские чиновники по-прежнему придерживались мнения, что это больше нужно России, чем им, и вели себя соответственно. Как и в случае с предыдущим послом Измайловым, посольство Рагузинского встретило формально. Уважительный прием у императора и враждебное отношение высших чиновников, которым император поручил ведение переговоров. Китайская сторона предлагала пересмотреть Нерчинский договор, объявляя земли до Тобольска, Байкала и Ангары монгольскими, т. е. китайскими, т. к. «монголы всегда были подданными императоров». Послы около полугода жили практически под арестом, от них добивались территориальных уступок, Рагузинский же стоял на своем, показывая, что готов довести дело до войны, но от прежних условий не отказаться. Император в итоге отправил Рагузинского и трех китайских министров договариваться непосредственно на границе. Позже, вернувшись в Россию, посол дал нелицеприятные оценки своим китайским партнерам: