Файл: В xviii веке начинаются стычки. Но это не мешает наладить отношения между двумя странами.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«…они войны сильно боятся, но от гордости и лукавства не отступают; а такого непостоянства от рождения моего я ни в каком народе не видал, воистину никакого резону человеческого не имеют, кроме трусости, и если б граница вашего императорского величества была в добром порядке, то все б можно делать по-своему; но, видя границу отворену и всю Сибирь без единой крепости и видя, что русские часто к ним посольство посылают, китайцы пуще гордятся, и, что ни делают, все из боязни войны, а не от любви… (император) государство свое притесняет и уже несколько тысяч людей казнил, а несколько миллионов ограбил; из двадцати четырех его братьев только трое пользуются его 18 доверием, прочие же одни казнены, а другие находятся в жестоком заключении; в народе нет ни крепости, ни разума, ни храбрости, только многолюдство и чрезмерное богатство, и как Китай начался, столько золота и серебра в казне не было, как теперь, а народ помирает с голоду; народ малодушный, как жиды; хан тешится сребролюбием и домашними чрезмерными забавами, никто из министров не смеет говорить правду...». Подобно своим предшественникам, Рагузинский завел тайное общение с придворными иезуитами, и те, в свою очередь, свели его с чиновниками, которые за взятку могли предоставить ценную информацию. 20 августа 1727 года был заключен Буринский трактат, ставший основой российско-китайского договора, вошедшего в историю под именем Кяхтинского (21 октября 1727 г.). Обе стороны оставались в прежних границах, на речке Кяхте ставилось караульное строение Российской империи; с южной стороны на сопке Орогойте – караульный знак Срединной империи; между этими пограничными постами должна была происходить приграничная беспошлинная торговля. Также из России раз в три года отправлялся торговый караван в Пекин. Обе стороны обязались отправить комиссаров для определения границы, которую «проводить между русскими и монгольскими караулами и маяками: если вблизи владения русских или монгольских людей находятся какие-нибудь сопки, хребты и реки, то их причесть за границу, а где сопок, хребтов и рек нет, прилегли степи, то разделить посредине поровну от обоих владений». Снималась проблема с титулованием императоров в грамотах, т. к. было решено, что дальнейшая переписка будет вестись от имени Сената (в России) и Трибунала внешних сношений (Лифаньюань, в Китае).
Таким образом, согласно условиям этого договора:
Рисунок 2. Торговый путь, по договору
Пункт 3:Конфликты вокруг Кяхтинской торговли в конце XVIII века.
К концу ХVIII в. торговля с Китаем составляла до 10 процентов внешней торговли России, причем в основном доход давали не караваны в Пекин, а именно приграничная меновая торговля. Однако в 1785 году эта торговля была остановлена на семь лет. Русско-китайские отношения обострились, и в дипломатической переписке стало употребляться слово «война». Конфликт разгорелся из-за пограничного инцидента: в 1782 году недалеко от границы был ограблен китайский купец, двумя годами позже выяснилось, что ограбили его буряты, часть из которых пришла с российской стороны. Китайские власти также обнаружили вовлеченность собственной приграничной стражи в нелегальную торговлю. От России потребовали компенсировать в десятикратном размере ущерб купца и выдать виновных бурятов. В сентябре 1784 года на границе состоялась встреча представителей двух стран, российский майор Налабородин передал положенный штраф, но приговорил преступников к битью кнутом и ссылке вместо смертной казни, ссылаясь на отмену смертной казни в России. При этом Налабородин пытался убедить цинскую сторону, что после такого наказания обычно умирают, но китайцы упорно требовали именно смертной казни, полагавшейся за такие преступления по законам Цинской империи. Налабородин стоял на своем, и китайцы закрыли приграничную торговлю, обратившись к иркутскому губернатору: «Мы торговлю остановили на время и написали тебе письмо с объяснением. Это мы к тому чтобы от тебя, иркутского губернатора, дождавшись ответа, решить это дело, так как разрешения кяхтинской торговли ваша Россия добилась нелегким путем, и мы не решились окончательно закрыть торговлю из-за одного тупого неряшливого майора».
Русская сторона тем временем отправила виновных бурятов в ссылку. Узнав об этом, император распорядился остановить Кяхтинскую торговлю и запретил китайским купцам даже приближаться к границе. Если для российской стороны все это походило на досадный инцидент, раздутый китайской стороной до неразумных пропорций, то китайцы, наблюдая уже целый век за экспансией русских, во всем видели скрытые планы и хитрые провокации. Тем временем, сосланные буряты умерли в ссылке, но на границе после схожего инцидента были задержаны новые преступники, которых российская и китайская стороны опять-таки желали наказывать по-разному. Наконец, в 1784 г. Сун Юнь собрал в Кяхте преступников с обеих сторон и разрешил русским наказать преступников кнутом. Трое бурят были биты кнутом, двое после экзекуции скончались, один остался жив, но «русские заверили, что он скоро умрет». Император однако посчитал действия Сун Юня недопустимой уступкой и отозвал того с переговоров. Только в 1790 г., после получения письма из Сената, где указывалось, что иркутский губернатор Ламб был смещен именно за ошибку в китайском деле, вопрос посчитали закрытым (между тем И.Х. Ламб в 1785 г. был награжден орденом и в 1786 г. переведен в Кострому, после чего продолжал продвигаться по служебной лестнице). В 1792 г. новый иркутский губернатор и Сун Юнь
подписали международный акт, упрощавший процедуру наказания пойманных преступников, и Кяхтинская торговля наконец возобновилась. Семилетний конфликт продемонстрировал, что цинские власти опасаются дальнейшей экспансии русских и перехода на их сторону монгольских племен. Русские же, по-прежнему испытывая проблемы с людьми и коммуникациями, вели себя гораздо увереннее и на уступки не шли. Более того, агрессивные замыслы, в которых Цяньлун подозревал русских, действительно приходили тем в голову, но не петербургским чиновникам, а именно местным властям. Иркутский генерал-губернатор Иван Якоби, еще в юные годы изучивший Китай с посольствами и торговыми караванами, в 1791 г. предполагал, что 30 тысяч войска хватит для завоевания Монголии и Приамурья, и предлагал Сенату начать войну. Война с Китаем в планы Екатерины II не входила, Якоби был снят со своего поста.
Рисунок 3. Караван из Китая
Рисунок 4. Чайная лавка
Таким образом, в результате событий описанных в данном параграфе, можно сделать вывод. Россия и Китай добились дружественных отношений, как в территориальном смысле, так и в торговом. И по сей день, эта дружба сохраняется, Россия и Китай так же плотно сотрудничают.
Вопросы после параграфа:
1.В чем заключался Нерченский договор?
2.Как назывался договор, подписанный в 1727 года? В чем суть союзного договора?
3.Расскажите о первом конфликте между русскими и китайцами.
Заключение
История взаимоотношений двух сверхдержав, Китая и России, насчитывает около четырёх столетий. Развитие этих стран можно наблюдать по всей истории. Две непохожих на себя страны, стали союзниками. Варварская Россия, которая начала эпоху перемен при Петре Великом и Китай, малоизученный, закрытый и с древними традициями. Он становится жертвой колонизации и в XIX веке его терзают ряд внутренних усобиц, и становится политической жертвой развитых стран. В XX веке в России происходит революция социалистическая, а Китай продолжает период смуты. Только при Мао было достигнуто спокойствие в стране. И обе державы, объединяет - коммунизм. Китай признаёт Советский союз на международной арене и с того момента Поднебесная становится Китайской Народной Республикой. До сих пор эти две страны живут в экономическом и политическом союзе.
Несмотря на кажущуюся всестороннюю изученность, российско-китайские отношения с XVII века по XX век и на сегодняшний день представляют интерес для исследователей, как в России, так и в КНР. После подписания Санкт-Петербургского договора 1881 г. Фактически завершилось пограничное размежевание между двумя государствами. С этого времени отношения между сторонами характеризуются наличием обширной области соприкосновения стратегических и геополитических интересов.
В школьных курсах мы увидели, что отношения между Россией и Китаем, на протяжении четырёх веков не изучаются. В некоторых учебника вроде и сказано об отношениях, но в очень кратком содержании (без фактов, событий, персоналий и т.д.).
В данной выпускной квалификационной работе были проанализированы школьные учебники, по итогам которых был сделан вывод о том, что мало внимания уделяется международным отношениям. Вниманием обделены не только простые и не значительные события, но даже и те моменты, которые повлияли на курс взаимоотношений.
Обоюдная память о столь долгих отношениях несет история. История знает, как и негативные стороны, так и положительные стороны двух стран по отношению к друг другу. Современный этап развития отношений уже не несёт в себе никакую идеологию и никакие территориальные конфликты. Сейчас все взаимоотношения между двумя сверхдержавами ведут к тому, что эти две страны будут ещё долго союзничать друг с другом.
Изучение отношений между странами на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса, поэтому необходимо показать, как они развивались в истории.
Методика изучения международных отношений предлагает нам разнообразные приёмы по описанию событий и фактов. Работа со странами станет плодотворной, если будет носить оптимально организованные и методически разнообразные формы работы обучающихся. Изучение международных отношений на уроках истории будет более эффективно при соблюдении следующих условий:
- использование различных приемов, подходов, методик позволяющих «осветить» каждую страну с любых сторон;
- тщательный отбор содержания информации, позволяющий раскрыть особенности взаимоотношений народов и влияния этих отношений на историю развития дружбы между странами;
- разработка таких типов уроков, которые способствовали бы увеличению и расширению объема усваиваемой учащимися информации, усиливали бы роль самостоятельной работы обучаемых при приобретении, усвоении и применении новых знаний, умений и навыков.
Список литературы
Таким образом, согласно условиям этого договора:
-
Зафиксировал соглашение о торговле и границах. -
Уточнил общую границу и порядок контактов пограничных властей. -
Разрешил въезд русским караванам раз в 3 года. -
Дал толчок на развития Православной миссии в Китае.
Рисунок 2. Торговый путь, по договору
Пункт 3:Конфликты вокруг Кяхтинской торговли в конце XVIII века.
К концу ХVIII в. торговля с Китаем составляла до 10 процентов внешней торговли России, причем в основном доход давали не караваны в Пекин, а именно приграничная меновая торговля. Однако в 1785 году эта торговля была остановлена на семь лет. Русско-китайские отношения обострились, и в дипломатической переписке стало употребляться слово «война». Конфликт разгорелся из-за пограничного инцидента: в 1782 году недалеко от границы был ограблен китайский купец, двумя годами позже выяснилось, что ограбили его буряты, часть из которых пришла с российской стороны. Китайские власти также обнаружили вовлеченность собственной приграничной стражи в нелегальную торговлю. От России потребовали компенсировать в десятикратном размере ущерб купца и выдать виновных бурятов. В сентябре 1784 года на границе состоялась встреча представителей двух стран, российский майор Налабородин передал положенный штраф, но приговорил преступников к битью кнутом и ссылке вместо смертной казни, ссылаясь на отмену смертной казни в России. При этом Налабородин пытался убедить цинскую сторону, что после такого наказания обычно умирают, но китайцы упорно требовали именно смертной казни, полагавшейся за такие преступления по законам Цинской империи. Налабородин стоял на своем, и китайцы закрыли приграничную торговлю, обратившись к иркутскому губернатору: «Мы торговлю остановили на время и написали тебе письмо с объяснением. Это мы к тому чтобы от тебя, иркутского губернатора, дождавшись ответа, решить это дело, так как разрешения кяхтинской торговли ваша Россия добилась нелегким путем, и мы не решились окончательно закрыть торговлю из-за одного тупого неряшливого майора».
Русская сторона тем временем отправила виновных бурятов в ссылку. Узнав об этом, император распорядился остановить Кяхтинскую торговлю и запретил китайским купцам даже приближаться к границе. Если для российской стороны все это походило на досадный инцидент, раздутый китайской стороной до неразумных пропорций, то китайцы, наблюдая уже целый век за экспансией русских, во всем видели скрытые планы и хитрые провокации. Тем временем, сосланные буряты умерли в ссылке, но на границе после схожего инцидента были задержаны новые преступники, которых российская и китайская стороны опять-таки желали наказывать по-разному. Наконец, в 1784 г. Сун Юнь собрал в Кяхте преступников с обеих сторон и разрешил русским наказать преступников кнутом. Трое бурят были биты кнутом, двое после экзекуции скончались, один остался жив, но «русские заверили, что он скоро умрет». Император однако посчитал действия Сун Юня недопустимой уступкой и отозвал того с переговоров. Только в 1790 г., после получения письма из Сената, где указывалось, что иркутский губернатор Ламб был смещен именно за ошибку в китайском деле, вопрос посчитали закрытым (между тем И.Х. Ламб в 1785 г. был награжден орденом и в 1786 г. переведен в Кострому, после чего продолжал продвигаться по служебной лестнице). В 1792 г. новый иркутский губернатор и Сун Юнь
подписали международный акт, упрощавший процедуру наказания пойманных преступников, и Кяхтинская торговля наконец возобновилась. Семилетний конфликт продемонстрировал, что цинские власти опасаются дальнейшей экспансии русских и перехода на их сторону монгольских племен. Русские же, по-прежнему испытывая проблемы с людьми и коммуникациями, вели себя гораздо увереннее и на уступки не шли. Более того, агрессивные замыслы, в которых Цяньлун подозревал русских, действительно приходили тем в голову, но не петербургским чиновникам, а именно местным властям. Иркутский генерал-губернатор Иван Якоби, еще в юные годы изучивший Китай с посольствами и торговыми караванами, в 1791 г. предполагал, что 30 тысяч войска хватит для завоевания Монголии и Приамурья, и предлагал Сенату начать войну. Война с Китаем в планы Екатерины II не входила, Якоби был снят со своего поста.
Рисунок 3. Караван из Китая
Рисунок 4. Чайная лавка
Таким образом, в результате событий описанных в данном параграфе, можно сделать вывод. Россия и Китай добились дружественных отношений, как в территориальном смысле, так и в торговом. И по сей день, эта дружба сохраняется, Россия и Китай так же плотно сотрудничают.
Вопросы после параграфа:
1.В чем заключался Нерченский договор?
2.Как назывался договор, подписанный в 1727 года? В чем суть союзного договора?
3.Расскажите о первом конфликте между русскими и китайцами.
Заключение
История взаимоотношений двух сверхдержав, Китая и России, насчитывает около четырёх столетий. Развитие этих стран можно наблюдать по всей истории. Две непохожих на себя страны, стали союзниками. Варварская Россия, которая начала эпоху перемен при Петре Великом и Китай, малоизученный, закрытый и с древними традициями. Он становится жертвой колонизации и в XIX веке его терзают ряд внутренних усобиц, и становится политической жертвой развитых стран. В XX веке в России происходит революция социалистическая, а Китай продолжает период смуты. Только при Мао было достигнуто спокойствие в стране. И обе державы, объединяет - коммунизм. Китай признаёт Советский союз на международной арене и с того момента Поднебесная становится Китайской Народной Республикой. До сих пор эти две страны живут в экономическом и политическом союзе.
Несмотря на кажущуюся всестороннюю изученность, российско-китайские отношения с XVII века по XX век и на сегодняшний день представляют интерес для исследователей, как в России, так и в КНР. После подписания Санкт-Петербургского договора 1881 г. Фактически завершилось пограничное размежевание между двумя государствами. С этого времени отношения между сторонами характеризуются наличием обширной области соприкосновения стратегических и геополитических интересов.
В школьных курсах мы увидели, что отношения между Россией и Китаем, на протяжении четырёх веков не изучаются. В некоторых учебника вроде и сказано об отношениях, но в очень кратком содержании (без фактов, событий, персоналий и т.д.).
В данной выпускной квалификационной работе были проанализированы школьные учебники, по итогам которых был сделан вывод о том, что мало внимания уделяется международным отношениям. Вниманием обделены не только простые и не значительные события, но даже и те моменты, которые повлияли на курс взаимоотношений.
Обоюдная память о столь долгих отношениях несет история. История знает, как и негативные стороны, так и положительные стороны двух стран по отношению к друг другу. Современный этап развития отношений уже не несёт в себе никакую идеологию и никакие территориальные конфликты. Сейчас все взаимоотношения между двумя сверхдержавами ведут к тому, что эти две страны будут ещё долго союзничать друг с другом.
Изучение отношений между странами на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса, поэтому необходимо показать, как они развивались в истории.
Методика изучения международных отношений предлагает нам разнообразные приёмы по описанию событий и фактов. Работа со странами станет плодотворной, если будет носить оптимально организованные и методически разнообразные формы работы обучающихся. Изучение международных отношений на уроках истории будет более эффективно при соблюдении следующих условий:
- использование различных приемов, подходов, методик позволяющих «осветить» каждую страну с любых сторон;
- тщательный отбор содержания информации, позволяющий раскрыть особенности взаимоотношений народов и влияния этих отношений на историю развития дружбы между странами;
- разработка таких типов уроков, которые способствовали бы увеличению и расширению объема усваиваемой учащимися информации, усиливали бы роль самостоятельной работы обучаемых при приобретении, усвоении и применении новых знаний, умений и навыков.
Список литературы
-
Алексеев, М.Н. Советская военная разведка в Китае и хроника «китайской смуты» (1922–1929) / М.Н. Алексеев. – М.: Кучково поле, 2010. – 608 с.
-
Айгунский мирный договор: 16/28/.05.1858, Айгунь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hrono.info/dokum/1800dok/1858aygun.php
-
Балакин, В.С. КНР и СССР в 1960-е – 1980-е гг.: от конфронтации к равноправному сотрудничеству / В.С. Балакин, Л. Сяоин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». – 2016. – Т. 16. – № 1. – С. 11–15. -
Воскресенский А. Д. Дипломатическая история Санкт-Петербургского русско-китайского договора 1881 года / А.Д. Воскресенский. - М.: Памятники исторической мысли, 1995. – 439 с. -
Вестад, О.А. Беспокойная империя. Китай и мир с 1750 г. / О.А. Вестад. – М.: Центрполиграф, 2012. – 639 с. -
Виноградов, А.В. История Китая с древнейших времен до начала XXI в. : в 10 т. / А.В. Виноградов. – М., 2016. – Т. 9. -
Внешняя политика и международные отношения Китайской Народной Республики / Б.Н. Занегин, А.Г. Кручинин, Г.А. Боголюбов [и др.]. – М., 1974. – Т. 2.