Файл: В xviii веке начинаются стычки. Но это не мешает наладить отношения между двумя странами.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
История российско-китайских отношений насчитывает 400 лет, т.к. Китай является одним из самых «ранних соседей» нашей страны. В обеих странах менялись династии и режимы правления, изменялись баланс силы в мире и система международного сотрудничества. И все эти причины играли очень важную роль во взаимоотношении между Россией и Китаем – были конфликты и противостояния, но также были периоды дружбы и сотрудничества.
Торгово-экономические отношения между обеими странами являлись главным фактором в их развитии, потому что эти двусторонние отношения определялись историческими и географическими факторами. Успехи во внутренней и внешней политики Россия и Китая во многом зависели от состояния их взаимоотношений. И это общее состояние обеих стран обуславливало баланс сил, как в Восточной Азии, так и во всем мире в целом, что оказывало большое влияние на развитие международных отношений.
Сначала XVII века происходит процесс налаживания отношений двух стран. Две державы с разным менталитетом встречаются. То одно сторона терпит неудачи, то вторая ведёт себя согласно своим законам и традициям. Но всё же приходят к чему то общему.
В XVIII веке начинаются стычки. Но это не мешает наладить отношения между двумя странами.
В XIX веке начинают происходить качественные изменения в российско-китайских отношениях. Для того, чтобы быстрее решить накопленные проблемы и противоречия с Китаем, Россия быстро активизировала свою политику в сторону империи Цинь. Международная обстановка на Дальнем Востоке объективно способствовала дальнейшему сближению России. Оба государства оказались в состоянии войны с Англией и Францией – державами, которые играли наиболее важную роль в Восточной Азии в середине XIX века.
В XX веке все начинается меняться мир. Советский союз меняет свою идеологию, там проходит социалистическая революция и к власти приходят большевики. Мир видит это, кто то принимает эту сторону, а кто то нет. Китай идёт по стопам СССР и становится коммунистическим. Со временем там происходит разногласия в правительстве, но всё же ближе к войне Китай принимает эту сторону и становится главным союзником Советского союза. Его принимают как континентальную державу под названием Китайская Народная республика. После смерти Сталина начинаются разногласия, стычки, и т.д. Но к концу XX века весь негативный пыл сбавляет обороты, и отношения приходят в положительную сторону.
Это и повлияло на активизацию российской политики на Дальнем Востоке, особенно способствовало разрешению вопросов и разногласий, которые касались границ между обоими государствами.
Объектом исследования является исторические процессы развития русско-китайских отношений в период с XVII века по XX век.
Предметом исследования - изучение особенностей развития русско-китайских отношений в период с XVII века по XX век.
Цель настоящего исследования заключается в комплексном анализе развития русско-китайских отношений в период с XVII века по XX век.
Задачи:
-
Рассмотреть начало развития российско-китайских отношений в XVII века. -
Посмотреть на протекание отношений в период XVIII века.
3. Рассмотреть кризис в российско-китайских отношениях: война 1900 г .
4. Рассмотреть проблемы российско-китайских отношений в XX веке.
5. Показать на примерах из учебников, что в школьных курсах русско-китайские отношения мало затрагиваются. Разработать свой параграф на примере учебника 8 класса.
Методологическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, диалектический метод познания, исторический. Также использовались системный, логический.
При подготовке и написании работы был использован широкий круг источников: нормативные правовые акты, монографии, сборники статей и российская периодическая печать. А так же учебники школьной программы. При написании работы использовалась работы таких авторов как: Гончарова Е.Н., Суховская Д.Н., Черкесов О.Д., Горбунов А.П., Ермаков В.П. и других.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Русско-китайские отношения в XVII-XVIII века.
-
Первые контакты Империи с Цинской империей.
На протяжении большого количества времени, Москва и Пекин не испытывали потребность в двухсторонних отношениях. Эти два центра разделяли тысячи километров. Началось все в середине XVI века. Во времена правления Ивана IV Грозного, московское государство вело активную внешнюю политику по всем направлениям. Самые успешные были на востоке: были ликвидированы Казанское и Астраханское ханства, Волга на всем ее течении взята под русский контроль, казачьи отряды проникли в Западную Сибирь и нанесли ряд поражений Сибирскому ханству. Так постепенно восточные рубежи Московского царства приближались к границам Китая. Уже вначале XVII века, после завершения в Московском государстве Смуты: в 1618 г. монгольский Алтын-хан прислал послов в Тобольск. Тобольский воевода велел казакам Ивану Петлину и Андрею Мадову сопроводить послов обратно, а далее следовать в Китай и разузнать об этой загадочной стране как можно больше. Отряд Петлина путешествовал полтора года, однако цели своей казаки смогли достичь и вернулись с подробным описанием своего путешествия. Император Чжань Ли не принял казаков (у которых не было положенных церемониалом подарков для императора), но отправил московскому царю грамоту, которую, правда, в Посольском приказе в Москве не смогли перевести. Посольство Петлина имело не только дипломатический характер, но благодаря ему многие страны узнали о такой стране как Китай. Данный отряд во главе с казаком Петлиным составил, энциклопедию, которая в свою очередь была переведена на разные языки. В ней рассказывалось о точном расположении, об устройстве и т.д. Как мы знаем, в то время особенно развивалось западное направление внешней политики. Восточное не так много значило, но всё-таки имело своё место. Сибирь славилась своим природным богатством, а это был главный экспорт. Природные ресурсы постепенно начали истощаться и уже в 30-х годах экспедиции двигались всё дальше и дальше на восток.
Много кто пытал своё счастье в походах на восток. Максим Перфильев, Василий Поярков - это имена первых, кто отправлялся в экспедиции. Данные походы завершались неудачей: первый из-за нехватки продовольствия не дошел, второй потерял много людей. В 1649 году Ерофей Хабаров снарядил экспедицию за свой счёт. Собрал людей и провиант и отправился в путь. На своём пути он разбивал племена дауров, которые припоминали ему о походе его предшественника. На берегах Амура строил города, на котором уже жили племена дауров, дючеров и нивхов. Данная территория входила под влияние Китая, но не была частью империи, так как здесь не было чиновников и военных постов. Но это не мешало Китаю считать эту территорию своей частью. Так впервые столкнулись интересы Москвы и Пекина.
На тот момент Китай насчитывал 150 миллионов человек населения и развивался он уже около трёх тысяч лет. По сравнению с Россией, Поднебесная уже достигла колоссальных достижений с культуре и науке. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Китай по праву мог смотреть на русских свысока и считать их варварами. Поднебесная считала себя центром мира и развивала себя по своей идеологии. Это же и было неким тормозом их развития, потому что они кроме своего сознания не воспринимали ничего другого. Россия в этом плане же, хоть и была отсталая, но зато она была готова на любые перемены и принятия иной путь развития страны. В XVIII веке будут брошены все силы Петра Великого, и со временем Россию считать варварами было уже не актуально, она стала очень мощной силой.
К середине XVII века начались приграничные стычки. Маньчжуры или династия Цин, сами взяли под себя приамурские народы, так же обложили их данью. На этой почве и начались стычки с одной стороны казаков и служивых людей с китайцами и их племенами с другой стороны. Россия страдала больше всего в этих столкновениях, так как Приамурье находилось далеко от центра, и было очень сложно доставлять войско и провиант. Таких стычек стало еще больше, и растянулись они на 40 лет.
В 1652 году Е. Хабаров со своим отрядом были задержаны в Ачанском городке. Захвачены они были сначала племенами дауров и ачанцев, а вскоре и самой маньчжурской армией. Спустя некоторое время в отряде произошел раскол: группа казаков решила отправиться вниз по Амуру, для грабежа местного населения, сам же Хабаров остался ждать посла из Москвы Зиновьева, чтобы вместе с ним отвести ясак в столицу.
Русские понимали о всей проблеме конфликта с Китаем, хотели начать переговоры. В 1654 году в Поднебесную отправился Фёдор Байков. Он поехал не как посол, а просто узнать об устройстве и планах Китая. В итоге добравшись до страны, его поездка закончилась. В Китае была традиция, называлась она Коутоу. Коутоу – это трёхкратное коленопреклонение и девятикратное челобитие. Так вот, Байков не хотел передавать русскую грамоту через посредника, а настаивал на личной встрече, так же он не хотел выполнять обычай коутоу. В итоге он был выслан из страны вместе со своими подарками.
Далее у Онуфрия Степанова, который остался вместо Хабарова на Амуре, начались проблемы. Китай запретил сеять хлеб местным племенам, и поэтому русский отряд оставался без продовольствия. В 1658 году китайское войско атаковала казаков на Амуре. Степанов и еще две стони казаков - погибли.
К этому времени в верховьях Амура казаки стали заселять брошенные даурами крепости Нерчинск и Албазин. Использовались они для сбора налогов (Ясака). Грамотой царя Алексея Михайловича вокруг Нерчинского острога было создано Нерчинское воеводство. Не редко китайцы переходили на русскую сторону, это объяснялось тем что они не были согласны с китайскими законами и судопроизводством. Это послужило китайскую сторону искать переговоров. В 1670 году казаки отправились в Пекин и привезли оттуда для царя Алексея Михайловича грамоту императора, в которой предлагалось жить в мире. Восприняв грамоту как приглашение к мирной беседе, Алексей Михайлович в 1675 году отправил в Пекин переводчика посольского приказа Николая Спафария, который прибыл в Китай в мае 1676 году, Императором Китая в это время был Канси, четвертый из маньчжурской династии Цин, но лишь второй из этой династии, кто контролировал весь Китай. Канси боролся с экспансией португальцев и голландцев на юго-востоке своих владений, с джунгарами – на западе. Начинать полномасштабную войну с русскими на севере было совершенно не в его интересах, однако и сохранить формальное величие империи было необходимо. Сам Спафарий, получив царское задание, серьезно занялся китайским вопросом и вел подробные записки о своем путешествии ко двору императора Канси. Спафарий, как и ранее Байков, столкнулся с изощренным китайским церемониалом, в частности с требованием передать царскую грамоту еще до приема у императора. Спафарий отказался, тогда китайцы привели к Спафарию иезуита-голландца Ф. Вербиста, который перевел царскую грамоту на латынь и в таком виде представил императору Канси. Иезуит также предостерег Спафария: «…китайцы – варвары, и никакому послу чести не дают; подарки, которые присылаются к ним от других государей называют и пишут данью, и в грамотах своих отвечают будто господин к слуге, говорят что все люди на свете видят одним глазом и только китайцы двумя»
1. Иезуиты в итоге стали посредниками в общении между русским послом и китайским императором. Спафарий прожил в Пекине все лето, страдая от жары и тщетно пытаясь добиться уважительных формулировок в грамоте Канси к Алексею Михайловичу. Китайские чиновники в итоге выпустили Спафария с тремя предварительными условиями для ведения дальнейших переговоров: вернуть сбежавшего к русским тунгусского князя Гантемира, в дальнейших переговорах признавать китайского императора старшим правителем, прекратить казачьи набеги на пограничье. Без соблюдения этих условий китайцы отказывались вести торговлю и политические контакты. Спафарий вернулся в Москву, будучи не очень хорошим мнением о китайцах: «таких лукавых людей на всем свете нет, и нигде не найдешь таких воров…». Сами китайцы остались о Спафарии не лучшего мнения: «...когда был у богдыхана русский посланник Николай Спафари и богдыхан спросил его, учился ли он астрономии, то он отвечал, что учился; когда же богдыхан спросил об одной звезде, которая называется Золотой Гвоздь, то Спафари отвечал очень грубо: «Я на небе не бывал и имен звездам не знаю». В том же 1676 году царь Алексей Михайлович умирает, и вернувшийся Спафарий был обвинен в чернокнижничестве заодно Артамоном Матвеевым, отстранен от дел; его посольство было расценено как неудачное. Русские тем временем продолжали переселяться в Приамурье. В 1682 году было основано Албазинское воеводство. Казаки ставили городки по Амуру, ходили на промыслы, собирали налоги с местных племен. Китайцы посылали к албазинскому воеводе Алексею Толбузину грамоты с требованиями покинуть Албазин и по Амуру вниз не ходить, но русские эти послания игнорировали. Летом 1685 году под Албазином появилось большое китайское войско; Толбузин, не имея возможностей вести оборону, сдался. Народ отпустили, а китайцы ушли, не убрав посеянного русскими хлеба. Летом 1686 году к Албазину подступила пятитысячная китайская армия с сорока пушками. Защитников было в пять раз меньше. Началась многомесячная осада Албазина, в ходе которой обе стороны понесли большие потери. К концу 1686 году в гарнизоне осталось около сотни бойцов, сам Толбузин погиб, но, тем не менее, Албазин держался. В том году для решения этого вопроса из Москвы отправили с войском, а так же с полномочиями главного посла Фёдор Головин. Узнав о приезде Головина, Канси велел прекратить осаду Албазина. Маньчжурские войска перестали штурмовать город и позволили перемещаться переговорщикам. В мае 1687 году маньчжуры отошли от Албазина на 3-4 версты и встали лагерем. Теперь судьба русских поселений должна была решиться за столом переговоров. К этому моменту потери маньчжур достигали две с половиной человек, в Албазине из первоначального тысячного гарнизона в живых осталось два десятка казаков, однако к ним подошли небольшие подкрепления, и гарнизон был готов к дальнейшим боям. Еще в октябре 1686 году Фёдор Головин получил из Москвы инструкции по ведению переговоров с китайцами, смысл которых сводился к необходимости заключения мира, даже если это потребует уступок и дачи взяток китайской стороне. Переговоры проходили в поле возле Нерчинска, т. е. на территории, которую русские считали своей. Головин добрался туда только к августу 1689 году. Для переговоров разбиты были шатры в поле; как и в случае с посольством Спафария, посредниками между русскими и китайцами выступили иезуиты: испанец Перейра и француз Жербильон, сами переговоры велись на латинском языке. Обе стороны обменялись претензиями. Головин винил китайцев, что те вместо попыток урегулировать пограничные инциденты сразу начали вести военные действия. Китайцы в свою очередь объявили, что все земли к востоку от Байкала всегда принадлежали им, в том числе все Приамурье. В какой-то момент Головин заподозрил посредников в неверном переводе своих слов и решился для пущего успеха переговоров подкупить иезуитов. Обе стороны в итоге были готовы идти на уступки, обе хотели избежать большой войны, но в то же время стремились сохранить престиж своего монарха. Как следствие, переговоры затянулись, китайцы делали вид, что возвращаются домой, разочарованные позицией Головина. После всего у Нерчинска появилось трехтысячное китайское войско, на сторону китайцев стали переходить местные бурятские племена. Держать осаду в Нерчинске Головину было невозможно, т. к. укрепления подгнили, а численностью русские сильно уступали китайцам и их союзникам. После серии мелких стычек, Головин решился на заключение договора, мотивируя уступки так: «...видя китайских послов многое упорство, измену бурят и онкот; боясь, чтоб по их примеру не изменили и тунгусы и не разорили бы, по согласию с китайцами, всей Даурской земли, не побрали бы всех ясачных иноземцев, кочующих у Байкальского моря; усмотря совершенно склонность китайских послов к войне, слыша от промышленных и служилых людей даурских острожков, что между Албазином и рекою Горбицею мало годных земель к поселению, а промыслов соболиных и других никогда в тех местах не бывало; желая рудокопное место, где сыскана серебряная руда, удерживать в царской стороне, также соленое озеро и многие пашенные места на той стороне реки Аргуни…». Головин согласился определить границей реку Горбицу, а город Албазин снести, чтобы на этом месте не было никогда ни русского, ни китайского поселения. Правый берег реки Шилки считался русским, левый – китайским. Таким образом, весь бассейн Амура, Сахалин и Приморье остались за Китаем, но от изначальных претензий на земли к востоку от Байкала китайцы отказались, официально объясняя это холодным климатом, делающим данные земли непригодными для проживания. Русские отошли к истокам Амура, но сохранили Нерчинск и прочие поселения как базу для дальнейших действий. Русские купцы получили право доступа в Китай. Характерно, что обе стороны изначально считали договор невыгодным, но уже пару веков спустя, Нерчинский договор стал восприниматься в Китае как справедливый и взаимовыгодный. Для России принципиально важно было, что китайский император относится к российскому царю как монарх к монарху. Обе стороны обязались выдавать преступников и поддерживать приграничную торговлю. Для Китая данный договор был беспрецедентен. Ещё Канси смог предугадать возвышение России, ведь он увидел в ней хорошего и сильного северного друга. В приведенной выше цитате Канси ставит в один ряд русских, голландцев и испанцев, что было явным преувеличением в конце XVII веке.