ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28 ния мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также по возмещению вреда, при- чиненного преступлением
22
Действия и решения прокурора по уголовному делу с об-
винительным постановлением. Согласно ст. 226.8 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвини- тельным постановлением, и в течение трех суток принимает по нему одно из следующих решений: об утверждении обвинительного постановления и о направле- нии уголовного дела в суд; возвращении уголовного дела для пересоставления обвини- тельного постановления в случае его несоответствия требовани- ям, указанным в ч. 1 ст. 226.7 УПК РФ, согласно которым в об- винительном постановлении указываются те же обстоятельства, что и в обвинительном акте, устанавливая для этого срок не бо- лее двух суток; направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке в следующих случаях: а) наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 226.2
УПК РФ, в частности если подозреваемый является несовершен- нолетним или относится к категории лиц, в отношении которых согласно главе 52 УПК РФ применяется особый порядок уголов- ного судопроизводства, или подозреваемый не владеет языком уголовного судопроизводства и т. п.; б) при производстве по уголовному делу были допущены су- щественные нарушения требований настоящего Кодекса, по- влекшие ущемление прав и законных интересов участников уго- ловного судопроизводства; в) совокупности собранных доказательств недостаточно для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности лица в совершении преступления; г) наличие достаточных оснований полагать самооговор об- виняемого; прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст.ст. 24, 25, 27, 28 и 28.1
УПК РФ.
22
Пункт 30 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от
26 января 2017 года № 33.
29
При утверждении обвинительного постановления прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на ме- нее тяжкое.
Копия обвинительного постановления с приложениями вру- чается обвиняемому, его защитнику, потерпевшему и (или) его представителю в порядке, установленном ст. 222 УПК РФ. После вручения копий обвинительного постановления прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя.
Прокурорам предписывается: при поступлении уголовного дела с обвинительным поста- новлением обращать внимание на соответствие его содержания требованиям, перечисленным в пп. 1—8 ч. 1 ст. 225 УПК РФ, а также на достаточность данных в прилагаемой к нему справке, указанных ч. 10 ст. 226.7 УПК РФ. В случае несоответствия об- винительного постановления требованиям, предъявляемым уго- ловно-процессуальным законом, следует возвращать его органу дознания для пересоставления в срок не более двух суток; в ходе изучения материалов уголовного дела тщательно про- верять соответствие выводов органов дознания установленным при производстве дознания в сокращенной форме обстоятель- ствам, содержащимся в материалах уголовного дела. В случае выявления обстоятельств, препятствующих направлению уго- ловного дела в суд, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ, необходимо выносить постановление о направлении его дозна- вателю для производства дознания в общем порядке; при наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 24, 25, 27, 28 и 28.1 УПК РФ, во всех случаях выносить постановление о пре- кращении уголовного дела, поступившего от дознавателя, о чем уведомлять заинтересованных лиц; при утверждении обвинительного постановления в случае не- подтверждения материалами уголовного дела отдельных пунк- тов обвинения либо неправильной квалификации и необходимо- сти переквалификации на менее тяжкий состав преступления выносить соответствующее процессуальное решение, уведомляя о нем заинтересованных лиц
23 23
Пункты 31—34 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 января 2017 года № 33.
30
II. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1 2 3 4 5 6 7 8
Глава 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ПРОКУРОРОМ
МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
§ 1. Анализ и оценка прокурором
материалов проверки сообщения о преступлении
Генеральный прокурор Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость обеспечения действенного проку- рорского надзора за исполнением законов при приеме, регистра- ции и разрешении сообщений о преступлениях, полнотой прово- димых проверок, законностью и обоснованностью принимаемых процессуальных решений о возбуждении (либо об отказе в воз- буждении) уголовных дел; при установлении фактов волокиты, принятия незаконных решений, неполноты проверок, проводи- мых органами предварительного расследования, — ставить во- прос о привлечении к ответственности виновных лиц этих орга- нов, а также прокурорских работников, не обеспечивающих надлежащий надзор за их деятельностью
24
. Таким образом, по- зиция Генерального прокурора предопределяет значимость каче- ства и полноты не только проверки прокурором сообщения о преступлении, но и анализа материалов такой проверки с целью установления законности и обоснованности принятого процессу- ального решения.
Анализ прокурором материалов проверки сообщения о любом преступлении предполагает проверку: законности повода для возбуждения уголовного дела; наличия (отсутствия) обстоятельств, препятствующих воз- буждению уголовного дела (ст.ст. 24 и 148 УПК РФ); наличия (отсутствия) у лица, в отношении которого возбуж- дается уголовное дело, правового статуса, влекущего особый порядок возбуждения уголовного дела (ст.ст. 447 и 448
УПК РФ);
24
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 12 июля
2010 года № 276; Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от
28 декабря 2016 года № 826; Приказ Генерального прокурора Российской Фе- дерации от 5 сентября 2011 года № 277; Приказ Генерального прокурора Рос- сийской Федерации от 29 августа 2014 года № 454.
31 соблюдения требований действующего законодательства при производстве предусмотренных ст. 144 УПК РФ следственных и иных процессуальных действий, а также законодательно уста- новленных правил получения, документирования и представле- ния результатов оперативно-розыскной деятельности; соблюдения прав и свобод заявителей и иных лиц, чьи инте- ресы затрагиваются сообщением о преступлении; соблюдения сроков производства проверки сообщения о пре- ступлении; соблюдения требований уголовно-процессуального законода- тельства о подследственности; уполномоченным ли лицом проведена проверка сообщения о преступлении и принято решение по ее результатам; наличия основания для возбуждения уголовного дела (в слу- чае принятия решения о возбуждении уголовного дела); правильности квалификации противоправного деяния, ин- формация о котором получена в ходе проверки; полноты проведенной проверки сообщения о преступлении
(в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовно- го дела).
Устанавливая законность повода для возбуждения уголовного дела, проверяя соблюдение требований уголовно-процессуального закона при приеме поступившего сообщения (заявления) о пре- ступлении, а также оценивая правильность его оформления, про- курору необходимо учитывать требования не только норм УПК
РФ, но и ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок приема, регистрации и проверки поступивших сообще- ний о преступлениях
25 25
См., напр.: приказ МЧС России от 2 мая 2006 года № 270 «Об утвержде- нии Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о пре- ступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожар- ной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обо- роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед- ствий»; приказ ФТС России от 12 января 2007 года № 23 «Об утверждении
Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах
Российской Федерации сообщений о преступлениях»; приказ Минюста России от 2 мая 2006 года № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке ор- ганизации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях»; Приказ Генеральной прокуратуры
Российской Федерации № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Мин- юста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353,
ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 года.
32
Если поводом для возбуждения уголовного дела является рапорт об обнаружении признаков преступления, составлен- ный должностным лицом органа, осуществляющего оператив- но-розыскную деятельность, целесообразно проверить доста- точность данных, полученных в ходе осуществления опера- тивно-розыскной деятельности, указывающих на наличие при- знаков того или иного вида (разновидности) преступления: содержат ли эти данные сведения о месте и времени обнару- жения признаков конкретного противоправного деяния, об- стоятельствах, при которых они были обнаружены; о лице
(лицах), возможно совершившем это преступление, очевидцах противоправного события; местонахождении предметов и до- кументов, которые могут быть признаны вещественными до- казательствами по уголовному делу; иных фактах и обстоя- тельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуж- дении уголовного дела
26
Возбуждение уголовного дела и последующее по нему произ- водство уголовно-процессуальный закон связывает не только с наличием повода, но и достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Специфика крите- рия достаточности этих данных заключается в следующем. С одной стороны, он является субъективным, поскольку определя- ется лицом, решающим вопрос о возбуждении уголовного дела; зависит от характера и объема имеющейся информации; вывод о наличии признаков преступления носит вероятностный характер.
Иными словами, речь идет о степени убежденности правоприме- нителя в возможности совершения (подготовки к совершению, покушения на совершение) общественно опасного деяния, явля- ющегося согласно уголовному закону преступлением. С другой стороны, лицом, принимающим решение о возбуждении уголов- ного дела, должна учитываться формулировка диспозиции кон- кретной нормы уголовного закона, содержащая совокупность обстоятельств, без установления которых указанное процессу- альное решение принято быть не может.
С вопросом достаточности фактических данных для возбуж- дения уголовного дела связан вопрос наличия (отсутствия) необ- ходимости проведения проверки сообщения о преступлении.
26
Ларинков А. А., Шиплюк В. А. Уголовно-процессуальная проверка в ста- дии возбуждения уголовного дела : учеб. пособие. СПб., 2015. С. 86—89.
33
Принимая во внимание, что в подавляющем большинстве со- общений (заявлений) о преступлениях не содержится достаточ- ных данных, свидетельствующих о возможно совершенном (го- товящемся) противоправном деянии, принятию решения о воз- буждении (отказе в возбуждении) уголовного дела, как правило, предшествует проверка, в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ. Сле- довательно, в рамках проводимого анализа прокурору необхо- димо установить, содержатся ли в сообщении (заявлении) о пре- ступлении либо в материалах предварительной проверки данные о ключевых обстоятельствах совершенного (готовящегося) пре- ступления. Это сопряжено с решением следующих взаимосвя- занных задач: выяснением, какие данные, указывающие на наличие призна- ков конкретного вида (разновидности) преступления, должны содержаться в материалах предварительной проверки (в сообще- нии о преступлении); определением, какие конкретно данные были фактически установлены и содержат ли они признаки указанного уголовно наказуемого деяния; установлением, является ли совокупность фактических данных достаточной для принятия решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного соответству- ющей статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Для решения этих задач прокурор должен располагать сведе- ниями о совокупности криминалистических признаков данного противоправного деяния, свидетельствующих о возможности его совершения (подготовке к его совершению) и служащих основа- нием для возбуждения уголовного дела. Такие сведения могут быть получены в результате изучения специальной литературы, а также могут быть накоплены в процессе предыдущей следствен- ной и надзорной деятельности самого прокурора. При этом необходимо учитывать, что информация, расцениваемая как признаки того или иного преступления, например хищения, мо- жет возникнуть как вследствие совершения самого хищения, так и в результате совершения преступления иного вида (в частно- сти, преступления, предусмотренного ст. 165 УК РФ) либо дей- ствий некриминального характера (например, арифметической ошибки, допущенной работником бухгалтерии организации). Не менее иллюстративны в этом плане сведения, расцениваемые как признаки преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ. Эти данные могут возникнуть вследствие совершения указанного
34 деяния, в результате, например, убийства или умышленного причинения вреда здоровью либо нарушения правил безопасно- сти при ведении строительных или иных работ, не повлекшего предусмотренные законом последствия или являющегося след- ствием случайного стечения обстоятельств.
Проверив законность повода, установив наличие основания для возбуждения уголовного дела, прокурор должен выяснить, как фактически осуществлялась деятельность уполномоченных долж- ностных лиц, направленная на установление достаточности дан- ных для возбуждения уголовного дела и решение всего круга за- дач, возникающих на этой стадии уголовного судопроизводства.
В этой связи следует отметить, что в ходе проверки информа- ции, содержащейся в заявлении (сообщении) о преступлении, нередко возникает необходимость в проведении оперативно- розыскных мероприятий. Во избежание принятия на основе ре- зультатов оперативно-розыскной деятельности незаконного и необоснованного решения о возбуждении уголовного дела про- курору следует проверить, во-первых, законность получения ре- зультатов оперативно-розыскной деятельности и их документи- рования; во-вторых, законность процедуры представления ре- зультатов оперативно-розыскной деятельности органам предва- рительного расследования
27
; в-третьих, наличие (отсутствие) подмены производства процессуальных действий оперативно- розыскными мероприятиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ при проверке сообще- ния о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать доку- менты и предметы, изымать их в порядке, установленном
УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производ- ства документальных проверок, ревизий, исследований докумен- тов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для испол- нения письменное поручение о проведении оперативно- розыскных мероприятий.
27
Ларинков А. А., Шиплюк В. А. Указ. соч. С. 87—88
35
Анализируя протоколы и иные документы, фиксирующие ход и результаты следственных и иных процессуальных и непроцес- суальных действий, произведенных до возбуждения уголовного дела, прокурору следует обращать внимание на порядок их про- изводства, оформление, содержание, а также соблюдение прав лиц, участвующих в их производстве
28
. Исходя из того, что цель производства перечисленных в ч. 1 ст. 144 УПК РФ следствен- ных и иных процессуальных и непроцессуальных действий — обнаружение признаков преступления, а равно поиск и изъятие потенциальных вещественных доказательств, относящихся к противоправному событию, прокурору надлежит выяснить, до- стигнута ли эта цель
29
Осмотр места происшествия относится к числу неотлож- ных следственных действий (ст. 144, ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Его значимость обусловлена тем, что в ходе производства этого действия может быть решен вопрос о наличии (отсутствии) факта совершения преступления, установлены обстановка, в которой оно было совершено, способ противоправного деяния, выявлены материальные следы преступления. Безотлагательно проведенный осмотр места происшествия позволяет предот- вратить изменение, утрату или сокрытие следов преступления
(например, в результате влияния метеорологических условий, фактора времени, намеренного уничтожения заинтересован-
28
В соответствии с ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ лицам, участвующим в произ- водстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспе- чивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой про- изводимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные реше- ния затрагивают их интересы, в том числе: право не свидетельствовать про- тив самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родствен- ников, круг которых определен в п. 4 ст. 5 УПК РФ, право пользоваться услу- гами адвоката, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения до- знавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ. Участники проверки сообще- ния о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечи- вается в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в том числе при прие- ме сообщения о преступлении.
29
В соответствии со ст. 144 УПК РФ полученные в ходе проверки сообще- ния о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказа- тельств при условии соблюдения положений ст.ст. 75 и 89 УПК РФ.