Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа по экономике фирмы
На тему: «Роль бизнес-плана в деятельности фирмы».
Выполнила:
Приняла:
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Бизнес – планирование……………………………………………………. 5
1.1 Сущность бизнес – плана…………………………………………… 5
1.2 Планирование и его принципы……………………………………... 6
1.3 Значение и роль бизнес – плана…………………………………….10
1.4 Этапы разработки бизнес – планов на предприятии………………11
1.5 Типология бизнес – планов………………………………………….15
1.6 Основные разделы бизнес – плана………………………………….16
1.7 Типичные ошибки в бизнес – планировании………………………21
2. Краткая характеристика предприятия………………………………….23
2.1 Организационно – правовая форма предприятия, его название….23
2.2 Организационная структура АО «Хлебная база»………………….24
2.3 Производственная структура АО «Хлебная база»…………………25
2.4 Маркетинговая и ценовая политика АО «Хлебная база»………….26
3. Расчет и анализ динамики показателей интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности……………………………...29
3.1 Таблица 1………………………………………………………………29
3.2 Таблица 2………………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………...36
Введение.
План и рынок (обращение товарной массы) представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма, поэтому они объединены в общую систему производства и потребления продукта. Разрушение одной из составляющих этой системы приводит к разрушению всей системы. К настоящему времени бизнес – планирование стало признанной во всем мире методологией предпринимательской деятельности, превратилось в своеобразный культурный мост в цивилизованном бизнесе и деловом сотрудничестве между странами и континентами.
Бизнес – план является неотъемлемой составной частью комплекса работ по управлению деловыми проектами. Выделение его в настоящее время в самостоятельный элемент, не зависимый от других этапов бизнес – планирования, отражает прежде всего недостаточный профессиональный уровень многих менеджеров и предпринимателей, с одной стороны, а также отсутствие государственных механизмов регулирования предпринимательства – с другой.
Актуальность поднятой проблемы объясняется тем, что в настоящее время отличительной чертой предпринимательства в России является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса (высокие ставки реинвестирования, задержки платежей, правовое непослушание и т.п.) к современным международным формам с использованием методов и средств бизнес – планирования. Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений в нашей стране является усиление влияния таких факторов как жесткая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки информации, непрерывные нововведения в законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции, высокая степень неустойчивости.
Главная цель, которую преследует предприятие – достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке. Наконец, в постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается сейчас множество новых возможностей. Бизнес – планирование помогает менеджеру не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке. Все это ставит перед общественным производством ряд серьезных задач, одной из которых является насыщение рынка высококачественными товарами широкого ассортимента. Высокие требования к качеству и ассортименту выпускаемой продукции вызывают необходимость поиска новых, соответствующих современному уровню социально-экономического развития страны форм и методов управления производством и реализацией товаров.
Цели и задачи работы: Цель данной курсовой работы является изучение бизнес - плана производства, его структуры, этапов и проблем, связанных с разработкой бизнес – плана.
Для выполнения цели данной курсовой работы необходимо решение следующих задач:
-
теоретическое описание планирования, принципов и методов планирования, видов плановых документов; -
раскрытие особенностей бизнес-плана как планового документа, описание методики разработки бизнес-плана.
Глава 1. Бизнес – планирование
1.1 Сущность бизнес – плана.
В самом общем случае
план - это_образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных; в настоящее время видов планов, представляет собой:
-
Рабочий инструмент предпринимателя для организации своей
работы; -
Развернутую программу (рационально организованных мер,
действий) осуществления бизнес - проекта, предусматривающую
оценку расходов и доходов; -
Документ, характеризующий основные стороны деятельности и
развития предприятия; -
Результат исследования и обоснования конкретного направления
деятельности фирмы на определенном рынке.
Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.[8]
Бизнес - планирование – важнейший фактор успеха в бизнесе. Планировать свой бизнес необходимо по многим причинам. Ведь часто бывает, что технологически бизнес просчитан безупречно, однако экономические аспекты являются причинами сбоев в технологии бизнеса. Необходимо заранее продумать и спланировать все экономические аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Важно спланировать закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость (НДС), оборачиваемость оборотных средств. Очень часто непродуманная политика закупок приводит к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств.
Часто неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к появлению явлений неплатежеспособности хозяйствующих субъектов.[9]
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3—5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее — в годовом разрезе. Бизнес-план необходим:
1. Для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной
стратегии развития предприятия;
2. Выполнения функции планирования;
3. Оценки и контроля процесса развития основной деятельности
предприятия;
4. Привлечения денежных средств;
5. Привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.
Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы:
-
как начать дело; -
как эффективно организовать производство; -
когда будут получены первые доходы; -
в какие сроки можно будет расплатиться с кредиторами; -
как уменьшить возможный риск?[6]
1.2 Планирование и его принципы.
Планирование – это первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются запланированные работы, стимулирование персонала, контроль результатов деятельности фирмы и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять – это предвидеть», а «предвидеть – это уже почти действовать».
Планирование – это не только способность предусмотреть все необходимые действия, и предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть по ходу дела, но и умение с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но должна быть способна управлять им.
Планированию присущ ряд принципов. Основные из них – непрерывность и точность. Принципы непрерывности и гибкости планирования находят отражение в осуществлении процесса планирования.
Смысл непрерывности планирования заключается в том, что:
Процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу по мере их выполнения; к планам необходимы систематические корректировки или перепланирование показателей.
Нередко компании прерывают процесс планирования. Например, фирма разрабатывает план в течение определенной части года, утверждает его и прекращает планирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным, исходя из следующих важных предпосылок:
-
Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимыми постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов. -
Вменяются не только фактические предпосылки плана, но и представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях.
Непрерывный процесс планирования позволяет обеспечить постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого положительными последствиями.
Понятие гибкости планирования означает способность планирования менять свою ориентацию в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Для осуществления принципа гибкости планы следует составлять так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с меняющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому в планы обычно включают резервы, иначе называемые надбавками безопасности или финансовыми подушками (амортизаторами).
Принцип точности. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Стратегическое, долгосрочное планирование ограничивается определением основных целей фирмы и самых общих направлений ее деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменения экономической ситуации постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными. [3]
Основные принципы внутрифирменного планирования.
1.Необходимость - обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.
2. Непрерывность - процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:
а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;
б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в кото