Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ром увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.
3. Эластичность и гибкость - приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям.
4. Точность и детализация - любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.
5. Экономичность - расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.
6. Оптимальность - на всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
7. Участие - активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.
8. Ранжирование объектов планирования - инвестирование в наиболее доходные товары (отрасли). При одинаковой конкурентоспособности товаров - в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объемом продаж.
9. Вариантность - разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного и др.
10. Стабильность - неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты.[1]
1.3 Значение и роль бизнес – планов.
Не будет преувеличением назвать бизнес – план основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием.
От правильности составления бизнес-плана зависит, получит ли проект одобрение, а также его жизнеспособность. Решение оформить, просчитать бизнес-идею, составить бизнес-план сразу же заставляет его разработчиков ответить на вопросы:
1. так ли уж хороша идея?
2. на кого рассчитан новый продукт (услуга)?
3. найдет ли этот продукт/услуга своего покупателя?
4. с кем придется конкурировать?
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес - проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план — это начальный этап делового планирования. В бизнес-плане оценивается ситуация на перспективу как внутри фирмы, так и вне нее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании товарищества. Именно на основании бизнес-плана руководство принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая — распределяется в виде дивидендов между акционерами.
Бизнес-план используется для обоснования мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.
Следует отметить, что бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных с кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов.
Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсоров.
Бизнес-план помогает крупным предпринимателям и фирмам, которые собираются расширить дело, купив акции существующей фирмы или организовав новую организационно-правовую структуру. Благодаря бизнес – плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны.
Многие инвесторы предпочитают знакомиться с одно-, двухстраничным кратким содержанием бизнес-плана, позволяющим увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ называется бизнес - предложением. Он используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, приглашении ключевых сотрудников, подписании контрактов с персоналом и не только является внутренним документом фирмы, но и служит для установления внешних контактов.
Итак, бизнес – план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово – экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности
, масштабов, вид собственности, организационно – правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.[11]
1.4 Этапы разработки бизнес – планов на предприятии.
Начало деятельности предприятия предваряет важный документ — предпринимательский бизнес-план. Его структура и содержание строго не регламентированы. Наиболее предпочтительным можно считать бизнес-план, включающий семь разделов.
1. Цели и задачи предпринимательской сделки.
2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес – плана.
3. Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю.
4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка, сбыта, спроса, объемов продаж.
5. План (программа действий и организационные меры).
6. Ресурсное обеспечение сделки.
7. Эффективность сделки.
Этап 1 «Цели и задачи предпринимательской сделки» — центральный в бизнес-плане. Главная цель предпринимательского бизнеса — получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует прежде всего определить, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль. Важно при этом, как и вообще при формировании бизнес-плана, учесть фактор времени. Другими словами, наряду с размером ожидаемой прибыли необходимо знать, как она распределится во времени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя в денежных средствах и воздействия инфляции, умаляющей абсолютный прирост денег.
При первоначальной оценке целесообразности предпринимательского проекта необходимо также учесть, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую мог бы получить предприниматель, помещая затрачиваемые денежные средства на то же время в сберегательный банк. Иначе просто есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке.
Наряду с главной, определяющей целью в поле зрения составителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи: социальные, повышение статуса предпринимателя, специальные цели и задачи; особые задачи предпринимательства, в частности благотворительность.
Этап 2
«Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана» является сводным и представляет собой основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом.
В сводном разделе представлены: генеральная цель проекта (сделки); краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности; пути и способы достижения поставленных целей; сроки осуществления проекта (сделки); затраты, связанные с его реализацией; ожидаемая эффективность и результативность; область использования результатов.
Показатели обобщенного резюме: общие сводные — объемы производства и реализации продукции и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность; специальные — качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата.
Этап 3 «Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю» должны быть зафиксированы: наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой, «осязать» предпринимательский продукт (опытный образец), или его характеристики (описания, модели, фотографии, сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребителях, которые он будет удовлетворять – прогноз платежеспособного спроса на товар); данные о регионах, группах населения, организациях, которые предпочтительно исходя из анализа и прогноза станут покупателями и потребителями товара; данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре; прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской деятельности.
Этап 4 «Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж» — непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализа
ции предпринимательского проекта.
Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой — на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.
Разные ситуации возникают в зависимости от масштабов и сроков проектов. В случае краткосрочных мелких проектов можно с высокой степенью достоверности установить круг покупателей, потребителей предпринимательского продукта, что позволяет сделать вывод об объемах продаж.
При долговременных крупных предпринимательских проектах возникает более сложная ситуация — определение изменения спроса на предпринимательский товар, его продажи, потребления будет проходить при составлении бизнес-плана на основе предположений, оценок, расчетов и прогнозов.
Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен предусматривать способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.
При разработке этого раздела необходимо также учитывать деятельность других предпринимателей, конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику. С этой целью работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.
Этап 5 «План (программа) действий и организационные меры» во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая, финансовая). Программа предпринимательских действий обычно включает: маркетинговые усилия (рекламу, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов); осуществление производства продукции (в случае производственного предпринимательства); закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предпринимательству); обслуживание покупателя в процессе продажи товара и после продажи.
Организационные меры составляют неотъемлемую часть про
граммы действий и включают: способы управления реализацией
бизнес-плана; организационные структуры управления проектом;
методы координации действий исполнителей, а также меры по установления
подбора и подготовки кадров, учета, контроля и др.
3. Эластичность и гибкость - приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям.
4. Точность и детализация - любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.
5. Экономичность - расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.
6. Оптимальность - на всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
7. Участие - активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.
8. Ранжирование объектов планирования - инвестирование в наиболее доходные товары (отрасли). При одинаковой конкурентоспособности товаров - в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объемом продаж.
9. Вариантность - разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного и др.
10. Стабильность - неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты.[1]
1.3 Значение и роль бизнес – планов.
Не будет преувеличением назвать бизнес – план основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием.
От правильности составления бизнес-плана зависит, получит ли проект одобрение, а также его жизнеспособность. Решение оформить, просчитать бизнес-идею, составить бизнес-план сразу же заставляет его разработчиков ответить на вопросы:
1. так ли уж хороша идея?
2. на кого рассчитан новый продукт (услуга)?
3. найдет ли этот продукт/услуга своего покупателя?
4. с кем придется конкурировать?
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес - проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план — это начальный этап делового планирования. В бизнес-плане оценивается ситуация на перспективу как внутри фирмы, так и вне нее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании товарищества. Именно на основании бизнес-плана руководство принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая — распределяется в виде дивидендов между акционерами.
Бизнес-план используется для обоснования мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.
Следует отметить, что бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных с кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов.
Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсоров.
Бизнес-план помогает крупным предпринимателям и фирмам, которые собираются расширить дело, купив акции существующей фирмы или организовав новую организационно-правовую структуру. Благодаря бизнес – плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны.
Многие инвесторы предпочитают знакомиться с одно-, двухстраничным кратким содержанием бизнес-плана, позволяющим увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ называется бизнес - предложением. Он используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, приглашении ключевых сотрудников, подписании контрактов с персоналом и не только является внутренним документом фирмы, но и служит для установления внешних контактов.
Итак, бизнес – план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово – экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности
, масштабов, вид собственности, организационно – правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.[11]
1.4 Этапы разработки бизнес – планов на предприятии.
Начало деятельности предприятия предваряет важный документ — предпринимательский бизнес-план. Его структура и содержание строго не регламентированы. Наиболее предпочтительным можно считать бизнес-план, включающий семь разделов.
1. Цели и задачи предпринимательской сделки.
2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес – плана.
3. Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю.
4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка, сбыта, спроса, объемов продаж.
5. План (программа действий и организационные меры).
6. Ресурсное обеспечение сделки.
7. Эффективность сделки.
Этап 1 «Цели и задачи предпринимательской сделки» — центральный в бизнес-плане. Главная цель предпринимательского бизнеса — получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует прежде всего определить, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль. Важно при этом, как и вообще при формировании бизнес-плана, учесть фактор времени. Другими словами, наряду с размером ожидаемой прибыли необходимо знать, как она распределится во времени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя в денежных средствах и воздействия инфляции, умаляющей абсолютный прирост денег.
При первоначальной оценке целесообразности предпринимательского проекта необходимо также учесть, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую мог бы получить предприниматель, помещая затрачиваемые денежные средства на то же время в сберегательный банк. Иначе просто есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке.
Наряду с главной, определяющей целью в поле зрения составителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи: социальные, повышение статуса предпринимателя, специальные цели и задачи; особые задачи предпринимательства, в частности благотворительность.
Этап 2
«Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана» является сводным и представляет собой основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом.
В сводном разделе представлены: генеральная цель проекта (сделки); краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности; пути и способы достижения поставленных целей; сроки осуществления проекта (сделки); затраты, связанные с его реализацией; ожидаемая эффективность и результативность; область использования результатов.
Показатели обобщенного резюме: общие сводные — объемы производства и реализации продукции и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность; специальные — качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата.
Этап 3 «Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю» должны быть зафиксированы: наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой, «осязать» предпринимательский продукт (опытный образец), или его характеристики (описания, модели, фотографии, сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребителях, которые он будет удовлетворять – прогноз платежеспособного спроса на товар); данные о регионах, группах населения, организациях, которые предпочтительно исходя из анализа и прогноза станут покупателями и потребителями товара; данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре; прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской деятельности.
Этап 4 «Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж» — непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализа
ции предпринимательского проекта.
Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой — на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.
Разные ситуации возникают в зависимости от масштабов и сроков проектов. В случае краткосрочных мелких проектов можно с высокой степенью достоверности установить круг покупателей, потребителей предпринимательского продукта, что позволяет сделать вывод об объемах продаж.
При долговременных крупных предпринимательских проектах возникает более сложная ситуация — определение изменения спроса на предпринимательский товар, его продажи, потребления будет проходить при составлении бизнес-плана на основе предположений, оценок, расчетов и прогнозов.
Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен предусматривать способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.
При разработке этого раздела необходимо также учитывать деятельность других предпринимателей, конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику. С этой целью работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.
Этап 5 «План (программа) действий и организационные меры» во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая, финансовая). Программа предпринимательских действий обычно включает: маркетинговые усилия (рекламу, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов); осуществление производства продукции (в случае производственного предпринимательства); закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предпринимательству); обслуживание покупателя в процессе продажи товара и после продажи.
Организационные меры составляют неотъемлемую часть про
граммы действий и включают: способы управления реализацией
бизнес-плана; организационные структуры управления проектом;
методы координации действий исполнителей, а также меры по установления
подбора и подготовки кадров, учета, контроля и др.