Файл: Роль бизнесплана в деятельности фирмы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ром увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

3. Эластичность и гибкость - приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям.

4. Точность и детализация - любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

5. Экономичность - расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

6. Оптимальность - на всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

7. Участие - активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.

8. Ранжирование объектов планирования - инвестирование в наиболее доходные товары (отрасли). При одинаковой конкурентоспособности товаров - в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объемом продаж.

9. Вариантность - разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного и др.

10. Стабильность - неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты.[1]
1.3 Значение и роль бизнес – планов.
Не будет преувеличением назвать бизнес – план основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием.

От правильности составления бизнес-плана зависит, получит ли проект одобрение, а также его жизнеспособность. Решение оформить, просчи­тать бизнес-идею, составить бизнес-план сразу же заставляет его разра­ботчиков ответить на вопросы:


1. так ли уж хороша идея?

2. на кого рассчитан новый продукт (услуга)?

3. найдет ли этот продукт/услуга своего покупателя?

4. с кем придется конкурировать?

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес - проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжи­тельных по срокам реализации, бизнес-план — это начальный этап дело­вого планирования. В бизнес-плане оценивается ситуация на перспективу как внутри фирмы, так и вне нее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при созда­нии товарищества. Именно на основании бизнес-плана руководство прини­мает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а ка­кая — распределяется в виде дивидендов между акционерами.

Бизнес-план используется для обоснования мероприятий по совер­шенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответствен­ности.

Следует отметить, что бизнес-план активно помогает координиро­вать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное плани­рование развития групп фирм, связанных с кооперированием и изготовле­нием одного или взаимодополняющих продуктов.

Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсоров.

Бизнес-план помогает крупным предпринимателям и фирмам, кото­рые собираются расширить дело, купив акции существующей фирмы или организовав новую организационно-правовую структуру. Благодаря бизнес – плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны.

Многие инвесторы предпочитают знакомиться с одно-, двухстранич­ным кратким содержанием бизнес-плана, позволяющим увидеть важные осо­бенности и преимущества проекта. Такой документ называется бизнес - пред­ложением. Он используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, приглашении ключевых сотрудников, подписании контрактов с персоналом и не только является внутренним документом фир­мы, но и служит для установления внешних контактов.

Итак, бизнес – план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово – экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности

, масштабов, вид собственности, организационно – правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.[11]
1.4 Этапы разработки бизнес – планов на предприятии.
Начало деятельности предприятия предваряет важный документ — предпринимательский бизнес-план. Его структура и содержание строго не регламентированы. Наиболее пред­почтительным можно считать бизнес-план, включающий семь раз­делов.

1. Цели и задачи предпринимательской сделки.

2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес – плана.

3. Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю.

4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка, сбыта, спроса, объемов продаж.

5. План (программа действий и организационные меры).

6. Ресурсное обеспечение сделки.

7. Эффективность сделки.

Этап 1 «Цели и задачи предпринимательской сделки» — цен­тральный в бизнес-плане. Главная цель предпринимательского бизнеса — получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует прежде всего определить, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль. Важно при этом, как и вообще при формировании бизнес-плана, учесть фактор времени. Другими словами, наряду с размером ожидаемой прибыли необходимо знать, как она распределится во времени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя в де­нежных средствах и воздействия инфляции, умаляющей абсолют­ный прирост денег.

При первоначальной оценке целесообразности предпринима­тельского проекта необходимо также учесть, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую мог бы по­лучить предприниматель, помещая затрачиваемые денежные сред­ства на то же время в сберегательный банк. Иначе просто есть смысл свести дело к этой простейшей финансовой сделке.

Наряду с главной, определяющей целью в поле зрения состави­телей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи: со­циальные, повышение статуса предпринимателя, специальные цели и задачи; особые задачи предпринимательства, в частности благо­творительность.

Этап 2
«Обобщенное резюме, основные параметры и показа­тели бизнес-плана» является сводным и представляет собой основ­ные идеи и содержание плана в миниатюре. Он создается и уточня­ется по мере проработки плана, а завершается лишь после состав­ления бизнес-плана в целом.

В сводном разделе представлены: генеральная цель проекта (сделки); краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные осо­бенности; пути и способы достижения поставленных целей; сроки осуществления проекта (сделки); затраты, связанные с его реализа­цией; ожидаемая эффективность и результативность; область ис­пользования результатов.

Показатели обобщенного резюме: общие сводные — объемы производства и реализации продукции и услуг, выручка, собствен­ные и заемные средства, прибыль, рентабельность; специальные — качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата.

Этап 3 «Характеристики продуктов, товаров, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю» должны быть зафиксированы: наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой, «осязать» предпринимательский продукт (опытный образец), или его характеристики (описания, модели, фотографии, сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребителях, которые он будет удовлетворять – прогноз платежеспособного спроса на товар); данные о регионах, группах населения, организациях, которые предпочтительно исходя из анализа и прогноза станут покупателями и потребителями товара; данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре; прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт пред­принимательской деятельности.

Этап 4 «Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж» — непосредственное продолжение изучения по­требностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализа­
ции предпринимательского проекта.

Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой — на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.

Разные ситуации возникают в зависимости от масштабов и сро­ков проектов. В случае краткосрочных мелких проектов можно с высокой степенью достоверности установить круг покупателей, по­требителей предпринимательского продукта, что позволяет сделать вывод об объемах продаж.

При долговременных крупных предпринимательских проектах возникает более сложная ситуация — определение изменения спро­са на предпринимательский товар, его продажи, потребления будет проходить при составлении бизнес-плана на основе предположе­ний, оценок, расчетов и прогнозов.

Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен предусматривать способы активизации рынка посред­ством маркетинговой и других видов деятельности.

При разработке этого раздела необходимо также учитывать дея­тельность других предпринимателей, конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику. С этой целью работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.

Этап 5 «План (программа) действий и органи­зационные меры» во многом зависит от вида предприниматель­ской деятельности (производственная, коммерческая, финансо­вая). Программа предпринимательских действий обычно включа­ет: маркетинговые усилия (рекламу, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов); осуществление производства продукции (в случае производственного предпри­нимательства); закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (в особенности применительно к коммерческому предпринимательству); обслуживание покупателя в процессе продажи товара и после продажи.

Организационные меры составляют неотъемлемую часть про­
граммы действий и включают: способы управления реализацией
бизнес-плана; организационные структуры управления проектом;
методы координации действий исполнителей, а также меры по установления
подбора и подготовки кадров, учета, контроля и др.