Файл: Роль бизнесплана в деятельности фирмы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этап 6 «Ресурсное обеспечение сделки» содержит сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, об источниках и способах полу­чения ресурсов.

Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы (ма­териалы, полуфабрикаты, сырье, энергию, здания, оборудование и др.); трудовые, финансовые (текущие денежные средства, капитало­вложения, кредиты, ценные бумаги); информационные ресурсы (статистическую, научно-техническую информацию).

Этап 7 «Эффективность сделки» завершает бизнес-план. В нем приводится сводная характеристика эффективности пред­принимательской сделки. В числе сводных показателей эффек­тивности основные — прибыль и рентабельность сделки. Кроме того, учитывается социальная и научно-техническая эффектив­ность (получение новых научных результатов). Здесь целесооб­разно проанализировать долговременные последствия предпри­нимательской сделки.[2]
1.5 Типология бизнес – планов.
Существует несколько целей составления бизнес – плана. В соответствии с этими целями принято выделять следующие типы бизнес – планов:

  1. Полный бизнес – план коммерческой идеи или инвестиционного проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

  2. Концепт бизнес – плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможной вовлеченности в проект.

  3. Бизнес – план компании (группы) – изложение перспектив развития компании на предстоящей плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.

  4. Бизнес – план структурно подразделения – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.

  5. Бизнес – план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации – кредитора.

  6. Бизнес – план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально – политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.

  7. Бизнес – план развития региона – обоснование перспектив социально – экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.


Понятно, что при составлении бизнес – планов каждого вида должно быть больше уделено внимания определенным вопросам, связанным с целью его составления. Бизнес – план должен быть достаточно подробным, для того чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и кредиторы смогли получить полное представление о предлагаемом проекте и его целях. Состав бизнес – плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, одно дело – открыть мастерскую по ремонту швейных машин, а совсем другое – организовать производство ткацких станков. В первом случае бизнес – план не требует большой объемной проработки, и поэтому часть его разделов может отсутствовать. Во втором случае бизнес – план необходимо разработать в более полном объеме, для чего следует провести достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.[2]

Здесь речь уже пойдет о структуре бизнес – плана. Специалисты при этом обращают внимание на два предубеждения. Первое – это то, что существует «якобы» одна правильная структура. Это утверждение верно только в том смысле, что когда речь идет о привлечении внешних инвестиций, то приходится подстраиваться под требования инвестора. Второе – это то, что структура бизнес – плана и последовательность его разработки – одно и тоже. Иными словами, предполагается, что существует некая линейная схема, а в ней – позиция номер один, с которой всегда надо начинать. Кстати, это заблуждение подтверждается существованием программных продуктов, которые своей жесткой структурой задают единственную последовательность работы. Здравый смысл подсказывает, что это не так. Поэтому не важно, с чего начать, все равно придется пройти все разделы, и сделать это не один раз.

Теперь конкретно о самих разделах бизнес – плана, об особенностях их составления. [4]
1.6 Основные разделы бизнес – плана.
Особое внимание при разработке бизнес-плана следует обра­щать на краткое резюме, т.е. сжатое изложение всего, что содер­жится в бизнес-плане. Этот документ определяет, будет ли заинте­ресованное лицо или банковский работник читать остальные разде­лы бизнес-плана, поэтому работа над резюме чрезвычайно важна. Резюме должно охватывать все разделы бизнес – плана, обязано привлекать внимание своим качеством, учитывать специфику деятельности и запросов тех, на кого оно рассчитано.

Резюме подготавливается в последнюю очередь, после того как весь бизнес – план составлен. Резюме должно быть кратким (3 – 4 страницы). Еще лучше, если оно уместиться всего на одной странице.



Резюме.

  1. Характеристика продукции или услуг.

  2. Оценка рынка сбыта.

  3. Анализ конкуренции.

  4. Стратегия маркетинга.

  5. План производства продукции и услуг.

  6. Организационно – правовой раздел.

  7. Финансовый раздел.

  8. Оценка рисков и страхование.

  9. Стратегия финансирования.


Краткое содержание разделов

Резюме:

  1. Основные характеристики продукции.

  2. Основные финансовые результаты.

  3. Прогнозируемый объем продаж

  4. Затраты на организацию производства товаров (услуг).

  5. Валовая прибыль.

  6. Уровень рентабельности

  7. Срок окупаемости.

  8. Другие перспективы.

Характеристика продукции или услуг:

  1. Уровень качества.

  2. Набор свойств.

  3. Специфическое оформление.

  4. Специфическая упаковка.

  5. Добавочные услуги или комплекс товаров, надежность:

    1. Возможность получения консультации

    2. Послепродажное обслуживание.

    3. Гарантия замены.

    4. Возможности предоставления кредита.

    5. Масштабы торговой сети.

    6. Возможности поставщика.

Оценка рынка сбыта:

  1. Какие группы населения пользуются товаром (услугой).

  2. Потенциальная емкость рынка.

  3. Потенциальный объем продаж.


Анализ конкуренции:

  1. Выявление действующих конкурентов.

  2. Анализ показателей, цели и стратегия.

  3. Преимущество конкурентов.

  4. Недостатки в работе.

Стратегия в маркетинге:

  1. Постановка задач ценообразования.

  2. Реклама.

  3. Анализ спроса (эластичность).

  4. Анализ издержек.

  5. Анализ спроса, цен товаров конкурента.

  6. Метод ценообразования.

  7. Установление цены.

  8. Государственное влияние цен.

Раздел производства:

  1. Место изготовления товара (услуг).

  2. Определение производственной мощности.

  3. Поставщик сырья, материалов.

  4. Какое оборудование потребуется, где намечается приобрести.

  5. Какие могут возникнуть проблемы.

  6. Расчет возможности численности.

  7. Примечания.

Организационно – правовой раздел:

  1. Характеристика партнеров.

  2. Выполняемые функции.

  3. Взаимосвязь между структурными подразделениями.

  4. Правовая форма собственности.

  5. Преимущества и недостатки.

Финансовый раздел.

Наименование статьи

2008

2009

1. Объем продаж




 

2. Потери

 

 

3. Объем продаж с учетом потерь




 

4. Переменные издержки

 

 

5. Валовая прибыль




 

6. Операционные издержки

 

 

7. Коммерческие издержки




 

8. Прибыль.

 

 

9. Налоги.




 

10. Чистая прибыль

 

 

в том числе




 

фонд потребления




 

фонд накопления

 

 



Баланс денежных расходов и поступлений.


1

Денежные потоки по видам:




а

приток денежных средств по видам




б

отток денежных средств по видам


Бухгалтерский баланс.

Актив

 

Пассив



Оценка рисков и страхование (типы рисков, источники и момент возникновения).

  1. Природные.

  2. Политические.

  3. Кредитные.

  4. Валютные.

  5. Законодательные.

  6. Спекулятивные.

  7. Другие.

Стратегия финансирования.

  1. Величина доходов.

  2. Срок окупаемости.

  3. Рентабельность.

  4. Срок возврата.[9]


1.7 Типичные ошибки в бизнес – планировании.
В бизнес – плане должны освещаться не только позитивные моменты бизнеса, но и имеющиеся проблемы. Не обязательно детально излагать, кто будет посылать письма, заваривать чай или следить за чистотой в коридорах. Но тот, кому направлен бизнес – план, должен почувствовать, что эффективное исполнение этих обязанностей обеспечено.

Следует напомнить, что скучная сторона бизнеса – учет, контроль, составление калькуляций, переписка – также жизненно важна для успеха.

Известны фирмы, которые терпели убытки, хотя производили хороший товар и имели обученный персонал службы маркетинга. Их сотрудники администрации офисов и магазинов могли быть охарактеризованы только как разгильдяи. Они редко доставляли товар в обещанное время, не отвечали на запросы, задерживали высылку счетов. Естественно, клиенты отворачивались от такой фирмы.

Нужно твердо усвоить, что никто никогда не инвестирует деньги до тех пор, пока не убедится, что вопросам контроля за движением денег уделено адекватное внимание и имеется соответствующий обоснованный план.[4]

Рассмотрим некоторые типичные ситуации.

1.Недостаточные анализ существующего состояния и обоснование требований к проекту не позволяют вскрыть все проблемы, четко определить потребности в изменении состояния системы и подготовить необходимую информацию для принятия решения.


2. Нечетко определенные цели проекта. Цели должны иметь четкое содержание и смысл, результаты должны быть измеримы и заданные параметры должны быть выполнены.

3. Вместо объективного поиска альтернатив предпочтение отдается излюбленному варианту.

4. Ответственность в проекте распределена недостаточно четко и согласованно.

5. Команда планирования и управления проектом недостаточно укомплектована квалифицированным персоналом.

6. Игнорировать проблемы или пытаться решить их «сидением на месте».

7. Недооценка рисков.

8. Импровизация котируется выше, чем систематическая организация.

9. Повторение ошибок из старых проектов и отсутствие готовности учиться.[8]