Файл: Удк 331(075. 8) Ббк 65. 24я73 Р79 Рецензенты Б. Г. Збышко.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 808
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Скрытая форма занятости появляется тогда, когда занятость не регистрируется. На основании исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), были получены сведения, что заняты без юридического оформления трудовых отношений примерно 4—5% общего числа работающих. Таким образом, фактический уровень занятости населения находится выше официально регистрируемого уровня примерно на 4,2-5,3%.
8.3. ПОНЯТИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕЗРАБОТНОГО
Безработица — общественно-экономическое явление, появившееся вместе с появлением наемного труда. Она характеризуется, с одной стороны, желанием людей работать по найму с целью получения дохода — заработка, а с другой стороны, отсутствием такой работы.
По аналогии с понятием занятости (см. параграф 8.1) безработицу можно определить как состояние экономически активной части населения, которое характеризуется отсутствием у людей наемной работы или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия при наличии желания иметь такую работу (занятие) и ее активного поиска.
В определениях понятия «безработный», так же как и понятия «занятый», имеются различия между их трактовкой Международной организацией труда (которой придерживается и Росстат) и российским законодательством.
По методологии Международной организации труда, безработные — это лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
ш являлись учащимися, студентами, пенсионерами и инвалидами, занимающимися поиском работы и готовыми приступить к ней.
В составе безработных выделяют лиц, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.
Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, безработные — это трудоспособные граждане, которые:
170
Помимо этого в Законе о занятости населения в Российской Федерации сказано, что безработными не могут быть признаны граждане:
а) не достигшие 16-летнего возраста;
б) которым в соответствии с законодательством Российской
Федерации назначена одна из перечисленных пенсий: трудовая пен-
сия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе
досрочно; пенсия (для тех, кто уволен в связи с ликвидацией орга-
низации, сокращением численности или штата организации при
отсутствии возможности их трудоустройства) на период до наступ-
ления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости,
в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости,
но не ранее чем за два года до наступления соответствующего воз-
раста; пенсия по старости и за выслугу лет по государственному
пенсионному обеспечению;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в ор-
ганах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух
вариантов подходящей работы, включая работы временного харак-
тера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие и при этом не
имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от
получения профессиональной подготовки или от предложенной
оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Граж-
данину не может быть предложена одна и та же работа (професси-
ональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) по
одной и той же профессии (специальности) дважды;
г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней
со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы
службы занятости для предложения им подходящей работы, а также
не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости
для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам
без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
е) представившие документы, содержащие заведомо ложные
сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие
другие недостоверные данные для признания их безработными;
ж) которые считаются по Закону о занятости населения в Рос-
сийской Федерации занятыми (см. параграф 8.1).
Таким образом, основные отличия в трактовке понятия «безработный», во-первых, состоят в том, что Закон относит к безработным только тех трудоспособных граждан, не имеющих работу и заработка, ищущих работу и готовых приступить к ней, которые
171
зарегистрированы в органах службы занятости; во-вторых, закон не признает безработными граждан, которым назначена пенсия по старости, в том числе досрочно, а также некоторым другим категориям граждан.
Росстат в соответствии с методологией Международной организации труда безработными, во-первых, считает всех людей от 16 лет и старше, которые не имеют работы, ищут ее и готовы приступить к ней, независимо от того, зарегистрирован человек в органах службы занятости или нет, но в числе безработных выделяет тех, кто зарегистрирован в органах службы занятости; во-вторых, лиц, обучающихся по направлению органов службы занятости, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, которые ищут работу и готовы приступить к ней.
Признание человека безработным происходит не сразу после его обращения в органы службы занятости, предоставления необходимых для этого документов и регистрации в качестве ищущего подходящую работу, а лишь при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации. В этом случае человека признают безработным со дня предъявления необходимых для этого документов. Первые 10 дней гражданин будет числиться как зарегистрированный в органах службы занятости, но не как безработный. Поэтому в статистических сведениях об уровне безработицы можно встретить несколько показателей: число безработных, в том числе зарегистрированных в органах службы занятости, из них — признанных безработными. Помимо этого ведется учет тех безработных, которым выплачивается пособие по безработице, так как есть категории безработных, которым пособие по безработице временно не выплачивается.
Требуют пояснения понятия «подходящая работа» и «неподходящая работа». В соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации подходящей считается такая работа, в том числе и временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Закон детализирует понятия транспортной доступности рабочего места и условия последнего места работы, так как они могут трактоваться произвольно.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного должна определяться органами местного са-
172
моуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Условия труда должны соответствовать правилам и нормам по охране труда.
Предлагаемый заработок должен быть не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Но если средний заработок зарегистрированного в органах службы занятости гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, то к понятию «подходящая работа» относится заработок, который будет не ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, в котором он зарегистрирован (в республике, крае, области, автономной области, автономном округе, Москве и Санкт-Петербурге).
Оплачиваемая работа, включая работу временного характера, считается подходящей для граждан:
Неподходящей признается работа:
173
месту работы, при условии, что этот заработок не превышал величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. В случае если средний заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, подходящей не может считаться работа, когда предлагаемый заработок ниже величины этого прожиточного минимума.
8.4. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ,
ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ПОСЛЕДСТВИЯ
Современная безработица в России является следствием становления и развития в ней рыночных отношений. Российская безработица имеет свою специфику, определяемую особенностями формирования неполной занятости, и в то же время ей присущи многие черты, характерные для других развитых стран мира.
Как справедливо отмечает Р.И. Капелюшников, развитие российского рынка труда проходило по иному пути, чем это первоначально предполагалось. На старте рыночных преобразований было ожидание лавинообразного роста открытой безработицы. Трудно было предвидеть такие спонтанно возникшие способы адаптации к рынку, как административные отпуска, работа по сокращенному графику, вторичная занятость, систематические задержки выплаты заработной платы, «скрытая» оплата труда и др. — все это не соответствовало «нормальной» реакции на потрясения переходного периода, и лишь постепенно стало расти понимание специфического механизма «нестандартных» форм экономического поведения на рынке труда1.
Тем не менее общие закономерности рыночных отношений, действие экономических законов спроса и предложения на рынке труда предопределили появление в России массовой безработицы.
Безработица порождается разными причинами. В зависимости от продолжительности и социально-экономических последствий различают такие виды безработицы, как фрикционная, сезонная, структурная, институциональная, циклическая.
Одной из причин безработицы может быть добровольное оставление человеком работы с целью поиска более подходящего варианта трудовой деятельности. Когда поиск затягивается, человек оказывается в положении безработного. Безработным может также
1 Капелюшников Р.И. Указ. соч. С. 7—8.
174
оказаться человек, впервые ищущий работу или ищущий новое место работы после окончания временной работы.
Заметим, что свобода труда, выбора рода деятельности и профессии — это одно из завоеваний демократической России, закрепленное в Конституции РФ. Обязательный и принудительный труд, существовавший в условиях тоталитарного государства, ограничивал право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду.
Безработицу, которая явилась следствием названных причин, называют фрикционной. Фрикционная безработица считается неизбежной и даже в некоторых случаях желательной, так как инициатива увольнения исходит от самого человека. В результате безработицы подобного вида многие люди находят себе более достойное применение, решают вопросы повышения уровня оплаты труда и его содержательности, большей продуктивности, а следовательно, и большей эффективности для общества за счет более рационального распределения ресурсов для труда.
Фрикционная безработица по существу является добровольной и, можно сказать, нормальной. Это преимущественно безработица неудовлетворенности содержанием и условиями труда. Она кратковременна, как правило, не более одного-двух месяцев. В экономически развитых странах такой вид безработицы находится на уровне 3—6% численности экономически активного населения.
Сезонная безработица вызывается сезонным характером некоторых работ. К ним относятся сельскохозяйственные работы, переработка овощей и фруктов, сплав леса, отдельные виды рыболовства и охоты, строительство и добыча полезных ископаемых в районах Крайнего Севера страны и другие подобные работы. Сезонно работают не только люди, но и предприятия, и отдельные отрасли экономики. Отличительной особенностью сезонной безработицы является ее сравнительно легкая прогнозируемость. По степени добровольности такая безработица близка к фрикционной.
Следующим видом экономически оправданной безработицы является структурная безработица. Она вызывается изменением, с одной стороны, потребительского спроса на товары, с другой — структуры производства, которое реагирует на изменение потребительского спроса. В основе этих процессов лежит научно-технический прогресс, появление новых материалов, технологий, предметов потребления, услуг. Потребительский спрос и структура производства оказывают взаимное влияние друг на друга. Появление новых технологий, новых видов товаров и услуг неизбежно приводит к не-
175
обходимости перестройки производства, появлению новых и отмиранию некоторых старых профессий, переподготовки персонала. Структурное изменение производства приводит к увольнению работников, которые по своей специальности и квалификации не соответствуют новым требованиям производства. Структурная безработица — в большей части безработица устаревших профессий.
К существенным структурным сдвигам в производстве и составе персонала привело появление новых поколений электронной техники и оборудования, компьютеризация деятельности, развитие автоматизации производственных процессов, появление новых видов энергии и предприятий энергетики и др.
Структурная безработица возникает не только из-за профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда, но также и из-за их территориального несоответствия, когда в каких-то районах возникают новые производства, а в других — производства свертываются.
Разновидностью структурной является технологическая безработица, когда в результате научно-технического прогресса, появления новой высокопроизводительной техники резко возрастает производительность труда работников, часть из которых становятся излишними и «выбрасываются» на рынок труда. В то же время появление производств, основанных на использовании новой техники и технологии, ведет к росту потребности в персонале и снижает давление на рынок труда.
Различие между структурными и фрикционными безработными заключается в том, что первые нуждаются в обязательной дополнительной подготовке или переобучении, тогда как вторые, за исключением впервые ищущих работу, имеют все навыки для того, чтобы трудоустроиться.
По причинам возникновения выделяют также институциональную безработицу, которая обусловлена несовершенством некоторых правовых норм, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы и др. Так, чрезмерные материальные выплаты безработным могут снизить у них стимулы к поиску работы и создать возможность жить на пособие по безработице. Высокое налоговое бремя также сдерживает стимулы к поиску работы или открытию собственного бизнеса.
Совокупность фрикционной и структурной безработицы некоторые экономисты считают естественным уровнем безработицы. Основы анализа такого уровня безработицы заложил американский экономист Милтон Фридмен (Чикагская школа). Он считал естественным уровнем величину неустранимой безработицы, которая
176
8.3. ПОНЯТИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕЗРАБОТНОГО
Безработица — общественно-экономическое явление, появившееся вместе с появлением наемного труда. Она характеризуется, с одной стороны, желанием людей работать по найму с целью получения дохода — заработка, а с другой стороны, отсутствием такой работы.
По аналогии с понятием занятости (см. параграф 8.1) безработицу можно определить как состояние экономически активной части населения, которое характеризуется отсутствием у людей наемной работы или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия при наличии желания иметь такую работу (занятие) и ее активного поиска.
В определениях понятия «безработный», так же как и понятия «занятый», имеются различия между их трактовкой Международной организацией труда (которой придерживается и Росстат) и российским законодательством.
По методологии Международной организации труда, безработные — это лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
-
не имели работу (доходного занятия); -
занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела; -
были готовы приступить к работе; -
обучались по направлению службы занятости;
ш являлись учащимися, студентами, пенсионерами и инвалидами, занимающимися поиском работы и готовыми приступить к ней.
В составе безработных выделяют лиц, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.
Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, безработные — это трудоспособные граждане, которые:
-
не имеют работы и заработка; -
ищут работу; -
готовы приступить к работе; -
зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
170
Помимо этого в Законе о занятости населения в Российской Федерации сказано, что безработными не могут быть признаны граждане:
а) не достигшие 16-летнего возраста;
б) которым в соответствии с законодательством Российской
Федерации назначена одна из перечисленных пенсий: трудовая пен-
сия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе
досрочно; пенсия (для тех, кто уволен в связи с ликвидацией орга-
низации, сокращением численности или штата организации при
отсутствии возможности их трудоустройства) на период до наступ-
ления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости,
в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости,
но не ранее чем за два года до наступления соответствующего воз-
раста; пенсия по старости и за выслугу лет по государственному
пенсионному обеспечению;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в ор-
ганах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух
вариантов подходящей работы, включая работы временного харак-
тера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие и при этом не
имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от
получения профессиональной подготовки или от предложенной
оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Граж-
данину не может быть предложена одна и та же работа (професси-
ональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) по
одной и той же профессии (специальности) дважды;
г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней
со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы
службы занятости для предложения им подходящей работы, а также
не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости
для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам
без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
е) представившие документы, содержащие заведомо ложные
сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие
другие недостоверные данные для признания их безработными;
ж) которые считаются по Закону о занятости населения в Рос-
сийской Федерации занятыми (см. параграф 8.1).
Таким образом, основные отличия в трактовке понятия «безработный», во-первых, состоят в том, что Закон относит к безработным только тех трудоспособных граждан, не имеющих работу и заработка, ищущих работу и готовых приступить к ней, которые
171
зарегистрированы в органах службы занятости; во-вторых, закон не признает безработными граждан, которым назначена пенсия по старости, в том числе досрочно, а также некоторым другим категориям граждан.
Росстат в соответствии с методологией Международной организации труда безработными, во-первых, считает всех людей от 16 лет и старше, которые не имеют работы, ищут ее и готовы приступить к ней, независимо от того, зарегистрирован человек в органах службы занятости или нет, но в числе безработных выделяет тех, кто зарегистрирован в органах службы занятости; во-вторых, лиц, обучающихся по направлению органов службы занятости, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, которые ищут работу и готовы приступить к ней.
Признание человека безработным происходит не сразу после его обращения в органы службы занятости, предоставления необходимых для этого документов и регистрации в качестве ищущего подходящую работу, а лишь при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации. В этом случае человека признают безработным со дня предъявления необходимых для этого документов. Первые 10 дней гражданин будет числиться как зарегистрированный в органах службы занятости, но не как безработный. Поэтому в статистических сведениях об уровне безработицы можно встретить несколько показателей: число безработных, в том числе зарегистрированных в органах службы занятости, из них — признанных безработными. Помимо этого ведется учет тех безработных, которым выплачивается пособие по безработице, так как есть категории безработных, которым пособие по безработице временно не выплачивается.
Требуют пояснения понятия «подходящая работа» и «неподходящая работа». В соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации подходящей считается такая работа, в том числе и временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Закон детализирует понятия транспортной доступности рабочего места и условия последнего места работы, так как они могут трактоваться произвольно.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного должна определяться органами местного са-
172
моуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Условия труда должны соответствовать правилам и нормам по охране труда.
Предлагаемый заработок должен быть не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Но если средний заработок зарегистрированного в органах службы занятости гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, то к понятию «подходящая работа» относится заработок, который будет не ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, в котором он зарегистрирован (в республике, крае, области, автономной области, автономном округе, Москве и Санкт-Петербурге).
Оплачиваемая работа, включая работу временного характера, считается подходящей для граждан:
-
впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; -
отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после первого периода выплаты пособия по безработице; -
состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; -
обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Неподходящей признается работа:
-
связанная с переменой места жительства без согласия гражданина; -
на которой условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда; -
если предлагаемый заработок ниже среднего заработка, получаемого гражданином за последние три месяца по последнему
173
месту работы, при условии, что этот заработок не превышал величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. В случае если средний заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, подходящей не может считаться работа, когда предлагаемый заработок ниже величины этого прожиточного минимума.
8.4. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ,
ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ПОСЛЕДСТВИЯ
Современная безработица в России является следствием становления и развития в ней рыночных отношений. Российская безработица имеет свою специфику, определяемую особенностями формирования неполной занятости, и в то же время ей присущи многие черты, характерные для других развитых стран мира.
Как справедливо отмечает Р.И. Капелюшников, развитие российского рынка труда проходило по иному пути, чем это первоначально предполагалось. На старте рыночных преобразований было ожидание лавинообразного роста открытой безработицы. Трудно было предвидеть такие спонтанно возникшие способы адаптации к рынку, как административные отпуска, работа по сокращенному графику, вторичная занятость, систематические задержки выплаты заработной платы, «скрытая» оплата труда и др. — все это не соответствовало «нормальной» реакции на потрясения переходного периода, и лишь постепенно стало расти понимание специфического механизма «нестандартных» форм экономического поведения на рынке труда1.
Тем не менее общие закономерности рыночных отношений, действие экономических законов спроса и предложения на рынке труда предопределили появление в России массовой безработицы.
Безработица порождается разными причинами. В зависимости от продолжительности и социально-экономических последствий различают такие виды безработицы, как фрикционная, сезонная, структурная, институциональная, циклическая.
Одной из причин безработицы может быть добровольное оставление человеком работы с целью поиска более подходящего варианта трудовой деятельности. Когда поиск затягивается, человек оказывается в положении безработного. Безработным может также
1 Капелюшников Р.И. Указ. соч. С. 7—8.
174
оказаться человек, впервые ищущий работу или ищущий новое место работы после окончания временной работы.
Заметим, что свобода труда, выбора рода деятельности и профессии — это одно из завоеваний демократической России, закрепленное в Конституции РФ. Обязательный и принудительный труд, существовавший в условиях тоталитарного государства, ограничивал право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду.
Безработицу, которая явилась следствием названных причин, называют фрикционной. Фрикционная безработица считается неизбежной и даже в некоторых случаях желательной, так как инициатива увольнения исходит от самого человека. В результате безработицы подобного вида многие люди находят себе более достойное применение, решают вопросы повышения уровня оплаты труда и его содержательности, большей продуктивности, а следовательно, и большей эффективности для общества за счет более рационального распределения ресурсов для труда.
Фрикционная безработица по существу является добровольной и, можно сказать, нормальной. Это преимущественно безработица неудовлетворенности содержанием и условиями труда. Она кратковременна, как правило, не более одного-двух месяцев. В экономически развитых странах такой вид безработицы находится на уровне 3—6% численности экономически активного населения.
Сезонная безработица вызывается сезонным характером некоторых работ. К ним относятся сельскохозяйственные работы, переработка овощей и фруктов, сплав леса, отдельные виды рыболовства и охоты, строительство и добыча полезных ископаемых в районах Крайнего Севера страны и другие подобные работы. Сезонно работают не только люди, но и предприятия, и отдельные отрасли экономики. Отличительной особенностью сезонной безработицы является ее сравнительно легкая прогнозируемость. По степени добровольности такая безработица близка к фрикционной.
Следующим видом экономически оправданной безработицы является структурная безработица. Она вызывается изменением, с одной стороны, потребительского спроса на товары, с другой — структуры производства, которое реагирует на изменение потребительского спроса. В основе этих процессов лежит научно-технический прогресс, появление новых материалов, технологий, предметов потребления, услуг. Потребительский спрос и структура производства оказывают взаимное влияние друг на друга. Появление новых технологий, новых видов товаров и услуг неизбежно приводит к не-
175
обходимости перестройки производства, появлению новых и отмиранию некоторых старых профессий, переподготовки персонала. Структурное изменение производства приводит к увольнению работников, которые по своей специальности и квалификации не соответствуют новым требованиям производства. Структурная безработица — в большей части безработица устаревших профессий.
К существенным структурным сдвигам в производстве и составе персонала привело появление новых поколений электронной техники и оборудования, компьютеризация деятельности, развитие автоматизации производственных процессов, появление новых видов энергии и предприятий энергетики и др.
Структурная безработица возникает не только из-за профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда, но также и из-за их территориального несоответствия, когда в каких-то районах возникают новые производства, а в других — производства свертываются.
Разновидностью структурной является технологическая безработица, когда в результате научно-технического прогресса, появления новой высокопроизводительной техники резко возрастает производительность труда работников, часть из которых становятся излишними и «выбрасываются» на рынок труда. В то же время появление производств, основанных на использовании новой техники и технологии, ведет к росту потребности в персонале и снижает давление на рынок труда.
Различие между структурными и фрикционными безработными заключается в том, что первые нуждаются в обязательной дополнительной подготовке или переобучении, тогда как вторые, за исключением впервые ищущих работу, имеют все навыки для того, чтобы трудоустроиться.
По причинам возникновения выделяют также институциональную безработицу, которая обусловлена несовершенством некоторых правовых норм, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы и др. Так, чрезмерные материальные выплаты безработным могут снизить у них стимулы к поиску работы и создать возможность жить на пособие по безработице. Высокое налоговое бремя также сдерживает стимулы к поиску работы или открытию собственного бизнеса.
Совокупность фрикционной и структурной безработицы некоторые экономисты считают естественным уровнем безработицы. Основы анализа такого уровня безработицы заложил американский экономист Милтон Фридмен (Чикагская школа). Он считал естественным уровнем величину неустранимой безработицы, которая
176