Файл: Удк 331(075. 8) Ббк 65. 24я73 Р79 Рецензенты Б. Г. Збышко.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 783
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
дома из продуктов, купленных в магазине; можно покупать готовую пищу, а дома ее только разогревать. Для каждого из отмеченных способов затрачивается разное время и будет разная цена продуктов (услуг). Сокращение времени на приготовление пищи ведет к росту затрат на приобретение продуктов.
Выбор способа приготовления пищи зависит от величины заработной платы (доходов) членов семьи, а также от предпочтений семьи, в том числе и от того, кто из членов семьи (муж или жена) более склонен к заработкам за пределами домашнего хозяйства, а кто склонен больше работать дома.
При рассмотрении разных вариантов решения этого вопроса возникают и эффекты дохода, и эффекты замещения, образуются кривые безразличия и линии бюджетных ограничений.
Во-вторых, при решении вопроса о том, кто из супругов останется работать в домашнем хозяйстве, а кто пойдет работать по найму, важно выяснить, чей труд производительнее дома, а чей — на рынке труда. При этом должно быть учтено состояние здоровья супругов и его влияние на предложение труда.
Категории «отчаявшегося» и «дополнительного» работников возникают в основном в периоды спада экономики. Если в нормальный период развития экономики оплачиваемую работу имел, допустим, муж, а работу по дому вела жена, но в период экономического спада муж работу потерял, может возникнуть ситуация, когда для сохранения уровня полезности муж, отчаявшийся найти работу по найму, вынужден будет заняться домашней работой, перейдя в категорию скрытого безработного, а жена будет искать работу на рынке труда, став «дополнительным» членом экономически активного населения.
В масштабе страны важно выявлять соотношение между этими категориями людей. Если доля «отчаявшихся» работников будет выше доли «дополнительных» работников, то уровень безработицы снизится, так как первые, потеряв смысл в поисках работы и перестав ее искать, не попадают в число зарегистрированных безработных. Если число безработных за счет «дополнительных» работников будет расти быстрее роста «отчаявшихся» работников, то уровень безработицы возрастет. Но в любом случае «отчаявшиеся» работники представляют собой слой «скрытых» безработных. Для более эффективной организации рынка труда их численность следует выявлять разными методами обследования.
15.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЛАТОЙ ТРУДА
Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС), являясь составной частью организации оплаты труда на макроуровне, представляют собой также часть системы социальной поддержки (до 2005 г. ее называли социальной защитой) населения.
Прежде чем характеризовать ГМСС, целесообразно рассмотреть некоторые общие вопросы социальной поддержки населения.
Под социальной поддержкой населения понимают государственные гарантии и обеспечение конституционных прав граждан, связанных с удовлетворением их насущных социально-экономических потребностей. Среди таких прав находятся: право на жизнь; права на труд, выбор рода деятельности и профессии, защиту от безработицы; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов; право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Вся совокупность этих прав вытекает из важнейшего конституционного положения о том, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В пункте 2 ст. 7 Конституции РФ сказано, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Свои функции социальное государство реализует через социальную политику, составной частью которой является социальная поддержка населения.
Социальная поддержка населения со стороны государства необходима в связи с тем, что, во-первых, человек практически беспомощен перед стихийными силами природы и, во-вторых, стихийные законы рыночной экономики обладают органичными недостатками, преодолеть которые невозможно без помощи государственного регулирования.
История человечества знает множество случаев, когда природная стихия приводила к массовой гибели людей, оставляя еще большее их число обездоленными, лишенными жилища и средств существования. Без помощи государства и других органов власти многие люди не в состоянии преодолеть последствия разрушительных сил стихии.
Весьма ощутимыми могут быть и результаты действия стихии рыночных отношений. При всех преимуществах рыночной экономики по сравнению с экономикой административно-командной не следует забывать, что первая имеет ряд существенных недостатков, которые при отсутствии государственного регулирования могут привести к тяжелым социально-экономическим последствиям. Стихийный рынок — явление антисоциальное, он не щадит слабых, не считается с природой, экологией, не отличается стабильностью, чреват различного рода социальными конфликтами.
Пороки рыночной экономики могут быть преодолены или же ослаблены только в результате целенаправленной социальной поддержки населения со стороны государства.
Население, за исключением, как это можно предположить, примерно 1/ю его части наиболее материально обеспеченных, нуждается в социальной поддержке со стороны государства.
Следует также иметь в виду, что величина материальных пособий играет роль лишь поддержки «биологического человека», т.е. помогает маргинальным категориям выжить биологически, иначе говоря — не умереть. Однако такие пособия недостаточны для поддержки «социального человека» с его потребностями в получении образования, интеллектуальном развитии, профессиональном росте, т.е. в социальном развитии в целом1.
Система социальной поддержки населения предполагает наличие определенных ее составных частей. К ним относятся: совокупность законодательных актов, устанавливающих и регулирующих направления, формы, способы социальной поддержки населения; профессионально подготовленные кадры социальных работников, а также совокупность образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку работников социальной сферы; органы, осуществляющие социальную поддержку населения, их структура и иерархия; источники финансирования социальной поддержки населения; система учета и отчетности о результатах социальной поддержки населения.
Построение эффективной системы социальной поддержки населения предполагает соблюдение ряда основных принципов. К ним относятся:
1 Кузьмин СЛ.Занятость: стратегии России. М.: Едиториал УРСС, 2001. С. 240.
■ комплексность в осуществлении поддержки — заключается в учете всего комплекса объектов, средств, форм и методов поддержки. Осуществляя социальную поддержку населения, нельзя упускать из виду ни один из перечисленных элементов этой поддержки;
< и материального уровня жизни населения будет увеличиваться за счет возрастания норм социальной поддержки;
Среди мер социальной поддержки центральное место должно занимать поддержание достойного уровня жизни. Решению этой задачи частично служат ГМСС.
Государственные минимальные социальные стандарты
Выбор способа приготовления пищи зависит от величины заработной платы (доходов) членов семьи, а также от предпочтений семьи, в том числе и от того, кто из членов семьи (муж или жена) более склонен к заработкам за пределами домашнего хозяйства, а кто склонен больше работать дома.
При рассмотрении разных вариантов решения этого вопроса возникают и эффекты дохода, и эффекты замещения, образуются кривые безразличия и линии бюджетных ограничений.
Во-вторых, при решении вопроса о том, кто из супругов останется работать в домашнем хозяйстве, а кто пойдет работать по найму, важно выяснить, чей труд производительнее дома, а чей — на рынке труда. При этом должно быть учтено состояние здоровья супругов и его влияние на предложение труда.
Категории «отчаявшегося» и «дополнительного» работников возникают в основном в периоды спада экономики. Если в нормальный период развития экономики оплачиваемую работу имел, допустим, муж, а работу по дому вела жена, но в период экономического спада муж работу потерял, может возникнуть ситуация, когда для сохранения уровня полезности муж, отчаявшийся найти работу по найму, вынужден будет заняться домашней работой, перейдя в категорию скрытого безработного, а жена будет искать работу на рынке труда, став «дополнительным» членом экономически активного населения.
В масштабе страны важно выявлять соотношение между этими категориями людей. Если доля «отчаявшихся» работников будет выше доли «дополнительных» работников, то уровень безработицы снизится, так как первые, потеряв смысл в поисках работы и перестав ее искать, не попадают в число зарегистрированных безработных. Если число безработных за счет «дополнительных» работников будет расти быстрее роста «отчаявшихся» работников, то уровень безработицы возрастет. Но в любом случае «отчаявшиеся» работники представляют собой слой «скрытых» безработных. Для более эффективной организации рынка труда их численность следует выявлять разными методами обследования.
15.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЛАТОЙ ТРУДА
Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС), являясь составной частью организации оплаты труда на макроуровне, представляют собой также часть системы социальной поддержки (до 2005 г. ее называли социальной защитой) населения.
Прежде чем характеризовать ГМСС, целесообразно рассмотреть некоторые общие вопросы социальной поддержки населения.
Под социальной поддержкой населения понимают государственные гарантии и обеспечение конституционных прав граждан, связанных с удовлетворением их насущных социально-экономических потребностей. Среди таких прав находятся: право на жизнь; права на труд, выбор рода деятельности и профессии, защиту от безработицы; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов; право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Вся совокупность этих прав вытекает из важнейшего конституционного положения о том, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В пункте 2 ст. 7 Конституции РФ сказано, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Свои функции социальное государство реализует через социальную политику, составной частью которой является социальная поддержка населения.
Социальная поддержка населения со стороны государства необходима в связи с тем, что, во-первых, человек практически беспомощен перед стихийными силами природы и, во-вторых, стихийные законы рыночной экономики обладают органичными недостатками, преодолеть которые невозможно без помощи государственного регулирования.
История человечества знает множество случаев, когда природная стихия приводила к массовой гибели людей, оставляя еще большее их число обездоленными, лишенными жилища и средств существования. Без помощи государства и других органов власти многие люди не в состоянии преодолеть последствия разрушительных сил стихии.
Весьма ощутимыми могут быть и результаты действия стихии рыночных отношений. При всех преимуществах рыночной экономики по сравнению с экономикой административно-командной не следует забывать, что первая имеет ряд существенных недостатков, которые при отсутствии государственного регулирования могут привести к тяжелым социально-экономическим последствиям. Стихийный рынок — явление антисоциальное, он не щадит слабых, не считается с природой, экологией, не отличается стабильностью, чреват различного рода социальными конфликтами.
Пороки рыночной экономики могут быть преодолены или же ослаблены только в результате целенаправленной социальной поддержки населения со стороны государства.
Население, за исключением, как это можно предположить, примерно 1/ю его части наиболее материально обеспеченных, нуждается в социальной поддержке со стороны государства.
Следует также иметь в виду, что величина материальных пособий играет роль лишь поддержки «биологического человека», т.е. помогает маргинальным категориям выжить биологически, иначе говоря — не умереть. Однако такие пособия недостаточны для поддержки «социального человека» с его потребностями в получении образования, интеллектуальном развитии, профессиональном росте, т.е. в социальном развитии в целом1.
Система социальной поддержки населения предполагает наличие определенных ее составных частей. К ним относятся: совокупность законодательных актов, устанавливающих и регулирующих направления, формы, способы социальной поддержки населения; профессионально подготовленные кадры социальных работников, а также совокупность образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку работников социальной сферы; органы, осуществляющие социальную поддержку населения, их структура и иерархия; источники финансирования социальной поддержки населения; система учета и отчетности о результатах социальной поддержки населения.
Построение эффективной системы социальной поддержки населения предполагает соблюдение ряда основных принципов. К ним относятся:
1 Кузьмин СЛ.Занятость: стратегии России. М.: Едиториал УРСС, 2001. С. 240.
■ комплексность в осуществлении поддержки — заключается в учете всего комплекса объектов, средств, форм и методов поддержки. Осуществляя социальную поддержку населения, нельзя упускать из виду ни один из перечисленных элементов этой поддержки;
-
обязательность поддержки — должна быть четко оговорена в законодательных, руководящих и нормативных документах. Установленные нормы социальной поддержки должны быть обязательны для исполнения всеми органами власти; -
надежность поддержки — обеспечивается тем, что лица, остро нуждающиеся в социальной поддержке, должны быть уверены в ее осуществлении, если это предусмотрено соответствующим правовым документом; -
регулярность, постоянность поддержки — состоит в том, что ее формы и методы не должны быть эпизодом, всплеском эмоций того или иного руководителя, а должны строиться на систематической основе; -
нарастающий уровень поддержки — предполагает такую социальную заботу государства, которая по мере роста экономики
< и материального уровня жизни населения будет увеличиваться за счет возрастания норм социальной поддержки;
-
адресность, избирательность поддержки — предусматривает такую ее направленность, которая наряду с охватом подавляющего числа людей особое внимание уделяет конкретным наиболее социально уязвимым слоям населения. Этот принцип является, с одной стороны, следствием ограниченности бюджетных средств,' с другой — преследует цель достижения социальной справедливости по отношению к гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, особенно к тем, чей доход на каждого члена семьи оказался ниже прожиточного минимума; -
заявительный характер поддержки — исходит из того положения, что лица, попавшие в число людей, особенно нуждающихся в социальной поддержке, должны об этом самостоятельно уведомить соответствующие органы социальной поддержки, без чего такая поддержка не будет обеспечена.
Среди мер социальной поддержки центральное место должно занимать поддержание достойного уровня жизни. Решению этой задачи частично служат ГМСС.
Государственные минимальные социальные стандарты