Файл: Протокол 1 Приказ 161 от 31. 08. 2016г. Адаптированная основная образовательная программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 434

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на Педагогическом совете на заседании Управляющего Директор МОБУ СОШ

Совета с.Кош-Елга

от _31_августа_2016г. МОБУ СОШ с.Кош-Елга Н.Е.Васильева

Протокол № 1 Приказ №161

от 31.08. 2016г.

Адаптированная основная образовательная программа

начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Кош-Елга муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Срок реализации 2016-2021 гг.

КОШ-ЕЛГА-2016

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .............................................................................................. 3

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка ……...................................................................................... 4

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НООО .............................9

1.3. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения

АООП НОО.......................................................................................................... 27

II. Содержательный раздел

2.1. Программа развития универсальных учебных действий .............................................. 56

2.2. Программы отдельных учебных предметов .................................................................... 72

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ………….. 73

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

жизни ………............................................................................................................. 83

2.5. Программа коррекционной работы ……………....................................................... 90

III. Организационный раздел

3.1. Учебный план …………........................................................................................ 104

3.2 План внеурочной деятельности ……………............................................................. 108

3.3. Календарный учебный график ……………............................................................ 110

3.4. Система условий реализации АООП НООобучающихся с ТНР ............................. 112

Общие положения

Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, разработана в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средняя общеобразовательная школа села Кош-Елга м униципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан (далее МОБУ СОШ с.Кош-Елга)


АООП НОО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Структура АООП НОО включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел включает:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО в МОБУ СОШ с.Кош-Елга;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО в МОБУ СОШ с.Кош-Елга.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

• программу развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов;

• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования экологической культуры, здорового образа жизни;

• программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

• учебный план начального общего образования как один из основных механизмов реализации компонентов АООП НОО;

• план внеурочной деятельности;

• календарный учебный график;

• систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной

программы начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.



Нормативно-правовую базу разработки адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее – Программа) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ СОШ с.Кош-Елга составляют:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г. ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

- Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 756 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

- СанПиН 2.4.2.3286 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015 г.);

- Примерная АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1) от 22 декабря 2015г;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2015 г. № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253;

- Устав МОБУ СОШ с.Кош-Елга

Цель реализации адаптированной основной образовательной программы

начального общего образования:

— обеспечение выполнения требований федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями;


• овладение учебной деятельностью, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ТНР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

• обеспечение доступности получения начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ТНР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы секций и кружков, проведении спортивных, творческих соревнований;

• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и выражается в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.


Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.