Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 468
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Диагностический материал для проведения обследования
детей с нарушениями интеллекта [20]
Изучаемая функция
Диагностический материал
Общая моторика
Оценивается «уклюжесть» ребѐнка: способность делать ритмические и координированные движения, марширование, бег на месте, различные виды прыжков, а также умение бросать и ловить мяч, играть в «ладушки» (перекрѐстные поочерѐдные движения) и т.п.
Тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца. Обследуются статическая и динамическая координация, одновременность, отчѐтливость движений.
4 года
1. Стояние в течение 15 сек. закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).
2. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди), кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребѐнок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа.
Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)
3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, становится при подпрыгивании на пятки, а еѐ на носки, в течение 5 сек. производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.
4. Обследуемому предлагается в течение 10 сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой - в обратном направлении.
Задание считается невыполненным, если ребѐнок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового, размера. Задание может повторяться не более 3 раз.
Экспериментатор подаѐт обследуемому руку и просит крепко пожать еѐ сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.
5 лет
1. Стояние в течение 10 сек. на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый ребѐнок сошѐл с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.
2. Прыгание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м.
Ребѐнок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.
3. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 сек. должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 сек. Допускается повторение задания).
4. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.
6 лет
1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 сек. попеременно на правой и левой ноге.
Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам.
Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошѐл с места. Учитывается и приподнимание
30
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.
2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель - квадратная доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребѐнок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки - 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено.
3. Перепрыгнуть с места без разбега через верѐвку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трѐх проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть верѐвку, не задев еѐ. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.
4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с неѐ нитку и наматывать еѐ на указательный палец правой руки в течение 15 сек. После перерыва в 5-10 сек. предлагают взять катушку в правую руку.
Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.
5. Ребѐнку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трѐхбалльной системе.
Мелкая моторика
Особое внимание уделяется оценке сформированности мелкой моторики (скоординированные движения пальцев, манипуляция с мелкими предметами), а также моторным навыкам в графической деятельности (рисунок, лепка, аппликация, владение ножницами). Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застѐгивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.).
Определение качества и степени дифференцированности движений:
- Сжать пальцы в кулак.
- Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
- Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
Обследование действий с предметами:
- Выложить узор из мозаики.
- Самостоятельно застегнуть пуговицы.
- Чертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
- Нанизывать на нитку бусинки.
- Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек.
Оценка:
1 балл - чѐткое выполнение всех заданий;
2 балла - выполнение не более 5 заданий из предложенных;
3 балла - выполнение одного-двух заданий из числа предложенных, плохая координация, неловкость движений.
Зрительно-
Методика «Домик» Гуткиной Н.И.;
моторная
зрительно-моторный гештальт тест Бендер;
координация
ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика (задания №№2-3);
методика «Узор» (Л.И. Цеханская);
методика «Срисовывание образцов» (З. Матейчик, М. Стрнадова);
методика «Квадрат и круг» (Й. Черначек).
Восприятие
Методика «Разрезные картинки»:
- для детей 3,5-4 лет - 2-х и 4-х-составные картинки;
- для детей 4,5-5 лет – 3-х, 4-х-составные картинки (модификация субтеста А. Бине);
методика «Чего не хватает?»;
методика «Зашумлѐнные изображения»;
методика «Наложенные изображения»;
методика «Двойные изображения»;
методика «Молчаливая страничка» (Абрамова Г.С.);
методика «Бусы» (Венгер А.Л.);
методика «Кубики Кооса».
Предметный гнозис:
Предъявляются предметные картинки в условиях постепенного изменения количества информативных признаков: а) узнавание реальных объектов; б) узнавание изображений реальных объектов; в) узнавание предметов, изображенных контурно; г) узнавание предметов, изображенных пунктирно;
31
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник д) узнавание предметов в условиях заштриховки фона изображения; е) узнавание предметов в условиях наложения; ж) узнавание вписанных друг в друга геометрических фигур; з) узнавание пунктирных изображений предметов с недостающими деталями.
Буквенный гнозис:
а) называние букв печатного шрифта, данных в беспорядке; б) нахождение буквы, предъявленной зрительно среди ряда других букв; в) узнавание букв в условиях заштриховки; г) узнавание букв, изображенных пунктирно; д) узнавание букв в неправильном положении; е) узнавание букв, наложенных друг на друга; ж) дифференциация правильно и зеркально написанных букв; з) называние букв, сходных графически; и) нахождение нужной буквы среди сходных по начертанию букв.
Память
Методика «Запоминание 10 слов» (А.Р.Лурия);
методика «Запомни и назови» (Немов Р.С.):
- для детей с 4 лет – 8 предметных картинок;
- для детей с 5 лет – 10 предметных картинок;
методика «Повторение фраз»;
методика «Запоминаем парами»;
методика опосредованного запоминания по Л.Н. Леонтьеву;
методика «Пиктограмма».
Внимание
Методика Пьерона-Рузера;
методика «Найди такую же картинку»;
методика «Найди пару»;
методика «Лабиринт»;
методика «Сравни картинки»;
методика «Корректурная проба»;
методика «Кодирование»;
тест Риссу;
тест «Переплетѐнные линии»;
таблицы Шульте;
корректурная проба с кольцами Ландольта;
методика Мюнстерберга;
методика «Расстановка чисел»;
тест «Таблица Горбова-Шульте».
Мышление
Методика «Матрѐшка» (для детей до 5 лет 3,4,5-составная; для детей с 5 лет - 6-составная);
методика «Пирамидка»:
- для детей 3-5 лет - 4-5 колец большого размера;
- для детей от 5 лет - 6-8 колец меньшего размера;
методики «Почтовый ящик», «Коробочка форм», «Вкладыши»;
методика «Невербальная классификация»;
методика «Конструирование по образцу»;
Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена;
методика «Классификация предметов» (детский вариант, стандартный вариант);
методика «Классификация объектов по двум признакам» (лото В.М. Когана);
методика «Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом»;
методика «Кубики Кооса»;
методика «Установление последовательности событий»;
методика «Исключение предметов» («Четвѐртый лишний»);
опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я.Йирасек;
методика «Установление последовательности событий»;
методика «Нелепицы»;
методика «Отгадывание загадок»;
тест Векслера;
методика «Простые аналогии»;
методика «Интервью» (оценка словесно-логического мышления);
методика «Доски Сегена»;
методика исследования способности формирования понятий (методика Выготского-
Сахарова, модификация для детей дошкольного возраста).
32
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Пространственная
Выявляются знания ребѐнка о взаиморасположении объектов в пространстве, правильный
ориентировка
показ по инструкции взрослого с употреблением предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения (в, на, над, под, за, перед - спереди, сзади - позади, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, внутри, снаружи, между и т.п.) на конкретных предметах.
Оптико-пространственный гнозис:
1) ориентировка в схеме тела:
а) нахождение и показ правых и левых частей собственного тела; б) выполнение проб Хэда («показать правой рукой левое ухо, закрыть левой рукой правый глаз»); в) нахождение и показ правых и левых частей тела человека, сидящего напротив.
2) Ориентировка в окружающем пространстве:
а) указать рукой относительно собственного тела направления: вверху, внизу; спереди, сзади; справа, слева; б) указать рукой направление относительно человека, стоящего впереди лицом к испытуемому («Представь, что ты стоишь на моѐм месте. Подумай и укажи рукой на место от меня сверху, снизу, спереди, сзади, слева, справа».)
3) Ориентировка на плоскости (листе бумаги):
а) показать, что расположено вверху/внизу от центральной фигуры, что справа/слева от неѐ; б) назвать место расположения предметов по отношению к центральной фигуре («Где находится солнце?» (вверху от самолѐта, слева от него); в) нарисовать геометрические фигуры в указанном положении на листе: посередине, справа вверху, слева вверху, справа внизу, слева внизу;
4) Определение сформированности пространственных представлений: а) различение в импрессивной речи предлогов: на, над, под, в, к, за, с, из, из-под, из-за, через, около, между, перед. «Покажи на сюжетной картинке, кто в клетке, кто перед клеткой?…»; б) употребление в экспрессивной речи перечисленных выше предлогов «Посмотри на картинку и скажи, где находится кукла, куда забралась кошка, откуда она вылезла?».
4. Оптико-пространственный праксис:
а) копирование точек (тест Керна-Йрасека «Определение школьной зрелости»
Ребѐнку предлагается скопировать 10 точек, расположенных одна от другой на равном расстоянии по горизонтали и вертикали; б) воспроизведение по памяти различного расположения геометрических фигур; в) изображение предъявленной фигуры по представлению (ребѐнку показывается нарисованная фигура, которую необходимо запомнить, а затем нарисовать на листе бумаги); г) составление фигур из палочек по памяти (перед ребѐнком выкладывается фигура из палочек, которую ему необходимо запомнить, а потом воспроизвести); д) конструирование букв печатного шрифта (ребѐнку необходимо составить буквы Н, И, Р, У из элементов букв, вырезанных из картона); е) реконструирование букв печатного шрифта (ребѐнку необходимо переделать букву О в С, Р в Ы, Н в И, Х в У (буквы выложены из отдельных элементов);
Методика «Графический диктант» (Эльконин Д.Б.);
«Молчаливая страничка».
Речь
Логопедическое обследование включает в себя изучение основных составляющих речевую систему компонентов:
- связной самостоятельной речи;
- словарного запаса (лексики);
- грамматического строя речи;
- звукопроизносительной стороны речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия).
При обследовании слуха рекомендуется пользоваться звучащими или озвученными игрушками (барабан, бубен, кошка, птичка), а также специально подобранными картинками.
Необходимо проверить, как слышит ребѐнок шѐпотную и разговорную речь. Ребѐнка ставят спиной к логопеду на расстоянии 6-8 м. Логопед делает полный выдох и шѐпотом обычной громкости называет слова, которые ребенок должен повторить, например, школа, чайник, машина, чемодан и т.д. В случае затруднения восприятия логопед повторяет те же слова на расстоянии 4м, а затем 3м. Необходимо определить, на каком расстоянии ребѐнок воспринимает шѐпот.
Основными видами заданий при обследовании импрессивной речи являются:
называние предметов, их частей, качеств, действий с ними на предъявленных логопедом картинках (обследование понимания слов);
выполнение предъявленных на слух инструкций различной сложности (обследование понимания предложений);
выбор предмета или картинки в соответствии с названной логопедом грамматической
33
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник формой (обследование понимания грамматических форм);
пересказ текста, ответы на вопросы к нему, работа с деформированным текстом и т.п.
(обследование понимания текста).
Обследование активной (экспрессивной) речи начинается с беседы с ребенком,цель которой- выявить его общий кругозор, владение связным высказыванием.
Обследование связной речи может проводиться в ходе беседы и включает серию заданий по углубленному изучению развѐрнутого самостоятельного высказывания:
беседа;
составление рассказа по сюжетной картинке;
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
пересказ;
составление рассказа-описания;
составление рассказа по представлению.
Изучение словарного запаса:
выявить соответствие или несоответствие словаря возрастной норме;
охарактеризовать активный словарь (использование существительных, глаголов, прилагательных, других частей речи);
выяснить точность употребления лексических значений слов.
В обследование необходимо включить:
Предметный словарь:
существительные, обозначающие предмет и его части (чайник, крышка, носик, донышко);
существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан);
обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.);
названия времен года;
названия животных и их детенышей;
названия профессий.
Глагольный словарь:
глаголы, обозначающие действия с предметами;
глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления.
Глаголы предъявляются не только в форме инфинитива (бегать, мыть), но и в различных временных формах с приставками (бежал - прибежал), в различных залогах (моем - моется).
Словарь признаков:
прилагательные, обозначающие:
величину предметов (высокий, низкий, узкий);
цвет
(основной и его оттенки);
форму (круглый, овальный, квадратный);
качества (молочный, пушистый, гладкий);
сезонные признаки (летний, осенний, зимний, весенний).
К словарю признаков относят и употребление наречий: быстро, медленно, громко, высоко.
Дополнительно к этому обследуется словарь антонимов.
Наиболее простым приѐмом обследования словарного запаса является называние предметов, качеств по специально подобранным по тематическому (игрушки, мебель, транспорт) либо по ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс) картинкам.
Изучение сформированности грамматического строя речи:
- правильность построения грамматической структуры предложения; - характер использования падежных форм существительных;
- правильность употребления существительных в единственном и множественном числе;
- правильность согласования различных частей речи; - характер употребления предложных конструкций;
- степень владения навыками словообразования и словоизменения.
При обследовании грамматического строя речи используются следующие задания:
составить предложение по сюжетной картинке (при этом отмечается преобладающее количество слов в предложениях, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме);
составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьяну, белку»);
вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолѐт летит... лесом»; «Мяч лежит... столом»);
преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное
(«Один стол, а много...?»);
образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа («На этой картинке есть дерево, а на этой нет чего?» (дерева, деревьев);
согласовать имена прилагательные и числительные с существительными.
34