Файл: Тема Принципы и задачи психологопедагогической диагностики нарушений развития Вопрос 1 Включает в себя анализ отношения ребенка к ситуации обследования и заданиям,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1220

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип комплексного подхода к изучению развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог).

Принцип системного подхода к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов.

Вопрос 3

Методика «Прогрессивные матрицы Равена» является объективной по типу ответов испытуемого и невербальной по форме предъявления стимульного материала и форме ответов испытуемого.

Вопрос 4

Методика Рене Жиля является проективной по типу ответов испытуемого и невербально-вербальной по форме предъявления стимульного материала и форме ответов испытуемого.

Вопрос 5

Методика «Тест школьной тревожности Филлипса» является субъективной по типу ответов испытуемого и вербальной по форме предъявления стимульного материала и форме ответов испытуемого.

Тема 4. Речь как высшая психическая функция

Вопрос 1

Вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух – это:

Выберите один ответ:

a. внутренняя речь

b. письменная речь

c. эгоцентрическая речь

d. устная речь

e. дактильная речь

Вопрос 2

На основании какой классификации выделяют такие нарушения речи, как дислалия, дизартрия, ринолалия, афазия?

Выберите один ответ:

a. клинико-педагогическая

b. психологическая

c. психолого-педагогическая

d. логопедическая

Вопрос 3

На основании какой классификации выделяют ФФНР, ФНР, ОНР?

Выберите один ответ:

a. логопедическая

b. психологическая

c. психолого-педагогическая

d. клинико-педагогическая

Вопрос 4

Нарушение звуковой системы языка, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата – это:

Выберите один ответ:

a. дизартрия

b. заикание

c. дислалия

d. ринолалия

Вопрос 5

Нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи – это:

Выберите один ответ:

a. дислалия

b. дисфония

c. ринофония

d. ринолалия

Вопрос 6

Различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации – это:

Выберите один ответ:


a. дактильная речь

b. письменная речь

c. внутренняя речь

d. эгоцентрическая речь

e. устная речь

Вопрос 7

Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность – это:

Выберите один ответ:

a. письменная речь

b. эгоцентрическая речь

c. устная речь

d. внутренняя речь

e. дактильная речь

Вопрос 8

Системное нарушение речи, вызванное локальными поражениями коры одного из полушарий мозга – это:

Выберите один ответ:

a. алексия

b. дизартрия

c. алалия

d. афазия

Тема 5. Особенности развития детей с нарушениями речи

Вопрос 1

Выделите закономерности, характерные как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речевого развития.

Выберите один или несколько ответов:

a. скачкообразность психического развития

b. риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптации

c. поэтапность развития

d. наличие сензитивных периодов

Вопрос 2

Выделите закономерности, характерные только для групп детей с речевыми расстройствами.

Выберите один или несколько ответов:

a. нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации

b. систематичность в развитии личности

c. более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающем

d. нарушение речевого опосредования

Вопрос 3

К видам дизонтогенеза относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. искаженное развитие

b. поврежденное развитие

c. дисгармоническое развитие

d. дефицитарное развитие

Вопрос 4

Какое количество параметров дизонтогенеза, определяющих тип нарушения психического развития, выделил В. В. Лебединский?

Выберите один ответ:

a. 2

b. 3

c. 5

d. 4

Вопрос 5

Назовите неблагоприятные социальные условия на ранних этапах развития, которые приводят к наиболее грубым и стойким его нарушениям по сравнению с последующими этапами.

Выберите один или несколько ответов:

a. социальная депривация

b. все ответы верны

c. всестороннее развитие

d. микросоциальная педагогическая запущенность

Вопрос 6

Нарушение индивидуального развития организма – это:



Выберите один или несколько ответов:

a. дизонтогения

b. онтогенез

c. дизонтогенез

d. дисфункция

Вопрос 7

Развитие наследственной основы организма в конкретных условиях внешней среды – это:

Выберите один ответ:

a. дизонтогенез

b. онтогенез

c. дисфункция

d. дизонтогения

Вопрос 8

Характер нарушения психического развития зависит от:

Выберите один или несколько ответов:

a. степени его распространенности

b. возраста ребенка

c. интенсивности повреждения

d. мозговой локализации процесса

Практическое задание 2Кроссворд

1 Речь, представляющая собой обращения к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность.

2 Характерная особенность детской речи, заключающаяся в неустойчивости значения слов, их неопределенности и многозначности.

6 Нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

3 Речь, представляющая собой вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.

7 Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

4 Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

9 Термин, обозначающий нарушение индивидуального развития организма.

5 Ученый, выделивший шесть видов дизонтогенеза (недоразвитие, задержанное развитие, дисгармоническое развитие, искаженное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие).

11 Патологически ускоренный темп речи.

8 Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

12 Патологически замедленный темп речи.

10 Расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

14 Речь, представляющая собой различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации.

13 Речь, представляющая собой вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.



Тема 6. Психолого-педагогическое изучение познавательного развития

Вопрос 1

Демонстрация способа действия без объяснения алгоритма его выполнения – это:

Выберите один ответ:

a. стимулирующая помощь

b. организующая помощь

c. введение наглядности


d. разъясняющая помощь

Вопрос 2

Конкретностью, единичностью, отражением внешней, а не сущностной стороны явления характеризуется:

Выберите один ответ:

a. логическое познание

b. чувственное познание

Вопрос 3

Организация внимания на каком-то моменте выполнения задания – это:

Выберите один ответ:

a. стимулирующая помощь

b. разъясняющая помощь

c. введение наглядности

d. организующая помощь

Вопрос 4

Осуществляется благодаря мышлению:

Выберите один ответ:

a. логическое познание

b. чувственное познание

Вопрос 5

Осуществляется с помощью ощущений, восприятия и представлений:

Выберите один ответ:

a. чувственное познание

b. логическое познание

Вопрос 6

Подбадривание, похвала – это:

Выберите один ответ:

a. стимулирующая помощь

b. введение наглядности

c. организующая помощь

d. разъясняющая помощь

Вопрос 7

Раскрывает сущность явления, затрагивает группы, классы предметов или явлений:

Выберите один ответ:

a. логическое познание

b. чувственное познание

Вопрос 8

Уточнение порядка действий при выполнении задания – это:

Выберите один ответ:

a. разъясняющая помощь

b. организующая помощь

c. введение наглядности

d. стимулирующая помощь

Тема 7. Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы

Вопрос 1

Биологические потребности лежат в основе:

Выберите один ответ:

a. чувств

b. воли

c. эмоций

Вопрос 2

Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков, – это:

Выберите один ответ:

a. эмоции

b. чувства

c. воля

Вопрос 3

Социальные потребности лежат в основе:

Выберите один ответ:

a. эмоций

b. чувств

c. воли

Вопрос 4

Страх боли, уколов, врачей, болезней – это:

Выберите один ответ:

a. медицинские страхи

b. социально-опосредованные страхи

c. страхи, связанные с причинением физического ущерба

d. пространственные страхи

Вопрос 5

Страх высоты, глубины, замкнутых пространств – это:

Выберите один ответ:

a. пространственные страхи

b. медицинские страхи

c. социально-опосредованные страхи

d. страхи, связанные с причинением физического ущерба


Вопрос 6

Страх людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества – это:

Выберите один ответ:

a. пространственные страхи

b. социально-опосредованные страхи

c. страхи, связанные с причинением физического ущерба

d. медицинские страхи

Вопрос 7

Страх пожара, войны, стихии – это:

Выберите один ответ:

a. пространственные страхи

b. социально-опосредованные страхи

c. медицинские страхи

d. страхи, связанные с причинением физического ущерба

Тема 8. Изучение личностных особенностей

Вопрос 1

Исследование личности дошкольника затруднительно по причине того, что:

Выберите один или несколько ответов:

a. с дошкольниками трудно установить необходимый личностный контакт

b. черты личности дошкольника не сформированы, неустойчивы

c. дошкольники не владеют навыками самоанализа

Вопрос 2

Методика «Какой Я?» предназначена для определения:

Выберите один ответ:

a. самосознания

b. коммуникативных навыков

c. самооценки

Вопрос 3

Методика на исследование самосознания дошкольников проводится:

Выберите один ответ:

a. посредством продуктивной деятельности

b. в форме свободной, непринужденной беседы

c. методом наблюдения

Вопрос 4

При использовании метода экспертов в психодиагностике личностной сферы дошкольников в роли экспертов выступают:

Выберите один ответ:

a. сверстники, хорошо знающие данного ребенка

b. взрослые люди, хорошо знающие данного ребенка

c. психологи

Вопрос 5

Сколько стадий морального развития детей выделяют по Л. Кольбергу?

Выберите один ответ:

a. 8

b. 3

c. 6

Вопрос 6

Сколько шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка, включает в себя методика «Детский вариант личностного теста Р. Кеттела»?

Выберите один ответ:

a. 12

b. 16

c. 10

Тема 9. Особенности педагогического изучения детей с нарушениями речи

Вопрос 1

В случаях, когда выявляются трудности обучения, необходимо проведение:

Выберите один ответ:

a. педагогического наблюдения

b. педагогического обследования

c. медицинского обследования

Вопрос 2

Знание программного материала текущего и предшествующих лет обучения проверяется при изучении:

Выберите один ответ:

a. детей дошкольного возраста