Файл: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы являются приложением к Положению О выпускной квалификационной работе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению дипломных работ;

  • выбор и формулирование темы дипломной работы;

  • конкретизация и определение проблемы, цели и задач исследования;

  • определение объекта, предмета и места проведения исследования;

  • подбор литературы, составление библиографического указателя по теме работы;

  • составление аналитического обзора литературы и формулировка выводов (резюме), отражающих состояние изучаемой проблемы в соответствии с имеющимися литературными данными;

  • выбор методов и методик исследования;

  • сбор, анализ и оформление полученных материалов, формулирование выводов и предложений;

  • написание и оформление дипломной работы, подготовка иллюстративного материала;

  • подготовка дипломной работы к защите, составление доклада;

  • обсуждение дипломной работы на кафедре и её рецензирование;

  • защита дипломной работы.




    1. Подбор литературы для написания дипломной работы

Прежде чем приступить к работе с литературой и сбору практического материала, необходимо составить предварительный план с целью определения структуры дипломной работы и приблизительного содержания каждого структурного звена последней. В этой связи, в первую очередь следует определить примерный перечень вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных главах (разделах) и параграфах дипломной работы, озаглавить их. Предварительный план дипломной работы должен быть согласован с руководителем, после чего студент может приступать к работе с литературой.

Для составления списка первоисточников обычно используют:

  • электронные и традиционные каталоги крупных библиотек;

  • специальные электронные базы данных;

  • прикнижные и пристатейные списки литературы (в учебниках, монографиях, статьях);

  • периодические издания по профилю (журналы, вестники, сборники научных трудов);

  • законодательная база (законы, постановления, указы в определенной сфере);

  • ресурсы Интернет.

Изучение литературы необходимо начинать с учебников и учебных пособий, нормативных актов; далее рекомендуется перейти к монографическим работам, затем – к изучению источников периодической печати и инструктивного материала. Такая последовательность изучения литературы студентом позволяет системно накапливать материал, идти от простого к сложному, от общего - к частному.


Для поиска по электронным каталогам библиотек, а также в электронных базах данных необходимо предварительно составить список ключевых слов, которые могут встречаться в названиях предполагаемых источников. Много информации о первоисточниках дает поиск в традиционных систематических каталогах библиотек. В библиотеках есть отделы новых поступлений, где можно получить информацию о самых последних изданиях.

Полезная информация может содержаться в статьях и материалах, опубликованных по проблематике исследования в периодической печати (журналах, газетах и др.). В периодических изданиях намного оперативнее отражаются некоторые последние научные достижения и разработки, чем, например, в учебниках и монографиях. Просматривая периодику, студенту следует знать, что в первом (или последнем) номере почти каждого журнала приводится перечень публикаций за предыдущий год. Чтобы не смотреть все номера за каждый год, он может воспользоваться этим и выиграть время.

Важной информацией для поиска первоисточников являются список литературы и сноски в статьях, учебной литературе, монографиях, диссертациях и авторефератах по схожей тематике. Студенту целесообразно уделять особое внимание литературе, изданной в течение последних пяти лет.

Изучение литературы на начальном этапе преследует конкретную цель - ознакомиться, в каком состоянии по материалам современной науки и практики находится проблема исследования, что сделано другими авторами в этом направлении, что еще недостаточно ясно, либо вообще не рассматривалось.

Начав сбор информации, необходимо целенаправленно формировать базу данных о литературных источниках, имеющих отношение к предстоящей работе. Для решения этой задачи могут применяться разные подходы - традиционные, новаторские и комбинированные.

Суть традиционного подхода состоит в том, что на каждую просмотренную книгу, монографию, учебник, статью заводятся учетная карточка, аналогичная той, которая оформляется библиографами. В учетную карточку, в соответствии с ГОСТ, необходимо вписывать фамилию и инициалы авторов, название работы и все выходные библиографические данные источника (место издания, издательство, год издания, количество страниц и др. (прил. 6)) для включения в дальнейшем этого источника в список литературы. С целью систематизации полученной информации по освоенным источникам на обороте карточек студенту целесообразно делать письменные выписки и рабочие записи с указанием страницы книги (журнала), на которой была найдена нужная информация.



Методика новаторского подхода к составлению базы литературных данных дает выигрыш во времени и экономию сил. Для этого студенту целесообразно совмещать ознакомление с первоисточниками с их копированием (ксерокопирование, электронное копирование) или распечаткой электронных ресурсов на принтере. В таком случае можно всегда иметь под рукой материал, с которым легче приступить к обдумыванию и составлению плана дипломной работы и написанию ее текста. При этом необходимо тщательно подписывать ксерокопию в соответствии с библиографическими требованиями оформления списка литературы - автор, название работы и остальные библиографические сведения (прил. 6).

Применяя описанный выше метод, в итоге можно получить хорошую подборку ксерокопий и распечаток по теме дипломной работы. Её можно дополнить также последними, созвучными с темой исследования, изданиями, посетив книжный магазин.

Сочетание традиционных и новаторских приемов к составлению базы литературных данных носит название комбинированного подхода.

Сделанные выписки и ксерокопии целесообразно систематизировать по проблемам или разделам, разложив, к примеру, в разные подписанные папки. Обеспеченность выписками (ксерокопиями) тех или иных глав (разделов) покажет, какие вопросы темы нужно осветить с достаточной полнотой, а какие - нет.

После просмотра всех возможных для использования печатных трудов и электронных баз данных, студент должен выбрать необходимые ему источники, то есть соответствующие избранной теме. При написании дипломной работы должно быть использовано достаточное количество литературных источников (не менее 30 наименований).

Самостоятельная работа при подборе литературы предполагает систематические консультации и обязательное согласование списка литературы с руководителем.

В результате изучения литературы формируется представление о современном состоянии вопроса, устанавливаются имеющиеся противоречия и нерешенные задачи.
2.3. Основными структурными элементамидипломной работы являются:

Структурными элементами дипломной работы являются:

  • Титульный лист (Приложение 1).

  • Содержание (Приложение 2).

  • Введение.

  • Основная часть.

  • Заключение (выводы и предложения).

  • Библиографический список.

  • Приложения.

Титульный лист, на котором указываются наименование учебного заведения, отделения и ЦМК, фамилия, имя и отчество студента-дипломника; наименование темы; фамилия, имя и отчество руководителя, его ученое звание, ученая степень, если есть (прил. 2).


Содержание– указатель глав (заголовков), включающий в себя все разделы дипломной работы и страницы, на которых они расположены. В содержании главы должны точно соответствовать заголовкам текста, а расположение их должно правильно отражать последовательность и соподчиненность их в тексте (приложение 2).

Введение – вступительная часть дипломной работы. Введение отражает актуальность, проблему, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, этапы, методы исследования, научную новизну, теоретическую и практическую значимость (Приложение 3). Введение начинается с 3 страницы.

Актуальность исследования определяется следующими факторами:

  • степенью востребованности, необходимостью решения определенной проблемы (потребностью в новых данных, методах, способах);

  • уровнем готовности здравоохранения к разрешению возникших проблем.

Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления ее решения.

Актуальность - это значимость исследования в настоящее время.

Доказательство актуальности можно выполнить по следующей схеме:

  • выделить проблему исследования и подтвердить цифрами и фактами ее существование в настоящее время;

  • объяснить, почему именно сейчас важно решать данный вопрос;

  • кратко представить существующие в научной литературе современ­ные точки зрения на решение вопроса, указав, кто конкретно этим зани­мался (фамилии авторов наиболее интересных публикаций);

  • объяснить, какой точки зрения придерживается автор и почему, что конкретно собирается предпринять для подтверждения ее истин­ности.

Для эффективности и результативности исследовательского процесса необходимо, чтобы тема исследования студента была актуальна и значима для профиля специальности.

Цель исследования - это желаемый, конечный результат исследования

Формулировка цели исследования дипломной работы должна:

  • позволить студенту более четко представить конечный результат исследования;

  • информировать, какого характера основные результаты будут излагаться, и обосновываться в данной работе.

Цели могут быть исследовательские (выявление факторов развития, благоприятствующих условий, разработка технологий, способов управления) и практические (сохранение здоровья, успешное обучение). Достижение исследовательских целей создает условия, позволяет выявить средства достижения практических целей.


Основные требования к формулированию цели дипломной работы:

1. Должна быть совокупностью вспомогательных вопросов, ответы на которые являются наиболее общими и существенными вспомогательными результатами.

2. Должна быть органично связанной с её заглавием и основным результатом проведенного исследования.

3. Должна ясно и однозначно формулироваться во введении.

Например,

при написании дипломной работы по специальности «Сестринское дело» на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы»

целью исследования может быть

изучение роли медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы




Например,

при написании дипломной работы по специальности «Фармация на тему: «Особенности организации лекарственного обеспечения отдаленных территорий Омской области на примере Седельниковской центральной районной аптеки»

целью исследования может быть

Выявить факторы, влияющие на организацию лекарственного обеспечения населения на примере лекарственного обеспечения Седельниковской центральной районной аптеки Омской области.




Например,

при написании дипломной работы по специальности «Лабораторная диагностика» на тему: «Лабораторная диагностика дифтерии»

целью исследования может быть

Выявить эпидемиологическое значение дифтерии и современные методы лабораторной диагностики.




Например,

при написании дипломной работы по специальности «Лечебное дело» на тему: «Роль фельдшера в диагностике сахарного диабета у детей»

целью исследования может быть

определение роли фельдшера в диагностике сахарного диабета у детей.


Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.

Можно выделить три группы задач:

  1. Средствами реализации задачи этой группы служит изучение литературы и других источников, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, экспертная оценка.

  2. Реализация задачи состоит в конструировании и выполнении исследования. Определяются конкретные способы организации опытно-поисковой и экспериментальной работы и интерпретации ее результатов.

  3. Разработка рекомендаций, памяток, анкет, методик и технологий практического использования результатов исследования.