Файл: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы являются приложением к Положению О выпускной квалификационной работе.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи должны быть точными и краткими, формулируются в глагольной форме (изучить…, исследовать…, проанализировать…, оценить…, охарактеризовать…, определить…, обосновать…, сформировать…, разработать).
Например, при написании дипломной работы по специальности «Сестринское дело» на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы» задачами исследования могут быть: 1. Проанализировать литературные источники по вопросам профилактики бронхиальной астмы.
|
Например, при написании дипломной работы на тему: «Особенности организации лекарственного обеспечения отдаленных территорий Омской области на примере Седельниковской центральной районной аптеки» задачами исследования могут быть: 1. Изучить систему организации лекарственного обеспечения населения Омской области. 2. Проанализировать состояние здоровья населения Седельниковского района Омской области. 3. Изучить существующую организацию лекарственного обеспечения Седельниковского района Омской области.
|
Например, при написании дипломной работы на тему: «Лабораторная диагностика дифтерии» задачами исследования могут быть: 1. Провести анализ литературных источников по вопросам лабораторной диагностике возбудителя дифтерии. 2. Изучить эпидемиологические особенности возбудителя дифтерии. 3. Оценить теоретические знания и практические умения по лабораторной диагностике дифтерии. |
Например, при написании дипломной работы по специальности «Лечебное дело» на тему: «Роль фельдшера в диагностике сахарного диабета у детей» задачами исследования могут быть: 1. Изучить литературные источники по данному заболеванию. 2. Проанализировать статистические (социологические) данные по сахарному диабету в БУЗОО «ДГП № 5». 3.Составить памятку молодому специалисту по критериям диагностики сахарного диабета у детей. |
Объект исследования - это процесс, система или явление, порождающие проблемную ситуацию и подлежащие изучению. В объектной области находится предмет исследования.
Например, при написании дипломной работы по специальности «Сестринское дело» на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы» объектом исследования является: деятельность сестринского персонала |
Например, при написании дипломной работы на тему: «Особенности организации лекарственного обеспечения отдаленных территорий Омской области на примере Седельниковской центральной районной аптеки» объектом исследования является: Организация лекарственного обеспечения населения |
Например, при написании дипломной работы на тему: «Лабораторная диагностика дифтерии» объектом исследования является: Обнаружение коринобактерий дифтерии в клиническом материале |
Например, при написании дипломной работы по специальности «Лечебное дело» на тему: «Роль фельдшера в диагностике сахарного диабета у детей» объектом исследования является: деятельность фельдшера |
Предмет исследования находится внутри объекта. Это те элементы, которые предполагается изучить. Предмет исследования должен вытекать из темы и проблемы, не дублируя их, а раскрывая исследуемые связи, ожидания, механизмы.
Например, при написании дипломной работы по специальности «Сестринское дело» на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы» предметом исследования является: деятельность сестринского персонала в профилактике бронхиальной астмы |
Например, при написании дипломной работы по специальности «Лечебное дело» на тему: «Роль фельдшера в диагностике сахарного диабета у детей» предметом исследования является: деятельность фельдшера в диагностике сахарного диабета у детей |
Место проведения исследования чаще всего совпадает с местом прохождения преддипломной практики студента. Так, в числе мест проведения исследования в зависимости от поставленной цели можно выделить медицинские организации (с указанием конкретных отделений), фармацевтические организации, лаборатории т.д.
Методы исследования - это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется объектом и целями научного исследования.
Основные методы:
-
исторический; -
метод натурного наблюдения; -
экспериментальный; -
социологический; -
статистический; -
логический.
Исторический метод включает историко-графическое, архивное изучение литературы, освещающей исследуемый вопрос или проблему.
Данный метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протекания изучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента.
Экспериментальные методы включают лабораторные опыты, психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях.
Социологический метод включает опрос, беседу, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов).
Статистический метод применяется при необходимости получить количественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом.
Логический метод сопутствует любому научному исследованию, включает индукцию, дедукцию, анализ и синтез. В зависимости от специфики решаемых задач могут быть использованы описательные методики, логические методы (сравнения, выделения «узких мест», ведущих звеньев), моделирование, исследование операций, метод экспертных оценок, эвристические методы и др.
С целью определения верного пути решения изучаемого вопроса, необходимо разработать максимально точный метод измерения или наблюдения исследуемых переменных.
Например, при написании дипломной работы по специальности «Сестринское дело» на тему: «Роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы» методами исследования могут быть:
|
Например, при написании дипломной работы на тему: «Особенности организации лекарственного обеспечения отдаленных территорий Омской области на примере Седельниковской центральной районной аптеки» методами исследования могут быть:
|
Например, при написании дипломной работы на тему: «Лабораторная диагностика дифтерии» методами исследования могут быть:
|
Например, при написании дипломной работы по специальности «Лечебное дело» на тему: «Роль фельдшера в диагностике сахарного диабета у детей» методами исследования могут быть:
|
2.4 Основная часть работы
Основная часть работы состоит из двух - трех глав, и должна включать:
Главу I, гдедается обзор литературы по теме дипломной работы (анализ, обобщение и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора, обоснование выбора направления). К тексту обзора литературы предъявляются следующие основные требования: полнота и достоверность информации; наличие критической оценки использованной информации; логичность структуры; композиционная целостность; аргументированность выводов; ясность, четкость и лаконичность изложения.
Главу II, которая посвящена анализу медицинской организации, результатов собственных исследований и их обсуждению. По своему содержанию она представляет изложение и анализ данных, полученных в ходе исследования. Результаты исследования целесообразно преподносить в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм и рисунков с комментариями к ним. Для удобства изложения данная глава дипломной работы может быть разделена на параграфы. В последнем параграфе необходимо
дать интерпретацию собственных данных, сопоставляя их с материалами отечественной и зарубежной литературы. В нем можно поместить концепцию, разработанную на основании результатов собственных исследований и материалов литературы.
В каждую главу рекомендуется включать не более 2-3 параграфа, так как увеличение их числа приводит к распыленности материала, препятствующей концентрации внимания на главном.
После каждой главы необходимо делать выводы, краткое резюме проведенных исследований.
Главы и параграфы должны последовательно вытекать и дополнять друг друга, способствуя развитию высказываемых мыслей и укреплению логики проводимого исследования. Особое внимание следует уделить формулировке названий глав и параграфов. Не следует включать в их названия слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка; являющиеся терминами узкоспециального или местного характера; представляющие собой аббревиатуры или сокращения. Таким образом, названия глав и параграфов должны быть по возможности краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. В то же время следует избегать однословных заголовков, так как, чем короче заголовок, тем шире и расплывчатее его смысловое содержание. Традиционно считается, что в научно-исследовательских работах названия глав и параграфов должны включать от 2 до 14 слов (не более 2-х строк).
Очень серьезное внимание при написании ВКР должно быть уделено ее языку и стилю, свидетельствующим об общем уровне профессиональной культуры автора.
Характерными особенностями научно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально-логического стиля изложения материала.
Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно- исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:
1) использование специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, в последствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на..., в то время как... и др.), причинно- следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того, что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к...., следует остановиться на...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать... и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);