Файл: Литература по дисциплине Методы мотивации трудовой деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Престижные потребности – подчеркнуть свой статус, материальный достаток и положение в обществе – в социальных группах.


4. Мотивация и стимулирование

В основе поведения всегда лежит мотивация, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах. В психологии мотив - это то, что активизирует поведение, либо поддерживает и направляет его.
Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом. Среди внутренних побудителей мотив является звеном, предшествующим действию.
Предрасположенность – внутренняя позиция работника по отношению к различным объектам и ситуациям. Мотив – средство, с помощью которого личность объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы придают трудовой ситуации личностный смысл. Стабильная готовность к определенным действиям выражается понятием установка.

Функции мотивов:

1) Ориентирующая (мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения);

2) Смыслообразующая (мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл);

3) Опосредующая (мотив рождается на стыке внутренних и внешних побудительных сил, опосредуя их влияние на поведение);

4) Мобилизующая (мотив мобилизует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности);

5) Оправдательная (человек оправдывает свое поведение).
Различают следующие виды мотивов:

• Мотивы побуждения (истинные реальные мотивы, активизирующие к действиям);

• Мотивы суждения (провозглашаемые, открыто признаваемые, несут в себе функцию объяснения себе и другим своего поведения);

• Мотивы тормоза (удерживают от определенных действий, деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами или мотивационным ядром).

Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотивацией называются внутренние побуждения индивида, которые отвечают за уровень, направление и настойчивость усилий, затрачиваемых на работу.


Термином «мотивация» могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается неуклюжим термином «мотивирование».

Мотивация в кадровом менеджменте подразумевает создание условий, когда у человека пробуждаются его собственные мотивы, потребности.
Мотивации персонала в кадровой работе - группа качественных характеристик персонала и требований, предъявляемых к должности или рабочему месту.

Эта группа характеристик включает:

сферу профессиональных и личных интересов; стремление сделать карьеру; стремление к власти; готовность к дополнительной ответственности и дополнительным нагрузкам и т. п.

Соломанидина Т. О. указывает, что мотивация в управлении (менеджменте) как система построена на следующих «китах»: ожидание работника от компании, ожидания компании о работника, факторы внутренней и внешней среды (рис. 7).


Рис. 7. Составляющие мотивации в управлении

Ожидания (работника от компании, компании от работника) выделены в четыре основные группы и рассматриваются в таблицах 3 и 4. При этом, рассматривая ожидания работника от компании, выделяются:
1) личные ожидания;
2) групповые ожидания;
3) статусные ожидания;
4) Культурно-этические ожидания.
Рассматривая ожидания компании от работника, выделяются следующие группы:
1) Трудовые ожидания;
2) Групповые ожидания;
3) Ожидания по обеспечению безопасности;
4) Культурно-этические ожидания.

Таблица 3.


Ожидания работника от компании

Элементы

Характеристика

Личные ожидания

Характер работы на новом месте, ее содержание, требования к результатам, перспективы развития, вознаграждение, качество рудовой жизни, справедливость оценки, гарантии на будущее

Групповые ожидания

Конформность при работе в группе, обособленность коллектива от других, значимость его в компании, автономность в принятии решений, степень ответственности за работу

Статусные ожидания

Оценка своего места и роли в компании, значимость, признание, уважение, манера общения, стиль руководства, стиль управления конфликтными ситуациями

Культурно-этические ожидания

Степень соответствия ценностей, целей, этических норм, стиля лидерства и других элементов культуры компании представлениям, нормам и культуре работника



Таблица 4.

Ожидания компании от работника

Элементы

Характеристика

Трудовые ожидания

Добросовестное выполнение должностных обязанностей, проявление усердия, исполнительности, предприимчивости, инициативы, творческого подхода, режима самообучения

Групповые ожидания

Конформность, дружна бесконфликтная работа в группе, лидерские качества, умение работать в команде

Ожидания по обеспечению безопасности

Лояльность, дисциплина, выполнение всех норм и регламентов, не принадлежность к группам риска, не разглашать конфиденциальную информацию

Культурно-этические ожидания

Соответствие важнейших параметров культуры работника основным параметрам культуры компании, ее миссии, целям, ценностям, нормам и корпоративным кодексам

Таким образом, мотивация персонала – это создание таких условий, регулирующих трудовые отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку это для него единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей.
Мотивация персонала - это процесс сопряжения целей компании и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения общих целей. Это создание условий отождествления интересов организации и работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становится столь же необходимым и выгодным другому (рис. 8).


Рис. 8. Целевая структура системы мотивации

Стимул и стимулирование.
Внешнее побуждение находит свое отражение в категории «стимул».
Стимул – основной элемент управления человеческими ресурсами, являющийся внешним побуждением к деятельности.
Стимулы переводят потребности в интересы и мотивы, т. е. в личностную смысловую причину поступков, личную заинтересованность (двигатель производства). Выделяют следующую классификацию стимулов (таблица 5).

Таблица 5.

Классификация стимулов по факторам

Фактор

Стимулы

Масштаб воздействия

Глобальные (воздействие потребления на производство), финансов на экономику); региональные (цены на нефть на Ближнем востоке, цены на хлопок в Средней Азии); в масштабах станы (инфляция, миграция, рождаемость); отраслевые, внутриорганизационные.

Повторяемость

Разовые, временные, многоразовые, постоянные стимулы

Объект стимулирования

Индивидуальные (величина стимула устанавливается по результатам деятельности конкретного работника) и коллективные (по результатам деятельности всего коллектива)

Интенсивность воздействия

Слабые, средние, сильные

Результаты деятельности от нормы

Позитивные (при назначении стимула оценивается только достижение или превышение нормативных параметров) и негативные (отставание, отклонение от нормативов)

Виды

Материальные (денежные и неденежные), моральные, свободным временем и трудовые

Степень определенности стимула до совершения действия

Опережающие и подкрепляющие

Временной интервал между результатами деятельности и получения стимула

Непосредственные (стимул вручается сразу по завершении деятельности), текущие (с отставанием от деятельности: еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и т.д.), перспективные (за год, за пять лет, при выходе на пенсию)

Степень и характеру конкретности условий получения стимула

Общие (отсутствует конкретность в оценке результатов деятельности дл получения стимула), эталонные (стимулы утверждаются за заранее оговоренные результаты), состязательные (за занятое место в соревновании ли конкурсе)


Стимулирование - процесс и результат применения, приложения стимула, стимулирующего воздействия, побуждение к действию, поощрение.

Стимулированием в управлении называют воздействие на сотрудников с целью активизации их деятельности с учетом актуальных мотивов работника. Взаимосвязь мотива и стимула представлена в таблице 6.

Таблица 6.

Взаимосвязь мотива и стимула в управлении персоналом

Мотив

Стимул

Мотивы по удовлетворению потребностей в жизненно насущных материальных и духовных благах:
Производительность;
Качество работы;
Повышение занятости;
Рост квалификации и мастерства;
Повышение ответственности;
Совмещение должностей;
Работа на одном предприятии

Рост заработной платы
Доплаты, надбавка к заработной плате
Материальная помощь
Единовременные выплаты
Премиальная система
Социальный пакет
Система участия в прибылях
Комиссионные с объема продаж

Мотивы жизненного самоопределения (личностные):
Призвание
Переключение
Самовыражение
Любознательность
Творчество
Изобретательство
Рационализаторство
Занятие наукой

Предоставление работы по интересам, по призванию
Перестройка работы: расширение, обогащение
Повышение творческого характера труда
Учет личных качеств и способней работника
Широкие возможности для обучения, овладения новыми знаниями
Премии за новаторство, изобретение, открытие
Гибкие графики работы
Доступ к новой информации
Всеобщее признание и уважение

Мотивы социального взаимодействия:
Общение
Подражание
Сопричастность
Солидарность
Поддержка
Безопасность
Дружба
Взаимовыручка

Возможность общаться на рабочем месте
Благоприятный социальный микроклимат
Демократический стиль руководства
Участие в управлении и принятии решения
Единый статус работников
Равные возможности "равенство шансов"
Доска почета
Вынесение благодарностей, признание заслуг
Справедливость во всем (распределение работы, оценки, вознаграждения)
Программы культурно-оздоровительных мероприятий
Социальный пакет

Мотивы статусного самоутверждения:
Достижение цели
Престиж
Развитие карьеры
Высокий статус
Власть
Успех
Самоутверждение

Участие в управлении и принятии решения
Расширение полномочий
Персональные блага: кабинет, автомобиль, самолет и т.п.
Участие в работе престижных клубов
Участие в капитале, прибыли
Ротация кадров
Рост числа подчиненных
Международное признание
Присвоение звания "Лучший сотрудник"

Мотивы оптимизации жизненного цикла:
Социальная мобильность
Профессиональная мобильность
Возрастная релаксация
Преодоление статусного и психологического дискомфорта

Предоставление работы по желанию и возможности
Наставничество
Развитие неспециализированной карьеры
Психологическое поощрение
Устранение отрицательных стимулов
Центры психологической помощи и разгрузки
Политика "открытых дверей"
Комиссия по трудовым спорам