Файл: Тема Активы компании понятие, структура и представление На слайде представлены вопросы первой темы Активы компании понятие, структура и представление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление активами преподаватель – канд. экон. наук, доцент Ю. А. Анисимова тел: +789626129809
Слайд 1
Тема 1. Активы компании: понятие, структура и представление
На слайде представлены вопросы первой темы «Активы компании: понятие, структура и представление».
В первом вопросе темы познакомимся с понятием «активы» и укажем их характерные признаки. Затем рассмотрим принятую классификацию активов, так как в последующих темах мы остановимся на методах управления отдельными видами активов.
Далее будет раскрыто значение баланса в представлении информации об активах компании и определено отличие в записи активов по российскому учету и международным стандартам.
В последнем вопросе темы будет уделено внимание балансовому уравнению и формах его составления. Вы узнаете, какие существуют источники финансирования краткосрочных и долгосрочных активов компании.
Слайд 2
Итак, активы компании в широком понимании – это ресурсы, выраженные в денежной форме и сформировавшиеся в предыдущие периоды. В структуре можно выделить реальные и отвлеченные активы. В первую группу включают материальные активы, средства в расчетах, денежные средства и их эквиваленты. Во вторую группу входят НДС [эн дэ эс], приобретенный гудвилл, расходы будущих периодов, организационные расходы и убытки. Таким образом, отвлеченные средства представляют собой расходы, которые в ходе производственной деятельности переходят в затраты или в отдельных случаях становятся убытками.
Обратим внимание на признаки, с помощью которых некоторый ресурс
компании относится к активам. Согласно первому признаку в активе баланса отражены только те ресурсы, которые принимают денежную оценку. В соответствии со вторым признаком – активы являются результатом предыдущей деятельности компании, которая документально оформлена.
Третий признак основан на правах собственности: актив либо принадлежит компании, либо контролируется. И, наконец, последний признак заключается в способности ресурса генерировать доход.
Слайд 3
При разработке финансовой стратегии развития компании одной из основных задач является управление активами. Рассмотрим, по каким признакам группируются активы компании.
Под активами компании понимают экономические ресурсы, сформированные за счет авансированного капитала.
Ключевой характеристикой активов является способность генерировать дополнительный доход.
Обратите внимание: на слайде представлены основные признаки классификации активов.
Ключевые классификационные признаки рассмотрим более подробно.
Первый, самый распространенный признак
– по форме функционирования, в соответствии с которым выделяют материальные, нематериальные и финансовые активы. Материальные представлены имущественными ценностями компании, имеющими конкретную вещную форму. Нематериальные активы, наоборот, представлены ценностями, не имеющими материальной формы, но принимающими участие в деятельности компании и способными создавать дополнительный доход. И, наконец, финансовые активы – это ценности компании, выраженные в денежной форме, а также в форме денежных и финансовых инструментов.
Участие активов в деятельности компании позволяет сгруппировать их в два основных вида – оборотные и внеоборотные активы. Данное деление активов на оборотные и внеоборотные является важным для определения

структуры активов и составления балансового уравнения.
Так, оборотные, или текущие, активы характеризуют имущество компании, которое обслуживает текущую деятельность предприятия. Они полностью потребляются в течение одного операционного цикла.
Внеоборотные активы представлены всеми имущественными ценностями компании, которые многократно участвуют в процессе деятельности и частями переносят стоимость на продукцию.
Слайд 4
Также используются и другие классификационные признаки активов, представленные на слайде.
Поскольку деятельность компании не ограничивается только операционной, то в зависимости от участия активов в различных видах деятельности предприятия выделяют операционные и инвестиционные активы.
В зависимости от источников формирования активов выделяют валовые и чистые активы компании. Так, валовые активы объединяют имущество компании, которое создано за счет собственного и заемного капиталов.
А чистые активы характеризуют собой имущество компании, источником формирования которого служит собственный капитал. Значение чистых активов компании можно определить по формуле 1.
Где
[эн а] – значение чистых активов;
[а] – совокупная стоимость всех активов компании по балансовой стоимости;
[эль тэ эль] – величина долгосрочных обязательств компании;
[эс тэ эль] – величина краткосрочных обязательств компании.
Небольшое уточнение: в сумме краткосрочные и долгосрочные обязательства компании формируют заемный капитал компании.
Следует обратить внимание на классификацию активов по степени ликвидности. Данный признак делит активы компании на активы в
абсолютно ликвидной форме, высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные и неликвидные.
Мы рассмотрели далеко не весь перечень классификационных признаков. В дальнейших темах курса «Управление активами» эти понятия будут дополнены.
Слайд 5
Итак, подробно остановимся на структуре активов. Почему так важно знать структуру активов компании? Дело в том, что основным информационным документом, в котором отражены данные об имущественном и финансовом потенциале компании, является баланс.
Баланс компании основан на принципе двойной записи и состоит из двух разделов – это актив и пассив. На профессиональном языке результирующая величина баланса носит название валюта баланса. Следует помнить, что результирующие показатели по активу и пассиву совпадают. Именно активы дают полное представление о компании как имущественном комплексе. В зависимости от детализации в балансе структура активов может быть более или менее укрупненной.
Что включают активы баланса? С позиции вещественного подхода актив можно охарактеризовать как совокупность имущества организации. А с точки зрения результатов деятельности компании актив рассматривается как совокупность расходов, которые были осуществлены в ожидании будущих доходов.
На слайде представлена структура активов баланса в укрупненном виде. Как видно, структура активов баланса включает оборотные и внеоборотные активы.
К внеоборотным активам относятся долгосрочные активы, уровень срочности которых составляет более 12 месяцев, – здания, оборудование, транспортные средства. Следует уточнить, что у компании есть и нематериальные активы.
С другой стороны, у компании есть оборотные активы –

краткосрочные, уровень срочности которых составляет менее 12 месяцев.
Данные активы необходимы для того, чтобы компания осуществляла основную деятельность и тем самым поддерживала ликвидность компании.
Оборотные активы включают денежные средства компании, запасы сырья или готовой продукции, дебиторскую задолженность компании.
Слайд 6
Последовательное представление в балансе оборотных и внеоборотных активов связано с особенностями бухгалтерского учета стран. Например, в
России активы упорядочиваются по степени возрастания ликвидности.
Первыми в балансе приводятся наименее ликвидные активы, которыми являются нематериальные активы, основные средства и другие. Далее приводят более ликвидные – запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.
В обратной последовательности располагаются активы в странах, применяющих англо-американскую модель учета.
В балансе пассивы рассматриваются как источники финансирования компании и, как правило, характеризуются совокупностью капитала собственников и обязательств. Таким образом, пассив баланса является вкладом собственников и инвесторов в финансирование активов компании.
Финансируя компанию, собственники и инвесторы в будущем смогут получить инвестированные средства.
С одной стороны, собственные и привлеченные средства компании можно трактовать как обязательства. Например, различного рода резервы рассматриваются как обязательства администрации компании перед трудовым коллективом. Банковские кредиты – как обязательства компании перед кредитными учреждениями.
С другой стороны, пассив баланса является информационным источником о поступивших средствах на счета компании. Так, если компании предоставлен банковский кредит, то на расчетный счет перечисляются денежные средства, в активе баланса увеличивается соответствующая статья.

А в пассиве появляются обязательства перед коммерческим банком и возрастает статья «Кредиты и займы».
Можно сделать вывод, что любая статья в пассиве баланса является источником финансирования активов компании.
Слайд 7
Обратите внимание, что существует отличие понятия «структура активов» от понятия «структура источников финансирования». Теперь проведем классификацию источников финансирования по различным критериям.
В первую очередь это классификации по временному признаку, в соответствии с которой выделяют краткосрочные источники финансирования и долгосрочные. Далее, внешние и внутренние источники финансирования, другими словами, собственные и заемные. И, наконец, по способу привлечения капитала – публичные источники финансирования или частные источники.
Начнем с краткосрочных и долгосрочных инструментов финансирования. Для того чтобы было проще разобраться, посмотрим на структуру активов компании в целом и на то, как она отражается на балансе.
Напомним, что баланс является основным источником информации.
На слайде представлены источники финансирования компании, или финансовый капитал компании. Рассмотрим более подробно каждый из этих элементов. Краткосрочные обязательства включают краткосрочные кредиты банков, то есть ту часть, которую компания должна погасить в течение данного календарного года. На самом деле бывают и другие виды краткосрочных обязательств.
В долгосрочных обязательствах компании можно выделить долгосрочные кредиты в банке, а также облигации, выпущенные компанией.
Наконец, собственный капитал будет представлен акциями компании как обыкновенными, так и привилегированными и нераспределенной, накопленной прибылью компании.


Вы видите, что краткосрочные источники финансирования показаны на слайде краткосрочными обязательствами компании. А долгосрочные обязательства и собственный капитал относятся к долгосрочным источникам финансирования.
Слайд 8
Какой же ключевой принцип должна соблюдать компания?
Во-первых, необходимо понимать, что основная цель краткосрочных обязательств – это обеспечить нормальный уровень оборотных активов компании. Таким образом, компания сможет поддерживать ликвидность и непрерывное производство внутри компании.
Остановимся на двух элементов баланса – это оборотные активы и краткосрочные обязательства. Разница между этими двумя элементами называется чистыми оборотными активами компании. Чистые оборотные активы могут быть определены по формуле 2, показанной на слайде.
Эффективность операционной, или текущей, деятельности компании во многом зависит от того, как выстроено управление чистыми оборотными активами. Напомним, что компании необходимо поддерживать величину оборотных активов на таком уровне, чтобы было достаточное количество денежных средств на счетах компании в банке. Также компании необходимы определенные резервы средств для приобретения запасов сырья и покрытия дебиторской задолженности.
Слайд 9
Обратим внимание на основные источники краткосрочного финансирования компании – краткосрочные кредиты, кредитные линии, вексель, аккредитив или факторинг.
Во-первых – это кредитные линии коммерческого банка. Кредитная линия предполагает, что компания может занимать денежные средства в рамках определенного лимита, выделенного ей банком. Отличие от традиционных кредитов заключается в том, что компания может осуществлять займы не только в момент открытия кредита, как в случае с
кредитом, но и в любой момент времени, в рамках которого выделена кредитная линия. Компания также может брать денежные средства частями, погашать долг частями и вновь брать средства для финансирования. Здесь речь идет о краткосрочных кредитах банка – источниках финансирования краткосрочных активов.
Во-вторых – это вексель. Данный долговой инструмент предполагает, что компания, его выпустившая, обязуется выплатить векселедержателю определенную сумму денег в определенный момент времени. Таким образом, приобретая вексель, инвестор ожидает возврат денежных средств в будущем, а компания получает финансирование в настоящий момент.
Следующим инструментом финансирования является аккредитив. Так, аккредитив предполагает гарантию банка выплатить третьему лицу сумму денег, обозначенную по договору аккредитива, при предоставлении определенных документов. Аккредитив в большей степени служит методом платежа. Однако он также может являться источником краткосрочного финансирования.
Факторинг как метод финансирования предполагает, что компания может получить деньги за реализованный ею товар моментально. Так как, предоставляя свой товар покупателю, компания ожидает оплаты в течение определенного времени. Что, в свою очередь, приводит к образованию дебиторской задолженности. В рамках факторинга происходит продажа права на получение денег другой компании – банку или отдельной специализированной компании – с дисконтом. В результате компания получает несколько меньшую сумму денежных средств, однако получает ее сразу же.
Слайд 10
Обратимся к долгосрочным источникам финансирования.
Долгосрочные обязательства и собственный капитал компании должны обеспечивать внеоборотные долгосрочные активы компании. Таким образом, долгосрочные источники финансирования обеспечивают инвестиции

компании в будущий рост и стратегическое развитие фирмы.
Рассмотрим долгосрочные источники финансирования. В первую очередь это нераспределенная накопленная прибыль компании. Полученная прибыль компанией может быть как распределена между собственниками компании в виде дивидендов, так и реинвестирована в будущее развитие компании.
Обратимся к другим, альтернативным методам долгосрочного финансирования – это обыкновенные и привилегированные акции компании.
Третьим источником являются банковские кредиты. В случае долгосрочного финансирования речь идет о банковских кредитах, длительность которых более одного года.
Далее – это облигации. Облигации несколько похожи на банковский кредит. Однако это инструмент, который может структурировать сама компания. Держатели облигаций будут рассчитывать получать процентные платежи – купоны, а также в конце срока действия облигаций они получат номинальную стоимость облигаций.
И, наконец, в качестве долгосрочного источника финансирования рассматривают лизинг. Данный инструмент финансирования представляет собой долгосрочную аренду какого-либо имущества с последующим выкупом. Объектом аренды могут являться здания, оборудование, транспортные средства. Возникает вопрос: можно ли говорить о том, что аренда является источником финансирования? Финансовый лизинг подразумевает, что компания за пользование зданием или оборудованием ежегодно или ежемесячно выплачивает определенную сумму денег. Таким образом, лизинг является также источником долгосрочного финансирования компании.
Слайд 11
Рассмотрим подробно деление источников финансирования на собственные и заемные и узнаем, почему кроме данных параметров есть еще и гибридный капитал компаний.

Итак, к заемному капиталу относятся банковские кредиты, векселя, корпоративные облигации, лизинг. Ключевыми характеристиками заемного капитала являются в первую очередь фиксированные потоки. Это означает, инвестор, приобретающий долговые инструменты компании, знает, в какой момент времени и какие потоки он получит. Если это держатель облигаций, то он знает, когда и сколько купонов он получит, когда он получит номинальную стоимость облигаций. Во-вторых, заемный капитал позволяет снизить налогооблагаемую базу компании ввиду того, что проценты не облагаются налогом. Далее, держатели заемного капитала имеют приоритет в случае ликвидации компании. Если активы компании распродаются, то выплачиваются обязательства по требованиям кредиторов. И, наконец, облигации или кредиты имеют ограниченный срок. То есть держатель долгового инструмента знает, когда будут погашены обязательства перед ним. Однако держатели заемного капитала – коммерческие банки или индивидуальные инвесторы – не имеют права голоса.
Слайд 12
Остановимся более подробно на основных характеристиках собственного капитала.
Во-первых, держатели акций компании рассчитывают на ожидаемые дивидендные выплаты, но не знают размер выплат и сроки. Собственники капитала могут только предсказывать, ожидать денежные потоки, которые будут ими получены или нет.
Во-вторых, в отличие от процентов дивиденды не снижают налогооблагаемой базы компании, так как выплачиваются из чистой прибыли после того, как компания уже выплатила все налоги.
В-третьих, держатели обыкновенных акций компании имеют самое последнее право требования в выплатах в случае финансовой неустойчивости компании. При этом акции – это бессрочный финансовый документ, который длится ровно столько, сколько существует компания. Но акционеры имеют право голоса. Уточним, что первоначальный капитал собственников – это обыкновенные акции.