Файл: Тема Активы компании понятие, структура и представление На слайде представлены вопросы первой темы Активы компании понятие, структура и представление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
служат публичная отчетность контрагентов и конкурентов и соответствующие рейтинги компаний, например, рейтинг надежности коммерческих банков.
И, наконец, четвертая группа – нормативные показатели, установленные правовыми актами.
Эти показатели включают нормативные показатели по формированию и использованию активов и нормативные показатели отдельных сегментов финансового и товарного рынков. Источником являются нормативно- правовые акты.
Нормативные показатели учитываются при выработке управленческих решений.
Слайд 25
Остановимся на показателях, формируемых из внутренних источников.
В первую группу входят показатели результатов формирования и использования активов компании в целом. Показатели этой группы используются внешними и внутренними пользователями. Областью применения является экспресс-анализ и текущее планирование активов.
Источник показателей первой группы основывается на показателях бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Выделяют следующие показатели:
‒ основные показатели активов компании, в которых отражается динамика стоимости активов в целом и отдельных их видов в сопоставлении с основными источниками финансирования;
‒ основные показатели оценки эффективности использования активов компании, то есть результаты сопоставления объема активов с объемом произведенной продукции, суммой полученной прибыли и другими конечными результатами. С помощью этих показателей можно получить общее представление об эффективности активов;
‒ факторные показатели, влияющие на формирование и использование активов компании, которые представлены данными, необходимыми для
проведения факторного анализа.
Слайд 26
Следующая группа показателей – это показатели результатов функционирования активов в разрезе видов деятельности, структурных подразделений и различных операций компаний.
Выделим показатели, входящие в состав этой группы:
‒ основные показатели, связанные с формированием активов;
‒ основные показатели, связанные с использованием активов.
Обратите внимание, что состав показателей аналогичен показателям предыдущей группы. Показатели второй группы формируются для обеспечения оперативного управления формированием и использованием активов компании в соответствующей структуре.
В третью группу входят внутренние нормативы и плановые показатели формирования и использования активов. Эти показатели используются в текущем контроле за формированием и использованием активов.
Внутренние нормативы содержат показатели удельного расхода сырья и материалов на производство продукции, технической и технологической производительности отдельного оборудования, минимальной ликвидности активов и тому подобное.
Плановые показатели формирования и использования активов включают показатели текущих планов деятельности компании, связанных с рассматриваемым объектом управления.
Использование внутренних и внешних показателей позволяет создать в компании информационную систему с целью эффективного применения методов управления активами.
Слайд 27
Рассмотрим методы анализа.
Анализ активов представляет собой процесс исследования результативных показателей, их формирования и использования в компании с целью повышения эффективности применения.


Как правило, методы анализа активов позволяют получить объективную количественную оценку результатов. Рассмотрим наиболее используемые методы анализа активов.
Первый метод – метод горизонтального анализа основан на расчете динамических показателей активов во времени. Такими показателями являются темпы роста, или темпы прироста, отдельных финансовых показателей за рассматриваемые периоды. Остановимся на следующих видах метода горизонтального анализа:
‒ метод горизонтального анализа динамики показателей отчетного периода в сопоставлении с показателями предшествующего периода. Предыдущим периодом является предшествующий отчетному периоду месяц, квартал или год;
‒ метод горизонтального анализа показателей за ряд предшествующих периодов, который позволяет определить линию тренда выбранных показателей в динамике.
Все перечисленные методы позволяют построить модели, которые используются в процессе планирования активов компании.
Второй метод – метод вертикального анализа, основанный на ранжировании финансовых показателей компании и расчете удельного веса укрупненных элементов финансовых показателей. Обратите внимание на наиболее распространенные виды:
‒ метод вертикального анализа активов по видам деятельности компании;
‒ метод вертикального анализа объема и состава активов по внутренним подразделениям компании;
‒ метод вертикального анализа используемых операционных внеоборотных и оборотных активов компании.
Слайд 28
Третий метод анализа активов – метод сравнительного анализа, с помощью которого проводится сопоставление отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этого метода
рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей.
Следующий метод – метод R-анализа [эр анализа], или метод финансовых коэффициентов, который основан на расчете абсолютных показателей. В данном методе используются показатели рентабельности, ликвидности, производительности и оборачиваемости активов. Обратите внимание, что для управления денежными активами широко используются коэффициенты ликвидности, но предварительно активы компании группируются по уровню ликвидности. С помощью коэффициентов оборачиваемости активов можно охарактеризовать степень деловой активности компании.
И последний метод, на котором мы остановимся, – метод интегрального анализа, с помощью которого проводится многофакторная оценка условий формирования финансовых показателей. Наибольшее распространение получили следующие методы: метод Дюпона, SWOT [свот]
-анализ и метод портфельного анализа.
Метод Дюпона был разработан в американской компании «Дюпон» и основан на ранжировании коэффициентов рентабельности.
Метод SWOT [свот] -анализа представляет собой исследование сильных и слабых сторон компании в части возможностей эффективного использования активов, а также влияния внешних факторов на развитие компании.
Метод портфельного анализа основан на применении теории портфеля.
Согласно этой теории «эффективный портфель» включает в свою структуру набор ценных бумаг, позволяющих снизить уровень риска и повысить соотношение уровня прибыльности и риска.
В следующих темах курса «Управление активами компании» остановимся более подробно на отдельных методах управления активами.


Слайд 29
Тема 3. Управление оборотными активами компании
В теме «Управление оборотными активами компании» будут рассмотрены понятие и классификация оборотных активов, а также выделены основные характерные черты оборотных активов. В последующих темах курса «Управление активами» более подробно остановимся на отдельных видах и методах их управления, акцентируем внимание на расчете операционного, производственного и финансового циклов. Выясним как проводится оптимизация оборотных активов.
В управлении активами большое внимание уделяется управлению оборотными активами компании. Конечно, это связано с большим количеством элементов в их составе и ролью в обеспечении показателей платежеспособности и рентабельности. На слайде представлены группы оборотных активов по классификационным признакам.
Одним из самых используемых признаков являются финансовые источники формирования активов компании. Этот признак позволяет выделить валовые, чистые и собственные оборотные активы.
Так, чистые оборотные активы определяются по формуле 10.
Здесь
[эн цэ а] – суммарная стоимость чистых оборотных активов компании;
[эс тэ а] – суммарная стоимость оборотных активов компании;
[эc тэ эль] – сумма краткосрочных финансовых обязательств компании.
Собственные оборотные активы являются той частью активов, которая сформирована за счет собственного капитала. На слайде представлена формула 11, с помощью которой рассчитывается сумма собственных оборотных активов.
Здесь
[цэ эс а] – суммарная стоимость собственных оборотных активов компании;
[эль тэ эль] – долгосрочный заемный капитал, инвестированный в
оборотные активы.
Обратите внимание: если компания не привлекает долгосрочный заемный капитал для финансирования, то суммарная стоимость собственных и чистых оборотных активов будут равны.
Второй критерий классификации – по элементам оборотных активов.
Здесь выделяют следующие виды активов: запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, текущая дебиторская задолженность и денежные активы.
Слайд 30
Следующий признак классификации учитывает характер участия активов в операционном процессе. Согласно этому признаку оборотные активы объединяются в следующие группы.
Первая группа – оборотные активы, которые обслуживают производственный цикл компании.
Вторая – оборотные активы, обслуживающие только финансовый цикл компании. Величина этих активов может быть рассчитана как суммарная стоимость всех товарно-материальных запасов и текущей дебиторской задолженности за вычетом суммы кредиторской задолженности.
Последний признак классификации активов основывается на периоде функционирования оборотных активов.
По этому признаку выделяют постоянные и переменные оборотные активы.
Остановимся на этих видах активов более подробно.
Итак, постоянная часть оборотных активов представлена неизменной частью их величины, которая не зависит от колебаний сезона или других факторов. Как правило, эта часть оборотных активов становится основой планирования активов в будущем периоде.
Переменная часть оборотных активов характеризуется той частью активов, которая связана с возрастанием объема производства и реализации продукции в сезон. Это приводит к необходимости формирования в

отдельные периоды деятельности компании товарно-материальных запасов.
Разумеется, классификация оборотных активов компании не ограничивается перечисленными признаками.
Слайд 31
Выделим положительные и отрицательные стороны оборотных активов.
Положительной характеристикой оборотных активов являются следующие особенности.
Во-первых, это способность к структурным изменениям, в результате которых они преобразуются из одного вида в другой.
Во-вторых, высокая степень их адаптации к изменениям конъюнктуры товарного и финансового рынков.
Также отметим высокую ликвидность оборотных активов: при необходимости значительная часть активов может быть преобразована в денежные средства.
И последняя особенность – это легкость управления, поскольку реализация решений осуществляется в течение короткого периода времени.
Обратим внимание на недостатки.
Денежные активы и их эквиваленты, а также текущая дебиторская задолженность в результате инфляционных процессов подвержены потере стоимости.
Излишние оборотные активы не способствуют формированию дополнительного дохода, а в отдельных случаях приводят к дополнительным затратам. Например, излишние товарно-материальные запасы увеличивают затраты по их хранению.
Отрицательной особенностью является подверженность товарно- материальных запасов потерям в результате их естественной убыли.
И, наконец, недобросовестность партнеров увеличивает риск потерь.
Слайд 32
Положительной особенностью оборотных активов является их
способность к трансформации из одного вида в другой. Для более глубокого понимания этой особенности обратимся к кругообороту оборотных активов.
Кругооборот оборотных активов представляет собой операционный цикл – период, в течение которого происходит смена отдельных их видов.
Это время между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации произведенной продукции или услуги.
Остановимся на стадиях операционного цикла и формах оборотных активов.
На первой стадии активы в форме денежных средств и их эквивалентов применяются для приобретения входящих запасов. На второй – входящие запасы превращаются в запасы готовой продукции в результате производственной деятельности компании. В дальнейшем запасы готовой продукции реализуются потребителям и преобразуются в текущую дебиторскую задолженность до наступления срока их оплаты. И на последней стадии текущая дебиторская задолженность вновь преобразуется в активы в форме денежных средств и их эквивалентов.
Теперь перейдем к рассмотрению операционного, производственного и финансового циклов компании.
Важной характеристикой операционного цикла является продолжительность, которая рассчитывается в днях и определяется по формуле 12.
Здесь
[тэ с индексом о цэ] – продолжительность операционного цикла;
[тэ с индексом один] – средний период оборота запасов сырья, материалов и другого;
[тэ с индексом два] – средний период оборота запасов готовой продукции;
[тэ с индексом три] – средний период оборота инкассации текущей дебиторской задолженности.
Операционный цикл включает производственный и финансовый циклы.


Продолжительность производственного цикла
[тэ с индексом и цэ] определяется по формуле 13 и охватывает период полного оборота материальных элементов оборотных активов.
Где
[тэ с индексом четыре] – средний период оборота запасов сырья, материалов и полуфабрикатов;
[тэ с индексом пять] – средний период оборота незавершенного производства;
[тэ с индексом шесть] – средний период оборота готовой продукции.
Продолжительность финансового цикла
[тэ с индексом цэ цэ] определяется по формуле 14,
[тэ с индексом семь] – средний период оборота текущей кредиторской задолженности.
Слайд 33
Как видим, между продолжительностью производственного и финансового циклов компании существует взаимосвязь.
Рассмотрим формирование циклов обращения оборотных активов компании на конкретном примере.
В некоторой компании периоды оборота товарно-материальных запасов имеют различную продолжительность.
Так, средний период оборота запасов сырья и материалов t
4
[тэ с индексом четыре] равен 20 дням, а средний период оборота незавершенного производства
[тэ с индексом пять] составляет 10 дней. Обратите внимание, что средний период оборота готовой продукции
[тэ с индексом шесть] длится 15 дней.
Показатели финансового цикла имеют следующую продолжительность.
Средний период оборота текущей дебиторской задолженности
[тэ с индексом три] составляет 20 дней, а средний период оборота кредиторской задолженности
[тэ с индексом семь] равен 18 дням.
Необходимо рассчитать продолжительность операционного, производственного и финансового циклов компании.

Переходим к решению.
Для определения продолжительности производственного цикла подставляем значения в формулу 13. Результат проведенных расчетов – продолжительность производственного цикла составляет 45 дней.
Далее определяем продолжительность финансового цикла, подставляя исходные значения в формулу 14. Значение продолжительности финансового цикла – 47 дней.
И, наконец, приступаем к определению операционного цикла.
Обратите внимание, что
[тэ с индексом один] включает t
4
[тэ с индексом четыре] и
[тэ с индексом пять]. Воспользуемся формулой 12 и подставим исходные значения. В результате расчетов получаем, что продолжительность операционного цикла составляет 65 дней.
Результаты расчетов приведены на слайде. Таким образом, продолжительность циклов компании может быть различной.
Слайд 34
Как вы помните, основная задача в управлении оборотными активами заключается в оптимизации их состава и формировании достаточного объема.
Рассмотрим последовательность формирования достаточного объема оборотных активов. Основным критерием здесь является уровень эффективности использования активов и возможного риска потерь.
В первую очередь необходимо провести анализ объема и состава оборотных активов в предшествующем периоде. Как правило, определяются мероприятия по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, производственного и финансового циклов компании. Делать это необходимо осторожно, чтобы сокращение продолжительности отдельных циклов не привело к снижению объемов производства и реализации продукции.
Следующим шагом должен стать выбор политики формирования оборотных активов, а также планируемого объема производства и