Файл: Тема Активы компании понятие, структура и представление На слайде представлены вопросы первой темы Активы компании понятие, структура и представление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И, наконец, рассмотрим такие элементы финансирования, как привилегированные акции или конвертируемые облигации. Данные финансовые инструменты обладают как характеристиками заемного капитала, так и характеристиками собственного капитала. Например, если речь идет о конвертируемых облигациях, то компания имеет право в определенный момент времени конвертировать заемный капитал, облигации в обыкновенные акции, то есть в собственный капитал. Также привилегированные акции частично могут быть охарактеризованы как заемный капитал. Итак, мы можем разделить долгосрочный капитал компании на собственный, заемный и гибридный.
Слайд 13
Так как баланс несет информацию об активах и пассивах компании, то любой пользователь должен иметь представление о структуре баланса, отдельных его статьях, понимать взаимосвязи между статьями и многом другом. В связи с этим обратим внимание на такой важный элемент, как балансовое уравнение. Что представляет собой балансовое уравнение?
Балансовое уравнение – это определенное выражение взаимосвязи между элементами баланса, в котором отражены основные элементы баланса.
На практике можно составить несколько таких уравнений, которые являются источником информации о состоянии компании для отдельных групп пользователей. Как правило, выделяют три группы – это собственники компании, инвесторы, менеджеры и контрагенты.
В группу собственников входят субъекты, которые юридически обеспечили появление компании.
Они обеспечивают компанию первоначальным капиталом, необходимым для ее учреждения, принимают решения в отношении части полученных доходов, привлечения долгосрочных внешних инвестиций и так далее.
Баланс построен в соответствии с интересами собственников и призван продемонстрировать изменение их капитала и отразить их интересы в активах компании. Таким образом, баланс показывает капитал
собственников, который численно равен чистым активам компании и может быть определен по формуле 3, показанной на слайде. В этом случае балансовое уравнение принимает следующий вид по формуле 4.
Слайд 14
Рассмотрим балансовое уравнение для инвесторов. Сначала уточним, кто является инвестором. В группу инвесторов входят лица, обеспечивающие долгосрочное финансирование компании, то есть предоставляющие капитал в соответствии с собственными целями. К инвесторам относятся собственники компании, а также и ле ндеры, которые предоставляют компании капитал на условиях платности и возвратности на длительный период. Принципиальное различие между собственниками и ле ндерами заключается в том, что с последними компания обязана рассчитаться согласно договорным обязательствам. А возврат средств собственникам не является обязательством компании, так как вернуть вложенный капитал собственники могут в результате продажи своей доли на рынке или после банкротства компании.
Исходя из интересов инвесторов, построенный баланс призван продемонстрировать изменение совокупного капитала компании.
В этом случае балансовое уравнение принимает вид формулы 5. Сумма капитала собственников и долгосрочных обязательств компании определяет величину совокупных долгосрочных источников, что показано формулой 6.
А формат баланса как возможная форма отчета в укрупненной структуре статей представлен на слайде.
Отметим, что для целей составления отчетности не применяется формат баланса, который задается формулой 5. Подобные балансы используются в основном для финансового анализа.
Слайд 15
Наиболее распространенным в международной практике является формат баланса, в котором в развернутом виде представлены все активы и

пассивы компании. Подобный формат позволяет, с одной стороны, получить достаточно полное представление о возможностях компании генерировать доход, а с другой стороны, дает информацию о структуре источников финансирования.
Такой формат баланса нацелен, прежде всего, на фактических и потенциальных менеджеров и контрагентов компании, то есть тех, от кого зависит устойчивость текущей деятельности.
Исходя из интересов менеджеров и контрагентов, балансовое уравнение принимает вид, представленный формулой 7.
А формат баланса как форма отчета в укрупненной структуре статей имеет следующий вид, представленный на слайде.
В заключение следует отметить, что в основе бухгалтерского баланса лежит система счетов, операции по которым отражаются по принципу двойной записи, а логика составления отчетности такова, что допустимы различные варианты группировки данных. А потому, манипулируя составом статей активов и пассивов, можно получать форматы с различными балансовыми уравнениями. Очевидно, что все эти форматы взаимосвязаны через систему счетов и потому отличаются друг о друга лишь вариантами группировок.
Если сравнить три приведенных подхода к формированию баланса, то можно заметить, что первые два подхода изначально ориентируются на источники финансирования активов. Так, в первом подходе – это капитал собственников, а во втором – это капитал инвесторов.
Иная ситуация в третьем подходе: здесь акцент сделан именно на генерирующие возможности компании.
Слайд 16

Тема 2. Методы управления активами
В теме «Методы управления активами» сначала будут рассмотрены следующие вопросы:

‒ задачи управления активами компании;
‒ формирование активов компании;
‒ этапы формирования активов.
Далее обратимся к источникам информации и выясним, какое значение они имеют.
Затем будут рассмотрены основные методы анализа активов. Вы узнаете, для чего используется горизонтальный и вертикальный анализ активов и в чем заключается метод R-анализа [эр анализа].
Слайд 17
Остановимся на цели и задачах управления активами, так как именно за счет основной деятельности генерируется дополнительный доход компании.
Итак, основная цель в управлении активами состоит в росте стоимости компании на рынке. Для реализации этой цели необходимо решение основных задач.
Первая задача заключается в формировании необходимого объема и состава активов, которые будут обеспечивать и поддерживать темпы операционной деятельности компании.
Реализация этой задачи осуществляется в определении потребности в активах.
Вторая задача управления активами – обеспечение максимальной доходности активов с учетом уровня коммерческого риска. Реализуется за счет использования активов в наиболее эффективных направлениях деятельности компании.
Необходимо понимать, что достижение максимального уровня доходности приводит к росту коммерческих рисков.
Поэтому следующая задача заключается в обеспечении минимального уровня коммерческого риска использования активов с учетом уровня их доходности. Решение задачи может быть достигнуто диверсификацией операций и направлений операционной деятельности компании, а также применением эффективных форм страхования.
Кроме этого, важной задачей является обеспечение постоянной платежеспособности компании. Эта задача решается за счет эффективного
управления остатками денежных активов и их эквивалентов. Однако следует иметь в виду, что излишки денежных активов под влиянием инфляции снижают свою стоимость.
Наконец, оптимизация оборота активов. Решение возможно за счет управления потоками активов и сокращения совокупных затрат на организацию оборота активов.
Слайд 18
Обратите внимание, что отдельные задачи в управлении активами носят разнонаправленный характер, хотя и взаимосвязаны между собой, и поэтому должны быть наиболее оптимизированы для достижения роста стоимости компании на рынке.
Итак, наиболее важным является процесс формирования активов. На слайде последовательно представлены его этапы.
На первом этапе проводится анализ обеспеченности компании активами. Первоначально определяется общая стоимость активов, используемых компанией в анализируемом периоде.
Общая стоимость рассчитывается как средняя по каждому из этапов и по периоду в целом. Итак, в общую стоимость активов компании включаются сумма основных средств по остаточной стоимости, сумма нематериальных активов по остаточной стоимости и сумма оборотных активов всех видов.
Далее выявляется динамика общей стоимости активов компании в рассматриваемом периоде. Следует заметить, что здесь используются методы горизонтального – трендового анализа, проводится расчет показателей абсолютной суммы прироста активов в отдельные этапы и темповые показатели динамики общей стоимости активов.
В конце первого этапа анализируется обеспеченность предприятия активами. Для этого используется показатель удельной стоимости активов в расчете на единицу реализуемой продукции или услуги. На слайде он представлен формулой 8.
Здесь
[цэ малая] – удельная стоимость активов на единицу

реализуемой продукции или услуги;
[а с черточкой] – средняя стоимость активов предприятия;
[вэ] – объем реализации в рассматриваемом периоде.
Результаты обеспеченности компании активами на последнем из этапов рассматриваемого периода позволяют оценить потенциал компании.
Слайд 19
Обратимся ко второму этапу формирования активов, на котором определяется потребность в общем объеме активов на будущий период.
Если компания уже осуществляет деятельность, то потребность в активах определяется на основе планируемого объема прироста реализации продукции и удельной стоимости активов.
Если компания вновь создана, то состав и объем активов имеет некоторые отличия. Так, в составе оборотных активов будет отсутствовать дебиторская задолженность.
Эквиваленты денежных средств и краткосрочные финансовые инвестиции будут сведены до минимального значения. Кроме того, в составе запасов отсутствуют запасы готовой продукции. Соответственно, определение потребности в активах для новой компании будет проводиться по следующим видам: основные средства, нематериальные активы, запасы товарно-материальных ценностей, денежные активы и прочие виды.
Проведенные расчеты позволяют определить общую потребность в операционных внеоборотных и оборотных активах вновь создаваемой компании.
Обратите внимание, что потребность во внеоборотных активах рассчитывается как сумма потребностей в основных средствах, нематериальных активах и прочих видах внеоборотных активов.
Соответственно, потребность в оборотных активах определяется как сумма потребности в запасах товарно-материальных ценностей, денежных активов и прочих видов оборотных активов.

Слайд 20
Остановимся на этапе оптимизации состава активов в будущем периоде. На слайде последовательно представлены стадии оптимизации.
На первой стадии определяем оптимальное соотношение объемов оборотных и внеоборотных активов компании. Здесь для оценки результатов оптимизации соотношения активов используется коэффициент маневренности операционных активов, который рассчитывается по формуле
9.
Где
[ка с индексом эм] – коэффициент маневренности активов компании;
[эс тэ а] – сумма оборотных активов компании;
[а] – общая сумма всех активов компании.
На второй стадии находим наиболее оптимальное соотношение активной и пассивной частей внеоборотных активов. Обратите внимание, что к активной части относятся оборудование и технические средства, задействованные в производственной деятельности, а также нематериальные
– обслуживающие операционный процесс. Пассивная часть включает здания и помещения, в которых осуществляется производственный процесс, а также оборудование, используемое в управлении операционной деятельностью.
И, наконец, на последней стадии определяется оптимальное соотношение товарно-материальных запасов, текущей дебиторской задолженности, денежных активов и их эквивалентов.
Заключительный этап в процессе формирования активов состоит в подборе прогрессивных видов активов. Выбор достигается на основе сравнительной оценки различных элементов активов по критериям производительности, надежности и качества.
Слайд 21
Рассмотрим значение источников информации и их элементов в управлении активами.
Обратите внимание, что чем в большем объеме сформированы активы

компании и более разнообразен состав активов, тем усиливается роль качества информации, необходимой для эффективного управления.
Так, система информационного обеспечения управления активами представляет собой комплекс, который обеспечивает подбор необходимых показателей для проведения анализа и планирования активов компании.
Система информационного обеспечения управления активами определяется особенностями отрасли, в которой осуществляет деятельность компания, организационно-правовой формой компании, размерами и степенью диверсификации деятельности компании. Следует отметить, что показатели системы формируются за счет внешних и внутренних источников информации.
Слайд 22
Показатели, формируемые за счет внешних источников, включают четыре группы.
Первая группа показателей – это макроэкономические и отраслевые показатели развития. К показателям макроэкономического развития относятся: динамика объема внутреннего валового продукта; динамика объема национального дохода; уровень инфляции; учетная ставка или, как в
России, ключевая ставка центрального банка.
В показатели отраслевого развития входят такие информативные показатели как:
‒ динамика объема производства или реализации продукции;
‒ средний объем активов, приходящихся в расчете на единицу продукции;
‒ средняя производительность активов; рентабельность активов по отрасли и другие, представленные на слайде.
Перечисленные показатели первой группы служат основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней экономической среды.
Информационным источником являются данные служб государственной статистики.

Слайд 23
Во вторую группу входят показатели финансового и товарного рынков.
В этой группе выделяют рыночные показатели фондового рынка, рыночные показатели рынка реальных капиталов, рыночные показатели товарного рынка. На слайде представлены информативные данные названных показателей. Рассмотрим их более подробно.
Рыночные показатели фондового рынка содержат такие информативные данные, как виды основных инструментов фондового рынка, котировки по основным видам фондовых инструментов, объемы сделок и сводные индексы фондового рынка.
Далее остановимся на рыночных показателях рынка реальных капиталов. К ним относятся виды средств труда, обращающиеся на биржевом и внебиржевом товарных рынках, а также предлагаемые на рынке виды нематериальных активов и виды сырья и материалов. Еще показателями являются котировки цен основных реальных капиталов, объемы сделок по основным видам реальных капиталов на биржевом рынке, индексы цен.
В рыночные показатели рынка товаров входят объемы спроса и предложения в соответствующих сегментах регионального рынка товара, диапазон цен на отдельные товары с учетом их позиций на рынке, индекс динамики цен на региональном рынке.
Показатели этой группы необходимы для формирования активов и формирования портфеля инвестиций. Обратите внимание, что источником по группе рыночных показателей являются публикации в периодических изданиях и соответствующих электронных источниках информации.
Слайд 24
Следующая группа показателей характеризует деятельность контрагентов и конкурентов. Формирование этих показателей зависит от вида деятельности контрагентов и конкурентов. Выделяют показатели, характеризующие деятельность партнеров – банков, лизинговых компаний, поставщиков сырья и материалов и так далее. Источниками показателей