Файл: Федеральная основная общеобразовательная программа среднего общего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 680
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные трудности в обучении и социализации.
Комплексность и системность. Принцип обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции трудностей в обучении и социализации, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем ребенка. Принцип предполагает комплексный психолого-педагогический характер преодоления трудностей и включает совместную работу педагогов и ряда специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог).
2.4.2 Перечень и содержание направлений работы
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее и психопрофилактическое, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации.
Данные направления отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социализации.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы:
Диагностическая работа включает:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с трудностями в обучении и социализации при освоении ООП ООО;
проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики психического (психологического) и(или) физического развития обучающихся с трудностями в обучении и социализации; подготовка рекомендаций по оказанию им психологопедагогической помощи в условиях образовательной организации;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающихся;
изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
системный мониторинг уровня и динамики развития ребенка, а также создания необходимых условий, соответствующих индивидуальным образовательным потребностям обучающегося с трудностями в обучении и социализации;
мониторинг динамики успешности освоения образовательных программ основного общего образования, включая программу коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа включает:
реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с трудностями в обучении и социализации в условиях образовательного процесса;
разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с образовательными потребностями обучающихся с трудностями в обучении и социализации;
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития, трудностей обучения и социализации;
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности;
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками;
организацию основных видов деятельности обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ, программ логопедической помощи с учетом их возраста, потребностей в коррекции /компенсации имеющихся нарушений и пропедевтике производных трудностей;
психологическую профилактику, направленную на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся;
психопрофилактическую работу по сопровождению периода адаптации при переходе на уровень основного общего образования;
психопрофилактическую работу при подготовке к прохождению государственной итоговой аттестации;
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах, в трудной жизненной ситуации.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с трудностями в обучении и социализации;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения ребенка, в решении актуальных трудностей обучающегося;
консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает:
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим трудности в обучении и социализации), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с трудностями в обучении и социализации;
проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с трудностями в обучении и социализации.
Перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих мероприятий определяются в соответствии со следующими тематическими разделами:
мероприятия, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной регуляции поведения и деятельности;
мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения, формирование социально приемлемых моделей поведения в различных жизненных ситуациях, формирование устойчивой личностной позиции по отношению к неблагоприятному воздействию микросоциума;
мероприятия, направленные на развитие личностной сферы, развитие рефлексивной позиции личности, расширение адаптивных возможностей личности, формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
мероприятия, направленные на развитие и коррекцию коммуникативной сферы, развитие различных навыков коммуникации, способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества;
мероприятия, направленные на развитие отдельных сторон познавательной сферы;
мероприятия, направленные на преодоление трудностей речевого развития;
мероприятия, направленные на психологическую поддержку обучающихся с инвалидностью.
В учебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающие занятия со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог и другие) планируются по индивидуально ориентированным коррекционно-развивающим программам.
Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающая работа может осуществляться по программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная и другие), опосредованно стимулирующих преодоление трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации.
2.4.3 Механизмы реализации программы:
Для реализации требований к ПКР, обозначенных в ФГОС СОО, может быть создана рабочая группа, в которую наряду с основными учителями целесообразно включить следующих специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога.
ПКР может быть разработана рабочей группой образовательной организации поэтапно. На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение коррекционно-развивающей работы, анализируется состав обучающихся с трудностями в обучении и социализации в образовательной организации, их индивидуальные образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих детей на предыдущем уровне образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению различных категорий обучающихся.
На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания обучающихся с трудностями в обучении и социализации, организация и механизм реализации коррекционно-развивающей работы; раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы, описываются специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания индивидуально-ориентированной работы могут быть представлены в рабочих коррекционно-развивающих программах, которые прилагаются к ПКР.
На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, возможна ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах, методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с трудностями в обучении и социализации; принимается итоговое решение.
Для реализации ПКР в образовательной организации может быть создана служба комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения и поддержки обучающихся с трудностями в обучении и социализации.
Комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение и поддержка обучающихся с трудностями в обучении и социализации обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом,), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).
Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации обеспечивает системное сопровождение обучающихся с трудностями в обучении и социализации специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов – это консилиумы и службы сопровождения общеобразовательной организации, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с трудностями в обучении и социализации.
Психолого-педагогический консилиум (ППк) является внутришкольной формой организации сопровождения детей с трудностями в обучении и социализации, положение и регламент работы которой разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается локальным актом.