Файл: Федеральная основная общеобразовательная программа среднего общего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 680

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные трудности в обучении и социализации.

Комплексность и системность. Принцип обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции трудностей в обучении и социализации, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем ребенка. Принцип предполагает комплексный психолого-педагогический характер преодоления трудностей и включает совместную работу педагогов и ряда специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог).

2.4.2 Перечень и содержание направлений работы


Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее и психопрофилактическое, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации.

Данные направления отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социализации.

Характеристика содержания направлений коррекционной работы:

Диагностическая работа включает:

выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с трудностями в обучении и социализации при освоении ООП ООО;

проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики психического (психологического) и(или) физического развития обучающихся с трудностями в обучении и социализации; подготовка рекомендаций по оказанию им психолого­педагогической помощи в условиях образовательной организации;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся;


изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающихся;

изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;

системный мониторинг уровня и динамики развития ребенка, а также создания необходимых условий, соответствующих индивидуальным образовательным потребностям обучающегося с трудностями в обучении и социализации;

мониторинг динамики успешности освоения образовательных программ основного общего образования, включая программу коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа включает:

реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с трудностями в обучении и социализации в условиях образовательного процесса;

разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с образовательными потребностями обучающихся с трудностями в обучении и социализации;

организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития, трудностей обучения и социализации;

коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;

развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности;

формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками;

организацию основных видов деятельности обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ, программ логопедической помощи с учетом их возраста, потребностей в коррекции /компенсации имеющихся нарушений и пропедевтике производных трудностей;

психологическую профилактику, направленную на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья обучающихся;

психопрофилактическую работу по сопровождению периода адаптации при переходе на уровень основного общего образования;



психопрофилактическую работу при подготовке к прохождению государственной итоговой аттестации;

развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах, в трудной жизненной ситуации.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с трудностями в обучении и социализации;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения ребенка, в решении актуальных трудностей обучающегося;

консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Информационно-просветительская работа включает:

информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим трудности в обучении и социализации), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с трудностями в обучении и социализации;

проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с трудностями в обучении и социализации.

Перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих мероприятий определяются в соответствии со следующими тематическими разделами:


мероприятия, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной регуляции поведения и деятельности;

мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения, формирование социально приемлемых моделей поведения в различных жизненных ситуациях, формирование устойчивой личностной позиции по отношению к неблагоприятному воздействию микросоциума;

мероприятия, направленные на развитие личностной сферы, развитие рефлексивной позиции личности, расширение адаптивных возможностей личности, формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

мероприятия, направленные на развитие и коррекцию коммуникативной сферы, развитие различных навыков коммуникации, способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества;

мероприятия, направленные на развитие отдельных сторон познавательной сферы;

мероприятия, направленные на преодоление трудностей речевого развития;

мероприятия, направленные на психологическую поддержку обучающихся с инвалидностью.

В учебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающие занятия со специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог и другие) планируются по индивидуально ориентированным коррекционно-развивающим программам.

Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающая работа может осуществляться по программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная и другие), опосредованно стимулирующих преодоление трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации.

2.4.3 Механизмы реализации программы:


Для реализации требований к ПКР, обозначенных в ФГОС СОО, может быть создана рабочая группа, в которую наряду с основными учителями целесообразно включить следующих специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога.

ПКР может быть разработана рабочей группой образовательной организации поэтапно. На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение коррекционно-развивающей работы, анализируется состав обучающихся с трудностями в обучении и социализации в образовательной организации, их индивидуальные образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих детей на предыдущем уровне образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению различных категорий обучающихся.


На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания обучающихся с трудностями в обучении и социализации, организация и механизм реализации коррекционно-развивающей работы; раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы, описываются специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания индивидуально-ориентированной работы могут быть представлены в рабочих коррекционно-развивающих программах, которые прилагаются к ПКР.

На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, возможна ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах, методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с обучающимися с трудностями в обучении и социализации; принимается итоговое решение.

Для реализации ПКР в образовательной организации может быть создана служба комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения и поддержки обучающихся с трудностями в обучении и социализации.

Комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение и поддержка обучающихся с трудностями в обучении и социализации обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом,), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.

Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации обеспечивает системное сопровождение обучающихся с трудностями в обучении и социализации специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов – это консилиумы и службы сопровождения общеобразовательной организации, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с трудностями в обучении и социализации.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) является внутришкольной формой организации сопровождения детей с трудностями в обучении и социализации, положение и регламент работы которой разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается локальным актом.